Предмет философии. Структура философского знания. Философия
Скачать 235.16 Kb.
|
ЭТИКА КАК РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИЭтика - это раздел философии, изучающий феномен морали. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. В самой основе этики заложена предпосылка о возможности исследовать мораль как реально существующий феномен. Этика учит разбираться в природе морального закона и понимать моральные аспекты человеческого поведения. И всё же предметом этики является не моральный закон как некоторая сущность, находящаяся вне человека и стоящая над ним. Предметом этики является сам человек, но не человек, каким он есть здесь и теперь, но каким он должен быть в свете морального закона. Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? - Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. Этика не только объясняет нравственность, но и учит нравственности. В той мере, в какой этика учит морали, она, оставаясь наукой, становится одновременно элементом морального сознания класса, общества. Эстетика как философская дисциплина. Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувст-вующий, чувственный). Эстетика — наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Тpиединство пpедмета эстетики: субъект — объект — ценность. Нравственные и эстетические ценности Термин "ценность" неоднозначный. В классической философии ценность сводилась к благу как метафизическому атрибуту бытия. эстетическое сознание можно сравнить с освещенной сценой, на которой в строгой последовательности друг за другом выступают воспоминания, образующие некий сложный, но взаимосвязанный узор сюжетных связей; все приобретает смысл и завершенность. Именно этого настроения нет на этической ступени существования. Действующий герой всегда недоволен своими свершениями и отвергает множество вещей как явно бессмысленных и ненужных. Ценностные суждения отрицают фактическое бытие и манифестируют желаемое, исходя из норм и идеалов. Нравственное действие как реализация ценностей отличается от слепого желания. Добрая воля основывается на познании блага, но оно не сводится к сфере суждений. Поэтому нравственное желание должно пройти не через этику как науку: ведь благодаря ее изучению человек не становится лучше, – но через нравственное "усмотрение ценности", в результате которого происходит ее признание. Религиозные ценности и свобода совестиНе случайно религия возникла на том историческом этапе развития человечества, когда была осознана смертность человека. Тайна смерти, проблема смерти была одним из первых и главных стимулов и философского исследования. Проблема смерти, таким образом, теснейшим образом связана с понятием Бога и религией. Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции. Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. С момента возникновения философии религия стала одной из ее тем. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия - вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания, - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета. Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни. Она скорее нечто "иное" по отношению к философии, поскольку здесь мы имеем дело с реальностью, превосходящей границы и возможности человеческого разума. |