Главная страница

Общая психология контрольная работа. Контрольная работа Общая психология 1 и 2 семестры. Предмет и задачи психологии. Психология в системе наук


Скачать 177.1 Kb.
НазваниеПредмет и задачи психологии. Психология в системе наук
АнкорОбщая психология контрольная работа
Дата11.01.2022
Размер177.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная работа Общая психология 1 и 2 семестры.docx
ТипЗакон
#327761
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

E = K · log J + C, где K и C суть некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений (в единицах едва заметных перемен) от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой так называемый психофизический закон Вебера-Фехнера.

Для определения порогов была разработана целая система методов психофизического исследования. Из них основные: 1) метод едва заметных различий: прогрессивно изменяют — увеличивают или уменьшают — раздражитель, пока испытуемый не начнёт или не перестанет замечать разницу; 2) метод истинных и ложных случаев: испытуемому предъявляют для сравнения два любых раздражителя и предлагают определить, какой из них больше; 3) метод средних ошибок, или метод константности: испытуемый должен подобрать к данному ему раздражителю равные. При всех этих методах пороги определяются как статистические средние.

Вообще пороги чувствительности не представляют собой абсолютной, неизменной величины. Экспериментальное исследование показывает, что даже такие явления, которые обусловлены в основном, казалось бы, периферическими факторами, не предопределяются органом самим по себе.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он разрешает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже и выше порога чувствительности и, таким образом, быть или не быть замеченным в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения для данного индивида или становится имеющим определённое значение показателем существенных условий его деятельности. Поэтому, для того чтобы исследование чувствительности дало сколько-нибудь законченные результаты и привело к практически значимым выводам, оно должно, не замыкаясь в рамках одной лишь физиологии, перейти и в план психологический.

Психофизиологические закономерности.

Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние (или происходящие в нём физиологические процессы). Значение физиологических моментов сказывается прежде всего в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности — понижении или повышении её. Примером может служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.

С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном последействии раздражений.

Дифференциация и специализация рецепторов не исключает их единства, выражающегося в их взаимодействии. Это взаимодействие рецепторов выражается, во-первых, во влиянии, которое раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого.

Взаимосвязь ощущений проявляется, во-вторых, в так называемой синестезии. Под синестезией разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности перекосятся на другую, разнородную, — например, при цветном слухе качества зрительной сферы — на слуховую.

Взаимодействие рецепторов выражается, наконец, в той взаимосвязи ощущений различных рецепторов, которое постоянно происходит в каждом процессе восприятия любого предмета или явления. Такое взаимодействие осуществляется в совместном участии различных ощущений, например зрительных и осязательных, в познании какого-нибудь предмета или его свойства, как-то — форма, фактура и т. п.

Классификация ощущений.

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения — прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т. д.).

Вибрационное чувство — это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности ещё не выяснен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрей и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной, признавая за костями лишь резонаторно-физическую функцию (В. М. Бехтерев, Л. С. Минор и др.). Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

Обычно при наличии слуха и прочих основных видов чувствительности вибрационные ощущения, если и участвуют в осязательных ощущениях, всё же сколько-нибудь значительной самостоятельной роли не играют. Однако иногда они выступают очень отчётливо.

Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали приближение грузовика и других видов транспорта на далёком расстоянии.

Исходя специально из свойств раздражителей, различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т. д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твёрдого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Все рецепторы по месту их расположения подразделяются на три группы: интероцепторы, проприоцепторы и экстероцепторы; соответственно различают интеро-, проприо- и экстероцептивную чувствительность.

Интероцепторы расположены во всех внутренних органах человеческого тела (лёгких, сердце, желудке, кишечнике, почках, матке и т. д., в плевре и брюшине и в стенках всех кровеносных сосудов).

Проприоцепторы расположены внутри мускулов, сухожилий и сочленений. Они служат для рецепции раздражений, возникающих в глубоких частях тканей; проприоцепцию поэтому относят к так называемой глубокой чувствительности.

Экстероцепторы, т. е. рецепторы, расположенные на поверхности кожи (отсюда обозначение — поверхностная чувствительность), служат для рецепции раздражений, идущих извне. К экстероцептивной чувствительности относятся вкус, обоняние, кожная чувствительность — осязательная, температурная и отчасти болевая, а также слух и зрение.

В генетическом же плане выдвигается ещё одна классификация видов чувствительности, представляющая существенный интерес. Она исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва, которую Г. Хэд наблюдал на экспериментах, произведённых им над самим собой.

Протопатическая чувствительность — более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализированная. Эпикритическая чувствительность — более тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Для каждой из них существуют особые нервные волокна, которые регенерируют с различной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает филогенетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися раньше, в то время как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной.

Это деление чувствительности на более грубую — протопатическую, или таламическую и более тонкую — эпикритическую, или корковую, которое Хэд проводил только для поверхностной чувствительности (собственно, для кожной чувствительности), Стопфорд распространил также и на глубокую чувствительность.

Исходя из того, что протопатическая чувствительность представляет собой аффективное переживание неприятного чувства, связанного с резкими термическими и болевыми раздражениями, Ферстер обозначает её термином патическая или аффективная чувствительность, а Ч. Шеррингтон употребляет термин «ноцицептивная», т. е. чувствительность, воспринимающая вредное, угрожающее разрушением, раздражение. В качестве синонимов эпикритической чувствительности употребляются термины: перцепторная или дискриминативная, т. е. различающая, или гностическая, т. е. познавательная.


Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Органические ощущения. Статические и кинестетические ощущения, с. 188-194.
Органические ощущения.

Исследования последних десятилетий привели к открытию в самых разнообразных внутренних органах рецепторов, с деятельностью которых связаны органические ощущения. Все эти рецепторы относятся к категории интероцепторов по классификации Ч. Шеррингтона. Оказалось, что интероцепторы заложены на всём протяжении пищеварительного тракта (во всех трёх его слоях), во всех органах брюшной полости, в печени, селезёнке, в лёгких, в сердце и в кровеносных сосудах. Интероцепторы воспринимают раздражения механического, химического и физикохимического характера.

Сердце долгое врем считалось органом, лишённым чувствительности. Однако эта точка зрения, поддерживающаяся многими учёными, в настоящее время — после работ Цимсека, Даниэлаполу, М. М. Губергрица, Е. К. Плечковой, Лериша, А. А. Зубкова и др. — должна быть оставлена. Оказалось, что кровеносные сосуды обильно иннервированы чувствительными нервами, причём рецепторы сосудов могут воспринимать как изменения давления внутри сосудов, так и изменения химического состава крови. Деятельность этих рецепторов имеет отношение к ощущению головной боли, тяжести в голове и т. д.

Существенное значение для общего самочувствия и для работоспособности человека имеют рецепторы пищеварительного тракта.

Голод и ощущения, его сопровождающие, послужили предметом многочисленных исследований. Вначале полагали, что ощущение голода вызывается пустотой желудка. Это мнение основывалось по преимуществу на ряде житейских наблюдений (уменьшение чувства голода при стягивании живота поясом и т. п.). Однако более тщательное наблюдение, экспериментальные и клинические факты привели к тому выводу, что ощущение голода не может вызываться пустотой желудка, так как ощущение голода обычно появляется значительно (иногда на несколько часов) позже того, как желудок опорожнён. С другой стороны, ощущение голода может, как показал эксперимент, пройти в результате инъекции пептонов в кровь, — значит, независимо от наполнения желудка.

В результате в противовес этой периферической теории голода была выдвинута теория, утверждающая, что ощущение голода центрального происхождения (М. Шифф (Schiff) и др.). Согласно этой теории, обеднённая при голоде кровь своим изменённым химическим составом непосредственно воздействует на мозг, вызывая таким образом ощущение голода, которое затем частично проецируется в область желудка.

Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту, глотке и верхней части пищевода. Когда жажда достигает большой силы, к этим ощущениям присоединяется сжатие глотки, вызывающее спазматические ощущения и намечающиеся движения глотания. К этим местным ощущениям присоединяется общее тягостное чувство.

В отношении жажды, так же, как и голода, ведётся борьба между центральной теорией, объясняющей жажду лишь общим недостатком воды в организме, и периферическими теориями, обращающими внимание лишь на периферические явления — сухость гортани и т. п. В действительности центральные и периферические факторы взаимодействуют. Общий недостаток воды в организме, оказывая и как таковой известное влияние на общее состояние организма, сказывается прежде всего на слюнных железах, секреция которых содержит воду. Недостаток секреции слюнных желез влечёт за собой сухость рта и глотки, вызывающую ощущение жажды (У. Кеннон).

Острые ощущения связаны с половой сферой. Половая потребность, как и другие органические потребности, даёт общие разлитые ощущения и ощущения местные, локализированные в эрогенных зонах. Само собой разумеется, что сама половая потребность или половое влечение человека никак не может сводиться к этим ощущениям, примитивным чувственным возбуждениям. Будучи отношением человека к человеку, оно опосредовано целым миром сложнейших, специфически человеческих отношений и переживаний и само является таковым. Половое влечение у человека отражается в тончайших чувствах; здесь же пока идёт речь лишь об элементарных органических ощущениях, связанных с половой сферой.

Дыхательная система доставляет нам более или менее резкие ощущения при нарушении автоматически совершающейся регуляции дыхания. Не получающая надлежащего удовлетворения потребность в воздухе отражается в специфических общих и локализированных ощущениях удушья.

Внутренние органы имеют своё представительство в коре полушарий головного мозга. Ряд авторов показал, что некоторые области коры, в особенности премоторная зона, имеют близкое отношение к импульсам, приходящим в центральную нервную систему от интероцепторов. И. П. Павловым в своё время было высказано мнение о том, что «полушария представляют собою грандиозный анализатор как внешнего мира, так и внутреннего мира организма». Это положение нашло себе подтверждение в многочисленных опытах К. М. Быкова и его сотрудников (С. И. Гальперин, Э. Ш. Айрапетян, В. Л. Балакшина, Н. А. Алексеев-Беркман, Е. С. Иванова и др.). Быкову удалось получить многочисленные условные рефлексы на деятельность почек, слюнной железы, селезёнки и других органов. В результате своих многолетних исследований он пришёл к заключению, что существует тесная взаимозависимость и взаимодействие между внутренними органами и корой полушарий головного мозга.

Все органические ощущения имеют — как видно — ряд общих черт.

  1. Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании. Органические ощущения связаны обычно с напряжением. Они включают поэтому момент динамики, влечения, стремления, так же как ощущения, связанные с удовлетворением потребности, заключают в себе момент разрядки.

  2. В органических ощущениях сенсорная, перцептивная чувствительность ещё слита с чувствительностью аффективной. Недаром говорят «ощущение голода» и «чувство голода», «ощущение жажды» и «чувство жажды». Все органические ощущения имеют более или менее острый аффективный тон, более или менее яркую эмоциональную окраску. Таким образом, в органической чувствительности представлена не только сенсорика, но и аффективность.

  3. Органические ощущения, отражая потребности, обычно связаны с двигательными импульсами. Таковы, например, спазматические движения при сильной жажде, при ощущении удушья и т. д. Органические ощущения включены обычно в психомоторное единство, неразрывно сочетаясь с целым рядом намечающихся непроизвольных движений, которые, вызываясь потребностями и направляясь в порядке рефлекторного автоматизма на их удовлетворение, накладывают специфический отпечаток на соответствующие ощущения.

Статические и кинестетические ощущения.

Статические ощущения.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

Кинестетические ощущения.

Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.
Леонтьев А. Н. О механизме чувственного отражения, с. 217-229.

Классическая физиология органов чувств XIX в. Открыла большое число фундаментальных научных фактов и закономерностей. Она вместе с тем развивала в учении об ощущении теоретическую концепцию, которую последнее время иногда называют у нас «рецепторной», противопоставляя ее рефлекторной концепции ощущений, опирающейся на мировоззрения И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рецепторная» концепция, как известно, отвечала субъективно-идеалистической философии. Последняя в свою очередь широко использовала эту концепцию для защиты своих позиций.

Характерное для рецепторной концепции положение состоит в том, что специфическое качество ощущения определяется свойствами рецептора и проводящих нервных путей. Это положение было сформулировано И. Мюллером в качестве особого принципа «специфических энергий органов чувств». Мюллер выражает этот принцип в следующих тезисах:

«Мы не можем иметь никаких ощущений, вызванных внешними причинами, кроме таких, которые могут вызываться и без этих причин – состоянием наших чувствительных нервов».

«Одна и та же внешняя причина вызывает разные ощущения в разных органах чувств в зависимости от их природы».

«Ощущения, свойственные каждому чувствительному нерву, могут быть вызваны многими и внутренними и внешними воздействиями».

«Ощущение передает в сознание не качества или состояния внешних тел, но качества и состояния чувствительного нерва, определяемые внешней причиной, и эти качества различны для разных чувствительных нервов…».

Ощущения не дают нам знание качеств воздействующих вещей, так как отвечают им соответственно качеству самого чувствительного органа (его специфической энергии).

Для возникновения ощущения достаточно, чтобы возбуждение, вызванное в рецепторе той или иной внешней причиной, достигло мозга, где оно непосредственно и преобразуется в субъективное явление. В соответствии с этим положением анализ процессов, порождающих собственно ощущения, ограничивается лишь начальным аффективным звеном реакции; дальнейшие же процессы, вызванные в мозгу пришедшим с периферии возбуждением, рассматриваются как осуществляющие лишь последующую переработку ощущений («бессознательные умозаключения», «ассоциативный синтез» и т. п.), но в возникновении самого ощущения не участвующие. Тем более это относится к ответным двигательным процессам, которые вообще выпадают из поля зрения рецепторной концепции.

Такое понимание ощущения только воспроизводило взгляд на ощущение всей старой субъективно-эмпирической психологии. Именно это положение о якобы пассивном, чисто созерцательном характере ощущения (и вообще чувственного познания), о его отделенности от деятельности, от практики и, наоборот, подчеркивание чисто духовной активности, активности сознания прежде всего, и смыкало рецепторную концепцию ощущения субъективно-идеалистической философией.

Эта односторонность подбора фактов, привлекавшихся рецепторной концепцией, выразилась в том, что они далеко не исчерпывали всех существенных данных, характеризующих процесс ощущения, и, более того, стояли в противоречии с некоторыми хорошо известными уже в то время фактами. К их числу в первую очередь относятся факты свидетельствующие об участии в возникновении ощущения моторных процессов, а также такие влияния, как взаимодействие органов чувств.

Особенно серьезно изменило понимание природы специфичности органов чувств развитие эволюционного подхода. Данные изучения эволюции давали основание к утверждению очень важного тезиса о том, что сами органы чувств являются продуктом приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

Говоря о развитии эволюционного, генетического подхода, следует указать также на роль изучения функционального развития ощущения.

Среди этих работ особый интерес представляют исследования процесса перестройки ощущений в опытах с введением искусственных условий, искажающих работу органов чувств. Этими опытами было показано, что происходящая в этих условиях перестройка всегда идет в сторону нормализации ощущений, т.е. в сторону восстановления адекватности их опыту практических контактов с предметами окружающего мира.

Чрезвычайно важный вклад в развитие материалистического понимания природы ощущения внесли исследования, посвященные изучению участия эффективных процессов в возникновении ощущения. Вывод: ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции или при ее неадекватности невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична.

Специфическая особенность механизма процесса осязания заключается в том, что это есть механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свойствам внешнего воздействия.

Одним из наименее «моторных» органов чувств является слуховой орган. Ухо, если можно так сказать, максимально непрактично, максимально отделено от аппарата внешних мышечных движений; это типичный орган «созерцатель», откликающийся на поток звуков процессами, совершающимися в чувствительном приборе, скрытом в толще кости.

Применяя специальную методику исследования порогов звуковысотной различительной чувствительности, основанную на использовании разнотембральных звуков для сравнения их по высоте, мы получили возможность экспериментально показать наличие в этих условиях строгой зависимости между порогами различительной звуковысотной чувствительности и точностью вокализации заданной высоты, т.е. точностью интонирования звуков.

В связи с тем, что периферический орган – рецептор – является у обеих систем общим, вопрос о различии их начального звена представляется более сложным. Зато весь отчетливо выступает их несовпадение со стороны их моторных компонентов. Основной факт состоит здесь в том, что если у данного испытуемого не сложилась функциональная система, характеризующаяся участием вокальной моторики, то звуковые компоненты, собственно, по высоте им не дифференцируются. Этот кажущийся несколько парадоксальным факт, тем не менее, может считаться вполне установленным.

Принципиально так же обстоит дело и с ситемой речевого слуха, обеспечивающей адекватное отражение специфического качества (инварианта) звуков речи (имеется в виду речь на нетональных языках), с тем различием, что место вокальной моторики занимает в этом случае движение органов собственно артикуляции.

Таким образом, мы стоим перед следующим положением вещей: раздражимость периферического слухового органа создает только необходимое условие отражения звука в его специфических качествах; что же касается того, в каких именно качествах осуществляется его отражение, то это определяется участием того или другого моторного звена в рецептирующей рефлекторной системе.

Иначе бывает при восприятии звука. Хотя и в этом случае процесс уподобления первоначально происходит также в форме внешне выраженного движения (внешнее пропевание), но оно способно далее интериоризироваться, т.е. приобрести форму внутреннего пропевания, внутреннего «представливания» (Теплов).

Звуковой раздражитель, воздействующий на периферический орган слуха, вызывает ряд ответных реакций, в том числе специфическую моторную реакцию интонирования с ее проприоцептивной сигнализацией. Реакция эта не является сразу же точно воспроизводящей высоту воздействующего звука, но представляет собой процесс своеобразного «поиска», активной ориентировки, который и продолжается до момента сближения внутри рецептирующей системы интонируемой высоты с основной высотой воздействующего звука. Далее в силу наступающего своеобразного «резонанса» частотных сигналов, идущих от аппарата вокализации, с сигналами, поступающими от слухового рецептора (или удерживающимися «операционной памятью»), этот динамический процесс стабилизируется, что и дает выделение высоты звука, т.е. отражаемого его качества.

Это представление о ходе процесса звуковысотного восприятия было подтверждено полученными нами экспериментальными данными.

Телесно-пространственный образ себя как первая форма самосознания.

Пространственный образ себя связан с формированием границ своего телесного Я, с выделением и отделением себя от окружающего мира.

Пространственный образ себя можно рассматривать как первую форму самосознания ребенка. Формирование этого образа представляет собой переход от общего самоощущения к построению более полного и дифференцированного восприятия и чувствования своего телесного Я. Начало формирования пространственного образа Я приходится на младенчество и ранний возраст, когда ребенок активно овладевает самыми разными движениями своего тела и впервые вступает в практический (телесно-физический) контакт с окружающим миром. В этом возрасте закладываются моторная ловкость, соразмерность, координация и управляемость движений.

Выстраивание адекватного восприятия своей телесности имеет решающее значение не только для моторного развития, но и для других сфер развития: для становления предметной деятельности, познавательной активности, контактов с окружающими людьми (как взрослыми, так и сверстниками), для формирования самостоятельности и т. д. Между тем далеко не всегда становление телесно-пространственного образа Я происходит благополучно и эффективно.

Практика показывает, что за последние 20 лет значительно возросло число детей, имеющих нарушения восприятия своего физического Я. Гиперактивность, истеричность, аутизация, эпилепсия, ДЦП, проблемы с кожной чувствительностью — вот лишь некоторые характерные нарушений телесно-пространственного образа Я (Кёниг, 2001; Семенович, 2002; Архипов, Максимова, Семенова, 2012).

Э. Дж. Айерс описала связь физических телесных чувств и психических особенностей детей. Она показала, что многие трудности в обучении и развитии связаны с нарушениями целостного и гармоничного внутреннего восприятия. Следствиями нарушения сенсорной интеграции становятся гиперактивность, повышенная отвлекаемость, проблемы с поведением, с речью, нарушение координации и тонуса, неспособность играть, несобранность и в итоге — хроническая неуспешность (Айерс, 2009, с. 73).

Наше исследование показало, что пространственный образ себя в раннем возрасте тесно связан с развитием других важнейших сфер психической жизни ребенка (речи, наглядно-действенного мышления, общения и пр.), поскольку во всех этих сферах восприятие собственных движений (в том числе восприятие своей артикуляции) является необходимым условием управления ими и их коррекции (Смирнова, Абдулаева, 2009). Несформированность или нарушение телесного Я отражается и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере.

Базовые телесные чувства как основа телесно-пространственного образа себя.

Структурными составляющими пространственного образа себя являются телесные чувства. Термин «чувство», в отличие от термина «восприятие», акцентирует внимание не на внешнем предмете восприятия, а на своем внутреннем переживании, самоощущении.

Возможность самовосприятия формируется именно в раннем возрасте, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться в пространстве и впервые буквально сталкивается с окружающими предметами. Эти столкновения дают почувствовать не только внешние предметы как раздражители или стимулы, но и себя самого. Тактильно-двигательный опыт субъективно переживается и интегрируется через телесные чувства, которые и являются источником пространственного образа Я. Этот образ себя включает восприятие своих телесных границ, своей активности и своей устойчивости. Соответственно ключевыми для формирования ПРОС представляются три телесных чувства, а именно:

• чувство осязания, т. е. ощущение поверхности и границ своего тела;

• чувство собственного движения, обеспечивающее управление движениями;

• чувство равновесия, позволяющее пережить и сохранить свою устойчивость. Остановимся на содержательной характеристике этих базовых чувств и отражающих их показателях.

Чувство осязания, или тактильное чувство.

Восприятие себя непосредственно связано с ощущением границ своего тела с внешней средой. Граница, как известно, одновременно выполняет две функции: с одной стороны, она отделяет (отграничивает) субъекта от окружающей среды, а с другой — обеспечивает связь с окружающим, а также чувствительность и восприимчивость к нему. Соответственно нарушения границ своего тела имеют две основные тенденции: либо в сторону стертости, размытости, отсутствия границ своего Я (нарушение отграничивающей функции, «тонкие» границы), либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира, когда снижается чувствительность (нарушение связующей функции, «толстые» малопроницаемые границы). Гармоничное развитие пространственного образа себя предполагает баланс данных функций, который отражает адекватное отношение Я и Мира.

От уровня сформированности и качества тактильного восприятия зависит общее психическое состояние человека — переживание «Я в теле», «Я в себе». Отсутствие или нарушение осязания ведет к нарушению самовосприятия и самосознания, к тяжелым психическим нарушениям (Архипов и др., 2012; Кёниг, 2001; Мерло-Понти, 1999; Тхостов, 2002).

Общетелесное тактильное восприятие тесно связано с глубокой мышечной чувствительностью. Термин «глубокая чувствительность» используется в психофизиологии и нейропсихологии. Как показано специалистами (Айерс, 2009; Семенович, 2002), при некоторых нарушениях у детей глубокой чувствительности поверхностная чувствительность обостряется по компенсаторному типу, что выражается в крайней тревожности по отношению к любым прикосновениям и соприкосновениям.

Итак, для исследования тактильного восприятия и, соответственно, чувства осязания (ЧО) мы выделили два различных аспекта:

• мануальное (ручное) восприятие (ЧО 1);

• общетелесное тактильное восприятие (ЧО 2).

Чувство собственного движения (ЧСД).

Существуют три важные области проявления и формирования чувства собственного движения:

1. Общая моторная ловкость. Передвигаясь в пространстве, ребенок в прямом смысле этого слова сталкивается с соразмерными ему предметами окружающей обстановки — стенами, углами, мебелью и пр. Поэтому движение ребенка предполагает встроенность себя в пространство, соотнесение своего тела и предметно-пространственного окружения — подползание, 62 спрыгивание и перепрыгивание, ходьбу по узкой поверхности. Такое соотнесение является важным показателем чувства собственного движения и пространственного образа себя;

2. Готовность к подражанию. Формирование движений ребенка всегда включено в отношения со взрослым. Взрослый и ребенок взаимно отражают и усиливают друг друга, соотносят собственные движения с движениями партнера. Уподобление действиям взрослого, их отражение становятся условием их чувствования, восприятия, осознания, постижения смысла (Запорожец, 1986; Кёниг, 2001; Эльконин, 2010);

3. Операциональная ловкость. Еще одним аспектом развития чувства собственного движения являются предметные орудийные действия, интенсивное освоение которых происходит в раннем детстве (Д. Б. Эльконин и другие). Эта область в некотором роде является продолжением и развитием соотнесения своего движения с пространственно-предметным окружением и подражания, вместе с тем она имеет свою специфику.

Таким образом, в блоке ЧСД мы выделили следующие аспекты:

• общая моторная ловкость (ЧСД 1);

• готовность и способность к подражанию (ЧСД, 2);

• операциональная ловкость (ЧСД 3). Чувство равновесия (ЧР).

Необходимым компонентом и условием любого двигательного акта является чувство равновесия. Именно оно не только обеспечивает определение пространственного положения своего тела, но и позволяет переживать некий центр в самом себе, что в некотором смысле является ядром пространственного образа себя. Чувство равновесия позволяет воспринимать и переживать устойчивость по отношению к силам гравитации Земли, что обеспечивает специфически человеческую вертикальность.

Чувство равновесия выходит далеко за пределы физической ловкости и приобретает большое значение для формирования пространственного образа себя. Оно может проявляться в двух формах: 1) активной — как стремление испытать новые пространственные положения (хождение по бревну, раскачивание, вращение), 2) пассивной — как переживание измененного положения тела (при качании на коленях у взрослого, подбрасывании или опрокидывании и пр.). Поэтому для чувства равновесия мы выделили две области его проявления:

• активное балансирование (ЧР 1);

• реагирование на изменение положения тела в пространстве (ЧР 2).

Описание диагностических ситуаций.

Диагностика состоит из нескольких естественных для маленьких детей ситуаций (проб), каждая из которых направлена на выявление одного или нескольких аспектов того или иного телесного чувства. Диагностика осуществляется в два этапа — групповой и индивидуальный. Первый — включает пробы «Жестовая игра» (проба на подражание) и «Свободное движение в организованном пространстве» (проба на общую моторную ловкость, вписанность в пространство и активное равновесие). Второй — включает пять ситуаций: игры «Тесто» и «Чудесный мешочек» (пробы на осязание), две пробы на операциональную ловкость («Миска – ложка» и «Динамическая игрушка») и пробу на пассивное равновесие («Качание»).

Методическим принципом проведения диагностики является естественность и недирективность всех ситуаций. Все ситуации максимально учитывают интересы детей раннего и младшего дошкольного возраста, длительность их внимания и потребность в чередовании различных видов деятельности.

Апробация диагностики и обобщенные результаты.

В процессе диагностики для каждого показателя пространственного образа себя фиксировались и оценивались два параметра:

1) активность, которая проявляется в направленности на получение конкретных впечатлений, в стремлении к определенным движениям или переживаниям и в интенсивности, энергичности, стремлении к повторениям;

2) эффективность, которая выражается в успешности действий ребенка в той или иной пробе и в степени его самостоятельности. Эти параметры оценивались по четырехбалльной шкале — от 0 (полное отсутствие) до 3 (яркая степень выраженности). Затем подсчитывались суммарный показатель по отдельным блокам (ЧО, ЧСД и ЧР) и суммарный показатель по всем блокам, который отражает уровень сформированности ПРОС. Наряду с этим отдельно оценивался характер границ Я и Мир, а именно баланс разделительной и связующей функций границы. Таким образом, при обработке полученных данных выделились два направления анализа:

1) уровень развития ПРОС, т. е. значение его отдельных показателей и их сумма.

2) характер границ ПРОС, т. е. соразмерность разделительной и связующей функций границы телесного Я, границы Я и Мир.

1. Уровень развития ПРОС отражает общую картину освоения ребенком своей телесной организации. Он определялся на основании суммарных количественных показателей каждого из трех телесных чувств и их общей суммы. На основании суммарных показателей по всем блокам было выделено три уровня ПРОС (высокий, средний и низкий).

Для детей с высоким уровнем ПРОС в возрасте от 1;8 до 2;6 лет суммарное значение находится в диапазоне от 85 до 100 баллов, для детей старше 2;6 лет — в диапазоне от 98 до 120 баллов.

При среднем уровне сформированности ПРОС может наблюдаться неравномерность выраженности отдельных показателей в разных областях.

При низком уровне сформированности ПРОС ребенок в каждой области исследования демонстрирует низкие показатели активности и уровня сформированности всех телесных чувств.

2. При анализе характера границ ПРОС выделились следующие качественно различные варианты. Сбалансированность, т. е. соразмерность разделительной и связующей функций границ телесного Я.

Нарушение разделительной функции границы («тонкая», размытая граница). Данное нарушение проявляется в повышенной осторожности и скованности движений, при этом чувствительность и восприимчивость высокие.

Нарушение связующей функции границ (чрезмерно плотная, «толстая» граница). При данном нарушении наблюдаются сниженная чувствительность и повышенная активность.

Представленная методика позволяет выявить уровень развития ПРОС, особенности и типичные нарушения границ пространственного образа Я в наиболее ответственный период его становления. Такая диагностика является необходимым условием своевременной коррекции нарушений в становлении границ своего Я, которая имеет исключительное значение для дальнейшего развития личности и самосознания детей. Мы полагаем, что основным направлением коррекционной работы должно стать создание условий для переживания своего движения, чувства равновесия и тактильных границ своего тела.
Тема. Психология внимания.
Основные понятия:

Внимание – психический процесс избирательного восприятия, сохранения и использования информации.

Непроизвольное внимание – внимание, в регуляции которого воля человека не принимает участия (это также автоматически регулируемое внимание, не связанное с сознанием или мышлением человека).

Произвольное внимание – внимание, в регуляции которого активную роль играет воля человека.

Постпроизвольное внимание – внимание, которое возникает после того, как человека произвольно удерживал свое внимание на каком-либо объекте.

Объем внимания – максимальное количество разных объектов, которое человек может удерживать в сфере своего внимания.

Концентрация внимания – свойство внимания, которое выражается в его способности собраться, сосредоточиться на одном объекте.

Переключаемость внимания – свойство внимания переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от одного объекта и переключаться на новый объект.

Практикум:
Рассеянность ученого – сложность переключения внимания из-за высокой сосредоточенности на отдельных вещах и мыслях.

Маленькие дети, не отрывая глаз смотрят рекламу – маленькие дети не могут долгое время концентрировать внимание на каком-либо объекте, поэтому они быстро теряют интерес к длинным фильмам и мультфильмам. А вот рекламу по телевизору показывают всего несколько секунд. В ней обычно присутствует динамичный, быстро развивающийся сюжет, такая информация приковывает большее внимание малышей.

Красиво оформленное блюдо кажется вкуснее и изысканнее – возникает непроизвольное внимание, человек отвлекается от сути, переключая внимание на красоту.

Текст сложнее воспринимать под музыку со словами, чем музыку без слов – рассеивается внимание по разным объектам, тем самым нарушается концентрация внимания.
Внимание

Все процессы познания — будь то восприятие или мышление-направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление — единство мышления как деятельности и мысли, как содержания — понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. 

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание — проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности — практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают.

Основные свойства внимания.

Концентрированность внимания — в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.

При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания, по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2–3 сек., доходя максимум до 12 сек.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.

Устойчивость внимания зависит, конечно, кроме того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу — и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.

Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная Переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них; чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженнее обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент.

Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом.

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно:

1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема;

2) хорошо и плохо распределяемое;

3) быстро или медленно переключаемое;

4) концентрированное и флюктуирующее;

5) устойчивое и неустойчивое.

Развитие внимания.

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

Развитие устойчивости детского внимания вслед за Гетцер изучал Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные возрасты. 

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребенок в течение 10 минут игры.

Отвлеченность 2-4-летнего ребенка в 2–3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста — годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, такой значительный рост и концентрации внимания.

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится еще сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10–12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14–15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребенка; в частности, от педагога для этого требуются большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это, по существу, и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, ввести известную эмоциональную насыщенность.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Тема. Психология памяти.
Основные понятия:

Память – познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание информации.

Память логическая – основанная на осмыслении, понимании и логической обработке запоминаемого или припоминаемого материала.

Образная память – это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол).

Эмоциональная память – это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок).

Словесно-логическая, или семантическая, память – это память на мысли и слова. 

Репродуктивная – состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину.

Зрительная – это способность фиксировать, сохранять, отражать и использовать различную визуальную информацию, полученную в виде зрительного образа, детали которого не всегда возможно описать вербально (с помощью слов).

Слуховая – отвечает за сохранение в течение короткого времени всей поступающей слуховой информации.

Осязательная – или тактильная, память тела, прикосновений.

Обонятельная – память на запахи.

Вкусовая – память на вкусовые ощущения.

Мгновенная (иконическая, сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Кратковременная (рабочая) память – это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением; 7+/-2.

Долговременная – это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний.

Оперативная память – позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Произвольное запоминание – процесс, связанный с участием воли.

Непроизвольное запоминание – процесс, в котором запоминание, сохранение, припоминание, узнавание или забывание работают без участия воли человека.

Механическое запоминание – в основе которого лежит простое, многократное, механическое повторение материала.

Осмысленное запоминание – процесс запоминания, основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов.

Эйдетическая память – феноменальный тип запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.

Объем запоминания – относится к максимальному числу несвязанных между собой объектов, которые можно удержать в памяти и повторить или осознать за один раз.

Процессы памяти – запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Запоминание – процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

Сохранение информации – процесс памяти, заключающийся в том, что мозг хранит более или менее длительное время то, что человек запомнил.

Воспроизведение информации – доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Импринтинг – понятие, введенное КЛоренцом, обозначающее ранее запечатление у новорожденных высших позвоночных. Сразу после рождения в первые часы жизни способность запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить свои инстинктивные реакции, связанные, прежде всего, с ориентировкой на родителей.

Законы памяти – это общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека.

Закон Йоста – Закон накопления и распределения повторений, один из законов памяти, открытых в рамках классической психологии сознания. Согласно закону, при фиксированном количестве повторений распределённые во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

Эффект Зейгарник – психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

Закон общего времени Эббигауза, который вывел закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал:

  1. Сравнительно простые события в жизни, которые произ­водят особенно сильное впечатление на человека, могут запо­минаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут высту­пать в сознании с отчетливостью и ясностью.

  2. Более сложные и менее интересные события человек мо­жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запе­чатлеваются.

  3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

  4. Человек может объективно правильно воспроизводить со­бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

  5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до ко­личества, превышающего максимальный объем кратковремен­ной памяти, то число правильно воспроизведенных членов это­го ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоми­наемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и коли­чество необходимых для его запоминания повторений. Напри­мер, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда ис­ходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то по­надобится примерно 30 повторений для получения того же са­мого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

  6. Предварительное повторение материала, который подле­жит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

  7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

  8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

  9. Повторение подряд заучиваемого материала менее про­дуктивно для его запоминания, чем распределение таких по­вторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

  10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

  11. С усилением внимания к запоминаемому материалу чис­ло повторений, необходимых для его выучивания наизусть, мо­жет быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внима­ния не может быть возмещено увеличением числа повторений.

  12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность прояв­ляется в зрелые годы.

  13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминают­ся лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

  14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не оста­ется в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в од­ном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии па­мяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта