Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема природы человека в античной философии. Сократ и Платон

  • Человек ,общество и государство в философских доктринах Платона и Аристотеля

  • Социальная философия 19 столетия(Э.Дюркгейм, К.Маркс)

  • Ф бекон как основоположник эмпиризма в Европе

  • Рационализм Р.Декарта

  • философия. Предмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1


    Скачать 5.25 Mb.
    НазваниеПредмет философии и круг её основных проблем ответ на вопрос 1
    Анкорфилософия.docx
    Дата01.03.2018
    Размер5.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #16074
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Социальная философия: основные проблемы и объекты исследования. детерминизм как способ решения проблемы причинности. ответ на вопрос№19

    c:\users\1\desktop\imag1269.jpg

    c:\users\1\desktop\imag1271-1.jpg

    Проблема природы человека в античной философии. Сократ и Платон ответ на вопрос№20

    Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

    1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

    2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

    Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

    Человек ,общество и государство в философских доктринах Платона и Аристотеля ответ на вопрос №21

    Платон (427-347 гг до не) пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде Такое совместное поселение называется государством Оно обеспечивает защиту населения и своих территорий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны Как сделать это общество справедливыми?

    Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, действительно способны мудро управлять государством Основным принципом идеального государства Платон считал в справедливость Руководствуясь справедливостью, государство решает важнейшие задачи: защиты людей, обеспечения их материальными благами, создание условий для их творческой деятельности и духовного развития в Платон разделил людей на три группы: к первой относятся те, у кого преобладает разумное начало, развитое чувство справедливости, стремление к праву он называл мудрецами Они должны быть правителями в идеальном государстве Тех же, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе - воинов и \"охранников\", которые призваны заботиться о безопасности государства , есть люди, призванные заниматься физическим трудом, - это крестьяне и ремесленники Они делают необходимые материальные блага.

    В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено общем: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства .Здесь еще слиты понятия общества и государства

    Ученик Платона Аристотель стал выдающимся ученым древности Он считался основоположником многих наук, в том числе и наук об обществе Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и поселок как особые типы общения, но государство поставил всем Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние версии общества Крайне бедных он относил к гражданам \"второй категории\", очень богатых подозревал в применении \"противоестественного способа\" приобретения материального достатка .

    К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержания в повиновении рабов Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе много достоинств, они рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.

    В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью В их трудах государство имела широкие права по отношению к человеку, вопрос же о правах человека в отношении государства вообще не относились.

    Социальная философия 19 столетия(Э.Дюркгейм, К.Маркс)ответ на вопрос№22

    Социологические воззрения Э. Дюркгейма: В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований.

    Дюркгейм был убежденным рационалистом.Социальная проблема для Дюркгейма не столько экономическая, сколько моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении к собственности и даже не в планировании

    Таким образом, Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма и он считал, что для его понимания нужно исследовать все его разновидности. Он определял социализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся к организованному состоянию.

    В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм» .

    Общество — реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

    Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии .Человек для Дюркгейма – это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:

    а) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;

    б) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые характеристики человеческой природы;

    в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов — с другой и т. д.

    Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Вместе с тем он выходил за рамки этого методологического принципа.

    Предмет социологии, согласно Дюркгейму, — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками:

    1. они существуют вне индивида;

    2. оказывают на него принудительное воздействие.

    Его социология делилась на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые отражали в определенной мере его взгляды на назначение тех или иных сфер социальной жизни.

    Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

    Социальная физиология, которая исследует «жизненные проявления обществ» охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:

    1) социологию религии;

    2) социологию морали;

    3) юридическую социологию;

    4) экономическую социологию;

    5) лингвистическую социологию;

    6) эстетическую социологию.

    Общая социология подобно общей биологии осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.

    Свой первый опыт в решении практических проблем Маркс счёл неудачным. Ему стало ясно, во-первых, что государство (по Гегелю, государство-«воплощение разума») руководствуется интересами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришёл к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти - в материальных экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и росте городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить своё призвание: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация «немца» в человека. К.Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений.

    Ф бекон как основоположник эмпиризма в Европе .ответ на вопрос№23

    Заслуга Ф. Бэкона перед наукой

    XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе.

    Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и философ Френсис Бэкон (1561 - 1626). Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание - сила» в течение трех веков является символом науки.

    Наука, по мнению Бэкона не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки - изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий - человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки.

    Бэкон стремится к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Таким образом, знание замыкается на действии, а действие - на знании. Знания нет без науки, особенно фундаментальной, а действия, поскольку оно опирается на науку, нет без эксперимента. Бэкон - гуманист и поэтому склонен к тщательному анализу того, что действительно способствует развитию человека. Поэтому будучи философом и литератором, Бэкон развивает проблематику естественных наук.

    Индуктивный метод познания, его сущность

    Бэкон был родоначальником английского эмпиризма (гр. empeiria опыт). Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятия внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства самому по себе, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете», «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте».

    Совершенно справедливо Бэкон указывает на необходимую связь знания с экспериментом. Здесь философ прав на все сто процентов. Однако далее он делает весьма обязывающий в философском отношении шаг: он утверждает, что научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.

    По Бэкону, знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. Раз так, то он вполне последовательно утверждает, что эксперимент индуцирует (лат. «induktio» - наведение, выведение) знание, «наводит» на его. Но Бэкон имеет в виду не просто наведение на новое знание, а конкретный философский метод индукции, логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям.

    Но метод индукции бессилен там, где получают идеализации.

    3. Идолы познания

    Разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он считал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться:

    1. Идолы рода;

    2. Идолы пещеры;

    3. Идолы рынка;

    4. Идолы театра.

    Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

    Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. Под пещерой нужно понимать ту социальную среду, в которой вырос человек.

    Идолами рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей , порожденные неправильным употребление слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из- за слов, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.

    В категорию идолов театра Бэкон включает ложное представление о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.

    Рационализм Р.Декарта ответ на вопрос№24

    Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, – это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

    Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

    Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

    – во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

    – это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;

    – в вопросе также должно содержаться нечто известное.

    В работе "Рассуждение о методе" Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы "вести свой разум к познанию истины".

    Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

    Второе правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).

    Третье правило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

    Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

    Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивного постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта