Предмет курса Концепции современного естествознания и социальные функции естественных наук
Скачать 341.5 Kb.
|
Объективные общие и специфические предпосылки возникновения и развития представлений о природе в архаическом и раннетрадиционном обществе. Если речь заходит о космологических концепциях, то предшественником науки является мифопоэтическое миросозерцание. Мифологические представления о мире консервируются в религии, И это ещё одна причина, почему следует внимательно изучать их.Анализ архаичных представлений о вселенной со всей убедительностью показывает, что картина мироздания, предлагаемая мировыми религиями, в своих главных чертах буквально совпадает с представлениями о вселенной тех религий, которые принято относить к числу примитивных и первобытных. Исследование архаичного миропонимания, таким образом, — свидетельство того, что всякая религия представляет собой продукт определённой исторической эпохи, изучение религиозно-мифологической картины мироздания имеет и самостоятельную ценность. Архаичное общество - религиозно-мифологической картине мира. Для мифопоэтической модель мира существен вариант взаимодействия с природой, в котором природа представлена не как результат переработки первичных данных органическими рецепторами, а как результат вторичной перекодировки первичных данных с помощью знаковых систем. Период, для которого целесообразно говорить об относительно единой и стабильной модель мира принято называть космологическим или мифопоэтическим. 17.Непосредственные предпосылки и процесс формирования стихийно-натуралистического знания. Общественно-историческая школа Можно выделить основные направления: -Общественно-историческое -Натуралистическое; -Социологическое; -структурно-функциональное; -Символическое. Натуралистическая школа. Натуралистическая школа в культурологии стремится подчеркнуть биологическую обусловленность человеческого поведения, деятельности и ее продуктов. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от природы человека. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма — научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Взгляды З. Фрейда на культуру отличались компромиссом. Стихийные влечения человека, по его мнению, сталкивались с требованиями реальности. Это заметно отличает другие теории и прямо противоположно высказываниям энциклопедистов прошлого и прежде всего И. Канта, а также других философов эпохи просвещения, которые видели значение культуры в преодолении в человеке животного начала и наделении его иным содержанием – духовным и божественным. Движущую силу человечества – стихийные влечения, среди которых основным объединяющим всех людей является инстинкт к продолжению рода, Фрейд обозначил термином «либидо», которое играет роль главной направляющей силы человеческого поведения. Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход, по его мнению, в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве, переключаясь на них путем так называемой сублимации (от лат. sublimo - возвышаю).Развивая взгляды своего учителя, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875 – 1961) уже расширительно трактует бессознательное, находя в нем коллективное основание – «архетипы». Именно архетипы, по мнению Юнга, составляют более глубокий слой «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений и запечатленное в структурах мозга.
«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Мифологическая картина мира: создание Земли и Неба, происхождение человека и культуры. В первобытную эпоху человек, пока еще довольно беспомощный видел, как ему представлялось таинственные и незримые силы. В то время люди не пытались ее исследовать с помощью разума. Природу обожествляли и стремились на нее воздействовать с помощью многочисленных сложных обрядов, прибегая к магии, имитировали то, что происходит в окружающем мире.Логика людей того времени сводилась к тому, что дождь идет потому, что тучи черные.человек воспринимал окружающий мир чисто с внешней стороны, не ощущая разницу между формой и содержанием, причиной и следствием . Основой "мифологической картины мира" являются представления о космосе и хаосе, а также пространстве и времени. 19.Возникновение и значение философии как праматери науки и создание натуралистической картины мира. Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ. ФКМ есть совокупность обобщенных, системно-организованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. Философская картина мира опирается на научные представления о реальности. 20.Основные типы натуралистических концепций + 17 вопрос Натуралистические концепции.Исходят из того, что мораль изначально заложена в человеке самой природой. К ним относятся следующие концепции: -социал-дарвинизм, который считает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных; -евгеника, которая объясняет социальные формы поведения, в том числе и моральные, свойствами, наследуемыми человеком от родителей; поэтому добрые или злые качества прирожденны ему и не поддаются изменению; -психоаналитическая концепция происхождения морали базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личности неподвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальные – Эрос и влечение к смерти – Танатос. С позиций фрейдистского биопсихизма, поведение человека — компромиссный вариант между его аморальными инстинктами и сверхстрогими требованиями морали. Социально-историческое направление в этике исходит из того, что между биологической природой животного и человека существует принципиальная разница, порождаемая условиями существования и развитие общества. Основной недостаток этих концепций — рассмотрение индивида вне общественных отношен и понимание морали как внешнего условия бытия человека — был преодолен в марксистской этике. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые ввели в содержание морали понятие практики на основе трудовой деятельности как главного критерия поведения человекаению и содержанию мораль изначально социальна. 21.Предпосылки становления классической науки и научной модели природы. Возникновение научного знания Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Наука всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность-отнесение генезиса к тому этапу истории, когда появляется естествознание (XV-XVII вв.). Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. -наука как система подготовки кадров существует с середины XIXв.; -как непосредственная производительная сила-со второй половины XXв.; -как социальный институт- в Новое время; - как форма общественного сознания- в Древней Греции; - как знания и деятельность по производству этих знаний-с начала человеческой культуры. Научная революция – это смена парадигм (устоявшихся мнений на истину) В процессе развития науки можно выделить след. этапы
Роль научных революций заключается прежде всего в том, что с их помощью происходит развитие как наук, так, соответственно, и человечества. Первая научная революция была осуществлена в VI – IV вв. до н. э. В результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира.Важнейшим фрагментом античной научной картины была геоцентрическая система, созданная Аристотелем и Птолемеем. Классическая наука сложилась в результате революции ХVI – ХVII вв. и охватывает период с ХVIII в. по 20-е гг. ХХ в., т.е. до появления квантово-релятивистской картины мира.Специфика классической науки: - стремление к завершенной системе знаний; - ориентация на классическую механику, ее законы и принципы; - механическая картина мира: мир – гигантский механизм. - механистический детерминизм, который трактовал все типы взаимосвязи. 22.Особенности механистической картины, ее значение для развития науки и историческое место. Вторая научная революция дала начало механистической картине мира. Приходится на XVI – XVIII вв. Её исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютона, которые подвели итог исследований и сформулировали базовые принципы новой научной картины мира в общем, виде. Основными изменениями являются: -Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях. -Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования явлений в строго контролируемых условиях. -Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса. По их представлениям Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов. -Доминантой классического естествознания, да и всей науки Нового времени становится механика. Утвердилась чисто механическая картина природы. -Идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно поправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. -В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания. Классическое естествознание. Весь мир предстаёт как слаженно действующий механизм. Характерные особенности механической картины мира: - атомизм – учение о мире как совокупности огромного числа неделимых частиц, перемещающихся в пространстве и времени. - движение – ключевое понятие, из него выводились понятия силы, массы, тяготения. - принцип дальнодействия (Ньютон): взаимодействие между телами происходит мгновенно на любом расстоянии, без каких-либо материальных посредников; - принцип абсолютности пространства и времени, которые не связаны с движением тел. - принцип детерминизма: любые события жестко предопределены законами механики - принцип редукционизма: сведение закономерностей более высоких форм движения материи к законам простейшей формы – механической 23.Предпосылки неклассического естествознания, революция в естествознании конца XIX - начала XX вв. Третья научная революция была осуществлена на рубеже XIX – XX вв. Её обусловила серия блестящих открытий в физике. В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы В конце XIX в. - середина XX в. происходит преобразование стиля мышления, становление неклассического естествознания. Появляются предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархичная организованность Вселенной как сложного динамического единства, изменения места и функций науки в жизни. В основе этой новой парадигмы находились теория относительности (специальная и общая) и квантовая механика. В результате Энштейновской революции возникло Неклассическое естествознание. Утверждается понимание того, что любая научная истина относительна. Формируется представление о принципиальном единстве вселенной. Научное знание зависит не только от объекта, но и от субъекта. Все законы, сформулированные наукой есть суждения. Основные черты неклассической науки (10-20-е гг. – 70-80-е гг. ХХ в.): - отказ от классической механики как основы познания и объяснения действительности, - разрушение классической модели мира – механизма. - смена стиля мышления как отказ от механистических и метафизических установок; - вероятностный детерминизм выражается в отказе от динамических и введении статистических закономерностей. 24.Социокультурные, философско-методологические и естественнонаучные основы неклассической модели мира. В 23 - отказ от классической механики как основы познания и объяснения действительности, замена ее квантово- релятивистскими теориями; - разрушение классической модели мира – механизма. На смену пришла модель мира-мысли; - смена стиля мышления как отказ от механистических и метафизических установок; - вероятностный детерминизм выражается в отказе от динамических и введении статистических закономерностей. 25.Основные принципы и содержание неклассической картины мира. Три этапа науки:1. доклассическое естествознание 5-6 века д.н.э.-16 века н.э. 2. Классическое естествознание 17-19 века 3. Неклассическое естествознание 20-21 века. Неклассическое естествознание. В этот период происходит открытие специальной и общей теории относительности. Все системы отчета равноправны, Утверждается понимание того, что любая научная истина относительна. Формируется представление о принципиальном единстве вселенной. Научное знание зависит не только от объекта, но и от субъекта. Все законы, сформулированные наукой есть суждения. В процессе научного познания особое значение стало придаваться его социальным последствиям. Целый ряд областей науки напрямую связан с исследованием человека. Бекон и Декарт – методы науки Коперник – в центре солнце. Дарвин Эволюция 1895 – открытие электрона Томсоном 1911 г. – модель атома Резерфорда 26.Постмодерн в науке и формы его проявления. Ряд социологов и социальных теоретиков считает, что социальные изменения конца XX – начала XXI века столь значительны, что уже не могут быть объяснены даже с помощью социологических теорий, относящихся к модерну и постмодерну. В этой связи учеными было предложено социальные реалии, идущие на смену модерна, именовать постмодерном. Соответственно, теории, их интерпретирующие, стали называться. Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение неопределенности весьма многих социальных реалий. Становятся очевидными проявления, связанные со случайностью, многовариантностью и альтернативностью. Как же исследовать эти новые реалии с собственно социологических позиций? Некоторые социологи стали исходить из того, что для анализа отмеченных выше реалий требуется принципиально новый тип теоретизирования о социальном мире. В самом общем виде их воззрения свелись к следующему. – Эра всеобъемлющих социальных теорий, которые могли бы дать рациональные ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные социальные реалии, смешанные стили жизни и т. д., -выявление истины, на представление целостного знания о сущностных связей определенной области действительности, теории постмодерна по духу релятивистские. Основные черты постнеклассической науки в рамках постмодерна (с 80-х гг. ХХ в.): - глобальный эволюционизм: идея эволюции вышла за рамки биологии, естествознание ведет поиск закономерностей и механизмов эволюции на всех уровнях организации материи; - самоорганизация материальных систем: развитие сложных, открытых, нелинейных, неравновесных систем ведет к переходу их в неустойчивое состояние, выход из которого осуществляется путем перестройки элементов системы. - антропный принцип: наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействует с наблюдаемым объектом. - плюрализм истины: нет застывшего, неизменного образа объекта; - антиредукционизм: отказ от возможности объяснить сложное чем-то простым, элементарным. |