Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема соотношения сознания и материи в истории философии (идеализм, диалектический материализм, дуализм, гилозоизм )

  • Основные законы диалектики(единства и борьбы противоположностей ,взаимного перехода противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания)

  • Основные категории диалектики(единичное и всеобщее, явление и сущность, форма и содержание ,часть и целое, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность)

  • Метафизика как альтернатива диалектики в понимании связей предметов и явлений , развития и методов познания. метафизика Аристотеля

  • философия. Предмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1


    Скачать 5.25 Mb.
    НазваниеПредмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1
    Анкорфилософия.docx
    Дата01.03.2018
    Размер5.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #16074
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Основной вопрос в философии и модели его решения. ответ на вопрос №8

    Вопрос о соотношении сознания и бытия ,духа и природы являлется основным вопросом в философии .от решения этого вопроса ,в конечном счёте зависит истолкование всех других проблем определяющих философское воззрение на природу ,общество,а стало бытии на самого человека.при рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны .во-первых что является первичным идеальное или материальное тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важную роль потому что быть первичным значить существовать раньше вторичного предшествовать ему в конечном счёте определять его. во-вторых может ли человек познать окружающий мир законы развития природы и общества?суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.решая основной вопрос ,философы разделились на 2 больших лагеря в зависимости от того что они берут за исходное материальное или не материальное.те философы которые признают первичным материю бытие природу а вторичным сознание мышление дух представляют философское направление называемое материалистическим .в философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление .философы идеалисты признают началом всего сущего сознание мышление ,дух ,т е идеальное .существует ещё одно решение основного вопроса философии-дуализм ,который полагает что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

    Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое ,научно обоснованное решение основного вопроса. первичность материи она видит в том ,что :

    1. Материя является источником сознания ,а сознание –отражение материи;

    2. Сознание –результат длительного процесса развития материального мира;

    3. Сознание есть свойство функция высокоорганизованной материи головного мозга ;

    4. Существование и развитие человеческого сознания ,мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

    5. Сознание возникает ,формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека.

    6. Сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

    материя формирование и развитие понятия в истории философии.способы и формы существования материи.ответ на вопрос №9

    Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

    Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

    Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

    Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

    Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

    Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

    Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

    В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

    В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

    логический – материя как философская категория;

    онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

    гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

    заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

    В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

    материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

    материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

    материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

    Проблема соотношения сознания и материи в истории философии (идеализм, диалектический материализм, дуализм, гилозоизм

    ) ответ на вопрос №10

    Вопрос о сущности материи, о ее соотношении с сознанием является предметом ожесточенной борьбы на протяжении всей истории философии.

    Субъективный идеализм, принимая за первичное сознание человека, считает, что материи нет вообще ,что она выдумана материалистами для обоснования своих атеистических выводов. Доведенный до своего логического конца субъективный идеализм приводит к солипсизму-к признанию несомненной реальностью только самого себя. Отказ в теории от того, что составляет основу практики – от материальности мира, неизбежно искажает истинную картину мира.

    Объективный идеализм представляет материю продуктом развития нечеловеческого, сверхприродного сознания. Это сознание и творит материю из ничего. Хотя материя и существует, но с точки зрения и этого варианта идеализма она не является объективной реальность, ибо производна от сознания и зависит от него.

    Из материи как объективной реальности исходит только материализм, в истории которого попытки дать соответствующее определение встречаются неоднократно. Отражая на каждом историческом этапе уровень научного познания своего времени, все эти определения страдали существенными недостатками- сведением материи к какому-то конкретному веществу либо к какой-то одной форме материи. При этом само определение давалось экстенсивным путем, через перечисление составляющих объем данного понятия элементов. В то же время накапливалось и много ценных мыслей о сущности материи и ее важнейших свойствах. К ним относятся выводы об объективности материи, т.е.ее независимости от сознания; о несотворенности и неуничтожимости материи; о вечности существования материи во времени и ее бесконечности в пространстве; о познаваемости материи.

    Наиболее развернутое определение материи дал Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    Такое определение материи направлено против идеализма вообще, ибо быть объективной реальностью – значит существовать независимо от любого сознания, в том числе и сверхчеловеческого. А мысль о том, что объективная реальность дана нам в ощущениях наших, дополнительно направлена против объективного идеализма, игнорирующего роль органов чувств в познании.

    Ленинское определение материи направлено также против метафизики. Оно не сводит материю к одной из ее форм: в понятие материя входят все ее формы и виды. Метафизика сводит материю только к вещам, предметам и исключает из материи те процессы, которые происходят между предметами.

    Когда Ленин подчеркивает в своем определении ,что материя дана человеку в ощущениях его, т.е.ощущения способны отображать материю, это-противостоянию агностицизму.

    что бы мы нового о материи ни узнавали ,какую бы новую форму ее ни открывали, она обнаруживает это свое фундаментальное свойство и предстает перед нами как объективная реальность.

    Основные законы диалектики(единства и борьбы противоположностей ,взаимного перехода противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания) ответ на вопрос№11

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

    Человек издавна пытался выявить природу качественных и количественных характеристик в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства». Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.

    Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или сходство с другими предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства. Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым. Скачок — переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления; превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Итак, рассматриваемый закон диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

    Основные категории диалектики(единичное и всеобщее, явление и сущность, форма и содержание ,часть и целое, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность)ответ на вопрос №12

    содержание и форма.

    Содержание- это совокупность элементов и процессов, образующих

    данный предмет или явление. Форма - это структура, организация

    содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к

    содержанию, а внутренне ему присуща. “Элементарные” частицы и процессы, связанные с их движением, представляют содержание атома химического элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, и другие, а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его развитие.

    Категории сущность и явление. Понятие сущности родственно понятию содержание. Если содержание представляет совокупность всех элементов и процессов, образующих данный предмет, то сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела. А что же такое явление? Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Сущность и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости самих предметов действительности. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению.

    Категории причина и следствие.

    Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием.

    Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины. День, например, следует за ночью, но ночь – не причина дня. Чередование дня и ночи вызывается суточным вращением Земли вокруг своей оси. Причинная зависимость между двумя явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из них не только предшествует другому, но и с неизбежностью порождает другое.

    Категории необходимость и случайность.

    В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его – во внешних условиях и обстоятельствах. Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно – необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается объективная необходимость, закономерность. Возьмем какой-либо газ, заключенный в сосуд. Молекулы этого газа находятся в постоянном беспорядочном движении, случайно сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда. Несмотря на это, давление газа на все стенки одинаково, оно с необходимостью определяется физическими законами. Так за случайным движением молекул прокладывает себе путь необходимость, определяющая давление, а также температуру, плотность, теплоемкость и другие свойства газа. Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

    Категории возможность и действительность

    Действительность представляет осуществленную, реализованную возможность. Возможности вытекают из объективных закономерностей, порождаются ими. Так, закон единства организма и окружающей среды создает возможность посредством изменения внешним условий целенаправленно воздействовать на организм, создавать новые виды растений и животных. Поскольку предметы и явления мира противоречивы, противоречивы и возможности. Следует различать прогрессивные (положительные) и реакционные (отрицательные) возможности.

    Метафизика как альтернатива диалектики в понимании связей предметов и явлений , развития и методов познания. метафизика Аристотеля .ответ на вопрос №13

    Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами.

    Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса". Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали. Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга- Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи. по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

    Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеологии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Аристотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

    Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения. Надо определить источим движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта