Главная страница
Навигация по странице:

  • Критический рационализм К.Поппера

  • Иррационалистические тенденции в философии первой половины 20 века.экзистенциализм.

  • Экзистенциализм

  • Франкфурская школа о проблемах западной цивилизации

  • Философия истории .проблема смысла исторического процесса. основные модели развития(циклическая и линейная)

  • Объективный фактор в истории

  • Исторический процесс:проблема логики и направленности.характеристика культуралогического(цивилизационного)подхода.концепция Н.Я.данилевского.

  • философия. Предмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1


    Скачать 5.25 Mb.
    НазваниеПредмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1
    Анкорфилософия.docx
    Дата01.03.2018
    Размер5.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #16074
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Прагматизм Д. Дьюи ответ на вопрос№25

    Джон Дьюи. Он выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма - инструментализм, опираясь на идеи Пирса и Джемса. Опыт, заявляет Дьюи, отнюдь не сводится к познавательному отношению. Напротив, существует множество более первичных способов отношения к вещам и обращения с ними. "Опыт означает прежде всего не познание, но способы деланья и страдания". Для Дьюи опыт - это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности. Дьюи против понятия о сверхестественном, поскольку оно предполагало бы выход за пределы опыта. Он не идет на то, чтобы постулировать существование бога. В отличие от традиционных религий Дьюи выдвигает понятие религиозного как черты, присущей всему опыту. Оно связано прежде всего с признанием "нашей зависимости от сил, находящихся вне нашего контроля ”.Дьюи полагает, что главная проблема современности - установление правильного отношения между достижениями науки и человеческими ценностями. Он стремится распространить те интеллектуальные методы, которые обусловили успехи науки и техники, также и на социально-этическую область, применить их к решению социальных проблем , Дьюи считает, что вполне возможно распространить методы решения естественнонаучных и технических проблем на проблемы социальные.

    Функция интеллекта, по Дьюи, заключается в том, что он является инструментом регуляции нашего поведения. В мире, где постоянно происходят изменения, жизнь не может всецело регулироваться посредством привычек, традиций, обычаев. Мы должны обратиться к более эффективному инструменту регуляции поведения, каковым является интеллект. Роль интеллекта, по Дьюи, состоит в том, чтобы найти наиболее удачный способ справиться с возникшей трудностью, преобразовать неопределенную, проблематическую ситуацию в определенную, решенную.

    Процесс этого преобразования Дьюи называет исследованием. В инструментализме Дьюи познание рассматривается как вид делания или действия, направленного на преобразование материала опыта, становится "умением решать проблемы". Основополагающий тезис Дьюи гласит, что познание, наука первоначально не имеют дело с какими-либо определенными объектами, что объекты науки - это не начало познания, а его результат.

    Познание, по Дьюи, имеет дело вначале с каким-то совершенно неопределенным хаотическим материалом, который оно изменяет и из которого постепенно формирует те или иные объекты. Дьюи отвергает не только материалистический взгляд, согласно которому в опыте нам "дана" объективная реальность, но и позитивистскую теорию "чувственных данных". Согласно его концепции в познавательном опыте нам вообще ничего не дано: ни каких-либо данных, ни фактов. Поэтому не существует никакого непосредственного знания. Объект науки, по Дьюи, есть итог познания. Но завершение исследования, по определению Дьюи, есть знание или истина.

    Критический рационализм К.Поппера ответ на вопрос№26

    К. Поппер – разработчик концепции критического рационализма. Известен концепцией трех миров: 1) мир предметов, 2) мир сознания (субъективной реальности), 3) мир объективных мыслительных форм – мир знаков, символов, которые существуют объективно в виде законов, теорий (не следует говорить, что он нематериален).

    Говоря о К. Поппере, следует знать:

    1) концепцию трех миров;

    2) принцип фальсификации;

    3) принцип фаллибилизма.( от лат. fallibilis — подверженный ошибкам, погрешимый)

    К. Поппера (представитель постпозитивизма) главным образом интересует проблема – концепция роста научного знания.

    Принцип верификации – ставит проблему и решает ее путем ввода принципа фальсификации (принципиальная опровержимость научного знания). Именно фальсификационизм является главной движущей силой развития науки – переходит в принцип фаллибилизма – любое научное знание носит лишь гипотетический характер и рано или поздно будет фальсифицировано.

    Чем больше информации о внешнем мире, тем больше вероятность, что конкретная теория будет опровергнута .

    Чем более развита теория, чем она фундаментальнее, чем больше собрано по ней информации, тем больше вероятность ее фальсификации (опровержения). Таким образом, абсолютного знания в принципе не существует. Поппер часто проводит аналогии с естественным отбором теории эволюции Ч. Дарвина. Но в то же время любая теория оставляет после себя определенные экспериментальные факты. Схема: проблема – теория – устранение ошибок (возникших противоречий) – проблема 2 – новые научные теории. Прогресс науки по Попперу состоит не в накоплении знаний, а только в разрастании глубины сложности разрешаемых наукой проблем.

    Поппер называет знание "третьим миром", существующим наряду с другими мирами. "Для объяснения этого выражения, — пишет он, — я хочу указать на то, что если не принимать слишком серьезно слова "мир" или "универсум", то мы можем различить следующие три мира или универсума:

    мир физических объектов или физических состояний;

    мир состояний сознания или мыслительных состояний;

    мир объективного содержания мышления, в частности, научного и поэтического мышления и произведений искусства".

    К числу объектов "третьего мира" Попер относит научные проблемы, гипотезы, теоретические системы, критические аргументы и, конечно, содержание научной литературы. Защищая самостоятельное существование "третьего мира", Поппер приводит аргумент, состоящий из двух мысленных экспериментов.

    Согласно Попперу, наука прогрессирует от менее глубокой проблемы к более глубокой.

    Модель роста научного знания выглядит следующим образом:

    1. наука начинается с проблем;

    2. научными объяснениями проблем выступают гипотезы;

    3. гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема;

    4. фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок;

    5. новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии;

    6. углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

    Иррационалистические тенденции в философии первой половины 20 века.экзистенциализм.ответ на вопрос№27

    Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр -он рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю он делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле. Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Ф. Ницше - Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти.

    Экзистенциализм (философия существования: от лат. existentia - существование) - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.

    Предметом экзистенциализма являются уникальное бытие отдельного человека, его экзистенция — непосредственное переживание им самим своей собственной жизни, которая выступает для него наиважнейшей и наиболее близкой реальностью. Бытие человека в мире, по мнению экзистенциалистов, абсурдно. «Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем». Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Человеческая «экзистенция» (существование, жизнь) хрупка - таково ее свойство. Человек вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование, постоянно что-то предпринимать, о чем-то заботиться. Жизнь преисполнена тревогой и страхом. Это страх не только перед опасностями, которые таит в себе мир, но и перед самим бытием. Он погружает человека в заботу, но в то же время и побуждает искать путь к спасению.

    Для того чтобы пробудиться к подлинному существованию, человек должен оказаться в «пограничной» ситуации. Все философские системы рассматривали свободу как возвышенную и желанную цель. Экзистенциализм же видит в ней тяжкое бремя, которое должен нести человек, если он хочет оставаться личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от самого себя. Мир, в который при этом погружается человек, - мир неподлинного бытия, мир, в котором человек отказывается от своего права самостоятельно принимать решения, а потому не несет никакой ответственности.

    структурализм и проблема постижения реальности (К.Леви-Стросс,М.Фуко,Ж.Лакан)ответ на вопрос№28

    конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов. С. возник в начале 20 в. в ряде гуманитарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.) как реакция на плоский эволюционизм позитивистского толка. Он использует структурные методы исследования, разработанные в математике, физике и др. естественных науках. Для С. характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния исследуемых объектов, выяснению внутренне присущих им вневременных свойств, стремление к четкому различению исследуемых объектов и исследовательских средств и соответственно отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между фактами или элементами изучаемой системы. При изучении объекта С. предполагает движение от первичной организации наблюдаемых фактов в рамках исследовательской задачи к выявлению и описанию внутренней структуры объекта (его иерархии и взаимосвязей между элементами каждого уровня) и, далее, к созданию теоретической модели объекта с ее интерпретацией в исследуемом материале. На развитие С. в ряде наук оказали влияние создание семиотики, идеи Ф. Соссюра в лингвистике, Леви-Строса , а также разработка металогики и метаматематики (Фреге, Гильберт). Некоторым общим для С. предметом исследования можно назвать процессы деятельности, опосредствуемые общением их участников с помощью знаковых систем. Такими системами для С. выступают: естественный язык, первобытные социальные и культурные структуры и т. п. Применение структурных методов в конкретных науках дало положительные результаты: напр., в лингвистике оно позволило решить задачи, связанные с описанием бесписьменных языков, дешифровкой неизвестных письменностей методами внутренней реконструкции языковых систем и т. д. Идеи С. играют определенную методологическую роль и в объединении междисциплинарных исследований явлений культуры, в сближении гуманитарных и естественных наук при сохранении их специфики. Однако широкое распространение структурных методов в различных сферах знания породило попытки возвести С. в ранг философской системы и в качестве таковой противопоставить др. философским системам. Подобные попытки, игнорирующие познавательные границы, к-рые свойственны С., как и всякой конкретно-научной методологии, с т. зр. марксизма, являются неправомерными и подвергаются критике в работах советских ученых, а также зарубежных философов-марксистов. Антиисторическому подходу к понятию структуры, отрицанию внутренних противоречий как источника развития и изменения структур объектов марксистская философия противопоставляет методологические принципы диалектического анализа, получившие глубокое выражение в “Капитале” Маркса.

    психоанализ З.Фрейда и его влияние на философию 20 века ответ на вопрос№29

    c:\users\1\desktop\imag1275.jpg

    c:\users\1\desktop\imag1274.jpg

    Франкфурская школа о проблемах западной цивилизации ответ на вопрос №30

    Франкфуртская школа складывается в самостоятельное направленеие в 30-40-е гг. XX столетия на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия). Западногерманский" период связан с возвращением на родину после второй мировой войны целого ряда видных прдставите-лей франкфуртской школы. В этот период особо заявляют о себе такие исследователи, как Г. Маркузе и Ю. Хабермас. Центральный вопрос, который интересует Г. МАРКУЗЕ — о причинах "болезни" современного общества и поиски выхода из кризисного состояния буржуазной культуры. Современное, по терминологии Маркузе, "позднекапиталистическое общество" формирует у личности "одномерную структуру влечений". Иначе говоря, в условиях современного "рационализированного", "бюрократизированного" общества, в условиях "репрессивной цивилизации" формируется определенный тип личности, который Маркузе называет "одномерным" ("одномерный человек"). У этого человека атрофировано социально-критическое отношение к действительности; он представляет собой не более как "функционера" системы. Поэтому современная революция (а как и при каких условиях она может совершиться в современный исторический период — этот вопрос более всего занимает социолога) должна затрагивать "антропологическую структуру" личности. Другими словами, революция не может быть радикальной, если она не освободит подавляемые обществом глубинные инстинкты, главным из которых — Маркузе здесь следует за Фрейдом — является инстинкт Эроса. Действительная революция — это революция структуры инстинктов — провозглашает Маркузе. Другое заключение, к которому он приходит в своих рассуждениях, касается движущих сил современной революции, "Люди с одномерной структурой влечений" не способны на какие-нибудь радикальные преобразования. И если в свое время Маркс связывал революционные изменения общества с рабочим классом (пролетариатом), в современных условиях способность к социальной критике переходит к тем, кто еще не "устоялся", не "закоснел". К таковым относятся юноши (школьники и студенты в возрасте от 17 до 25 лет) — их называют "фрейдовским пролетариатом", различные маргинальные слои общества, аутсайдеры, люмпены и пр., одним словом, все, кто "выпадает" из современного "коррумпированного цивилизацией" общества (Маркузе здесь использует термин "дропаутмены"). В мировом масштабе носителями революционной энергии являются "бедные" страны, противостоящие капиталистическим и проводящим "коллаборационистскую" политику социалистическим странам. Маркузе отрицает роль партий как организатора и руководителя политической борьбы, отказывается от легальных методов и форм переустройства общества, рассматривая их всего лишь как "парламентскую игру". Главную ставку он делает на "Великий Отказ" — "абсолютное отрицание" современного Общества и современной "репрессивной культуры". Он строит утопическую теорию постиндустриального общества, которое должно, по его мнению, утвердиться в ходе революции в структуре человеческих инстинктов, Это новое общество будет основано на изначальных влечениях человека, которые обобщенно Маркузе называет "святой природой". Соответственно революцию немецко-американский социолог представляет как "революцию экстаза". На смену многовековой цивилизации с ее поклонением Прометею должна прийти новая цивилизация, основным принципом человеческих взаимоотношений в которой станет "принцип наслаждения", а его символизируют Орфей и Нарцисс.

    Философия истории .проблема смысла исторического процесса. основные модели развития(циклическая и линейная)ответ на вопрос№31

    Философия истории-философская оценка и столкование результатов исторических исследований и изложений истории.история-это человеческая общественная память,самопознание и самосознание людей:исчезнувшее в дейсивительности живйт в сознании.

    Важнейшие системы философии истории:

    1. теологическая философия истории(движущая сила истории-Бог)

    2. метафизическая философия истории (движущая сила трансцендентальная закономерность,т.е. судьба)

    3. идеалистическая философия истории(движущая сила-духовно-научная или духовная-душевная жизнь человека)

    4. натуралистическая философия истории(движущая сила-природа человека,обладающего страстями,побуждениями)

    5. материалистически-экономическая философия истории(движущая сила-экономические отношения)

    как наука философия истории возникла в новое время ,этот термин ввёл великий мыслитель Вольтер .предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремлённостью.принципы понимания истории с точки зрения философии:

    1. принцип различения прошлого,настоящего ,будущего времени жизни

    2. принцип устремлённости к определённому желаемому состоянию,который определяет смысл всего предшествующего развития9ожидание будущего)

    3. принцип накопительного характера человеческой деятельности,который формирует новое качество жизни

    основные вопросы,которые рассматриваются в философии истории:

    1. что заставляет развиваться человеческое общество?

    2. Есть ли направление у истории,если есть то какое

    3. Насколько наша история определяет настоящее и будущее

    4. Чего ждать людям в будущем

    5. Имеются ли в истории какие-либо законы которые можно узнать и управлять историей или в истории господствует непостижимая судьба

    В истории философии существует множество концепций которые можно разделить на три группы:

    1. Концепции однолинейного прогрессивного развития

    2. Концепции многолинейного развития

    3. Концепции циклического развития

    Карл ясперс знаменитый немецкий философ классик европейской философии-в своей книге истоки истории и её цель предложил схему мировой истории

    1. Доистори или прометеевская эпоха(начало речи возникновение орудий труда умения пользоваться огнём )когда человек только начинает быть человеком

    2. Кулдьтуры древности которые существовали тысячелетия(древневосточные древнегреческие и др)

    3. Осевое время-время формирования подлинного человека

    4. Научно-техническая эпоха чьё преобразующее действие испытывает современный человек

    Объективный фактор в истории- это в основном труд производство и формы общественных отношений которые в значительной мере являются кристаллизацией предшествующей деятельности людей. но любое новое поколение не просто повторяет то что делалось их предшественниками а реализует свои собственные потребности и интересы осуществляет свои собственные цели. Разноплановая деятельность людей их живой труд и есть то что составляет сущность субъективного фактора истории. субъективный фактор называется так потому что раскрывает деятельность субъекта истории каковым являются массы социальные группы и отдельные люди

    Исторический процесс:проблема логики и направленности.характеристика культуралогического(цивилизационного)подхода.концепция Н.Я.данилевского.ответ на вопрос№32


    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта