Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники и периодизация истории Казахстана.

  • С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. К ним относятся

  • Истоки и преемственность казахской государственности: от первых государственных образований до Казахского ханства.

  • Образование Казахского ханства.

  • Этнические процессы на територии Казахстана. Предпосылки и этапы сложения казахской народности.

  • истор. экзамен история. Предмет курса Современная история Казахстана. Периодизация и источники по истории современного Казахстана. Цели и задачи курса История Казахстана


    Скачать 167.75 Kb.
    НазваниеПредмет курса Современная история Казахстана. Периодизация и источники по истории современного Казахстана. Цели и задачи курса История Казахстана
    Анкористор
    Дата30.06.2022
    Размер167.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкзамен история.docx
    ТипДокументы
    #620888
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Предмет курса «Современная история Казахстана». Периодизация и источники по истории современного Казахстана.

    Цели и задачи курса «История Казахстана».

    Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История, прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность.

    История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций. Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

    Источники и периодизация истории Казахстана. Периодизация. Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана. 1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.) 2. Древний период – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.). 3. Средневековая история Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России). 4. Новая история Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период. 5. Первый этап новейшей истории Казахстана начинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г). 6. Второй этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства. Источники. Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения. Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать. Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. Их можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их. Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (Истории ранней Хань Гу» (I в н.э.). В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи КНР написали книгу «Древняя история казахов». Следующую группу составляют ираноязычные памятники. Ранним письменным источником является «библия» зороастризма «Авеста» («Наставление»). Как известно, Заратуштра жил в конце ІІ - начале І тысячелетия до нашей эры. Также сведения о древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария Т (522-486 гг. до н.э). Важнейшую группу источников составляют древнетюркские. Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюрского Эля, первого его каганов, автор знаменитых надписей в честь Кюльтегина, Бильге-кагана, Тоньюкука – Йоллыг-тегин (ХІІІ в.) Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн-аль-Факиха (начало Х в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в ХІІІ веке. Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая. Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казхаского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (ХVІІ в), в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.). Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в ХVІ веке. Для изучения раннего периода истории человечество используют вещественные источники, к которым относится все возможные предметы или объекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилища и другие сооружения древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, одежда, украшения и т.д.

    С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. К ним относятся:

    Археология (от греч. архайс – древний и лотос – наука) - наука о древности.

    Лингвистика – наука о языках.

    Палеография – наука, которая изучает все, что связано с письменностью, письмом.

    Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывает их подлинности, обнаруживает подделки по печатям на документах.

    Метрология – наука об измерениях, единицах измерения.

    Геральдика – наука о гербах и символах.

    Вексиология - наука о флагах.

    Этнография – наука, изучающая быт народов.

    Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа. Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества.

    1. Истоки и преемственность казахской государственности: от первых государственных образований до Казахского ханства.

    1.Казахстан в древности.

    первобытное общество, первобытное демократия (родовая, матриархальная, патриархальная, племя)

    1. Эпоха бронзы, андроновцы – племенной союз, военная демократия, вождь избирался из военных.

      1. Эпоха камня.

      2. Эпоха железа.

      3. Саки и сарматы.

    Саки (Западный КЗ). Во главе царь. Избирался из знатных воинов. Женщины наряду с мужчинами имели право на власть. Общие границы столицы не было, пленные ухаживали за скотом.

    Усуни, кангюи, хунны. Ррннее государства столицы:

    Усуни – Чигучен

    Кангюи – Битянь

    Хунны – Семендер

    Имели границы и постоянные войска.

    Средневековье:

        1. Ранее ( 6-10 в. Н.э)

    Тюркский каганат (552-603)

    Западно-тюркский (603-704)

    Тюргешкий каганат (704-756)

    Карлуксикй каганат (756-940)

    Государство огузов и кимаков.

    Феодальное государства. Наследственная власть у кагана. Общие границы. Столицы. Постоянное войско, законы, налоги и тд.

    2. Развитое (11-13 вв)

    Государство караханидов (942 -1210)

    Кыпчакское ханство ( начало 11 – начало 13)

    Казахстан в Монгольскую эпоху и после монгольский период ( начало 13 – середина 15)

    Монгольское гос-во (конец 12 – начало 13 в)

    1206 г. во главе Чингисхан. Создана кочевая империя. К 1224 году ( с 1219г.) Казахстан захвачен Монголией.

    Последствия: Разрушена экономика. Гибель и плен людей. Не развивалась культура. Остановлен этногенез на 150-200 лет.

    Золотая Орда создана внуком Чингисхана Батур-ханов в низовьях Волги в 1203 г. Столица Сарай-Батум. Население тюркоязычное. Меньшинство монголов, большинство кыпчаков. Религия ислам.

    Территория от Волги до Дуная. Сильная централизованное государство. Четкая правовая, налоговая система. Государство с середины 14 века слабеет в результате из-за:

          1. Междоусобиц в годы «Великой смуты» (1357-1380 гг) За 25 лет сменилось 20 ханов.

          2. Из состава империи выходит ряд государств проходят восстания в 1380г. на Куликовом поле. Дмитрий Донской разбил Темникова Мамая.

          3. Походы Эмира Тимура (Тамирлан), который 35 лет с 1370 по 1405 гг. правил средней Азии. В его империю входили Средней Азии, Казахстан, Закавказье, Афганистан, часть Индии и тд.

    В результате этих причин Золотая Орда распадается и из ее состава выделяется Ак-Орда.

    В результате ослабление Ак-Орды созданы Ногайская Орда и Узбекское ханство. Улес Джучи (Шоже).

    1. Образование Казахского ханства.

    В XIV-XV вв. казахские племена населяли огромные территории от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Эти племена входили в состав населения нескольких государств: Белой Орды (Ак-Орды), Ногайской Орды, Могулистана и Ханства Абулхаира. В XV веке, накануне сложения Казахского ханства они проживали в следующих географических регионах:

    найманы - от Улытау до реки Ишим;

    конраты - от Туркестана до Каратау;

    аргыны - от Иртыша на западе до Центрального Казахстана;

    кереи - в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегу озера Зайсан, между реками Обь и Тобол;

    дулаты - на берегах рек Или, Чу, Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казахстана;

    канлы - у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жетысу;

    уйсуны - в Семиречье;

    жалаиры - у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу.

    Вхождение отдельных казахских племен в разные государства, войны и раздоры между родами и племенами стали преградой на пути их объединения в единую народность. Преодолеть эту раздробленность, политическую разобщенность выпало на долю султанов Жаныбека и Керея. Одной из предпосылок образования Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении двух государств - ханства Абулхаира (кочевых узбеков) и Могулистана. Этой ситуацией смогли своевременно воспользоваться султаны Жанибек и Керей. Казахское ханство сложилось во второй половине XV века, когда с территории ханства Абулхаира откочевали со своими аулами ханы Жанибек и Керей. Они откочевали на территорию государства Могулистан. Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1457 году был вынужден предоставить им территорию в долине реки Чу. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним. Весной 1458 года султан Керей был избран первым ханом Казахского ханства. Есть еще одна версия о времени создания Казахского ханства. Она принадлежит одному из первых казахских историков Мухаммеду Хайдару Дулати. Он пишет, что поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жаныбек создали в 1465-1466 годах Казахское ханство со ставкой Козыбасы. Эти данные нельзя считать полностью достоверными, так как они написаны М.Х. Дулати спустя 100 лет, когда он находился на чужбине. Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным явлением. Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как они отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Казахское ханство первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ своего государства. После его смерти в Могулистане наступило безвластие. Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак. К ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.

    1. Этнические процессы на територии Казахстана. Предпосылки и этапы сложения казахской народности.

    Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаныв большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями несколькихпоколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению. В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа — племени, народности, нации), как исторически стожившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани­ем своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос­ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории. В XV—XVIвв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр­кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время. Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами. В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых социальных (раннефеодальных) отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.— Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата — содействова­ли интенсивному притоку тюркоязычных племен на западные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях. В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий. На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы). В Карлукскую федерацию племен (VIII—X вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши, дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсханы и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, семиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.). объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преоб­ладали монголоидные черты. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков. В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакскиеи кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.


    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта