Общая психология контрольная работа. Контрольная работа Общая психология 1 и 2 семестры. Предмет и задачи психологии. Психология в системе наук
Скачать 177.1 Kb.
|
Тема: Этапы развития научно-психологического знания. Развитие представлений о предмете психологии. Основные понятия. 1. Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. 2. Научная психология – система знаний о психических явлениях. Психология, в отличие от остальных медицинских наук, изучает не физическую сторону человека, а его мышление, восприятия и ощущения. 3. Экспериментальная психология – общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки. 4. Метод интроспекции – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция — метод углублённого исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание и тому подобного. 5. Бихевиоризм – (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Б. считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т. зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев). 6. Гештальтпсихология – (англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания. 7. Психоанализ – (англ. psychoanalysis) — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. 8. Когнитивная психология – Психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. 9. Генетическая психология – это отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие основных форм психической деятельности животных и человека в их филогенезе и онтогенезе. При изучении психики животных генетическая психология опирается на зоопсихологию, а при изучении деятельности и сознания человека – на возрастную психологию. 10. Теория деятельности – школа советской психологии, основанная С. Л. Рубинштейном и развитая А. Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л. С. Выготского. 11. Деятельность – (как методологическая проблема психологии) — философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. — это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества» (П. А. Флоренский). В самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин). Д. меняет и преобразует и действующего индивида. 12. Сознание – (англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается. 13. Детерминизм - (от лат. determino — определяю) - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Задание: коротко описать один из этапов. «Психологические идеи в средневековье». В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" – школьный, ученый). Этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма (несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма). Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины. У ее истоков стоял опиравшийся на Аристотеля Ибн-Рошд. Его последователи в европейских университетах (аверроисты) полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемости (а не бессмертии) индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Фома же отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция двойственной истины восторжествовала, став идеологи ческой предпосылкой успехов философии и естественных наук. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозно го самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу души последний представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Томизм, таким образом, превратил великого древ негреческого философа в столпа богословия, в "Аристотеля с тонзурой" (тонзура – выбритое место на макушке – знак принадлежности к католическому духовенству). В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Он воз ник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления. Энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием "брит вы Оккама"), согласно которому "не следует умно жать сущности без надобности". Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом: "Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего". Эта "бритва" стала основой своего рода "закона экономии" в психологии, проиллюстрировать который можно таким, примером: изучая поведение животных, не надо наделять их умом человека, если есть более простой способ объяснения. Итак, в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую эпоху – эпоху Возрождения. Тема. Познавательная сфера. Структура познавательной деятельности. Основные понятия: Познавательная сфера – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира. Структура познавательной сферы – ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Ощущение – простейшее психическое явление, представляющее то или иное элементарное свойство окружающего мира в виде специфического, связанного с ним субъективного переживания (представляющее собой субъективное отражение данного свойства в голове человека). Восприятие – психический процесс отражения (познания) человеком окружающего мира в виде образов предметов или явлений. Память – познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание информации. Внимание – психический процесс избирательного восприятия, сохранения и использования информации. Мышление – высший познавательный процесс, проявляющийся в решении задач, в опосредованном познании мира в его наиболее общих, устойчивых свойствах, в творческом преобразовании этого мира. Воображение – процесс представления в виде образов того, что в данный момент времени непосредственно не воспринимается человеком или не существует в реальной действительности. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Речь – познавательный процесс, связанный со знанием и с использованием языка для восприятия, переработки и передачи информации. Тема. Психология сенсорно-перцептивных процессов. Основные понятия: Ощущение – простейшее психическое явление, представляющее то или иное элементарное свойство окружающего мира в виде специфического, связанного с ним субъективного переживания (представляющее собой субъективное отражение данного свойства в голове человека). Свойства ощущений – пороги, также адаптация, сенсибилизация и синестезия. Анализатор – структура организма, обеспечивающая восприятие стимулов и их превращение в ощущения. Рецептор – органический «прибор», миниатюрное биологическое устройство, преобразующее стимулы, поступающие из внешней или внутренней среды организма, в нервные импульсы, которые затем передаются от органов чувств к центральной нервной системе. Адаптация – в психологии восприятия – приспособление органов чувств к условиям восприятия с соответствующим изменением их чувствительности, ее повышением или понижением; в социальной психологии – приспособление человека к условиям жизни, к своему социальному окружению («социальная адаптация»). Сенсибилизация – повышение чувствительности того или иного органа чувств, в частности, под воздействием раздражителей, воспринимаемых другим органом чувств. Синестезия – появление ощущения в одном органе чувств под воздействием раздражителя, адресованного другому органу чувств. Например, звуки у человека могут вызывать зрительные ощущения, а свет – слуховые ощущения. Экстероцептивные ощущения – ощущения, возникающие при действии раздражителей на рецепторы, которые находятся на поверхности тела (делятся на дистантные – зрительные, слуховые – и контактные – осязательные, вкусовые). Проприоцептивные ощущения – ощущения, возникающие при действии на рецепторы в мышцах, сухожилиях, суставах. Они отражают движение и относительное положение частей тела человека или животного в пространстве. Интероцептивные ощущения – ощущения, возникающие при протекании внутренних процессов организма. Они также называются органическими. Рецепторы данных ощущений находятся во внутренних органах, сосудах и т.д. Органические ощущения – ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями. К органическим ощущениям обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Статические ощущения – показания о текущем состоянии нашего тела в пространстве (его позы). Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий. Интермодальные ощущения – ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Ощущение времени – это субъективное отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений. Разностный порог ощущения – (порогом различения) называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Нижний порог ощущения – называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний порог ощущения – соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Константа Вебера – Вебер установил, что наша способность различать стимулы зависит не от интенсивности стимула как такового, а от отношения приращения стимула к его исходной величине. Другими словами, то, насколько нужно изменить интенсивность стимула, для того чтобы появилось едва заметное различие (ЕЗР), зависит не от абсолютной, а от относительной величины изменения. Вебер экспериментировал со способностью различения веса. Выяснилось, что одинаковая прибавка к грузам разной величины могла вызывать, а могла и не вызывать изменение ощущения. Например, грузы весом 40 и 41 г казались испытуемым разными, в то же время грузы весом 80 и 81 г оценивались как равные. Таким образом, Вебер установил, что величина ЕЗР для веса составляет 2,5% от первоначального и является постоянной, т.е. константой. Например, если исходный вес составляет 1 кг, то для обнаружения различия надо добавить 1000 х 0,025 (25 г). Если исходный вес составляет 10 кг, то для обнаружения различия надо добавить 10 000 х 0,025 (250 г). Иначе говоря, для того, чтобы ЕЗР было обнаружено, стимул должен быть увеличен на постоянный процент исходной интенсивности. Константы Вебера были вычислены для каждой модальности. Закон Вебера-Фехнера – закон, выражающий связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного им ощущения: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии. Опытная проверка этого закона, проводившаяся многими авторами после Фехнера, в общем подтвердила справедливость этого закона, но только для средней области интенсивности ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых, мускульно-двигательных. Психометрическая кривая – кривая зависимости вероятности обнаружения (или различения) раздражителя от величины этого раздражителя. |