Главная страница
Навигация по странице:

  • НЕОКАНТИАНСТВО

  • НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

  • Предмет философии. Структура философского знания. Философия


    Скачать 235.16 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Структура философского знания. Философия
    Дата01.06.2019
    Размер235.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_po_filosofii_1.docx
    ТипДокументы
    #79911
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Философская концепция Гегеля.





    Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса.

    Значение философии Г. заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

    Г. разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. В итоге система Гегеля есть объективный идеализм.

    Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2)философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.
    1. Иррационализм в XIX - XX вв.


    Иррационализм - философское направление, настаивающее на ограниченности возможностей человеческого разума при постижении мира.
    Согласно иррационализму - бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично.

    В центре внимания этих философов оказываются вопросы, находящиеся вне компетенции науки жизненно-повседневный опыт человека, вопросы нравственного выбора личности.

    Датский философ С. Кьеркегор  один из первых критиков рационализма Нового времени.

    Одним из наиболее ранних философов иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о вещи в себе. Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии.

    Этика Шопенгауэра этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

    Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением философии жизни. Ее основная категория жизнь как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности.

    Философское учение Ф. Ницше непоследовательно и противоречиво, Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Необходимо стремиться не к не бытию, а к полноте жизни - таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и вечное возвращение. 

    В начале XX века традиция иррационалистической критики научного разума была продолжена французским философом А. Бергсоном. В центре внимания Бергсона мир сознания. В духе ряда направлений новейшей философии Бергсон исходит из единства субъекта и объекта познания, реальность для него единый поток переживаний образов.

    1. Философия средневековья.

    Средневековая философия представляет собой длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

    В связи с тем, что первоначально христианское вероучение формировалось как движение недовольных масс рабов и свободной бедноты, то оно давало им утешение и надежду на комфортную жизнь в посмертной жизни. Кроме этого распад античного общества, основанного на труде рабов, породил идейно – теоретический и мировоззренческий кризис. Типичным проявлением упадка античной философии в Риме является неоплатонизм. Наиболее заметным представителем неоплатонизма был Платон (205 - 270). Неоплатонизм – это попытка обновить философию Платона, препарируя её. Бог у неоплатоников становится идеей и предметом философии, а философия становится подлинной теологией. Бог у неоплатоников является разумным началом, доминирующим над мистическим. Они характеризуют материю, как абсолютную тьму и полное отсутствие божественного света. Но материя у неоплатоников так же вечна, как и Единое.

    Патристика. Понятие, обозначающее совокупность философских, религиозных и политико – социологический доктрин христианских мыслителей II – YIII веков. Их ещё называли отцами церкви. Начальный период патристики связан с именем Оригена (185 - 253). Сотворение мира Богом Ориген понимал как вечно длящийся процесс: до этого мира и после него были и будут другие миры. Мир сотворен Богом из нечего. Однако сам процесс творения является вечным.

    Схоластика. Тип религиозной философии, характеризующийся подчинением примату теологии. Схоластика как разновидность философии Средневековья представляла собой одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. В центре внимания схоластики является характер отношений между разумом и догматом.

    В средневековье возник и ряд еретических учений, подрывавших авторитет христианского вероучения и положивших начало философии Нового времени:

    А учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры при приоритетности веры над разумом является невероятно актуальным и в наше время.

    1. Материя, атрибуты и формы существования.

    В переводе с латыни «материя» означает вещество, В древнегреческой философии активно использовалось этимологическое понимание материи. С материей связывали представления о первовеществе, из которого состояли все прочие вещи. У Фалеса - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь.

    Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем. В этом его методологическое значение.

    Современное естествознание, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наши представления о структуре и свойствах материи.

    Элементами структуры материи является: неживая природа, живая природа, социум (общество).

    Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки) микроэлементарный; ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

    К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

    К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

    Понятие материи нельзя рассматривать отдельно от категории «субстанция». В процессе исторического развития эти понятия формировались параллельно, дополняя друг друга.

    Субстанция (лат. Substantia -сущность, нечто такое, что лежит в основе) - философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия).

    В истории философии можно выделить несколько подходов в решении вопроса о субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

    Плюрализм (от лат. Pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу.

    Материя как объективная реальность обладает атрибутивными свойствами. Атрибутом называется неотъемлемое свойство предмета, явления, процесса, без которого они не могут ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивными свойствами материи являются структурная упорядоченность, движение, пространство и время.

    Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании человека.

    Учитывая это, Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в пространстве), физическую (тепловые, электрические, магнитные и другие процессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).

    Материя существует в пространстве и времени. Время - это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.

    Пространство - это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

    Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке не известно бытие материальных систем вне пространства и времени.

    Относительность пространства и времени наиболее полно проявляется в специальной и общей теории относительности А. Энштейна. Общая теория относительности подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство и время характеризуют бытие материи как пространственно-временное отношение.

    1. Русская философия XIX в.

     




    В центре внимания находились учения прежде всего крупнейших представителей немецкой классической философии Канта, Гегеля и Шеллинга. В 1823 г. в Москве возник философский кружок "Общество любомудров". Для любомудров были характерны эстетическое восприятие и переживание философских идей, что в значительной мере определило своеобразие русского романтизма. 

    Если же говорить о философских истоках российского романтизма более определенно, то в первую очередь следует назвать имя Шеллинга. Первым известным русским шеллингианцем был Велланский. Последователем Шеллинга считал себя и профессор Павлов. Взгляды Велланского и Павлова сыграли немалую роль в становлении мировоззрения участников "Общества любомудров", одним из руководителей которого был князь В. Ф. Одоевский.

     В его труде "Русские ночи" обнаруживается влияние идей Шеллинга. То, что прежде всего не принимал русский романтик в современной ему европейской жизни, можно выразить одним постоянно используемым им понятием - "односторонность". "Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений", - утверждал Одоевский в "Русских ночах". Эта универсальная односторонность, считал мыслитель, есть следствие рационалистического схематизма, неспособного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека

    С середины ХIХ в. – начале ХХ вв России получило развитие материалистическое направление в философии.

    Первый этап в развитии этого направления представлен именами Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, и др. - революционеров-демократов, боровшихся против крепостничества и самодержавия.

    Н.Г. Чернышевский шел по пути соединения материализма и диалектики. Основными теоретическими источниками его воззрений были антропологический материализм Фейербаха и диалектика Гегеля. Значительное внимание Чернышевский уделял проблемам познаваемости мира. Большое значение в процессе познания он придавал практике. Практика для него – не только основной критерий истины, но и движущая сила и цель познания. Социальные взгляды Чернышевского также во многом носят материалистический характер. Он считал народную революцию как предпосылку социалистических преобразований, которые он связывал с ограничением частной собственности, ликвидацией наемного труда, развитием коллективного способа ведения хозяйства.

    Второй этап развития взглядов на общественный прогресс, на революционное развитие общества связан с течением народничества. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин - теоретики анархизма. Бакунин рассматривал религию и государство как главное зло общества. Государство он считал главным препятствием на пути построения социализма, т.к. смена его форм приводит не к освобождению человека, а к замене одной формы эксплуатации другой. Г.В. Плеханов (1856 – 1918) теоретик марксизма. Его главной заслугой является последовательное материалистическое понимание истории. Большое внимание он уделял вопросу о роли народных масс и личности в истории. Творцами истории он считал народные массы. Роль великих людей состоит в том, что они раньше других осознают общественные потребности и предвидят перемены, которые должны произойти в обществе.
    Следующий (3-й) этап развития материалистических представлений связан с именем В.И. Ленина (1870 – 1924 гг.). Ленин продолжает марксистскую традицию в философии, развивает учение Маркса применительно к новому этапу научного и социально-политического развития. Сознание он определяет как особую функцию высокоорганизованной материи – мозга и усматривает сущность сознания в отражении мира. Также Ленин обращается к проблеме истины. В ее рассмотрении он выделяет два главных вопроса: о возможности получения объективной истины и соотношении абсолютной и относительной истины.

    1. Датский философ Сьорен Кьеркегор (1813-1855) – один из первых критиков рационализма Нового времени. Кьеркегор совершает существенный поворот от философской традиции Нового времени: необходим интерес к единичному существованию, а не только к общим сущностям, к логике.

    Главное Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением «философии жизни». Ее основная категория – «жизнь» как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности. Некоторые аспекты понимания «жизни» связаны с биологизацией действительности, с борьбой за существование, другие - с подчеркиванием первичности жизни как формы практического опыта по отношению к научному разуму. Практическая, витальная активность выступает в «философии жизни» как основа бытия. К этому широкому неоформленному течению относят немецких философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, французского мыслителя А. Бергсона.

    Философское учение Фридриха Ницше. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена.

    НЕОКАНТИАНСТВО —  философское направление, возникшее в 60-е гг. XIX в. в Германии как  реакция на материализм и позитивизм, господствовавшее в  интеллектуальной жизни Европы в середине  столетия. Становление неокантианства было связано с решением проблем, относящихся к трем различным областям: этико-политической, методологии  гуманитарного и естественно-научного познания, а также  логико-гносеологических проблем познания в  целом. Этико-политическая  проблематика характерна уже для раннего  неокантианства. Его основоположник Ланге в книге «Рабочий  вопрос» (1865) предложил (в качестве альтернативы марксистской)  программу социальных преобразований, направленных на смягчение социальной напряженности,  которая исключала революцию и насильственные меры. После Ланге этико-политическая  проблематика разрабатывалась марбургской школой неокантианства, которая оформилась в 70-е г. Главным результатом их деятельности в этом направлении стала так называемая теория «этического социализма»,  которая давала социализму не  экономическую, а этическую  трактовку. В то же время марбуржцы, как и многие другие  неокантианцы, критически  относились к кантовскому понятию «вещь в себе.

    НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО —  течение в философии конца  XIX—первой трети XX вв. В 1930 г. создана международная организация  неогегельянства — «Гегелевский союз». Основные представители: Брэдли5, Мак-Тагтарт, Коллингвуд, Ройс. Неогегельянство  трансформирует гегелевское учение о  противоречии, его взгляды на соотношение индивидуального и всеобщего, на государство, личность, историю,  сознание, религию. Центральный пункт гегелевской диалектики — учение о противоположностях — оценивается как ошибочное (Мак-Таггарт). Идея о  противоречии заменяется концепцией «синтеза различия». Неогегельянство делает  попытку синтеза гегелевского  учения об абсолютном духе и идей персонализма и экзистенциализма. Абсолютный дух  рассматривается как совокупность  индивидуальных сознаний  (Мак-Таггарт), как высшая форма  индивидуальности (Бозанкет).   В неогегельянстве  осуществлена попытка интерпретировать диалектический метод Гегеля как единство рационального по  форме и иррационального по  содержанию. Сделаны попытки  объединения философии Гегеля с  неокантианством.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта