Общая психология контрольная работа. Контрольная работа Общая психология 1 и 2 семестры. Предмет и задачи психологии. Психология в системе наук
Скачать 177.1 Kb.
|
Модальность ощущений – специфическое качество ощущения, которое проявляется в связанном с ним переживании. Например, ощущения, возникающие в разных органах чувств, называются ощущениями различных модальностей. Дистантные ощущения – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение. Контактные ощущения – вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Восприятие – психический процесс отражения (познания) человеком окружающего мира в виде образов предметов или явлений. Перцептивная система – совокупность иерархических механизмов восприятия, способных решать различные по сложности перцептивные задачи. Аналитико-синтетическая деятельность – (далее - АСД) лежит в основе всех процессов познания, человек с ее помощью усваивает содержание обучения - воспринимает, осмысливает, запоминает, применяет, обобщает и систематизирует получаемую им информацию. Апперцепция – сравнительно редко используемое в современной психологии понятие, означающее повышенную сосредоточенность внимания, сознания и мышления человека на чем-либо конкретном. Готовность к категоризации – свойство образа восприятия быть отнесенным к определенной группе (категории) предметов и обозначенным соответствующим словом-понятием. Визуальная репрезентативная система – основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют свое видение реальности через то, на что они смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир. Аудиальная репрезентативная система – основывается на восприятии звуков. Люди-аудиалы воспринимают информацию через процесс слушания, запоминают ее преимущественно в форме звуковых впечатлений. Кинестетическая репрезентативная система – основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически. Свойства восприятия – предметность, целостность, константность, категориальность, структурность, осмысленность. Целостность – выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность – относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия. Например, если предмет удалить на некоторое расстояние, то его изображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше тех студентов, которые сидят на первых. Осмысленность – тесно связана с мышлением, пониманием сущности предметов. Достигается благодаря тому, что органы чувств человека, посредством которых осуществляется перцепция, несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, позволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность в процессе познания и практических действиях. Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Категориальность – это обобщенность восприятия. Любой воспринимаемый предмет, даже незнакомый, странный для восприятия, мы относим к определенному классу предметов. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарский психолог Г. Роршах (1884-1922) установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые, т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Структурность – данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Историчность восприятия – как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые формы предметного сознания. Симультанность восприятия – это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она вся во всей своей полноте сразу предстает перед нами. Процессуальность восприятия – сенсорный опыт существенно связан с формами жизнедеятельности человека, которая воспринимает ее предметно-ориентированной активностью. Развитие восприятия сопровождается автоматизацией специфических ориентирующих компонентов деятельности, что приводит к сокращению времени на узнавание данного класса объектов. Законы селективности восприятия – характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких-либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как ""фигура"", а все остальные объекты воспринимаются как ее ""фон"". Законы целостности восприятия – объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, обладающим разными признаками и состоящим из разных частей, воспринимается все же как единое целое. Компоненты этого целого могут действовать или одновременно, или последовательно (одновременные и последовательные раздражения). Они могут действовать на один и тот же анализатор (например, при зрительном восприятии пространственно раздельных частей предмета) или на разные анализаторы (например, при восприятии звукового кино, когда одновременно действуют и зрительные, и звуковые раздражения). Последовательные компоненты могут действовать непосредственно один за другим или с некоторыми паузами друг за другом. Во всех этих случаях комплексный раздражитель выступает все же как единое целое. Конвергенция – это сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, за счет чего достигается устранение двоения предмета. Основную информацию об удаленности объекта несут вергентные движения глаз, требующие скоординированных движений обоих глаз. Дивергенция – один из видов вергентных движений глаз. Возникает при переводе взгляда с близкого на дальний объект и состоит в разведении зрительных осей, т. е. приближении их к параллельному положению. В качестве наименьшей удаленности объекта, при которой зрительные оси могут считаться параллельными, принимают расстояние в 6 м. Аккомодация – приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов путем изменения преломляющей способности хрусталика. Фокусное расстояние хрусталика непроизвольно изменяется и регулируется с помощью внутренних глазных мышц, изменяющих кривизну его поверхности так, чтобы были ясно видны предметы, находящиеся на различном расстоянии от наблюдателя. Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Ментальная карта среды – метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Дж. Хохберг. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля, с. 236-242. Раньше думали, что при раздражении любой рецептивной клетки сенсорного органа ее активность передается в сенсорную проекционную область мозга, в результате чего возникает элементарное ощущение. Однако, как мы теперь знаем, активность отдельного рецептора не приводит к отдельным субъективным эффектам, которые затем просто соединяются, образуя различные комбинации в ассоциативных зонах. Теория «клеточных ансамблей» Хебба. Когда нейрон возбуждается, его активность (биоэлектрическая по своей природе) передается к другому нейрону. Вообще говоря, один возбужденный нейрон не может просто возбудить другой, но, если несколько возбужденных нейронов имеют синапс с неактивным нейроном (синапс – место соединения двух нейронов), они могут возбудить его. Таким образом, возбуждение отдельных клеток в ассоциативных зонах коры будет зависеть от одновременной стимуляции целой структуры сенсорных нейронов. Предположим, что каждый раз, когда два нейрона возбуждаются одновременно, в синапсе происходят некоторые изменения, которые увеличивают способность первого нейрона возбуждать второй. Поскольку волокна возбуждаются одновременно, связи внутри этого кольца со временем настолько усиливаются, что возбуждение одного нейрона приводит к циклическому ревербераторному возбуждению всей системы. Если есть кольцо связей, которое всегда возбуждается тем же сенсорным входом, то оба кольца обнаружат тенденцию к объединению в единый клеточный ансамбль. Однако, если каждая из этих двух систем может быть активной также сама по себе (без участия другой), они будут оставаться отдельными ансамблями, которые «ассоциированы» в том смысле, что возбуждение одного будет увеличивать вероятность возбуждения другого со стороны стимуляции, которая поступает из другого источника и обычно без облегчающего влияния со стороны оказывается неэффективной. Ввиду существования тормозных волокон два клеточных ансамбля могут также и тормозить друг друга. Рецептивные поля. С помощью тонких проводов, называемых микроэлектродами, зарегистрированы возбуждения отдельных нейронов в зрительных проекционных зонах у различных животных. Благодаря этой технике найдены нейроны, которые возбуждаются при стимулировании всего поля сетчаточных рецепторов определенной конфигурацией (например, линией или краем определенного наклона) и которые не возбуждаются, если отдельные палочки или колбочки стимулируются отдельными световыми точками в той же области сетчатки. В отличие от клеточных ансамблей эти клетки, чувствительные к линиям или краям, найдены в сенсорной проекционной системе. Они предлагают нам новых подход в области сенсорной психофизики, а именно идею более крупных единиц анализа (таких, как линии, углы, края), чем специфические нервные энергии точечно возбуждаемых рецепторов. Организация клеточных ансамблей в «фазовые последовательности». Когда мы смотрим на объект, такой, как силуэт вазы, наш взгляд переходит из одной точки в другую и при стимуляции различными конфигурациями возбуждаются различные наборы клеточных ансамблей. В момент времени мозг, конечно, не будет находится в бездеятельном состоянии: в нем будут наблюдаться ревербераторные процессы от предшествующей зрительной (или незрительной) стимуляции или процессы, связанные с клеточными ансамблями, которые были возбуждены непосредственно перед попаданием на глаз стимуляции. Их возбуждение будет способствовать возбуждению других клеточных ансамблей. По мере того, как наблюдатель будет продолжать осмотр объекта, кортикальные процессы от предшествующих фиксаций будут избирательно «тонизировать» клеточные ансамбли, которые должны быть возбуждены при последующих фиксациях, и «гладкая» согласованная последовательность этих элементарных краев и углов создаст образ целого объекта. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Глава 7. Ощущение, рецепторы, элементы психофизики, психофизиологические закономерности, классификация ощущений: с. 177-188. Ощущение. Ощущение, сенсорика всегда более или менее непосредственно связана с моторикой, с действием, рецептор — с деятельностью эффекторов. Рецептор возникает как орган с пониженным порогом раздражения, приспособленный к тому, чтоб обеспечить ответное действие даже при незначительном воздействии на организм. Ощущение — это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; ощущение — это, во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия её на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, которые исполнены для нас определённого значения; между ними на наших глазах устанавливаются многообразные отношения, в результате которых создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности — в этом их различие. Ощущение и восприятие, таким образом, и едины, и различны. Ощущение, как компонент сенсомоторной реакции, предшествует восприятию: генетически оно первичнее. Ощущение, таким образом, — это и очень элементарная и очень высокая «теоретическая» деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление. Чувствительность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и её развитие — дифференцированность, тонкость и точность ощущений существенно зависит от потребностей действия. Так, филогенетическое развитие чувствительности у животных существенно зависит от того, какие раздражители являются для них биологически значимыми, связанными с процессом их жизнедеятельности, поведения, приспособления к среде. У человека дальнейшее развитие всё более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики; порождая новые предметы с новыми, всё более совершенными качествами, она порождает и новые «чувства», способные всё более совершенно и сознательно их отображать (см. об историческом развитии сознания). Рецепторы. Рецептор — орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, легче, чем прочие органы или нервные волокна, поддаётся раздражению; он отличается особенно низкими порогами раздражения, т. е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. Каждый рецептор специализируется применительно к определённому раздражителю. Формируясь в процессе развития под воздействием определённого вида раздражителей, каждый рецептор является поэтому приспособленным для рецепции именно этого вида раздражителей. Так, образуются тангорецепторы, приспособленные к рецепции прикосновения, густорецепторы — для рецепции вкусовых раздражений, стиборецепторы — для обонятельных, приспособленные для рецепции звука и света фоно- и фоторецепторы — слух, зрение. Каждый из этих рецепторов установлен на особый вид раздражителя, который является адекватным для него. Элементы психофизики. Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооружённым глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом. Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Исходя из закона Э. Вебера, Г. Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они — величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин — величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: |