Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны. 2. Психологическое знание достаточно бессистемно. В принципе, можно построить не-сколько таких «пирамид» – на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. 3. Психологическое знание релятивно. Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности: Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими. 4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. 5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание – это тоже Знание, но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта – в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов. Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы. - смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития;
- ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер;
- попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.
II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика. - С точки зрения структуры , или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу. Такое противопоставление основывается на признании «пассивности» наблюдателя как регистратора психологических данных и «непосредственного» характера представленности этих данных.
Виды (в зависимости от содержания целей исследователя): - свободное наблюдение при минимальных ограничениях того, что и когда наблюдать;
- наблюдение целенаправленное, если в плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя.
- Систематическим обычно называют любое наблюдение, если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий.
- С учетом позиции наблюдателя можно выделить внешнее наблюдение, т.е. наблюдение «со стороны».
- Включенное наблюдение, когда исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей.
- В зависимости от того, знает ли человек, являющийся объектом наблюдения, о самом факте наблюдения за ним, различают открытое и скрытое наблюдение.
Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы людей в определенной социальной среде или ситуации: - речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, особенности лексики, грамматики и т.п.;
- выразительные движения (мимика, пантомимика, отдельные жесты);
- перемещения в пространстве, их скорость и направление, дистанция;
- физическое взаимодействие
|