Главная страница
Навигация по странице:

  • ) и усредненной субъективной оценки (lg R t

  • Задание 1 методы измерения порогов чувствительности классические методы)

  • ИССЛЕдОВАНИЕ ФЕНОмЕНОВ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИяТИя раздел а Теория Восприятие как комплексный процесс

  • Цель занятия наблюдение и описание явлений одновременного и последовательного светового и цветового контрастов.Оборудование

  • Общая психология. Общая психология_сенсорноперцептивные процессы. Практикум рекомендовано методическим советом урФу в качестве учебнометодического пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки


    Скачать 2.61 Mb.
    НазваниеПрактикум рекомендовано методическим советом урФу в качестве учебнометодического пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки
    АнкорОбщая психология
    Дата19.02.2023
    Размер2.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбщая психология_сенсорноперцептивные процессы.pdf
    ТипПрактикум
    #944764
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Цель занятия
    сравнение психофизических функций оценки и отмеривания коротких временных интервалов.
    Оборудование
    Электронный секундомер, лист бумаги формата а, карандаш.
    ход исследования
    проводятся три серии экспериментов.
    Серия 1. Оценка пустых временных интервалов
    Экспериментатор берет секундомер. по сигналу включившего секундомер экспериментатора испытуемый начинает оценивать
    пустые, те. незаполненные никакой деятельностью, в том числе и счетом, временные интервалы – необходимо ориентироваться только на субъективные ощущения их длительности. испытуемый говорит стоп в тот момент, когда, по его мнению, заканчивается заданный временной интервал. для оценки предлагаются временные интервалы длительностью 3, 5, 7, 10, 15, 20, 30,
    60 секунд (тестовые временные интервалы. все эксперименты первой серии проводятся троекратно. временные интервалы предъявляются для оценки в случайном порядке. Экспериментатор фиксирует по секундомеру то количество секунд, которое, по мнению испытуемого, соответствует заданному временному интервалу, а секретарь записывает полученные данные. результат эксперимента при выполнении домашнего задания оформляется так, как показано в табл. Таблица Оценка испытуемым длительности временных интервалов*

    тестовый временной интервал, с повторность повторность повторность субъективная длительность временного интервала
    (R
    t
    ), с логарифм субъективной длительности временного интервала
    (lg субъективная длительность временного интервала
    (R
    t
    ), с логарифм субъективной длительности временного интервала
    (lg субъективная длительность временного интервала
    (R
    t
    ), с логарифм субъективной длительности временного интервала R
    t
    )
    3 5
    7 10 15 20 30 далее в скобках указывается серия эксперимента
    Серия 2. Отмеривание временных интервалов с помощью ритмической деятельности
    испытуемый берет секундомер.по сигналу экспериментатора он включает его и с закрытыми глазами начинает отмерять заполненные временные интервалы, те. подсчитывает в уме либо отстукивает карандашом то количество секунд, которое предлагает экспериментатор. секундомер испытуемый выключает в тот момент, когда, по его мнению, заканчивается данный временной интервал. для оценки предлагаются в случайном порядке те же временные промежутки, что ив серии 1. все эксперименты второй серии проводятся троекратно. Экспериментатор фиксирует по секундомеру то количество секунд, которое испытуемый затратил на отмеривание заданного интервала, а секретарь записывает эту информацию. при обработке результатов полученные данные оформляются так, как показано в табл. Серия 3. Кросс-модальный подбор как метод оценки временных интервалов

    Экспериментатор берет секундомер. по сигналу экспериментатора испытуемый начинает отмерять предложенное количество секунд, рисуя на бумаге сплошную линию, и обрывает ее, говоря стоп, в тот момент, когда, по его мнению, заданное время истекло. для оценки предлагаются в случайном порядке те же временные интервалы, что ив серии 1. все эксперименты третьей серии проводятся троекратно, экспериментатор фиксирует по секундомеру то количество секунд, которое испытуемый затратил, рисуя сплошную линию в течение заданного интервала. полученные данные оформляются секретарем так, как показано в табл. Обработка результатов. вычислите средние значения логарифмов оценок и отмеривания и составьте сводную таблицу результатов экспериментов по образцу табл. 11.
    2. постройте график зависимости оценки и отмеривания от длительности временных интервалов. по графику рассчитайте показатели степени функций стивенса для каждой серии
    экспериментов. полученные данные сравните между собой и сделайте вывод об особенностях оценки и отмеривания временных интервалов в конкретных экспериментальных условиях серии Таблица Логарифмы объективной длительности (lg t) и усредненной субъективной оценки (lg R
    t
    ) временных интервалов
    тестовый временной интервал, с lg t
    lg серия серия серия 3 3
    0,48 5
    0,70 7
    0,85 10 1,00 15 1,18 20 1,30 30 1,48 60 1,78 3. сопоставьте результаты, полученные у двух испытуемых. определите, кто из них и при каких экспериментальных условиях при пассивной оценке пустых промежутков времени, отмеривании, моторной активности) наиболее адекватно воспринимает короткие временные интервалы. подготовьте в соответствии с установленными требованиями письменный отчет о проделанной работе.
    Контрольные вопросы и задания. какие методы могут применяться для определения величины абсолютного порога кожной пространственной чувствительности. какие участки кожных покровов являются наиболее чувствительными. какие основные параметры характеризуют структуру кинестетической чувствительности. какие методы используются для определения величины разностного порога кинестетической чувствительности. какой метод исследования, наш ваш взгляд, является наиболее эффективным для определения порога различения массы. приведите основные характеристики метода границ, использующегося для определения порогов слуховой чувствительности. какой вид ошибки встречается чаще всего при определении порогов слуховой чувствительности. Что является значением абсолютного порога зрительной чувствительности. с помощью какого метода проводится определение нижнего абсолютного порога зрительной чувствительности. какие методы могут применяться для изучения восприятия длительности временного промежутка. Чем объясняются закономерности восприятия и оценки временных промежутков. в чем состоит разница между непосредственными опосредованным восприятием времени. назовите методы определения субъективной визуальной оценки пространственных характеристик. с чем связаны пороговые различия при определении субъективной визуальной оценки пространственных характеристик. перечислите методы определения дифференциальных порогов для дискретного множества. Чем обусловлены индивидуальные различия при определении дифференциальных порогов для дискретного множества
    Задания для самостоятельной работы
    Задание 1 методы измерения порогов чувствительности классические методы)
    приведенные ниже фразы соотнесите с соответствующей колонкой таблицы.
    стимулы предъявляются не в порядке возрастания или убывания их величины, а в произвольной (случайной) последовательности.
    предполагаются активные манипуляции испытуемого с сигналом испытуемому предъявляется основной сигнал, который может быть либо обнаружен, либо не обнаружен.
    тестовые сигналы предъявляются либо в порядке возрастания их величины (возрастающая, восходящая серия, либо в порядке ее убывания (убывающая, нисходящая серия).
    за пороговую точку принимается такая величина стимула, которая в 50 % случаев испытуемым обнаруживается, а вне обнаруживается.
    испытуемый должен медленно вращать рукоятку управления сигналом почасовой стрелке (увеличение) до тех пор, пока сигнал не появится.
    Метод установки метод средней ошибки)
    Метод констант метод постоянных раздражителей)
    Метод границ метод минимальных изменений
    Задание 2 Определение порогов чувствительности
    вставьте в приведенный ниже текст пропущенные слова.
    Методы измерения дифференциальных порогов имеют много общего с методом измерения абсолютного порога чувствительности. тем не менее у них есть и своя специфика. в каждой серии эксперимента испытуемому предъявляют не один стимула два первый из них служит в качестве
    ____________________________ и остается постоянным в течение всего опыта. второй (тестовый) стимул в течение опыта постоянно. если речь идет о сравнении двух стимулов, то категории ответов испытуемых существенно меняются. при использовании классических методов испытуемый в каждой пробе должен давать один ответ из трех возможных « < » (меньше, те. тестовый стимул ______________ стандарта « > » (больше, те. тестовый стимул _____________ стандарта и, наконец,
    « = » (равно, если испытуемый считает оба стимула субъективно
    ___________________.
    Часть 2
    ИССЛЕдОВАНИЕ ФЕНОмЕНОВ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИяТИя
    раздел а Теория
    Восприятие как комплексный процесс
    восприятие в истории человеческого развития неразрывно связано с практикой. данный процесс является чувственным отображением предмета или явления объективной реальности, воздействующей на наши органы чувств. причем у человека не только формируется чувственный образно и происходит осознание обнаруженного объекта или явления как целого, различение в нем отдельных признаков. восприятие строится на чувственных данных, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент, но отнюдь не сводится к простой сумме ощущений оно всегда является сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. являясь формой чувственного отражения действительности, восприятие включает и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его эмоции. при отражении объективной действительности через восприятие преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего (см [4, с. Иллюзии и их причины
    иллюзии – это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, несоответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. термин искаженное означает, что видимое или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной
    ситуации искажение может быть устранено, например, при помощи измерения [6, с. 234]. так, широко известна иллюзия
    Мюллера – лайера: в завимости от угла наклона линий, ограничивающих равные отрезки, длина последних воспринимается по-разному. в большинстве случаев отрезок, ограниченный линиями, расположенными по отношению к нему под углом более 90°, кажется длиннее отрезка, ограниченного линиями, образующими с ним углы менее в настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например та же иллюзия Мюллера – лайера.
    примером проприоцептивной иллюзии может служить пьяная походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля – уходящей из-под ног, как при сильной вертикальной качке.
    слуховые иллюзии – это, например, эффект чревовещателя или приписывание голоса кукле, а не артисту (подробнее см [4, с. вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. например, соль может придать чистой воде кислый вкуса сахароза заставить ее горчить.
    зрительные иллюзии (в обыденной речи – обманы зрения) – искаженное восприятие реальных предметов. особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, формы, величины предметов и углов, расстояний между предметами и т. да также иллюзии, связанные с движением.
    из соображений удобства выделяют 3 типа зрительных иллюзий (см [1, св соответствии с причинами, их вызывающими.
    иллюзии первого типа связаны с физическими процессами явлениями) и не зависят (или мало зависят) от жизненного опыта субъекта. например, деревянная палочка, опущенная вводу под некоторым углом, на границе воды и воздуха кажется нам
    переломленной. причина – различный коэффициент преломления света в воздушной и водной среде. к этому же типу иллюзий можно отнести мираж в пустыне человек видит те объекты, которые реально существуют (например, город, оазис и пр, нов другом месте (иногда – на удалении до нескольких десятков километров. причиной такого явления считают изменение оптических свойств некоторых слоев атмосферы, в данном случае играющих роль зеркала, отражающего реальные объекты.
    зрительные иллюзии второго типа объясняются физиологическими процессами в рецепторном аппарате глаза. Это и феномены одновременного и последовательного цветового контраста, обусловленные особенностями работы цветовоспринимающих нейронов зрительной коры, и некоторые зрительные иллюзии, связанные сдвижением (стробоскопический эффект и т. д. хорошо известна также иллюзия приближения демонстрирующегося на экране объекта при быстром увеличении размера последнего. вспомним хотя бы первый кинофильм, снятый братьями люмьер: иллюзия мчащегося на зрителей поезда была настолько сильна, что некоторые слабонервные люди в ужасе сбегали из кинозала.
    наконец, к третьему типу зрительных иллюзий можно отнести иллюзии, связанные с психологическими процессами, или, иначе, с извлечением зрительной информации. в отличие от зрительных иллюзий первого и второго типа, которые являются врожденными и от жизненного опыта не зависят, иллюзии третьего типа возникают лишь при достижении человеком определенного возраста (как правило, возраста 10–12 лет. так, большинству взрослых людей кажется, что солнце или луна выглядят над горизонтом крупнее чем в зените, хотя углы зрения, под которыми мы воспринимаем диаметр этих светил, в томи другом случае абсолютно равны. в этом можно убедиться, глядя в оптический прибор с проградуированной шкалой (бинокль, телескоп и пр. или, допустим, на расстоянии 500 метров от нас пролетает самолета) высоко над головой б) над крышами домов. несомненно, что во втором случае он будет казаться больше, так как мы сравниваем размер самолета с размерами находящихся на земле объектов с высотой зданий и т. д
    причины, лежащие в основе зрительных иллюзий, многообразны и на сегодняшний день полностью не изучены. одни иследователи объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д, другие – влиянием центральных факторов, связанных с жизненным опытом субъекта.
    для объяснения механизма формирования иллюзий был выдвинут целый ряд теорий (см. об этом [6, с. 147]). по мнению автора теории механизмов и моделей восприятия иллюзий и. рока, иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. если, скажем, нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым. теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий эффектом асимметрии. та же иллюзия Мюллера – лайера является, скорее, результатом удлиняющего эффекта ограничительных линий, расходящихся от отрезка, а не сокращающего эффекта линий, к отрезку сходящихся.
    Феномены конфигурации воспринимаются не отдельно, а вместе с контекстом (окружением) (рис. абрис. 6. примеры зрительных иллюзий а) иллюзия Мюллера – лайера; б) иллюзия у. Эренштейна квадрат кажется искаженным
    наше восприятие зависит и от фона, на котором предъявляются объекты (рис. рис. 7. иллюзия одновременного цветового контраста одно и тоже цветовое пятно на разном цветовом фоне воспринимается по-разному. Этот эффект используют дизайнеры, чтобы привнести цветовую яркость, если краски однообразны см [1, c. таким образом, одной из важных проблем психологии чувственного познания является проблема феноменов субъективного восприятия. изучение этой проблемы приведет к пониманию психофизических закономерностей ощущения и восприятия, использованию их в практической деятельности, связанной с сен- сорно-перцептивными процессами (в деятельности радистов, телеоператоров, акустиков, дизайнеров и др.).
    раздел б Практика
    практическое занятие Исследование феноменов одновременного и последовательного светового и цветового контраста
    контрастная чувствительность – это способность глаза различать участки объекта, незначительно варьирующиеся по освещенности
    подо дно временным контрастом понимают изменение световых или цветовых ощущений, возникающих в результате действия других световых или цветовых раздражителей.
    примером одновременного светового контраста может служить тот факт, что два одинаковых серых бумажных квадрата выглядят по-разному, если один из них лежит на белоснежной скатерти, а другой – на черном бархате. серый круг воспринимается на светлом фоне иначе, чем на темном (рис. рис. 8. пример одновременного светового контраста одновременные цветовые контрасты создаются в результате определенных сочетаний основного цвета и фоновых цветов. серый цвет на красном фоне приобретет зеленоватый оттенок, на зеленом – малиновый, на синем – желтоватый. Желтое на красном покажется зеленоватым, на зеленом – оранжевым, на синем – более насыщенным желтым.
    Феномен контраста объясняют индуктивными процессами как в периферических, таки в центральных отделах зрительной сенсорной системы. Эти процессы обусловливает возникновение не только одновременных, но и последовательных контрастов. подп осле до вате ль н ы м контрастом понимают те изменения в световом или цветовом ощущении, которые возникают в результате того, что глаз подвергался ранее какому-либо другому световому раздражению. последовательный контраст также может быть либо световым, либо цветовым, либо же теми другим одновременно. при длительной визуальной фиксации цветового предмета последовательная индукция будет выражаться в появлении образа того же предмета, нов оппонентном цвете (рис. 9).
    рис. 9. пример одновременного и последовательного светового и цветового контрастов
    Цель занятия
    наблюдение и описание явлений одновременного и последовательного светового и цветового контрастов.
    Оборудование
    комплект карточек для выявления светового и цветового контрастов размером 10 × 10 см.
    ход исследования
    испытуемый садится за стол напротив экспериментатора. Экспериментатор кладет на стол карточки из набора и предъявляет их испытуемому в сочетаниях, создающих эффекты одновременного и последовательного цветового и светового контрастов. особенности восприятия испытуемым цвета на карточках фиксируются секретарем.
    Обработка результатов. сгруппируйте карточки соответственно цветовым сочетаниям, обусловливающим наблюдавшиеся входе эксперимента феномены, и зарисуйте их в тетради. сделайте выводы о влиянии субъективных и объективных факторов на проявление описанных выше феноменов. подготовьте в соответствии с установленными требованиями письменный отчет о проделанной работе
    практическое занятие 2.2 Знакомство с феноменом заполнения
    в XVII в. французский физик Э. Мариотт первым описал слепое пятно на сетчатке глаза. ученый обнаружил в органе зрения оптический диск – область сетчатки, к которой прикреплен зрительный нерв, и установил, что, в отличие от других областей сетчатки, этот диск не обладает чувствительностью к свету. опираясь на имеющиеся у него знания оптики и анатомии глазного яблока,
    Мариотт пришел к выводу, что в поле зрения каждого глаза должен существовать небольшой участок, где глаз не видит.
    таким образом, в сетчатке глаза имеются) слепое пятно, место вхождения зрительного нерва на этом участке сетчатки отсутствуют как колбочки, таки палочки) желтое пятно с небольшим углублением – центральной ямкой в нем находятся только цветовые рецепторы – колбочки.
    колбочки и палочки распределены в сетчатке неравномерно. наибольшее количество колбочек содержится в середине центральной ямки, а к периферии оно постепенно уменьшается. плотность палочек максимальна вокруг центральной ямки. слепое пятно располагается на расстоянии примерно 4 мм от желтого пятна и имеет диаметр 1,5 мм.
    опыт, проведенный Э. Мариоттом для демонстрации слепого пятна (в литературе он таки называется – опыт Мариотта), заключается в следующем. берется специальный рисунок, на котором изображены на сплошном черном фоне белый круги крестик рис. 10). испытуемый закрывает левый глаз и располагает страницу перед правым глазом на расстоянии 20–25 см, концентрируя внимание на крестике, после чего медленно приближает рисунок к глазу. на некотором критическом расстоянии диск окажется в пределах слепого пятна глаза и полностью исчезнет. Фактически он воспринимается слившимся с окружающим его фоном. Этот зрительный эффект называется заполнением. Феномен заполнения проявление более общего механизма восприятия, названного интерполяцией поверхности. заполнение происходит на самых ранних этапах восприятия, оно не является рассудочным,
    те. не основано на представлениях о томна что должен быть похож тот или иной объект рис. 10. схема опыта Э. Мариотта:
    А – расстояние от точки фиксации (крестика) до объекта a – проекция объекта на сетчатке α – угол преломления лучей света, попадающих в оптический аппарат глаза n – место вхождения в сетчатку зрительного нерва (слепое пятно
    fc – центральная ямка
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта