Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Что дает изучение истории науки 2. В чем сущность и необходимость философского анализа науки

  • 7. Каковы проблемы этики науки в современную эпоху 8. Какие проблемы стоят перед современными наукой и техникой и какиепроблемы ими порождаются

  • 9. Что необходимо для движения от знания к мудрости Философия и методология науки как отрасль философского знания

  • Методология науки

  • Наука в культуре и цивилизации

  • Философия как наука. Лекции по ИФН -1. Предмет истории и философии науки


    Скачать 26 Kb.
    НазваниеПредмет истории и философии науки
    АнкорФилософия как наука
    Дата10.10.2021
    Размер26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по ИФН -1.docx
    ТипДокументы
    #244571

    Предмет истории и философии науки
    Человек, вступающий в область науки, должен представлять не только сегодняшнее положение дел в избранной им области. Ему необходимо знать и осмыслить также историю науки, которая не только любопытна и познавательна, но и поучительна, и полезна.

    В любой науке можно проследить идеи и понятия, которые красной

    нитью проходят через всю ее историю, претерпевая многогранную и подчас противоречивую эволюцию. История науки позволяет проследить своеобразную внутреннюю логику развития науки, выражающуюся в том, что новые идеи и представления существенно обусловлены предшествующими, даже если в итоге приводят к отказу от них. Вместе с тем можно видеть, что внутренняя логика науки может реализовываться в самых разнообразных формах и проявлениях, в зависимости от сложного переплетения социальных, экономических, политических и общекультурных факторов.

    История науки несет в себе отпечаток не только той или иной эпохи, но и конкретных личностей — ее творцов. В любой науке обнаруживаются великие достижения и «великие неудачи», «счастливые» случаи и «несчастливые» (например, когда ученый прошел мимо им же совершенного открытия, или его не могли оценить современники) — и они не менее поучительны.

    Для успешной научной деятельности надо знать историю не только своей науки, но и ряда смежных. Конечно, сегодня охватить весь объем стремительно умножающейся информации невозможно даже в одной отдельно взятой области. Именно поэтому история науки должна представать, в первую очередь, не как «архив фактов», дат, имен и т. д., а как эволюция ведущих идей, принципов описания и объяснения, наиболее характерных для данной науки.

    Перед глазами ученого — будь то начинающий или опытный мэтр —должна стоять «тематическая история» науки, позволяющая понять, как возникали и трансформировались те или иные «темы», проблемы, подходы, почему они выдвигались на первый план или, напротив, отодвигались, возрождаясь в более благоприятной социокультурной среде.

    В любые времена развитие науки может быть понято только в ее взаимодействии с другими компонентами культуры — философией, религией, моралью, искусством и т. д., которые не только испытывают влияние научных идей, но и сами участвуют в их формировании. Таким образом, изучая историю науки, мы неизбежно выходим на историю культуры в целом, прослеживаем закономерности, характерные для развития науки, движущие силы и механизмы этого развития. Выясняется, что в разные эпохи создавались различные картины мира, изменялись представления о науке и ее задачах, месте в обществе, изменялись идеалы и нормы научного исследования.

    Эти вопросы относятся уже к философии науки.

    До недавнего времени считалось, что философия науки ограничивается лишь логическим анализом структуры и функций научной теории и исследованием методов научного познания, но даже при таком подходе неизбежно вставали вопросы о природе научного познания, о соотношении истины и заблуждения, о критериях достоверности.

    Выясняя, насколько научное знание соответствует реальности, приходится ставить философские по своему содержанию вопросы — о самой реальности, субъекте и объекте познания, формах научной рациональности, критериях истины, о судьбах науки и общества в условиях явных противоречий научно-технического прогресса. И это — область философии науки.

    С одной стороны, научное познание — это область, в которой постоянно оттачивается и черпает пищу для своего развития философское мышление. С другой стороны, философский анализ науки направляет научный поиск. Любые значительные изменения в его стратегии всегда подготавливались в сфере философского мышления и в нем же находили свое дальнейшее обоснование.

    Философия формирует научное мировоззрение и научную методологию, исследует возможность синтеза результатов различных наук в единой картине мира, а также методологических «прививок», т.е. использования методов одних наук в других. Именно в русле философии сформировались важнейшие методы познания, логические и общенаучные.

    История без логики слепа, логика без истории беспредметна, писал И. Кант. В этом органичном единстве видится нам предмет истории и философии науки.

    Подводя итог, скажем, что изучение истории и философии науки будет способствовать формированию научной культуры исследователя, его мировоззренческой и методологической базы, поможет почувствовать вкус к науке, проникнуться духом научного поиска.

    Вопросы и задания


    1. Что дает изучение истории науки?


    2. В чем сущность и необходимость философского анализа науки?

    3. История и философия науки как философская дисциплина.

    4. Как вы считаете, возрастает или снижается роль науки в общественной


    жизни и общественном сознании?


    5. Можно ли сегодня говорить о самоценности науки?


    6. В чем оборотная сторона стремления к власти над природой?


    7. Каковы проблемы этики науки в современную эпоху?

    8. Какие проблемы стоят перед современными наукой и техникой и какие


    проблемы ими порождаются?


    9. Что необходимо для движения от знания к мудрости?

    Философия и методология науки как отрасль философского знания
    Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет изменчи­вость и глубину методологических установок и расширяет гра­ницы самой рациональности.

    Как дисциплина философия науки испытывает на себе ог­ромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках филосо­фии науки как современного направления западной филосо­фии. Однако цель ее - в интегративном анализе и синтети­ческом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем, в «поднятии на гора» тех отдельных концептуальных иннова­ций, которые можно обнаружить в авторских проектах совре­менных философов науки. Сегодня для философии науки ха­рактерны тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безлично, а с учетом достиг­нутых тем или иным автором конкретных результатов.

    Опираясь на дословную интерпретацию выражения «фи­лософия науки», можно сделать вывод, что оно означает лю­бовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получе­ние истины, то философия науки становится одной из важней­ших для человечества областей применения его интеллекта, так как в ее рамках ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений. Человечество ограниченное четырехмерным пространственно-временным континуумом, в лице ученых не теряет веру в возможность постижения истины бесконечного универсума. А из того, что человечество должно быть достой­но истины, вытекает великий этический и гуманистический пафос этой дисциплины.

    Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от спе­цифики философского знания. Поскольку философия стремит­ся к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее пре­дельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необ­ходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

    Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается фило­софия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказ­ки» решения парадоксальных проблем.

    К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и орга­ничных переплетений во всех возможных плоскостях прило­жения. Исследования по истории науки убедительно показа­ли, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, свя­занных с возникновением античной математики и астроно­мии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической си­стемой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв., и т.д. При таком под­ходе философия науки включает в себя эпистемологию, мето­дологию и социологию научного познания, хотя так очерчен­ные ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

    Современная философия науки выступает в качестве недоста­ющего звена между естественнонаучным и гуманитарным зна­нием и пытается понять место науки в современной цивилиза­ции в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии.

    Методология науки - специфическая область знания, она зани­мает промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология науки не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин.

    «Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

    «Учение о методе - методология, исследование метода, особен­но в области философии и в частных науках, и выработка принци­пов создания новых, целесообразных методов Учение о методе по­является впервые в Новое время До этого не проводилось различия между наукой и научным методом» 1

    «Метод (от греч metbodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действитель­ности В области науки метод есть путь познания, который исследо­ватель прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой»

    Наука в культуре и цивилизации
    Наука является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.

    Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.

    Процесс развития науки находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе наука использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов, схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятие стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперимент и господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее неразложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная наука характеризуется стремлением к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов.

    Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути и развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки Чередование экстенсивных и революционных периодов развития характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей.

    Современный уровень развития цивилизации достигнут в результате развития науки. В широком смысле культура означает все то, что создано человеком и человечеством на всем историческом пути развития. Она создается человеческим трудом при непосредственном участии сознания, мышления, знаний, чувств и воли. Культура – это результат (продукт) человеческой деятельности.

    1



    написать администратору сайта