Нигилизм в РБ. Чистовой вариант курсовой Правовой нигилизм — 2. Правовой нигилизм, его источники и пути преодоления в белорусском обществе
Скачать 58.42 Kb.
|
МИНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Коммуникаций и права Специальность 1-24 01 02 Правоведение УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой ПД Н.П. Матузаник «»2020 года З А Д А Н И Е на курсовую работу по дисциплине: «Общая теория права» студентке Сорокиной Светлане Александровне группа №191201з Тема: «Правовой нигилизм, его источники и пути преодоления в белорусском обществе» Срок сдачи студентом законченной курсовой работы: 24.04.2020г. Исходные данные: Человек. Общество. Государство: Учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 4кн. Кн. 4. Человек в мире культуры/ Т. М. Алпеева, Е.В.Беляева, Г.А. Василевич и др.: Под ред. Ю. А. Харина. – Мн.: Нар. асвета, 2002. – 191 с: ил. и др. Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график:
РуководительА.Ф. Лебедев Задание принял к исполнению.с . С. А. Сорокина (подпись студента) « 1 » апреля 2020г. РЕФЕРАТ курсовой работы «Правовой нигилизм, его источники и пути преодоления в белорусском обществе» Объем работы 30 с., в том числе 18 наим. лит. Ключевые слова: личность, государство, право, правовой нигилизм, правосознание. В курсовой работе исследуется проблема правового нигилизма, его источники и пути преодоления в белорусском обществе. В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы: 1. Правовой нигилизм - опасное явление, характеризующее состояние общества, отрицающего, не воспринимающего либо игнорирующего правовые нормы как таковые. Это разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, и выражающееся в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные аитиправовые установки и стереотипы есть элемент общественного сознания и национальной психологии. Речь идет о невостребованности права обществом. 2. Выделяют следующие основные формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.). 3. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти». Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе. Отождествления «право» - «указ монарха» не происходило. Наряду с этим, право зачастую имело только лишь карательный характер, именно поэтому и формировалось неправильное правопонимание, а это основной источник правового нигилизма. 4. Корни этого недуга уходят в далекое прошлое. В специальной литературе отмечается, что юридические доктрины в России отражали широкий диапазон взглядов - от правового нигилизма до правового идеализма. Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, монархом, нежели с юридическими нормами. Сегодня главный источник правового нигилизма - кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. 5. Преодоление правового нигилизма - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право. В конечном счете все способы, средства, пути преодоления правового нигилизма связаны с выходом общества из состояния глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от самой личности, ее активной наступательной позиции, способности противостоять силам зла. Важным фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности на всех уровнях и повышение компетентности представительной и исполнительной власти. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 6 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ…………………………………………………………………….... 8 Понятие правового нигилизма…………………………………….. 9 Формы правового нигилизма………………...…………………… 12 АСПЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА...................................................................................................... 17 Исторические аспекты правового нигилизма……………….........17 Литературные аспекты правового нигилизма………………...…..19 ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….. 21 Причины правового нигилизма……………………………………21 Пути преодоления правового нигилизма в Республике Беларусь. ……………………………………………………………………………….…. 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….. 29 ВВЕДЕНИЕ Тема неуважения к праву (правовой нигилизм) была актуальна с момента зарождения юридических институтов, как в нашей стране, так и в Европе, но теперь ее актуальность достигла своего предела – с развитием рыночных отношений и с обновлением правовой системы, юридический нигилизм процветает, как никогда. Правовой нигилизм, как свойство общественного группового и индивидуального сознания и как социальное явление, имеет различные формы проявления: от безразличного отношения к значению и роли права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного недоверия к праву и негативного к нему отношения. Сегодня очень четко наблюдается ситуация, при которой откровенно игнорируются и нарушаются законы, они не исполняются, их не ценят и не уважают. Люди по большей мере, попросту перестают верить в силу закона и в действенность правоохранительных органов. Уровень мошенничества, взяточничества, преступности, нарушения собственных уполномочий зашкаливает. И исходя из такой социальной обстановки, данная проблема требует скорейшего решения. В настоящее время проблема правового нигилизма не исследована должным образом в юридической науке. В современной юридической и правовой системе проблема искоренения правового нигилизма является стратегической. Ведь правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей личностную и социальную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Существуют два подхода к праву. Первый представляет собой огромную ценность права, как средство развития и упорядочения общественных отношений, второй – скептическое, враждебное или же безразличное отношение к праву. Наиболее полным выражением первого подхода к праву является юридическое мировоззрение, оно объединяет самые разные научные школы, которые весьма существенно различаясь в содержательном и методологическом планах, признают значимость права, юридических процедур, для развития общества. В основе классификации форм правового нигилизма лежат два критерия. Один критерий - степень выраженности отрицания существующих ценностей и норм культуры. Второй критерий выражается в двух формах: 1) правового цинизма; 2) правового скепсиса. Правовой нигилизм часто проявляет себя в форме цинизма. При исследовании такого негативного явления как нигилизм, в рамках своей курсовой работы я раскрою понятие правового нигилизма, охарактеризую формы и источники правового нигилизма, также причины и пути преодоления правового нигилизма в республике Беларусь. Охарактеризую основные механизмы функционирования данного явления в настоящее время. И в конце я предложу собственные методы борьбы с правовым нигилизмом. Предмет – источники и причины правового нигилизма, пути их преодоления. Объект исследования - юридический нигилизм как одна из форм деформации правосознания. Цель курсовой работы – на основании изученного материала определить причины возникновения и способы преодоления правового нигилизма. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: дать определение понятию «правовой нигилизм», раскрыть его сущность, содержание, степень распространенности, эволюции, основные черты; выявить особенности и причины правового нигилизма, определить пути их преодоления; охарактеризовать наиболее распространенные и опасные формы проявления правового нигилизма в современных условиях; подчеркнуть необходимость обоюдной ответственности государства, общества и личности за снижение правового нигилизма в стране. 1. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Нигилизм (от латинского Nihil – ничто, ничего) –это форма правового сознания, которая заключается в отрицательном отношении субъекта, группы или класса к историческим и культурным ценностям, моральным и нравственным нормам, взглядам, идеалам, устоям общества и отдельным или всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, то есть интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается измененное и явно преувеличенное сомнение известных ценностей и принципов. При этом, чаще всего, избираются наиболее худшие способы действия, граничащие антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Что касается правового нигилизма, то в Большой Советской энциклопедии 1985 года, он характеризуется как реакционное течение в буржуазных странах, выражающееся в отрицании законов и права как такового; юристы западных стран оправдывали неоднократно незаконные действия властей, органов административного управления, попирая тем самым правовые нормы. А если кратко, то правовой нигилизм - это направление общественно-правовой жизни, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Но не всякое отрицание есть нигилизм. Сопротивление против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, ущемление свободы, прав человека, отрицание старого, консервативного не является нигилизмом в собственном смысле этого слова. В традиционном понимании нигилизм воспринимается как явление разрушительное, социально вредное, особенно в наше время. Социальный нигилизм очень распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой – его побочные последствия, потому что сплошной поток негатива сметал на своем пути и все позитивные начала. Сегодня социальный нигилизм выражается путем непринятия определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против быстрых методов осуществления преобразований, несогласие с политическими решениями и акциями, неприязнь или вражда к государственным институтам и структурам власти, их лидерам. 1.1 Понятие правового нигилизма Правовой нигилизм представляет собой разновидность социального нигилизма как родового понятия. На сегодняшний день нет единых подходов к изучению правого нигилизма и форм его проявления. Понятие правового нигилизма активно используется как в научной, так и в публицистической литературе, в официально-деловом языке, политико – дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. О нем рассуждают философы и социологи, экономисты и педагоги, политики и простые граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых исследований и юристы – практики. Выразителями нигилизма в теоретической мысли были мыслители самого различного толка, и самых различных направлений философской мысли (Ницше, Хайдеггер, Кропоткин, Бакунин, Прудон и многие другие). И все-таки несмотря на такую популярность, понятие остается в отрыве от самого явления нигилизма. Это явление представляет собой не просто механическую сумму негативных правовых настроений, чувств, эмоций, а синтезированное целостное образование, которое, впрочем, не лишено своих количественных и качественных параметров, внешних связей и взаимодействий. Будучи противоречивым и одновременно широко распространенным элементом юридической сферы, правовой нигилизм находит свое специфическое выражение (материализацию) в самых различных проявлениях, обнаруживает удивительные способности «контактировать» со многими явлениями правового бытия. Он способен приспосабливаться и видоизменяться в зависимости от обстановки. Каждый автор дает свое определение правового нигилизма и по своему критерию выделяет формы его проявления. Для того что бы более точно понять определение правового нигилизма, нужно обратиться к истории самого права. Еще на древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими проблемами общества были проблемы государства и права. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни отводилась законам. Для определения природы правового нигилизма необходимо уяснить понятие «правосознания». Существует несколько взглядов на содержание правосознания. Некоторые авторы в содержание правосознания включают лишь совокупность правовых норм. Другие авторы придерживаются мнения, что взаимосвязи права и правосознания носят более сложный характер, чем включение одного в другое. С одной стороны, правосознание предшествует праву, по причине того, что право выражает «рамки» и установки, существующие в обществе. С другой стороны, сложившаяся в данном обществе правовая система выступает в качестве одного из главнейших факторов, воздействующих на правосознание. Правосознание – это совокупность идей, взглядов, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология – система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях. Правосознание представляет собой основу правовой жизни организованного в государстве общества. Оно есть отражение права в сознании общества, социальной группы, личности. Необходимо отметить, что правосознание – явление объективное, поскольку человек, рождаясь в обществе, впитывает в себя в процессе социализации те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями. При рассмотрении правосознания, обычно говорят о правовой идеологии и правовой психологии. Надо сразу отметить, что правовой нигилизм наиболее присущ обыденному массовому правосознанию, т. е. на этом уровне чаще всего встречаются проявления правового нигилизма. Он может быть определен как состояние общественного сознания, для которого характерны: юридическая некомпетентность; негативная оценка права; распространенность стереотипов неправового и противоправного поведения. Правой нигилизм по сути есть правовое отчуждение; происходит отторжение права, общество стремиться обойтись без него. В европейской правовой традиции различают два типа правопонимания: юридический позитивизм и естественно-правовую школу. Сторонники первого направления видят в праве систему реально действующих правил поведения людей или принудительный порядок общественных отношений. Способы, формы создания, действия и обеспечения правопорядка могут быть различны. Так, в легистском позитивизме право сводится к совокупности норм, содержащихся в законах и иных нормативных актах, исходящих от государства и защищаемых от нарушения его властью. Социологический позитивизм отождествляет право с фактически сложившимися общественными отношениями, так как далеко не все законодательные предписания воплощаются в реальный правопорядок. Приверженцы психологической теории ищут право в мире человеческой психики и определяют его как императивно-атрибутивные переживания людей. Таким образом, принудительность правопорядка признается производной либо от государства, либо от общества, либо от человека, но в любом случае она остается его единственным отличительным признаком. Позитивизм неизменно уклоняется от субстанционально-ценностного обоснования действующего правопорядка, пологая такую задачу ненаучной. Естественно-правовая школа в противоположность позитивизму, стремится дать содержательное обоснование устанавливаемого правом порядка, то есть найти некое надпозитивное право, выступающее по отношению к праву позитивному в качестве критерия его правовой или неправовой оценки и оправдания. Если обобщить, предполагается, что порядок должен быть «хорошим» и «справедливым». По И. Канту право выступает «совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Из этого следует что нигилизм возникает как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как пол, возраст, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование. 1.2 Формы правового нигилизма Что касается форм правового нигилизма, то в отечественной литературе его классифицируют по различным основаниям. Укажу основные из них, наиболее яркие и очевидные. Прежде всего это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный. Законы попираются открыто, цинично и почти безнаказанно. Преступный мир диктует свои условия, ведет наступление на само государство, претендует на власть. Он отслеживает и отчасти контролирует действия правоохранительных органов, использует по отношению к ним методы шантажа, подкупа, угроз, не останавливается перед расправой с законодателями, журналистами, судьями, банкирами, предпринимателями. Преступность – мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Помимо теневой экономики, которая была и раньше, возникла теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Действуют вполне легально или полулегально. Слово «нигилизм» – слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области. Это – некая запредельность, «законы джунглей». Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам. Законы легко переступают, блокируют, с ними не считаются, что означает своего рода социальный бойкот, саботаж, обструкцию. Закон для многих стал весьма условным понятием. Расхожая мысль о том, что законы пишутся для того, чтобы их нарушать, нередко у нас, к сожалению, оправдывается. Некоторые лица и структуры весьма стесненно чувствуют себя в конституционных рамках, они постоянно пытаются выйти из них. Немалый вред правопорядку, интересам личности и общества причиняет и обыкновенное воровство. Закон же, будучи не в состоянии эффективно пресечь это массовое зло, практически молчит. На такой «ухоженной» почве нравственно-правовой нигилизм процветает без особых помех. С другой стороны, имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Дает о себе знать и перенасыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества, сохраняющаяся с прежних времен. Все это создает правовой беспорядок, неразбериху, войну законов и властей. Именно поэтому наше общество нередко называют системой, где все можно и в то же время ничего нельзя, где многое делается не благодаря, а вопреки закону. Запутанность же законодательства дает простор для волюнтаристских действий должностных лиц, властных структур. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве» – вот приметы нынешней политической жизни в Республики Беларусь. На данную форму правового нигилизма как весьма вредную и опасную указывают официальные лидеры. Установка на то, что «ради дела» или «здравого смысла» можно поступиться законом, владеет умами многих чиновников высокого ранга. Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда – трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть «первыми лицами», «хозяином» в данной «вотчине». При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. В то время к власти пришло много неопытных, не пригодных к практической работе людей с разрушительными, а не созидательными настроениями. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой. Возникали ситуации двоевластия или, напротив, безвластия. Поскольку перетягивание каната долго продолжаться не могло, одна из сторон в конце концов перетянула. Это своего рода «номенклатурный» или «элитарный» нигилизм, связанный с параличом власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом «свободной» от соблюдения законов, особенно на местах. В названном принципе внимание обычно концентрируется на разделении властей и забывается об их субординации и взаимодействии. Власти не могут быть равными, ибо одна из них – законодательная – призвана формировать и контролировать другую – исполнительную. В то же время власть в любом обществе едина, и разделение существует только в рамках этого единства. Источник у нее общий - воля народа. Выражение «ветви власти» весьма точно определяет суть проблемы – ствол и корни всех ветвей едины. Разделение властей – всего лишь «прозаическое, деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля». Это разграничение функций и полномочий, своего рода специализация в области государственной деятельности – каждый должен заниматься своим делом, не вторгаясь в компетенцию другого, но помня, что он – лишь часть целого. Нередко исполнительная власть, вопреки общепринятой мировой практике, формирует и контролирует представительную, а не наоборот. Все это вносит разлад и асимметрию в структуру власти, создает неразбериху, обезличку, дублирование. А без наведения порядка во власти нельзя навести порядок в стране. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Наконец, можно выделить теоретическую форму правового нигилизма, проистекающую из некоторых старых и новых постулатов. Длительное и безраздельное господство позитивного права в худшем его понимании (только как властной воли государства) и отрицание естественного права не могло привести к адекватным выводам и характерным для демократического гражданского общества. Зато эти воззрения хорошо вписывались в командно-бюрократическую систему, обслуживая интересы правящей партийно-политической элиты. Право трактовалось, да и сейчас еще нередко трактуется, как средство, орудие, инструмент, рычаг, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная историческая, социальная и культурная ценность. Такая интерпретация не могла выработать в общественном сознании подлинно ценностного отношения к праву. Напротив, усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли данного института. Главное – это экономика, политика, идеология, а не какие-то, там правовые ценности. Но в последнее время появились и новейшие веяния, способные подогреть юридический нигилизм на теоретико-научном уровне. Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его «измерения», и модификации (правотворческие экспромты, декларативность и многословие законов, неуважение к суду, ведомственность, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, сшибка полномочий и юрисдикции различных органов, вседозволенность и т.д.). Надо сказать, что иногда слишком рьяное и бездумное исполнение закона объективно означает не добро, а зло, т.е. приносит вред. Это своего рода нигилизм «наоборот». Такое происходит тогда, когда закон – неудачный, ошибочный, не отражает действительных потребностей жизни. Их немедленная реализация вылилась в кампании, соревнования, рапорты – кто раньше создаст «трезвые зоны». Потом все быстро убедились, что «наломали дров». Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. |