Главная страница
Навигация по странице:

  • Николай Федорович Федоров (1828 -1903)

  • Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

  • Предмет философии. Структура философского знания. Философия


    Скачать 235.16 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Структура философского знания. Философия
    Дата01.06.2019
    Размер235.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_po_filosofii_1.docx
    ТипДокументы
    #79911
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Русская религиозная философия начала ХХ века.


    Важнейшую роль в русской философии начала ХХ века играло развитие идей В.Соловьева, оформившееся в виде таких направлений, как софиология и метафизика всеединства. Одним из интереснейших отечественных  философов, следовавших традиции всеединства, был Флоренский. Он не повторял Соловьева и по многим  вопросам расходился с ним. Он развивает учение о Софии на материале православной церковности. София у него – «идеальная личность мира». Традицию философии всеединства в ХХ веке продолжает Булгаков. На рубеже веков он переходит от марксизма к идеалистической философии, разрабатывает концепцию «христианского социализма».

     Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ  Николай Александрович Бердяев - известен как религиозный персоналист, экзистенциалист. Отправной точкой его учения является человек. Н. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная – первичная, иррациональная свобода,  укорененная в Ничто. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы – одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

     С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

    Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом; 2) активно-эволюционистское понимание космоса; 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса; В идеологии  космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса. В отечественном космизме выделяют религиозно-философское направление (Соловьев, Федоров, Бердяев) и  естественнонаучное (Циолковский, Вернадский).

    Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию.

    Учение Циолковского относится к естественнонаучному  направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает  космос как живое, одухотворенное целое,  населенное высокоразвитыми живыми существами. Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – Вернадский. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы.

    1. Феноменология Гуссерля

    Феноменология - учение о феноменах. Основателем считается немец Эдмунд Гуссерль. Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система.

    Гуссерль недоволен жестким противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении "выпячивают" либо субъект, что приводит к субъективизму, либо объект, что характерно для натурализма. Гуссерль стремится избежать этих крайностей. Субъективизм обычно приводит к психологизму, он не может дать правильную интерпретацию содержанию науки. Феномен — это структура сознания. По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально (означает стремление). Но сознание не всегда направлено только на объект, оно еще имеет дело с его смыслом, смысл объекта явлен сознанию. Сознание — это временной поток, внутренне организованный и независимый от объекта

    Феноменология зовет вернуться "назад к вещам", не подвергать забвению жизненный мир. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно не иначе как на основе феноменологических рецептов. Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая во многом сводится к сопоставлению феноменов сознания.

    Философия прагматизма

    Утилитарный подход к окружающему миру, людям, вещам и т. п. предлагает прагматизм.  Итак, обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм выдвинул программу преобразования философии: философия должна быть не размышлением о первых основах бытия, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в быстро меняющемся мире. Философы прагматического направления уделяют много внимания изучению поведения человека. С точки зрения прагматизма, оно детерминировано верой, привычкой и убеждением. Универсальным средством изменения социума и человека является изменение привычек.

    Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс,сформулировавший прагматический принцип (максиму), согласно которой все содержание наших понятий исчерпывается понятием о его возможных практических последствиях. Затем доктрину прагматизма разрабатывал Джемс. Его концепция «радикального эмпиризма» заключалась в отождествлении реальности опыта, несводимого к чувственным восприятиям.

     

    Герменевтика

    Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений западной философии XX в.

    Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования начато немецким теологом и филологом Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, используемых в специфических областях. Герменевтика Шлейермахера принимает вид универсального метода истолкования, цель которого – понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение.

    Герменевтика Ф. Шлейермахера носит внеисторический характер. 
    Наряду с диалогом к основным ее принципам относится герменевтический круг. Герменевтический круг у Ф. Шлейермахера – понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. 
    С этой точки зрения понимание текста есть движение как бы по кругу от целого к части и от части к целому.

    В ХХ в. в самостоятельную область знания оформилась философская герменевтика, одним из непосредственных источников философской герменевтики явилась феноменология Гуссерля.

    Признанным лидером философской герменевтики является немецкий философ Гадамер. Его по праву считают основоположником собственно философской герменевтики. Язык, с точки зрения Х. Гадамера – это центр человеческого бытия, человеческая коммуникация, игра.

    1. Чувственное познание имеет свою специфику. Его объектом является непосредственно данная действительность. Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

    Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге.

    Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира.

    Совокупность представлений об объектах, воспринятых в разное время, является основой становления логического мышления, которое выступает в форме: понятий, суждений, умозаключений.

    Понятие - логическая абстракция, объединяющая в себе существенные признаки вещей. Процесс познания понятий происходит при помощи перехода от чувственного познания к логическому, в результате этого мы выделяем свойства в чистом виде. Суждение – логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, отрицается или утверждается что-то. Посредством умозаключений, мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся. В качестве методов в логическом познании используются: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, идеализация, моделирование, экстраполяция, классификация и пр. Средствами логического познания являются язык как средство передачи знания, искусственные знаковые системы, мысленный эксперимент и пр. непосредственная цель логического познания — создание мысленной модели, адекватной познаваемому объекту. Логическое познание не может быть осуществлено без операций мышления. Различие в чувственном и логическом познаниях породило противостояние сенсуализма рационализму.

    Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

    Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются так:

    · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,

    · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),

    · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

    Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

    Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я – концепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его современниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.

    Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.

    В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.

    В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – политического характера развития истории. Философ выделяет три вида истории: история познания; история природы; история развития идей. Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы и противоположности свободы – отчуждения.

    В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса

    Антропологический материализм Фейрбаха)

    В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу.

    Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически.

    Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Только то, что дано нам через органы чувств обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью.

    Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.

    1. Структурализм

    Зародился во Франции; 50–70-е годы; отрицание экзистенциализма и путь к постструктурализму Решало проблему: Из чего сделана культура, если вынести индивида за скобки?

    Какой основной тезис был сформулирован
    В основе самых разных культурных явлений лежат структуры, построенные на противопоставлении фундаментальных понятий.

    На какие науки за пределами философии повлияли
    Структурализм во многом выглядел как попытка преодоления наследия предыдущего поколения французских философов — экзистенциалистов.
    Отцами-основателями структурализма были не столько философы, сколько ученые, работающие в таких областях знания, как лингвистика, этнография, психологи. К направлению относят Ролана Барта, занимавшегося теорией литературы, а также, возможно, главную звезду французской философии XX века — Мишеля Фуко.

    Неомарксизм

    Зародился в Германии; 60–90-е годы. Решало проблему: Как можно бороться за освобождение человека в современном мире?Какой основной тезис был сформулирован
    Капитализм в XX веке изобретал новые формы эксплуатации человека: через иллюзорные ценности успеха, демонстративного потребления, в том числе потребления массовой культуры.
    Неомарксизм стал влиятельной интеллектуальной платформой, на которую ориентируются авторы художественных произведений и университетские преподаватели по всему миру. В создании течения участвовали Герберт Маркузе, Адорно, а также представители так называемого фрейдомарксизма

    НЕОПРАГМАТИЗМ


    ретроспективная философская интерпретация прагматизма(отрицает необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты), концептуальное оформление которой традиционно связывается с творчеством Рорти. Переосмысливая историко-философский статус аналитической программы в современной западной философии, Рорти отметил, что именно исторически обусловленные трансформации языка позволяют человеку с достаточной степенью эффективности взаимодействовать с окружающей действительностью. Поскольку любой отдельно взятый тип языка являет собой результат случайной фиксации некоторых характеристик конкретного исторического времени, постольку обычно в обществе параллельно сосуществуют различные типы дискурсов.

    Философия постмодернизма.
    Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века.

    Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство.

    Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Наиболее известными среди них являются французские философы Деррида, Лиотар. Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате «лингвистического поворота».

    В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма. В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

    1. понятие движения в философии Можно сказать, что эта категория описывает способ существования материи. В принципе, в очень общих чертах движение в философии – это любое изменение, взаимодействие материальных объектов, переход из одного состояния в другое. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать – это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием. Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. Развитие Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные. В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной.

    Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности. В механицизме утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно совершенно точно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребовалось введение понятия иного типа закономерностей - статистических.

    Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это и есть законы-тенденции. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности. В статистических закономерностях необходимость проявляется через множество случайных факторов

    Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т. е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т. е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

    1. Экзистенциализм

    Экзистенциализм (философия существования: от лат. existentia - существование) - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.

    Предметом экзистенциализма являются не фундаментальные принципы бытия, не универсальные законы осуществления природных и социальных процессов, а уникальное бытие отдельного человека, его экзистенция, непосредственное переживание им самим своей собственной жизни, которая выступает для него наиважнейшей и наиболее близкой реальностью.

    Как самостоятельное течение он возник в начале ХХ века в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), к экзистенциальной философии можно отнести русских философов Л. Шестова и Н.Бердяева.

    Бытие человека в мире, по мнению экзистенциалистов, абсурдно. Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем. Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Мир идет своим путем, и ему нет никакого дела до человека. Каждую минуту тысячи действующих сил, неподвластных человеку, могут уничтожить его, прервать его существование. Человеческая экзистенция хрупка - таково ее свойство. Человек вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование, постоянно что-то предпринимать, о чем-то заботиться. Жизнь преисполнена тревогой и страхом. Это страх не только перед опасностями, которые таит в себе мир, но и перед самим бытием. Он погружает человека в заботу, но в то же время и побуждает искать путь к спасению.

    Человек прекрасно знает, что он смертен. Само его существование направлено к смерти, есть бытие-к-смерти. Поэтому человеку не в чем найти опору. Он не может рассчитывать не только на помощь, но и на подсказку. Он всегда наедине с собой. Он свободен, абсолютно свободен, он обречен быть свободным, и в этом его величайшая трагедия.

    Персонализм

    Персонализм (от латинского – личность) – теистическое направление современной философии. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Основные принципы персоналистской философии были сформулированы Н. А. Бердяевым и Л. Шестовым. В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, А. Белого.

    В противовес принципу идеалистического монизма и гегелевскому панлогизму персонализм выдвигает идею множественности. Сторонники персонализма говорят о множественности существований, сознаний, воль и личностей. Разуму противостоит интуиция. Мир сотворила Верховная персона – Бог, и он же наделил его способностью развития.

    В области познания персонализм исходит из необходимости замены познающего субъекта традиционной философии человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической всеобщности.

    В первой трети XX века персонализм испытывает как бы второе рождение. Основоположник французского персонализма Э. Мунье, ссылаясь на влияние марксизма и экзистенциализма, не упоминает, правда, своих русских предшественников. Не ставя целью создать законченное философское учение, Мунье стремился отыскать продуктивные способы разработки проблем личностного существования. Красной нитью через все сочинения философа проходит идея о том, что только человек способен стать законодателем в выработке программ поведения по отношению ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его жизнь и личность.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта