Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль и место ислама на територии Великой Степи начала ХХ века.

  • Влияние Первой Русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан и деятельность казахских депутатов в Государственной Думе.

  • Казахстан в годы Первой мировой войны. Военнопленные в Казахстане.

  • Национально-освободительное восстание 1916 года: ход, основные очаги и итоги.

  • Национально-освободительное восстание 1916 года: историческое значение, последствия и новое осмысление.

  • Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан.

  • 16.Создание партии Алаш и ее программа.

  • истор. экзамен история. Предмет курса Современная история Казахстана. Периодизация и источники по истории современного Казахстана. Цели и задачи курса История Казахстана


    Скачать 167.75 Kb.
    НазваниеПредмет курса Современная история Казахстана. Периодизация и источники по истории современного Казахстана. Цели и задачи курса История Казахстана
    Анкористор
    Дата30.06.2022
    Размер167.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкзамен история.docx
    ТипДокументы
    #620888
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    8. Формирование казахской политической элиты в начале ХХ века: социальный состав, образование и деятельность.

    Начало XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста А. Н. Букейханова (1866-1937 годы). Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, потомок султанов Среднего жуза. Образование получил в Петербургском лесотехническом институте. Будучи студентом 3 курса в 1896 году он стал участником экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным исследователем Ф. А. Щербиной. В ходе экспедиции А. Н. Букейханов заложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, культуры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакционно-авторского коллектива издания "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", особенно значима его роль в составлении XVIII тома, посвященного Казахстану. Назревание политич. кризиса в Росс. империи в нач. XX века, усилившееся в результате поражения в русско-японской войне, вылившееся в события «кровавого воскресенья» подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию, таких известных представителей российской науки и культуры, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, В.И. Вернадский и других создать партию росс. либералов. 11-18 октября 1905 г. в Москве сост. учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А. Н. Букейханов. В дек. 1905 года по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей К.-на, где было решено создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на II съезде партии. 9 июля 1906 года указом Николая II Первая Дума была распущена и А.Н. Букейханов был в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован. \\А. Н. Букейханов вынашивал планы создания нац.-дем. партии, важную роль в общественно-полит. жизни он отводил печати Так решено было организовать общенац. газету, кот. стала бы рупором общенац. связи, возрождения народа, осознания своей роли. Газета была названа «Казах» (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М. Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов «Оян, казак» («Пробудись, казах») вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века. Редактором газеты «Казах» стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов. \\Вместе с А. Н. Букейхановым инициатором созыва Каз. съезда в Уральске и создания нац. филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860-1934 годы). Он стал депутатом II Гос. Думы. Выразителем различных идейно-политич. мнений и течений среди нац. интеллигенции была уже названная газета «Казах» и журнал «Айкап» (1911-1915 годы). «Казах» выражала идеи либерально-демократическою направления, вокруг нее консолидировались А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором «Айкап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Ссйдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Мнйлин. Объединяло эти издании то, что они выражали общенац. идеи, интересы каз. народа в условиях его колониального положения.

    9. Развитие Просвещения во второй половине ХІХ - начале ХХ века. Джадидизм.

    Разрушение традиционных устоев казахского социума и складывание новых общественно-политических отноше­ний привели к изменениям в культурной и духовной жизни народа. В период, когда Казахстан стал объектом интересов России, Анг­лии, Франции и других государств, возросло экономическое освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание необходимости овладения достижениями науки, техники, культуры. Наиболее просвещенные представители народа добровольно взя­ли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроиз­водства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно огра­ничены, но в то же время появились новые социокультурные ценнос­ти и ориентиры. В Казахстане наро­дное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в ос­новном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схолас­тика и ни одной реальной мысли». В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование конфес­сиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах свет­ских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др. Тем не менее новометодные мектебы не получили широкого распространения. В системе религиозного образования большим влиянием пользо­вались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др. Учебные заведения светского характера открылись после присо­единения края к России. Они готовили чиновников для колониаль­ного аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в 1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные заведения обучали детей, в том числе и казахских, профессиям переводчика, писаря. Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 1846 г. Первая казахская светская школа начала функционировать с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучали русский язык, математику, географию, восточ­ные языки, а также религию — ислам. Следующим учебным заведени­ем для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И. Алтынсарин. В последней трети XIX в. открылись городские училища, приход­ские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамот­ности. Они содержались за счет государства и выполняли роль на­чальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались стар­шинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек. Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реальных училищ, мужских и женских гимназий. В 1914 г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек. Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования. Благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске. Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ибрай Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Со­брав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспек­тора. По его инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ, в частности центральные училища во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской области, собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; уком­плектовал их учителями и учениками. Особое значение И. Алтынсарин придавал оборудованию училищ, созданию библиотек при каждой школе. Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значе­ние в подготовке специалистов из среды коренного населения. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руко­водство к обучению киргизов русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальных произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического просветительства, пло­дотворно трудился для развития национальной литературы и культу­ры, в области формирования казахского литературного языка. Расширение школьного образования и сдвиги в социально-эконо­мическом облике казахского общества, как никогда остро поставили вопрос о подготовке кадров специалистов. Первыми профессиональ­ными учебными заведениями были Туркестанская учительская семи­нария, основанная в 1879 г., и Оренбургская казахская учительская школа (1883 г.) Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов. В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские шко­лы, откуда выходили специалисты со средним образованием.

    10.Роль и место ислама на територии Великой Степи начала ХХ века.

    Ислам проник в казахские степи еще в VIII веке, распространялся он медленнее, чем в соседних государствах. А все из-за укоренившихся языческих культов и традиций кочевой жизни. 
    По сей день многие казахи наряду с канонами ислама почитают духов своих предков (аруахов). Кочевой образ жизни объясняет и тот факт, что мечетей в Великой степи было мало – только на юге или в древних городах типа Отрара.

    асцвет строительства мечетей в Казахстане начался в эпоху русской колонизации с XVIII до ХХ века. С появлением городов и оседлых общин религиозные учреждения становились очагами культуры и цивилизации – рядом с православными церквями обязательно возводились мечети, рядом с приходскими школами – медресе. И если в Средней Азии миссионерскую деятельность ислама несли в основном арабы и турки, то в Казахстане инициаторами строительства мечетей выступали прежде всего татары. Первыми муллами были в основном тоже они, а также выпускники Уфимского духовного мусульманского училища. Естественно, правоверным татарам нужна была мечеть. Первый мусульманский храм города Верного был возведен именно в районе Татарки. Еще его называли мечеть Алымова – то ли по фамилии первого муллы, то ли в честь щедрого пожертвователя. При мечети была открыта мусульманская школа-медресе для 70 мальчиков. Сегодня на этом месте располагается мечеть "Фатима", мало чем отличающаяся от оригинала.
    Позже, когда город Верный начал быстро строиться, на пожертвования купца Исхака Габдулвалиева была построена самая крупная мечеть в Семиречье. Официально она называлась мечеть № 4 Оренбургского магометанского собрания. Но в народе из-за башенного минарета татарского стиля она получила название "Исхакия" в честь купца Габдулвалиева.
    Была еще мечеть, построенная на пожертвования казахов, переселившихся в город Верный из долины реки Каратал. Она находилась на месте нынешней Центральной мечети. Во время верненского землетрясения 1887 года мечети были полностью разрушены, но уже через год заново отстроены. К ХХ веку в Семиречье действовало 269 мечетей, 8 медресе и 7 школ мусульманского воспитания. А в самом городе Верном, кроме вышеперечисленных мечетей, было еще три: мечеть чалоказахов в районе Большой станицы и две дунганские мечети по нынешней улице Масанчи.
    Так что в начале XX века в небе Семиречья мирно соседствовали кресты и полумесяцы, а голос муэдзина перекликался с колокольными перезвонами. Кроме того, в городе Верном был протестантский храм и еврейская синагога. Все служители различных религий между собой не дружили, но и не конфликтовали. Беда в мусульманские мечети и христианские храмы пришла не со стороны иноверцев, а со стороны атеистов-большевиков.
    В годы советской власти большинство религиозных объектов было закрыто, культовые здания превращали в клубы, склады и производственные цеха. В главном кафедральном соборе был создан краеведческий музей, в мечети "Исхакия" – кинотеатр, а затем клуб национальных меньшинств "Нацмен". В 70-е годы прошлого века бывшее здание мечети "Исхакия" вообще снесли – сейчас здесь находится универсам. Из православных церквей города Верного сохранились только Вознесенский и Никольский соборы.
    Во время Великой Отечественной войны обращение к религиозным чувствам способствовало консолидации советского народа. Верующим были возвращены некоторые ранее отобранные властями мечети и церкви. Так, в 1944 году мусульманам Петропавловска была передана в бессрочное пользование мечеть, которая закрыта в 1937 году. А в 1945 году власти разрешили вновь открыть чалоказахскую мечеть, которая на тот момент была занята под общежитие. Дальше – больше: казахстанским верующим разрешили совершать паломничество в Мекку и Медину.
    Но в начале 50-х годов прошлого века на религию снова обрушились гонения – снова начали отбирать храмы и мечети, были запрещены религиозные праздники, подвергались гонению служители культа. Если кого-нибудь из коммунистов замечали в церкви или мечети, то их исключали из партии и снимали с должности. Но все эти гонения и запреты в реальной жизни не оказывали заметного влияния на воззрения населения. Появились "бродячие муллы", совершавшие обряды на дому. И все втихаря справляли религиозные праздники и хоронили усопших согласно духовным канонам. До сих пор помню, как два коммуниста-сталинца – мой отец и его родственник (гэбешник и кавалер ордена Ленина) – на Курбан-айт резали барана в ванной комнате.
    У одного моего приятеля был дядя – директор школы, коммунист. Когда он сделал обрезание своему сыну, его исключили из партии и погнали с должности. Дядя написал письмо председателю Комитета партийного контроля Арвиду Яновичу Пельше. Через месяц из Москвы пришел ответ: нельзя путать религию и народные обычаи. Дядю восстановили в партии.
    Так что как ни старалась власть полностью вытеснить религиозные обряды из жизни казахов, им это не удалось. Но по-настоящему религия вернулась в нашу жизнь после обретения Казахстаном независимости. Сохранившиеся мечети и храмы вернули верующим. В стране начался строительный бум религиозных объектов. Если в 1982 году в Казахстане было 32 мечети, то сегодня – около пяти тысяч. 
    На месте старенькой мечети, построенной каратальскими казахами, воздвигнута красивая Центральная мечеть, построенная по проекту архитекторов Баймагамбетова и Шарапиева. Она отделана мрамором и цветными изразцами, выполненными в казахских национальных мотивах. Ее венчает голубой купол диаметром 20 метров. Высота большого минарета – 47 метров. Мечеть рассчитана на 7 тысяч посетителей. В 2000 году большой купол был украшен аятами из Корана в каллиграфическом исполнении турецких мастеров.

    11. Влияние Первой Русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан и деятельность казахских депутатов в Государственной Думе.

    В январе 1905 года в России разразилась революция, вести о которой в скором времени достигли Казахстана. Поскольку Казахстан еще в 19 веке стал местом ссылки неблагонадежных из России, то в начале ХХ века существовало несколько марксистских кружков, которые оказали заметное влияние на рост рабочего движения. Первыми такими кружками были атбасарский во главе с Ушаковым (1896), петропавловский (1902). Летом 1905 года на Кояндинской ярмарке в Каркаралинске состоялся съезд лидеров национально-освободительного движения. По инициативе Жакыпа Акпаева, Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова была составлена и отправлена на имя царя петиция от казахского населения, содержавшая важнейшие программные пункты, вошедшие в последствии в программу партии Алаш. Под петицией подписалось 14 500 человек. Содержались в ней требования свободы совести, организации обучения населения на родном языке, отказа от переселенческой политики, пересмотра «Степного положения», законодательное закрепление права казахов вести гражданское и судебное делопроизводство на родном языке. В конце 1905 года по инициативе авторов петиции в Уральске был созван и проведен съезд полномочных представителей пяти областей Казахстана, которые решили объединиться с кадетами. Название партии шло от сокращенного варианта названия партии конституционных демократов. В середине 1906 года в Семипалатинске прошло собрание кадетов, в котором участвовало более 150 человек. Национальной либерал-демократией была выбрана кадетская платформа, поскольку кадеты выступали за равенство всех перед законом, независимо от пола, вероисповедания и национальности, считали закон главным регулятором в обществе. Социальной базой кадетской партии была интеллигенция. Под напором революции в октябре 1905 года царь объявил о созыве нового законодательного органа – Государственной думы (Манифест от 17 октября 1905г.). Началась активная избирательная кампания. 1 Государственная дума по составу была кадетско-либеральной и действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. От Казахстана в нее было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения (А.Букейханов, А.Беремжанов, А. Кальменов, Б.Кулманов) и пять от русского населения. Главным вопросом Думы стал земельный (было принято решение о принудительном отчуждении частновладельческих земель в пользу малоземельных крестьян), обсуждение его привело к разгону 1 Государственной думы царем Николаем II. Несогласные с подобным решением царя, депутаты собрались недалеко от Петербурга, в Выборге, где составили обращение ко всем гражданам России. А.Букейханов подписал Выборгское воззвание депутатов, в котором содержались призывы оказать гражданское неповиновение в знак протеста против разгона Думы, за это он был осужден и заключен в Омскую тюрьму. Во вторую Государственную думу (начала работу 20 февраля 1907 года) были избраны от Казахстана Б. Каратаев, М.Тынышпаев, активно выступавшие с ее трибуны против переселенческой политики царизма. Широко известна речь Б. Каратаева на заседании Думы, посвященная земельному вопросу в Казахстане в условиях усиления колониального режима. 2 Дума также была разогнана, а затем издан новый избирательный закон, по которому представительство от инородческого населения вообще не предусматривалось. Тем не менее, школа предвыборной агитации, думской работы, организация мусульманской фракции в Думе показала эффективность правовых методов борьбы за права казахского народа. Новая элита, сформировавшаяся в конце XIX-начале ХХ веков. Интеллигенты, прекрасно образованные, отличные ораторы, имевшие опыт политической борьбы – Алихан Букейханов, Мухамеджан Тынышбаев, Жакып Акпаев, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Мустафа Шокай, Алимхан Ермеков, Халел Досмухамедов и многие другие. Эта прослойка была очень тонкой – всего чуть более 1000 человек, правда, здесь не учтены выпускники медресе. Они и стали лидерами национально-освободительного движения.

    12. Казахстан в годы Первой мировой войны. Военнопленные в Казахстане.

    19 июля (1 августа) 1914г. Россия вступила в 1 мировую войну, вызванную накапливавшимися десятилетиями противоречиями между странами, входящими в два военно-политических блока - Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственное согласие - Антанту (Великобритания, Франция, Россия). По своему характеру война несправедливая, империалистическая, захватническая с обеих сторон. Россия не была подготовлена к войне. Участие в ней вызвало огромное напряжение сил страны, тяжело отразилось на её экономике, обострило социальную напряжённость и привело к политическому кризису. Война непосредственно отозвалась и на положении Казахстана. Возросла его роль как поставщика цветных и железных руд, а также предметов потребления по заказам армейского интендантства. Купцы и золотопромышленники наживались на поставках муки, масла, кож, овчины. В погоне за сверхприбылью капиталисты увеличивали продолжительность рабочего дня, а реальная зарплата рабочих снижалась, ухудшались условия их труда и быта. Взвинчены цены на промышленные и продовольственные товары. В связи с массовой мобилизацией русскоязычного населения на фронт недоставало рабочих рук, сокращались посевные площади, падала урожайность зерновых, разорялись хозяйства. Пострадало и скотоводство: поголовье скота у казахов уменьшалось не только из-за изъятия пастбищных угодий, но и принудительных поставок скота и мяса для нужд армии. В 3-4 раза возросли налоги и сборы (кибиточный, земские, дорожные и пр.). На казахов как на невоеннообязанных распространен военный налог, возложена подписка на государственный заём, с них собирались «добровольные пожертвования» для фронта. Под видом помощи семьям мобилизованных казахи должны были пахать, сеять, убирать урожай в переселенческих деревнях. В годы войны ускорилось обнищание шаруа, дальнейшее социальное расслоение переселенческого крестьянства и казачества. Ухудшение положения трудящихся вызвало рост социального протеста, несмотря на строгие меры (запрет собраний, стачек, уклонения от работы, введение военной цензуры на корреспонденцию и т.д.) и угрозы призыва в армию. Бастовали шахтёры Караганды и Экибастуза, железнодорожники Оренбургско-Ташкентской и Транссибирской магистралей, медеплавильщики Спасского и Карсакпайского заводов, рабочие Успенского, Джезказганского, Риддерских рудников, нефтяники Эмбы и др. В 1916г. отмечены волнения горнорабочих, выступления на строившихся тогда Семиреченской, Алтайской и Риддерской железных дорогах, сопровождавшиеся массовым самовольным уходом с работы. На нелегальном положении действовали социал-демократические группы. Происходили «бунты солдаток» (один из них в Усть-Каменогорске), погромы магазинов и лавок, брожение среди солдат, дезертирство, выступления шаруа и крестьян-переселенцев. Трудящиеся аула отказывались от уплаты податей, сбора средств на военные нужды, уничтожали межевые знаки, сжигали сено, угоняли лошадей. Сопротивление народных масс достигло апогея в период национально-освободительного движения 1916г. Его причины: экспроприация земель у казахов, выселение их в малопригодные для хозяйственной деятельности районы; реквизиции скота, сельхозпродуктов, фуража, мобилизация лошадей и средств транспорта; увеличение налогов и поборов, введение трудовой повинности; дороговизна; ухудшение материального положения; усиление административно-чиновничьего произвола и полицейского надзора; политика русификации. Непосредственный повод – указ Николая II от 25 июня 1916г. о привлечении мужского «инородческого» населения Сибири, Средней Азии, Казахстана, Закавказья в возрасте от 19 до 43 лет включительно «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии», т.е. на военно-тыловые работы. После оглашения указа составляются «посемейные списки» для проведения мобилизации, причём байские сыновья за взятки освобождались от призыва, а бедняков записывали независимо от возраста. Секретным приказом от набора освобождены должностные лица, полицейские чины, имамы, муллы и мударисы, счетоводы и бухгалтеры, чиновники правительственных учреждений, лица, пользующиеся правами дворян и почетных граждан, учащиеся. Распространённой формой протеста стало бегство в глубь степи, но население прибегает и к открытому сопротивлению, переросшему в вооружённое восстание, а затем - освободительное движение, охватившее весь Казахстан. Движущие силы - шаруа, а также батраки, рабочие, ремесленники. В движении участвовали представители радикально-демократической интеллигенции (А.Джангильдин, Т.Бокин, С.Мендешев, А.Майкутов, С.Сейфуллин, Т.Рыскулов и др.), часть баев, биев, волостных управителей, аульных старшин, мусульманского духовенства. На юге и в Семиречье к движению примкнули узбеки, киргизы, уйгуры, дунгане. Известны факты, когда русские крестьяне сочувственно относились к повстанцам и оказывали им помощь. Компромиссной тактики придерживалась национал-либеральная интеллигенция (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др.), метавшаяся между царизмом и народом. Считая использование казахов на тыловых работах «унижением для нации», либералы просили власти «отсрочить призыв», но, двигаясь в фарватере кадетской платформы «единения царя и народа», полагали необходимым «протянуть правительству России руку помощи». Они утверждали, что казахи «не вправе выступать против царского указа», призывали их примириться, повиноваться, не сопротивляться, сеяли иллюзии, что участие в «окопных» работах облегчит положение казахов после победоносного окончания войны. Безоговорочно поддержала указ значительная часть байской верхушки и чиновников «туземной» администрации. Вдали от движения держались обуржуазившиеся элементы (торговцы, ростовщики), не приняли участия джадиды и панисламисты. Потушить гнев народного недовольства путем увещеваний и переговоров было невозможно. Движение разрасталось, приобретая антиколониальный, антиимпериалистический характер. В определённой мере оно направлено против аульной верхушки, поэтому отчасти было антифеодальным. Из-за разжигания межнациональной розни в отдельных регионах, в частности в Семиречье, кое-где проявлялись антирусские черты, что, впрочем, не изменило характер движения в целом: даже царские чиновники признавали, что казахи, «за весьма редкими исключениями, обид русскому населению не причиняют». В большинстве областей выступления были слабо организованы, локальны и разрознены. Исключение составили семиреченский и, особенно, тургайский очаги. Руководители повстанцев в Семиречье – Б.Ашекеев, Т.Бокин (Верненский уезд), У.Саурыков, Ж.Мамбетов (Каркаринское урочище в Джаркентском уезде) и др. К октябрю восстание в Семиречье подавлено. Карательные отряды расправлялись как с повстанцами, так и мирными жителями. Активные участники приговорены к смертной казни, каторге или тюремному заключению. Часть населения загнана в Китай. Самая упорная и продолжительная борьба велась в Тургайской области, где руководителями стали А.Жанбосынов (провозглашен «ханом» Тургайского уезда), А.Иманов (сардарбек (главнокомандующий повстанческой армией) и глава военного совета - кенеса), большевик А.Джангильдин. Организованное, дисциплинированное войско делилось на отряды в 1000, 100, 50 и 10 воинов (сарбазов), возглавляемые тысячниками (мынбасы), сотниками (жузбасы), пятидесятниками (елюбасы), десятниками (онбасы); действовало подразделение снайперов (мергенов); в кузницах изготовлялись берданки, фитильные ружья, ковались сабли, пики, ножи, топоры. На территории, подконтрольной восставшим, вместо старых аульно-волостных органов создавалась новая система управления: в волостях функции гражданской власти выполняли мынбасы, которым подчинялись аульные старосты - ельбеги. Финансами ведали казнашы, судебными и налоговыми вопросами – жасакшы. При раскладке сумм налога учитывалось имущественное положение: с крестьянского хозяйства брали от 3 до 5 рублей (битамал), а баи облагались повышенным налогом (от 100 до 500 рублей) и дополнительным сбором в виде лошадей. Как докладывал начальник Тургайского уезда, мятежники «творят самоуправные деяния… по отношению к своим одноаульцам - влиятельным и богатым лицам». Вместе с тем Амангельды Иманов понимал, что враг казахов не русский народ, а царский режим: «Взовьём же свои боевые знамена и пойдем войной вместе с русским народом против нашего врага - царской власти». В конце октября повстанцы окружили Тургай, но подход корпуса генерал-лейтенанта Лаврентьева заставил казахов отойти. Каратели применяли тактику «выжженной земли», истребляя и сжигая целые аулы. После снятия осады Тургая штаб и основная масса восставших сконцентрировались в районе Батпаккары, откуда совершались партизанские рейды. Бои продолжались и в 1917г., слившись с Февральской революцией, свергнувшей монархию. После объявления амнистии повстанцам А.Жанбосынов в марте 1917г. признал Временное правительство. В других районах выступления масс за несколько месяцев до этого уже подавлены силами колониальной администрации. Рассматривая такие особенности движения как его масштабность, массовость, попытки создания элементов управленческого аппарата («ханы», «визири» (советники) и пр.) и собственных вооружённых сил, отдельные авторы трактуют события 1916г. как национально-освободительную революцию или национально-освободительную войну. Однако подобные выводы вызывают существенные возражения. В подавляющем большинстве случаев движение развивалось стихийно и недостаточно организованно. На стороне противника был явный перевес сил. Отсутствовало единое централизованное руководство движением. Разнородность состава участников предопределила разность их целей и интересов. Ряд «ханов» предали восставших, перейдя на сторону царизма. Малочисленные и слабые классы национальной буржуазии и пролетариата не могли выполнить роль гегемона (руководителя), необходимого для подлинной революции. Не предусматривались кардинальные преобразования в социально-экономическом и политическом устройстве в масштабе всего Казахстана; «опыт самостоятельного государственного строительства» сводился, в основном, к «восстановлению традиционных институтов управления» (так, «ханами» становились «представители степной аристократии», например, Абдулгафар Жанбосынов был внуком известного бия Среднего жуза, а именовал себя эмиром, т.к. по-прежнему считал должность хана привилегией «белой кости»). Несмотря на то, что в целом по Казахстану национально-освободительное движение 1916г. потерпело поражение, оно способствовало определённому росту национального и классового самосознания казахов, их политической активности, являлось школой вооружённой борьбы с колониализмом, содействовало дальнейшему обострению неуклонно нараставшего в Российской империи общенационального кризиса, расшатывало устои самодержавия и выступало одним из звеньев процесса «пробуждения Азии» в начале ХХ в.

    13.Национально-освободительное восстание 1916 года: ход, основные очаги и итоги.

    Русское правительство не собиралось вооружать «неблагонадежных» казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. 25 июня 1916 года был опубликован указ, по которому все нерусское население в возрасте 19 – 43 лет должно было быть «реквизировано» для работы по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек. Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение, потому что, мобилизация проводилась во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916 – 1917 гг. Таким образом, в 1916 г. рост классового и национального угнетения, война ускорили процесс общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений стало национально – освободительное восстание 1916 года, охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии.

    Причины восстания:

    1. Массовое изъятие земель;

    2. Произвол и насилие царских чиновников;

    3. Реквизиция огромного количества материальных ценностей на нужды войны;

    4. Увеличение налогов;

    5. Политика русификации.

    Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: его крупные очаги проявились в Тургае и Семиречье во главе с лидерами А. Имановым, А.Джангельдиновым, Т.Бокиным, Б. Ашекеевым, Ж. Мамбетовым и др. Восстание охватило весь Казахстан. Оно было направленно против военно-колонизаторской политики царизма, против феодально-байской верхушки аула, против империалистической войны. Главной целью восстания 1916 года являлось национальное и политическое освобождение казахского народа, т. е. за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства – шаруа, а также представители нарождающегося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем так же представители и других слоев казахского народа: баи, волостные управители бии, а так же демократическая интеллигенция. Поводом к восстанию послужил указ царя от 25 июня 1916 года. В ответ на царский указ восстали народы огромного региона – Казахстана и Туркестана. В казахском обществе отношение к указу и восстанию было неоднозначно: часть феодально – байской верхушки, а так же чиновники администрации поддерживали указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикально настроенные представители интеллигенции Т. Бокин, Ниязбеков, Жунусов, Айтиев, Джангильдин выступили против указа и призывали народ к сопротивлению, а лидеры либерально – демократической интеллигенции Букейханов, Байтурсынов, Дулатов и другие предлагали ограничиться мирными формами протеста, опасаясь репрессий царских властей против мирного населения .Причинами поражения восстания были: его стихийность, недостаточная организованность, оно не имело единого руководящего и организованного центра. Восстание 1916 года занимает особое место в истории многовекового национально – освободительного движения казахского народа. Впервые после национально – освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 года имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания – национальным и политическим освобождением народа.

    14. Национально-освободительное восстание 1916 года: историческое значение, последствия и новое осмысление.

    Историческое значение восстания 1916 г.: 1.Продемонстрировало рост классового самосознания казахского народа 2. Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия 3.Рост национального самосознания народов Казахстана 4. Осознание национальных интересов, пробуждение к активной политической деятельности 5. Осознание себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия. Главными причинами поражения народно-освободительного движения были его стихийность, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. В действительности с плохо вооруженным народом воевала регулярная армия империи, вооруженная и оснащенная по последнему слову техники. Но, несмотря на всю трагичность последствий движения 1916 года, оно послужило мощным толчком к росту национального самосознания народов Казахстана и Средней Азии. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали и проявили общность национальных интересов, включились в активную политическую деятельность, ощутили себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия. Движение 1916 года по сути являлось продолжением борьбы за независимость, которую начали Сырым Датулы, Исатай Тайма-нулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары и Наурызбай Касымулы. Несмотря на поражение, события 1916 года продемонстрировали рост национального самосознания казахского народа, когда тысячи повстанцев прошли школу вооруженной борьбы против оснащенной современным оружием российской армии. Впервые за многие годы колониального порабощения казахи осознали общность национальных интересов, ощутили собственную значимость в качестве силы, способной и обязанной противостоять колониальной экспансии. Именно поэтому драматические события 1916 года, когда в ходе вооруженного противостояния стали формироваться властные структуры, аппарат управления и вооруженные силы оцениваются как национально-освободительное восстание.


    15. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан.

    Причины:

          1. Обострение проблем социально-экономического и политического развития России.

          2. Не удачи на фронте, кризис внутренней политики царизма

          3. Резкое ухудшение положение народных масс.

    Задачи:

    1.Свержение царизма и установление республики.

    2. Введение демократических прав и свобод.

    3. Наделение крестьян землей.

    4. Введение 8-часового рабочего дня.

    5. Установление равенство народов России.

    Движущие силы революции: рабочие, крестьяне ( солдаты), служащие, интеллигенция.

    Характер: буржуазно-демократический 27 февраля 17 г. в Петрограде победило вооруженное восстания был свергнут царизм.

    Установление двоевластия:

    Временное правительство: орган власти, буржуазная власть, советы рабочих, солдатских органов власти.

    Временное правительство провозгласило ряд демократических прав и свобод, отменено национально-вероисповедание ограничения. Проведена амнистия участникам 16-ого года, началось возвращение тыловиков. Смещены генерал-губернаторы, военные-губернаторы областей и уездные начальники. Были граждане, исполнительные комитеты, для казахского население киргизские комитеты, вводились должность комиссаров.

    Вместе с тем, временное правительство не решила важнейшие вопросы:

    1Аграрный (сохранялось помещеское землеведения) 2. Рабочий вопрос ( не был введен 8 ч рабочий день) 3. Национальный вопрос ( не было введено право нации на само определение) 4. Военный (объявлено о продолжительности войны до победного конца)

    Связи с этим авторитет временного правительство спала, росла популярность советов. Однако, первоначально сост умеренные партии эсеров и меньшевиков (умеренное крыло РСДРП). Постепенно растет влияние партии большевиков (лево-радикального крыла РСДРП) в руководстве с Лениным. Выступавших за мирный переход всей власти к советом, выход из империалистической войны, наделение крестьян землей, введение 8 ч рабочего дня, право нации на самоопределения.

    4 июня 1917 г. в Петрограде состоялась массовая демонстрация рабочих и солдат по лозунгам подавленная.

    9 июня 1917 г. СССР мошевистная руководство советов заявило о передачи всей полноты власти, что означало окончание двоевластия.

    16.Создание партии Алаш и ее программа.

    В начале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа возникло движение «Алаш». Его главной целью было создание независимого Казахского государства. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Первые шаги по созданию казахской национальной партии были предприняты в период первой русской революции. Еще в конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение обще-казахского съезда. В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления, а она представляла из себя общеказахскую национально-демократическую организацию. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества. Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, введение института президентства. Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту - управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию. Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные - из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции.

    Главными программными задачами партии провозглашались:

    • а) освобождение страны от колониального порабощения;

    • б) выведение казахского общества из средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран;

    • в) осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества.

    Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность. Следуя образцам национальной истории, казахская интеллигенция в соответствии с названиями Алтын Орда, Ак Орда, Кок Орда дала название правительству Алашской автономии Алаш-Орда. Слово «орда» в древнетюркском и монгольском языках имеет значение «центр, ставка».

    17. 100-летие движения Алаш: новый подход к политической и культурно-просветительской деятельности национальной интеллигенции.

    В начале ХХ века деятели движения "Алаш" сыграли важную роль в многовековой борьбе за независимость. Создание первой на тот момент политической партии "Алаш" показало состоятельность и высокий потенциал политических деятелей казахского народа.
    Деятели «Алаша» и представители казахской элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Сегодня мы, сами того не подозревая, живем в том государстве, границы которого в начале 1920-х годов были примерно очерчены участниками Алаш Орды. Алашские лидеры приняли активное участие в процессе национально-территориального разграничения Средней Азии и воссоединения казахских земель. Представители алашской интеллигенции А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков и другие прилагали неимоверное количество усилий для обеспечения целостности казахской территории. Ныне, в условиях независимости нашего государства, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней и внешней политики государства. В одном из своих выступлений Президент Нурсултан Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Цент­рально-азиатского союза, упомянул, что идею единства Центрально­азиатских государств впервые выдвигал, еще в то время, Мустафа Шокай. Также в своей книге «В потоке истории» Глава государства Н. А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению... Наказ «Алаша» для нас - сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие...». 

    18. Политические взгляды и судьбы представителей движения «Алаш».

    Движение «Алаш», которое было создано видными казахскими интеллигентами - просветителями Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельного государства с самобытным укладом. С молодых лет начав борьбу против колониальной политики царизма, они неоднократно были подвергнуты преследованиям вначале русского царизма, а впоследствии Советской властью. С утверждением большевистской идеологии имя этих выдающихся людей было предано забвению, а если и упоминалось, то с неизбежными эпитетами - «националистический», «контрреволюционный» и так далее.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта