Главная страница

Предмет философии. Структура философского знания. Философия


Скачать 235.16 Kb.
НазваниеПредмет философии. Структура философского знания. Философия
Дата01.06.2019
Размер235.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOtvety_po_filosofii_1.docx
ТипДокументы
#79911
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Сознание и самосознание.



Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

                   Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

Сознание и познание

Проблема сознания в философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми, не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

Сознание и мозг

Мозг – телесный носитель сознания, общепризнанный центр всех психических процессов. Сознание, хоть и невозможно без своего носителя – мозга, но им не ограничивается. Ибо оно стремится реализовать себя вовне (материализоваться, овеществиться) в виде продуктов материальной культуры, языка, общественных отношений и т.д. Что лишний раз подтверждает, сознание и мозг как-то связаны, но далеко не одно и то же.
Вместе с тем именно мозг – яркое подтверждение всеобщего свойства природы – отражения. Он и есть наш главный отражательный орган, высшая ступень (форма) отражения в природе.
Во многом благодаря нему человеческое сознание выше психики животных, поскольку оно наделено следующими качествами (характеристиками): абстрактно-логическим мышлением, целеполаганием, самосознанием и языком.

  1. КРАТКО Античная философия. 1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. Наиболее высокого развития философии мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религией
    Особенности философии античности:
    -наличие в ней значительного количества мифологических образов;
    -присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы внешностью или физическими свойствами человека) ;
    -пантеизм (отождествление богов с силами природы) ;
    -увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях "добра" и "зла", "справедливости" "блага" и т. д. ;
    -поиски первоначала всего сущего, что позже в новоевропейской философии возникает как проблема субстанции.

В развитии античной философии выделяют три основных этапа:
-Ранней классики (7-5 вв до н. э.) , в центре внимания проблемы физики, космоса и вселенной.
-высокой классики (5-4 вв. до н. э.) , в центре внимания - человек в системе других проблем;
-поздней классики (4-6 вв. н. э.) , характерно уточнение и осмысление уже существующих идей и учений, созданных предшественниками. Период поздней классики в свою очередь делится на эллинистическую философию, александрийскую философию и древнеримскую философию.

Второй период античной философии – величайший период в истории философии. В это время были обозначены основные проблемы западной философии, наметилась её основная структура. Выдающимися философами этого периода были Сократ, Платон, Аристотель. Они были связаны таким образом, каким образом и до сих пор происходит развитие философской традиции: каждый «стоял на плечах предшественника», но каждый имел свой горизонт зрения: Платон был учеником Сократа, а Аристотель– учеником Платона.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта