Дифференциальная психология лекции. Дифференциальная психология. Практикум Психодиагностика
Скачать 253 Kb.
|
Майерс/Брикс E – I – экстраверсия – интроверсия – это некая установка, основание разделения людей, это не типы. Это определенный стиль внутреннего и внешнего мировосприятия и реагирования. Юнг считал, что это разделение имеет глубокие корни. Откуда люди берут психическую энергию? Что это такое? Психическая энергетика – нечто, что питает силы нашей психики. Есть экстраверты и интроверты. Экстраверты эту энергетику берут извне, от интровертов. Для того, чтобы иметь возможность подпитываться, надо общаться с другими людьми. С другой т.з. экстраверсия – это обращенность вовне, это люди, живущие вне себя. Их гораздо больше интересует то, что существует за границами личности. Как понять, что это экстраверт. Экстраверты говорливы, они любят, умеют и много говорят. У ярко выраженных экстравертов мыслительные процессы речевые (вербальное мышление). Может складываться впечатление, что экстраверты думают говоря, или сначала говорят, а потом думают. Интроверты сначала думают, а потом не говорят. Если экстраверт один, то он тоже говорит – разговаривает сам с собой, проговаривает то, что делает. Интроверты обладают следующей особенностью – поскольку из них все энергию высасывают, им приятно побыть наедине с собою. Если интроверту не давать возможности уединиться, то он быстро зачахнет. Им свойственно больше думать и меньше говорить. Из-за этого часто между экстравертами и интровертами возникает недопонимание. Экстравертам шум почти не мешает. Интроверту чаще всего внешние раздражители мешают сосредоточиться. Экстраверт с телевизором общаются, а интроверту телевизор нужен, чтобы побыть одному. N – S – интуитивный – сенсорный – разный способ получения и обработки информации, внешних стимулов. Процессы восприятия. Сенсорный – способ получения информации с помощью органов чувств, из внешних источников. Интуитивы по-другому получают информацию. У сенсорного типа внимание направлено на внешние, чувственные, перцептивные признаки. Интуитива интересует суть, смысл, что это значит для моей жизни. Настроенность на признаки или на сущность довольно сильно различает таких людей. Если эти установки выражены сильно, то такие люди по-разному воспринимают время, пространство. Образ мира у них разный. Для сенсорного типа время – это то, что показывают стрелки часов, оно материально. Для интуитива время – это нечто другое, время относительно. Пример с правой и левой рукой – если одна не справляется, то человек может подключить другую. Также работают и сенсорная и перцептивная установка – дело в их соотношении. Люди могут в разных пропорциях использовать и одну, и другую установку. F – T – чувственный – мыслительный (мыслящий) – что лежит в основаниях мышления, что является его критериями. Процессы мышления. Что люди делают с полученной информацией, как принимают решения. Либо это рациональные, логические структуры, либо это эмоциональные установки. Такие люди по-разному мыслят. P – J - воспринимающий – решающий (решительный) - как решения воплощаются в жизнь (у Юнга плохо прописано). Разные способы поведения людей как разные способы адаптации (ассимиляция и аккомодация). Воспринимающий тип подстраивается под сложившуюся ситуацию. Установка - подстроиться, приспособиться, раствориться в ситуации. Решающий тип старается переструктурировать ситуацию, чтобы она больше соответствовала установкам и задачам. Воздействие на окружение с целью его изменения под себя. Возможны 16 комбинаций этих показателей (например, E S F J) – отсюда 16 типов. Эта классификация не имеет клинического оттенка. Мы не будем подробно рассматривать каждое из этих сочетаний, есть книги Крегера/Тьюсона - «16 типов личности и бизнес», «16 типов личности – 16 дорог любви». Критерии отбора людей для исследования (хотя бы один человек должен выполнить все эти методики): 1. это не должен быть эмоционально близкий человек. С ними тяжело работать, будут постоянно вклиниваться отношения. Потом, у нас есть сложившийся образ этого человека, когда будем проводить методики, можем много лишнего узнать. 2. не надо брать психически больных людей. 3. не надо брать психологов, тех, кто учится или интересуется психологией (психологически интоксицированные люди). 4. возраст от 20 до 40 лет. 5. не надо брать беременных женщин и женщин с маленькими грудными детьми. Обратная связь – сообщение информации клиенту. Будем учиться по ходу. NB:Через субботу взять в учебной части комплект методических материалов. Нужно будет сначала самим на себе провести все опросники. Это будут следующие методики: 1. методика свободного самоописания (МССО). Нужно обязательно начинать с нее. Остальные методики можно варьировать. Это полупроективная (рефрактивная) техника, у нее «глухая» инструкция. Инструкция: «Опишите себя так, чтобы было понятно, что вы за человек. Что наиболее существенно в вас, как в личности». Без всяких комментариев. У человека возникает сопротивление, и это нормально. Это повышает тревожность. Чтобы ее погасить, возникает много вопросов: сколько писать, что писать, как писать… Все пояснения даются только текстом самой инструкции. Человек должен это написать от руки на обычной, неразлинованной бумаге. В самых редких случаях можно дать эту методику на дом, но это не желательно. Лучше всего в нашем присутствии. 2. MMPI. 40 мин-120 мин. 3. 16 личностных факторов Кеттела. 20 – 40 мин. 4. методика исследования самоотношения (МИС). 15-30 мин. 5. опросник уровня субъективного контроля (УСК). 15-30 мин. 6. опросник Кейрси (Кирси) – выявление установок в терминах Юнга и Маейрс/Брикс). 15-30 мин. 7. рисунок несуществующего животного (РНЖ). 1-1,5 ч. Нужно провести беседу. 8. краткий отборочный тест (КОТ). 15 мин. Задачи на время. Решить как можно больше за 15 мин. Хотя бы один человек должен выполнить все эти методики. На 1 встрече проводится 1 и 2 методика (МССО и MMPI). Между опросниками лучше тиснуть КОТ и РНЖ, чтобы разнообразить работу. Где встречаться? Нужен стол. Нужно иметь возможность наблюдать за испытуемым и быть с ним в речевом контакте. Не нужно также садиться напротив него. Лучше в паре метров сбоку. Вести протокол, что там происходит. Фиксировать все вопросы, все нестандартные реакции. Есть «нулевая» методика, где мы должны зафиксировать некоторые данные об испытуемом, где мы выявляем объективные данные. Сколько лет, где живет, с кем, женат/не женат, дети, есть ли проблемы, какие запоминающиеся моменты в жизни, как рос, где родился, какие отношения с родителями. Наши собственные впечатления и сведения играют не менее важную роль, чем тесты – это поведенческий портрет пациента. Где можно проводить? Где угодно, главное, чтобы ничего не отвлекало. Как можно мотивировать своего клиента, чтобы он работал? Нужно это мотивацию разглядеть, а потом поддерживать или видоизменять. Какие могут быть мотивы? Мотив самопознания. Нужно сказать человеку, что я собираюсь сделать. Позиция честная и равная (взрослый-взрослый). Мы изучаем психологию, у нас есть задание, но это профессиональные методики, будем обсуждать результаты с профессиональными диагностами, и результат будет профессиональным – есть возможность узнать о себе что-то новое и интересное. Другие мотивы. Нам могут хотеть помочь. Мотив доминировать – многие люди не любят научную психологию и психодиагностику, мотив ущучить. Мотив подтвердить или опровергнуть какую-либо гипотезу о себе. Есть люди, которые хотят о себе что-то конкретное узнать, причем сильно хотят. Позиция равная, но закрытая, но не полностью закрытая. Придется мотивацию поддерживать. А обратной связи лучше не давать, пока мы не проведем все методики. Но иногда человека нужно подпитать. Человеку нужно давать ту информацию, которая была получена в результате применения методик и которую человек и так про себя знает (например, из МССО) – но лучше не в его терминах, но и не в клинических. Если мы даем не в его терминах, то он воспримет это как новую информацию, примет ее и зауважает нас. Поэтому лучше начинать с 2х испытуемых, неизвестно, кто дойдет до конца. Как делаются методики? Психометрические понятия. Любая психодианостическая методика нужна для того, чтобы выявить какое-либо психическое свойство. Если мы хотим выявить у человека, к примеру, тревожность, нам для начала нужно сформулировать, что мы имеем в виду под понятием тревожность. Мы можем выявить свойства только по их проявлениям. У нас есть 20 проявлений тревожности, на каждое проявление мы составили по 5 вопросов. Вопросы лучше задавать косвенные. Нужно понимать, на что работают ответы. К примеру, все «согласен» работают на тревожность. Или приписываем «да» только тем вопросам, которые направлены в сторону тревожности. Нужно знать ориентацию вопросов в ту или иную сторону – это ключ опросника. В каком-то случае «да» дает нам 1, а в каком-то 1 дает «нет». Совпадение с ключом дает «+», любое несовпадение дает «-». В каком случае мы имеем право складывать пункты – только если они все про тревожность. Чтобы создать грамотную методику нужно, в первую очередь, проверить информативность пункта. Пункты, на которые все отвечают одинаково, не отвечают критерию информативности (85% на 15%). Обычно 1/3 или ¼ оказывается неинформативной. Потом происходит проверка валидности методики – степень нашей уверенности в том, что методика диагносцирует именно то свойство, которое призвана диагносцировать. Как можно это проверить? Мы можем взять какую-то другую методику, которой мы доверяем, и сравниваем результаты (независимые оценки). Можем посчитать линейную корреляцию. Если корреляция высокая, то это хорошо. Если корреляция близка к нулю, то либо наша методика плохая, либо другая, либо они обе не про тревожность. Хороший возраст для методики (MMPI и Кеттела – им больше полувека). Понятие надежности (точности, объективности). Мы проверяем, насколько каждый из пунктов связан с интегральной оценкой. Таким образом мы можем проверить каждый пункт. После этого у нас треть или половина будет плохой. Когда остались те пункты, которые высоко коррелируют с тревожностью, тогда мы эти пункты можем складывать. Чтобы сделать хорошую методику, нужно лет 10. 07.03.09 Бодалев, Столин «Общая психодиагностика». Самосознание Один аспект – это то, как человек себя видит, представляет, это образ Я или концепция Я. Вторая сфера связана с эмоционально-ценностным аспектом своего Я – в широком смысле это проблема самооценки. А что вообще такое человеческое Я? Это некая самоочевидность – каждый из нас знает, что это пресловутое Я у него существует. Если разбираться, то очень много непонятного. Со времен Джемса мало что изменилось, вслед за ним под Я понимают несколько ракурсов рассмотрения. Поскольку в английском языке несколько слов обозначают я, то он к этим словам привязал разное содержание. I – некая экзистенциальная имманентная часть, откуда исходят наши мысли. эмоции, усилия. Это некая точка, откуда исходит вся активность того или иного человека. Что это само по себе – не очень понятно, но самоочевидно. Под ME понимается то, что человек относит к собственному Я. Каждый понимает это по-своему, граница ME очень индивидуальная (тело, ситуация, эмоциональные связи, одежда). Под SELF чаще всего понимается образ Я, то, как человек себе это представляет, рефлексивный аспект. Чем дольше пытаются изучать эти аспекты, тем более зыбкими становятся эти категории. Внутреннее Я как бы для нас одинаково всегда, у нас есть ощущение внутреннего тождества своего Я, несмотря на взросление, развитие. Ощущение Я остается прежним, хотя меняются все компоненты (ME, SELF, I). Что его склеивает? По-видимому, это некий социальный феномен, нужно иметь некое ощущение тождественности своего Я, иначе все расклеится. Проблема идентичности, тождественности. Еще одна проблема: I - оно одно или их несколько? Мы с собой разговариваем. Любой диалог предполагает хотя бы две инстанции, причем нетождественные. Если I не одно, то сколько их? У нас бывает целый ансамбль голосов, а если это ансамбль, то разрушается тождество. Выход: в каждой момент времени мы можем пребывать только в одном Я, поэтому у нас и есть ощущение тождества. Ощущение, что Я всегда одно, а на самом деле мы прыгаем с одного Я на другое. Человек – существо социокультурное, у человека формируются разные подструктуры – мы в разных ситуациях разные. В разных ситуациях действуют разные Я, которые ведут себя по-разному. Защитные механизмы самосознания – когда мы белые и пушистые, мы это фиксируем, а когда мы злые и мерзкие, то вроде как это и не я. Из этого всего в конце концов слепливается образ Я. Множественное Я (множественные личности) – интегративные механизмы, которые позволяют нам ощущать внутреннее тождество, рушатся (при некоторых формах шизофрении). (Опыты Тимоти Лири с ЛСД, пока его не запретили). У одной дамы было 17 субличностей. Кое-какие субличности друг о друге знали, а некоторые – нет (амнестический барьер). В таком случае нельзя взаимодействовать в обществе – от нас ожидают тождественности Я. Откуда берется представление человека о себе? Есть несколько источников этой информации, которые изучаются. Во-первых, мы узнаем о себе от других. Хотя в западной культуре не принято давать человеку напрямую оценки. Можно ли доверять этой информации? Есть субъективные искажения, есть социокультурные нормы, есть собственные барьеры, защитные механизмы личности – информация искажается, но что-то все равно остается. Во-вторых, это переживание успеха и неудачи, механизмы подкрепления. Это дает нам представление о собственных возможностях, о том, что мы можем или не можем и определяет уровень притязаний. Переживание успеха – подкрепление той деятельности, которая привела к успеху. Переживание успеха ведет к росту самооценки, а, следовательно, и к росту притязаний. Переживание неуспеха – отрицательное подкрепление, позволяет нам в дальнейшем не совершать глупости. Как люди подают себя другим людям? Когда мы как-то себя ведем, мы исходим из образа этой ситуации. В образ ситуации всегда входит образ самого себя в этой ситуации. Человек воспринимает себя так, каким он хочет показаться окружающим. Обратная связь от других и учет результатов собственной деятельности могут лишь скорректировать этот образ. Образ Я изначально ложный. То, как мы пытаемся представиться окружающим, не дано изначально, это задано. Мы всегда живем в ситуации искаженной реальности, как внешней, так и внутренней. Каждый типаж по-своему искажает реальность. Адекватность образа Я. Нужно иметь в виду, что есть что-то, что является настоящим образом Я. Содержание образа Я – самоотчеты. Метод свободного самоописания. Но это заведомо самопрезентационный образ. Он пишет то, что хочет, чтобы мы прочитали о нем. Образ Я изучается описательно по своему содержанию. Образ Я потенциально бесконечен, и очень индивидуален. Есть вещи, которые заданы культурно-историческим контекстом. В первых трех предложениях теста 20 слов бывает социокультурная, половая принадлежность (я отец, я директор, я мужчина). Это называется социально желательным аспектом образа Я. Каждый из нас считает себя чуть получше окружающих. Это необходимо. Если человек сильно выделяется, то мы считаем такого человека выскочкой, самодовольным, с завышенной самооценкой. Другой аспект – это эмоциональное отношение человека к самому себе. Скорее всего, мы к человеку как-то относимся и уже через эту призму как-то его себе представляем, а не наоборот. Поэтому женщины часто влюбляются в мерзких типов. То же самое справедливо и в отношение собственного Я. Человек существо социальное. Отношение к себе берется из отношений с другими людьми. Мы относимся к себе по-разному в зависимости от того, где локус Я в данный момент. Наши Я взаимодействуют друг с другом и относятся друг к другу по-разному. Прежде чем что-то было создано, это существовало сначала в виде образа, каждая вещь. Откуда взялся самый первый образ? Божественное происхождение и точка зрения Платона (идеи в форме эйдоса). Мамардашвили/Пятигорский «Пять очерков о метатеории сознания». Все есть чей-то образ, потом это воплощается. Откуда берется отношение к другим людям? Мы к ним относимся через призму социокультурных критериев и собственных мотивов. Если человек воспринимается как препятствующий нашим мотивам, то мы сначала по отношению к нему будем испытывать тревогу, которая потом может трансформироваться во что-то другое. Что значит кого-то оценивать: он умный. Нужен сам критерий ума, то, относительно чего он оценивается и сама операция социального сравнения. Кроме когнитивного процесса есть процесс эмоционально ценностный. Можно высоко оценивать человека и плохо к нему относиться и наоборот. Оценочные и самооценочные процессы действуют по одним законам, а эмоциональные процессы – по другим. Эмоциональные процессы берутся из детства, от груди. Эти две системы постоянно переплетаются. Как можно доказать, что это разные процессы? Тестировали абитуриентов: сначала до экзаменов, а потом 2 группы: провалившихся и поступивших. Когда дети провалились на экзамене, им ударили по оценочной системе. Можно прогнозировать, что у тех, кто поступил, самооценка вырастет, а у тех, кто провалился – снизится. Но есть еще и эмоциональное отношение к себе, которое по идее не должно никак измениться. В реальности: у непоступипших самооценка упала, а эмоциональное отношение выросло (я прошел через это испытание и стал себе еще ближе, ценнее). У поступивших эмоциональное отношение осталось таким же, а самооценка выросла. Если удар приходится на эмоциональную сферу, то такие люди часто обращаются за психологической помощью – переживать состояние, когда ты сам себе мерзок, очень тяжело (оценочные компенсации типа «я не очень красивый, зато богатый» не работают). Детям, подросткам, юношам присуща эмоциональная система. Оценочная система берется от взрослых. В подростковом возрасте эти системы начинают конкурировать. У взрослых первая начинает подчиняться второй. Феномен локус-контроля. Есть люди, которые результаты своей деятельности связывают с самим собой (это я делал). Есть люди, которые считают, что результаты получились случайно или так сложились обстоятельства, судьба (экстерналы – у них внешний локус-контроль). Для них не подходит работа с подкреплением. В сфере достижений может быть один локус-контроль, а в сфере неудач – другой. Например, неудачи приписываются себе, а удачи – внешним обстоятельствам (по такому механизму живет большая часть тревожных личностей, поэтому у них чаще всего низкая самооценка). Или наоборот – удачи принадлежат себе, а в неудачах виноваты внешние обстоятельства. Методика УСК (уровень субъективного контроля), разработал А. Эткинд. Работает эта методика не очень хорошо, но надо ознакомиться. Научение не наступает, если нет возможности реализовать действие – выученная беспомощность (дезадаптивное поведение). Также влияет установка относительно предсказуемости и непредсказуемости мира вообще. Мы не считаем, что возможно все, также мы не считаем, что все зависит только от нас (дождик идет сам по себе). Локус-контроль вырабатывается только в зоне предсказуемости. Там, где от меня ничего не зависит, он не вырабатывается. |