клуб чудес. Предисловие Это предисловие было написано в 1977 году в ответ на многие просьбы о кратком вступлении к Курсу Чудес. Две первых части Как он появился и Что он собою представляет Хелен Шакман написала сама.
Скачать 1.54 Mb.
|
Превыше всего я желаю видеть 1. Эта идея выражает нечто большее, нежели простую решимость. Среди всех твоих желаний предпочтение отдается видению. Возможно, применение этой идеи вызовет в тебе нерешительность, ибо ты не убежден, таково ли действительно твое желание. Это не имеет значения. Цель наших упражнений — приблизить время, когда эта идея станет для тебя абсолютной истиной. 2. Может возникнуть большой соблазн поверить, что, предпочитая видение всему остальному, ты должен чем–то жертвовать. Если станет не по себе из–за безоговорочности подобного утверждения, добавь: Видение никому и ничего не стоит. Если страх перед потерей всё еще не оставляет тебя, скажи: Видение лишь благословляет. 3. Для вящей пользы, идею данного урока необходимо многократно повторять. Ее нужно использовать, по меньшей мере, каждые полчаса, а по возможности, и чаще. Пытайся повторять ее с интервалом в пятнадцать–двадцать минут. Рекомендуется установить определенный интервал времени немедленно но пробуждении, или спустя короткое время после него, и в течение дня стараться придерживаться этого интервала. Осуществить это нетрудно, даже если ты занят разговором или чем–то другим. Повторить про себя одну короткую фразу, не нарушая занятий, не составит труда. 4. Вопрос теперь в том, как часто ты будешь об этом вспоминать. Насколько велико твое желание, чтобы идея оказалась истинной? Ответив на один вопрос, ты отвечаешь на другой. Вероятнее всего, ты пропустишь несколько упражнений, возможно, даже целый ряд. Пусть это не огорчает тебя, однако впредь старайся придерживаться расписания. Если даже один раз в течение дня ты почувствуешь, что был абсолютно искренен, повторяя эту идею, то можешь быть уверен, что сэкономил себе многие годы усилий. Урок 28 Превыше всего я желаю всё видеть по–иному. 1. Сегодня наша задача — конкретное приложение вчерашней идеи. При выполнении этих упражнений ты принимаешь на себя ряд определенных обязательств. Покамест нас не заботит, останешься ли ты им верен в будущем. Если ты готов их принять хотя бы сейчас, ты уже встал на путь преданности им. А ведь мы только начинаем. 2. Может возникнуть недоумение: почему, к примеру, так важно сказать: Превыше всего, я желаю по–иному видеть этот стол". Само по себе это совершенно неважно. Ну, а что важно само по себе? И что значит — "само по себе"? Вокруг себя ты видишь множество разрозненных вещей, а это значит, что ты не видишь вовсе. Ты либо видишь, либо нет. Увидев по–иному что–то одно, ты всё увидишь по–иному. Свет, увиденный тобою в чем–то одном, есть тот же самый свет, что ты увидишь во всем остальном. 3. Когда ты говоришь: "Превыше всего остального я хочу видеть по–иному этот стол", ты принимаешь обязательство отрешиться от предвзятых представлений о данном столе, открыть свой разум пониманию того, что есть этот стол, и для чего он предназначен. Ты не даешь ему определений в терминах прошлого. Скорей ты спрашиваешь, что он такое, нежели говоришь ему, в чем его суть. Ты не привязываешь его смысла к своему крошечному опыту использования столов, не ограничиваешь его назначения своими личными убогими идеями. 4. Ты никогда не усомнишься в том, чему уже дано определение. Цель же данного упражнения — задаваться вопросами и получать на них ответы. Говоря: "Превыше всего на свете я хочу видеть по–иному этот стол", ты вверяешь себя видению. Это не исключительное обязательство. Такое обязательство применимо в той же мере к столу, в какой оно применимо ко всему другому — не более и не менее. 5. По сути, ты мог бы обрести дар видения, благодаря лишь этому столу, отказавшись от своих собственных идей относительно него и посмотрев на него непредвзято. У стола есть что тебе показать: нечто прекрасное и чистое, исполненное непреходящей ценности, счастья и надежды. Погребенное под всеми твоими идеями о нем, кроется его подлинное назначение, цель, разделяемая им со всей вселенной. 6. Следовательно, используя стол как объект приложения сегодняшней идеи, ты просишь на самом деле о том, чтобы увидеть цель вселенной. Того же ты пожелаешь от каждого предмета, используемого в упражнении. Ты обязуешься позволить каждому из них явить тебе свою цель, вместо того чтобы навязывать ему собственное суждение. 7. Сегодня нам нужны шесть двухминутных периодов практики, в которых сначала называется идея дня, затем она соотносится со всем, что ты увидишь вокруг себя. Не только выбор предметов должен быть случаен, но каждому должна быть отдана равная искренность в приложении идеи, в попытке признания равноценности их вклада в твое видение. 8. Как обычно, работа с идеей должна включать в себя название самого предмета, увиденного случайно, и взгляд твой должен покоиться на нем, покуда ты говоришь: Превыше всего, я желаю увидеть ____________ по–иному. В каждом отдельном случае идею нужно соотносить с предметом медленно и вдумчиво. Не нужно торопиться. Урок 29 Бог — во всем, что я вижу 1. Эта идея объясняет, почему ты можешь увидеть общую цель в чем бы то ни было. Она объясняет, почему ничто не существует по отдельности, само по себе или само в себе. И она же объясняет, почему всё видимое тобою ничего не означает. Фактически, она объясняет любую идею, которой мы пользовались до сих пор, а так же и все последующие идеи. Концепция, предлагаемая сегодня, является исчерпывающим обоснованием видения. 2. В данный момент ты, вероятно, сочтешь эту идею довольно трудной для понимания. Она может предстать как неразумная и неуместная, и бессмысленная, и смехотворная и даже неприемлемая. Конечно же, Бога нет в том столе, каким ты его видишь. Однако вчера мы утверждали, что стол разделяет цель вселенной. А всё разделяющее цель вселенной разделяет и цель ее Творца. 3. Сегодня попытайся начать смотреть на всё вокруг с любовью, благодарностью и непредвзято. Сейчас ты ничего не видишь. Знаешь ли ты, что — в тех вещах вокруг тебя? Того, что ты усматриваешь в них сейчас — в них нет. Святая цель того, что в них, недосягаема для твоих ограниченных возможностей. Когда же видение покажет тебе святость, освещающую мир, ты целиком поймешь сегодняшнюю идею. И удивишься, что когда–то считал ее трудно доступной. 4. Наши шесть двухминутных упражнений сегодня должны проследовать уже знакомым нам порядком: начав с повторения идеи про себя, соотнеси ее со случайно выбранными предметами, конкретно называя каждый из них. Старайся избегать тенденции направленного выбора, особенно соблазнительного в отношении сегодняшней идеи из–за ее крайне чуждой для нас природы. И помни, что любой навязанный тобой порядок чужд реальности в той же мере. 5. Твой перечень объектов, следовательно, должен быть по возможности свободен от личных склонностей в их выборе. Он может выглядеть, к примеру, так: Бог в этой вешалке. Бог в этом журнале. Бог в этом пальце, Бог в этой лампе. Бог в этом теле. Бог в этой двери. Бог в этой корзине. 6. В дополнение к заданным упражнениям, повторяй сегодняшнюю идею по меньшей мере раз в течение часа, медленно обводя взглядом всё вокруг и не спеша произноси про себя нужные слова. По меньшей мере раз или два к тебе должно прийти спокойствие. Урок 30 Бог во всем, что я вижу, ибо Бог — в моем разуме 1. Эта концепция — трамплин для видения. С этой минуты мир станет открываться перед тобою, и вглядываясь в него, ты увидишь то, чего ранее не замечал. А от всего видимого прежде не останется и следа. 2. Сегодня мы постараемся использовать новый тип "проекции". Мы не стремимся избавиться от того, что нам не нравится путем вытеснения его вовне. Вместо этого, мы попытаемся увидеть в мире то же, что в нашем разуме, и всё, что мы хотим признать — в нем же. Так мы стараемся соединиться с видимым, а не отстраняться от него. В этом и заключается кардинальное различие между видением и тем, как ты видишь ныне. Идеей этого урока необходимо пользоваться как можно чаще в течение дня. При первой же возможности повтори ее медленно про себя, глядя вокруг и стараясь понять, что она применима ко всему, что ты видишь сейчас или мог бы увидеть, попади оно в поле твоего зрения. 3. Подлинное видение не ограничено понятиями "близко" и "далеко". Чтобы помочь себе привыкнуть. к этой идее, старайся наравне с тем, что ты видишь вокруг себя, думать о вещах, находящихся за пределом твоего видения. Подлинное видение не только не ограничено пространством и дальностью расстояния, но также совершенно не зависит от телесного зрения. Разум — его единственный источник. Чтобы помочь себе привыкнуть к этой идее, посвяти несколько упражнений практическому ее применению с закрытыми глазами, используя любые случайные, пришедшие на ум объекты, и глядя скорее внутрь себя, нежели вовне. Сегодняшняя идея одинаково применима и к тому, и к другому. Урок 31 Я — не жертва видимого мною мира 1. Эта идея — преамбула к твоей декларации свободы. Как и прежде идея урока должна соотноситься как с миром, видимым тобой во вне, так и с твоим внутренним миром. В применении этой идеи мы обратимся к такой форме упражнений, к которой с течением времени сможем прибегать всё чаще и чаще, внося рекомендуемые изменения. Вообще говоря, данная форма включает в себя два вида работы с идеей: первый — использование идеи через определенные промежутки времени второй — частое применение ее в течение дня. 2. Сегодня нам понадобятся два длительных периода работы с данной идеей — утром и вечером. На каждый из них рекомендуется отвести от трех до пяти минут. В течение этого времени медленно оглядись вокруг и повтори идею два или три раза. Затем закрыв глаза, соотнеси ее со своим внутренним миром. Ты начнешь освобождаться от двух миров одновременно, ибо внутренний мир есть причина внешнего. 3. Исследуя свой внутренний мир, просто позволь любой случайной мысли проникнуть в твое сознание, мгновение задержаться в нем и уступить место следующей. Старайся избегать какой–либо иерархии между ними. Гляди за их приходом и уходом как можно более беспристрастно. Не останавливайся ни на одной из них, дай им течь плавно и спокойно, безо всякой заинтересованности с твоей стороны. Спокойно сидя и наблюдая за своими мыслями, повторяй про себя сегодняшнюю идею так часто, как пожелаешь, но только без чувства спешки. 4. В дополнение к этому, повторяй идею данного урока как можно чаше в течение дня. Напоминай себе, что ты создаешь декларацию независимости во имя собственной свободы. И что в твоей свободе заключена свобода мира. 5. Особенно полезно использовать идею данного урока в ответ на искушение любого рода. Идея эта — декларация того, что ты не поддашься искушению и не свяжешь себя его путами. Урок 32 Я выдумал тот мир, который вижу 1. Сегодня мы продолжаем развивать тему причины и следствия. Ты — не жертва видимого мира, ибо сей мир ты выдумал. Ты с той же легкостью способен отказаться от него, с какою его создал. Ты его будешь или не будешь видеть — по желанию. Покуда он тебе угоден, он будет видим; как только всякое желанье его видеть пропадет, он навсегда исчезнет из поля зрения. 2. Идея данного урока, подобно предыдущим, применима как к внутреннему, так и к внешнему мирам, которые по сути — одно и то же. Но коль скоро ты видишь их по–разному, сегодня наши упражнения вновь будут включать в себя две фазы: одну, связанную с миром внешним, другую — связанную с тем, что ты видишь в своих мыслях. Старайся ввести в упражнение мысль о том, что оба мира существуют исключительно в твоем воображении. 3. И снова, утреннюю и вечернюю практику мы начинаем, повторив идею два–три раза, пока глядим на мир, который ты считаешь внешним. Затем закрой глаза и загляни в свой внутренний мир. Старайся, по возможности, относиться к обоим мирам одинаково. Следя за образами, которые воображение рисует в твоем сознании, повторяй идею не спеша так часто, как пожелаешь. 4. Каждому из двух более долгих периодов практики рекомендуется отвести от трех до пяти минут, но не менее трех. Если упражнение успокаивает тебя, можно выполнять его в течение пяти минут. Чтобы обеспечить себе ощущение спокойствия, выбери время, когда возможность помех минимальна и есть ощущение готовности. 5. Эти упражнения рекомендуется повторять в течение дня как можно чаще. Короткие упражнения состоят в медленном повторении идеи с одновременным обозрением внутреннего или внешнего мира. Выбор того или другого не имеет значения. 6. Идею дня нужно немедленно использовать при возникновении огорчающих обстоятельств, К примеру, скажи себе: Такой, какой я вижу эту ситуацию, я выдумал ее. Урок 33 Можно увидеть мир иначе 1. Идея данного урока есть попытка осознать, что ты способен изменить свой взгляд на мир, как в его внутреннем, так и во внешнем аспектах. Пять минут утром и вечером, следует посвятить работе с данной идеей. В эти периоды идею нужно повторять так часто, как тебе кажется удобным, при этом чрезвычайно важно избегать спешки. Следи за своим восприятием внутреннего и внешнего миров попеременно, стараясь обойтись без ощущений резкого скачка от одного к другому. 2. Непринужденно взгляни на мир, воспринимаемый тобой как внешний, затем закрой глаза и с тою же непринужденностью следи за своими мыслями. Постарайся отстраниться от обоих миров и, оставаясь беспристрастным, повторяй идею в течение всего дня. 3. Короткие упражнения должны повторяться по возможности чаще. В особенности если возникает ситуация, рождающая беспокойство, идею нужно применить немедленно. Сразу скажи себе: Можно увидеть это по–иному. 4. Не забывай использовать идею в тот самый миг, когда почувствуешь огорчение. Возможно, тебе понадобится минута или около того, чтобы спокойно сесть и несколько раз повторить идею про себя. При такой форме работы полезней, вероятно, закрыть глаза. Урок 34 Я мог бы вместо этого узреть покой 1. С этой идеи начинается описание условий, присущих иному видению. Душевный покой, совершенно очевидно, феномен внутренний. Он должен зародиться в твоих мыслях и далее продолжиться во вне. Только из твоего душевного спокойствия рождается спокойное восприятие мира. 2. Сегодня нам потребуются три долгих упражнения. Одно — утром, одно — вечером, и одно, дополнительное, между ними — в любое приемлемое время. Все упражнения нужно выполнять с закрытыми глазами. Идею дня необходимо соотносить с внутренним миром. 3. Пять минут мысленного поиска отводится на каждое, более долгое упражнение. Старайся обнаружить пугающие мысли, рождающие беспокойство ситуации, или же "оскорбления", причиненные тебе определенными лицами или событиями, а также всё, что порождает мысли, лишенные любви. Отмечай всё это мимоходом, медленно повторяя идею урока, наблюдай за их появлением в твоем сознании, затем дай каждой мысли уйти и уступить место следующей. 4. Если возникнут трудности в связи с определенными предметами, продолжай, не спеша, повторять идею про себя, не соотнося ее ни с чем конкретным. Следи, однако, за тем, чтобы нарочно не делать исключений. 5. Короткие упражнения должны быть частыми и нужно прибегать к ним всякий раз, как только ты почувствуешь угрозу своему спокойствию. Цель этих упражнений — оградить тебя от искушений в течение дня. Если определенная форма искушения возникла в твоем сознании, нужно воспользоваться следующей формой упражнения: Я мог бы в данной ситуации узреть покой, вместо того, что вижу в ней сейчас. 6. Если посягательства на твое спокойствие принимают форму более общих неприятных эмоций — таких, скажем, как депрессия, беспокойство, озабоченность, используй идею в ее изначальной форме. Если почувствуешь необходимость в более чем одном упражнении для изменения своих мыслей по отношению к определенному контексту, посвяти несколько минут повторению идеи, покуда не почувствуешь облегчения. Очень полезно сказать себе: Все ощущения депрессии, волнений, озабоченности (или же мысли о данной ситуации, о данной личности или событии) я мог бы заместить покоем. Урок 35 Мой разум — часть Божьего Разума. Я — предельно свят 1. Эта идея рисует тебя вовсе не таким, каким ты видишь себя сейчас. Она описывает то, что тебе покажет видение. Тому, кто думает, будто он пребывает в этом мире, трудно поверить в подобное применительно к себе. Однако его неверие и есть причина того, что он видит себя в этом мире. 2. Ты всегда будешь считать себя частью того окружения, в котором ты, по–твоему, находишься. Так происходит потому, что окружаешь ты себя лишь тем, что тебе желанно. И желаешь, чтобы оно защищало созданный тобою образ самого себя. Образ есть часть этого окружения. Всё, что ты видишь, веря, будто пребываешь в этом окружении, ты видишь глазами образа. Это — не видение. Образы не способны видеть. 3. Сегодняшняя идея знакомит с совершенно иным воззрением на тебя. Определив твой Источник, она устанавливает твою Тождественность, которая и характеризует твою подлинную сущность. Сегодня мы используем идею несколько иначе, ибо всё наше внимание сосредоточено скорее на воспринимающем, нежели на том, что он воспринимает. 4. Каждое из трех пятиминутных упражнений начни с мысленного повторения идеи, затем закрой глаза и поищи разного рода определения, приписываемые тобой самому себе. Включай в описание все черты, обусловленные эго, будь то черты положительные или отрицательные, желаемые или нежеланные, возвышенные или низменные. Все они — равно нереальны, ибо ты не смотришь на себя глазами святости. 5. В начале мысленного поиска ты, вероятно, сосредоточишь всё внимание на негативных аспектах самовосприятия. Однако, к концу упражнения в голову начнут приходить более напыщенные определения. Старайся понять, что направление твоих фантазий в отношении самого себя не имеет значения. Иллюзии не имеют направления в реальности. Все они просто ложь. 6. Примерный, сделанный без выбора, список для применения сегодняшней идеи может выглядеть следующим образом: Я вижу себя обманутым. Я вижу себя подавленным. Я вижу себя неудачником. Я вижу себя в опасности. Я вижу себя беспомощным. Я вижу себя победителем. Я вижу себя невезучим. Я вижу себя щедрым. Я вижу себя добродетельным. 7. Определения эти не должны быть абстрактными. Они при дут тебе на ум в связи с конкретными ситуациями, персонажа ми, событиями с твоим участием. Выбери любую конкретную ситуацию, сформулируй определение или определения, применимые, на твой взгляд, к твоей реакции на эту ситуацию, и пользуйся этими терминами в приложении идеи урока. Назвав каждый из них, прибавь: Но мой разум — часть Божьего Разума. Я — предельно свят. 8. В течение более долгих упражнений могут случаться интервалы, когда ничто определенное на ум нейдет. Не напрягайся в поисках особых ситуаций для заполнения паузы, просто расслабься и медленно повторяй идею дня, покуда какая–либо мысль не осенит тебя. И хотя нельзя упускать ни одной из возникших ситуаций, ничего не следует "вытаскивать" с усилием. И силу, и предпочтение в поиске необходимо исключить. 9. Как можно чаше в течение дня, выбрав определенную черту или черты, которые ты в данный момент себе приписываешь, соотноси ее или их с сегодняшней идеей, добавляя к каждой из них идею в упомянутой выше форме. Если же на ум не придет ничего конкретного, закрой глаза и просто повтори идею данного урока про себя. Урок 36 |