философия. Предмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1
Скачать 5.25 Mb.
|
I. Объективные предпосылки: 1) Социально-политические: а) общественное разделение труда; б) систематическое производство материальных благ, содержательно изменившее человека и поставившее его в принципиально новое отношение к природе: приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием; в) разделение общества на классы; г) возникновение государств, городов- мегаполисов с демократической формой государственного устройства; 2) Культурно-исторические: а) создание письменности; б) возникновение наук (математики, астрономии, физики, географии, медицины); в) возникновение и развитие различных видов искусства; г)возникновение образовательных учреждений (ликеи, академии); д) наличие в обществе мифологии и религии как здоровых начал культуры. II. Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира. 1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Этот духовный процесс имел решающее значение для формирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова. Всё, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга. 2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением мира. Уже древние философы указали на два источника из которых "рождается" философия: а) Способность удивляться. Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше знание, а философия в особенности обязано такой способности человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта способность. Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.). б) Переживание. Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (древнегреческий философ V век до нашей эры) вдохновляющим гением философии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни - а это и есть философствование. Специфика и структура философского знания ответ на вопрос №5 Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: 1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; 2. однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу. Можно выделить также следующие особенности философского знания: 1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.); 2. носит предельно общий, теоретический характер; 3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; 5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное. 6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; 7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя; 9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; 10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется; 11. опирается на категории – предельно общие понятия; 12. неисчерпаемо по своей сути; 13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами. Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности. Заключение Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда – смысл, цель философии. Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины. Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей. Онтология в системе философского знания .античная философия в поисках первооснов бытия(милецкая школа)ответ на вопрос №6 Решение вопроса о месте онтологии в системе философских знаний зависит от понимания бытия. Оно было противоположным в классическом материализме Нового времени и в различных видах идеализма. В домарксистском материализме бытие трактовалось как объективная реальность, существующая независимо от познающего ее сознания человека. В субъективном идеализме бытие связывалось и даже отождествлялось с сознанием человека. Пытаясь преодолеть антитезу материализма и идеализма, Маркс рассматривал бытие не только как объект познания, но и как чувственно-предметную практическую деятельность, направляемую сознанием людей, введя понятия общественного бытия и сознания. В современной философии разделительное противопоставление материи и сознания, материализма и идеализма можно считать преодоленным. Для этого научную объективную реальность рассматривают как философское обобщение достижений естественных, социальных и технических наук; онтологию сознания можно условно назвать субъективной в отличие от условно объективной онтологии. Определение познавательных процедур и методов познания предполагает связь онтологии с гносеологией и методологией научного познания. Подходы к бытию природной, социальной и технической реальностей требуют аксиологической оценки. Итак, онтология, независимо от ее понимания — лишь относительно самостоятельная отрасль философского знания, неразрывно связанная с гносеологией, эстетикой, этикой и другими отраслями философского знания, поскольку антропологическое измерение присутствует в любом понимании бытия. 1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источникжизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха. Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтомупервовещество природы – «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела , но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку: входящего Вов второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей. По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей– их соединение, «гибель» - разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы– любовь и вражда. Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего существующего. Это неделимая плотная непроницаемая самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета, запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь … рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. Связь онтологии и гносеологии. структура души ,её судьба и проблема познания в учении Платона .ответ на вопрос №7 Основное различие между онтологией и гносеологией понимания идеи бытия заключается в том, что первая признает влияние субъекта на мир явления, а вторая (научная) отрицает, постулируя, что мир явления существует независимо от субъекта. И действительно, в гносеологии эта независимость (изоляция) обеспечивается как соглядатайство, когда в онтологии субъект всегда присутствует как система отсчета. Так вот, метафизика, признающая влияние субъекта на мир явления и не распознающая воплощение этого влияния в мире явления связана с привязкой сознания к гравитации сущего (его способа быть), принципиально остается в границах пространственной организации времени и не желает переходить в вечность. Мы не готовы открыть для себя чистого понимания аксиологии метафизики жизни, у нас нет структуры освобождения и потому нечего противопоставить аксиологии детерминизма мира. Некто понимает вечность в мире сущего (последние люди, пережившие апокалипсис). Некто – вечность, как бесконечную длительность во времени. Библия отвечает на этот вопрос однозначно: «Новый Иерусалим». Избавление сознания от противопоставления (диалектики), недостатка и ничтожности мира (примирения с мотивацией разрушения бытия). В мире полноты нет потребности в течении времени. Время есть образ вечности в проекции субъекта (способ организации субъективной реальности бытия). Субъективная реальность связана с мерой качественной организации бытия в относительности отношений с абсолютом. Смысл восхищения есть способ преодоления субъективной реальности мира и возвращение в дом вечности. Восстановление целостности Царства Божия. Сама аксиология содержания идеи бытия и его восхищения в вечность исключает возможность присутствия ветхого мира: «ветхого днями», тем более зависания где-то между вечностью и ничто. Именно поэтому познание мира не может быть гносеологическим (созерцательным) и отстраненным от собственной судьбы. Оно должно быть судьбоносным, вовлекающим субъективную реальность в мотивационное поле функции жизни. Если сознание находится в царстве вечности для него это будет сверх естественно? Напротив, естественно. Сверх естественность понимания полноты бытия сохраняется во воззрении времени на вечность. И выступает индикатором недостаточности понимания полноты бытия в самосознании жизни. Для сознания полноты чудо выступает актом творения! Функцией действия, начала нового качества, а не инерцией возмущения порядка. Гносеология же не желает менять качество субъекта, но желает владеть атрибутами вечности. И в этом ее спекулятивный характер разумной действительности. И истина бытия для нее сокрыта под амбарным замком, ориентируя всю динамику процесса познания в агностицизм (аннигиляцию идеи бытия). По сути, гносеология познает ничто и не видит в нем нечто ведущее из содержания времени. Хайдеггер в этом смысле тоже соотносит понятие бытие с «ничто», а не сущностью идеи организации бытия. Он остается в гносеологическом поле обслуживания идеи времени. Но аксиология времени по существу ничтожна, а его ценность конечна. Идея смерти снимает все ценности мира и заставляет сознание искать высшие ценности бытия. Платон выделяет три начала души: 1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность. 2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами» Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка». 3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений. Судьба души Она изначально обитает в сфере «чистого бытия», не причастного ничему временному и меняющемуся, созерцая чистые формы, идеи или эйдосы. Человеческие души иногда имеют даже возможность заглянуть в «занебесное» поле сверхсущностного бытия или «идеи Блага», но это даётся с большим трудом и далеко не все они способны на это. Души людей из-за своего несовершенства часто падают из сферы чистых форм и вынуждены проводить время на Земле, вселившись в то или иное тело. Учение о познании Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера , со вторым — уподобление . Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. |