Билеты по истории журналистики с ответами. билеты с ответами отредактированные 1 курс. Причины возникновения протожурналистики в древнем мире
Скачать 204.83 Kb.
|
Причины возникновения протожурналистики в древнем мире. Протожурналистика или пражурналистика — одна из форм коммуникации, предшествовавшая появлению журналистики. Лишена одного из важнейших атрибутов современной журналистики — массовой коммуникации. Предпосылкой рождения протожурналистики является появление первых идеографических систем, которые возникли в IV тысячелетии до нашей эры. Одним из ранних осознанных опытов коммуникации было использование письменности как средства закрепления речевой информации. В раннем обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер => придумали способ условно выражать различные понятия и совершать коммуникационные акты при помощи мнемонических средств, какими стали окружающие предметы. Мнемоника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, которые вызывают одинаковые ассоциации. На разных этапах использовали также узелковое письмо, пиктографию и др. Пиктограммы сообщают лишь об одном определенном событии, как правило, бытового характера. Каждый рисунок = одно предложение. Большинство пиктограмм выполняют коммуникативную функцию: это сообщения о любви, охотничьи сообщения, донесения о стычках, сражениях, боевых походах. => появление идеографического письма. Идеограмма (от греческого idea – идея, образ и gramma – черта, буква, написание) – письменный знак, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме. Со временем знак перестает отображать значение слова, но лишь фиксирует его фонетический строй. Это важнейшее изменение привело к уменьшению числа знаков. => идеографическое письмо стало базой для создания иероглифов, которые появились в IV тысячелетии до н.э. – сначала в Древнем Египте, а затем, несколькими столетиями позже, в Месопотамии, Древнем Китае, Древней Индии и позже всех в Америке. Для египтян письменность - это дар богов. Первоначально иероглифы были просто рисунками предметов, причем каждое такое изображение соответствовало определенному понятию. Это было картинное письмо. –> речь состоит из различных повторяющихся звуков –> упрощение картинной системы. Таких оказалось около пятисот. Писали на папирусе справа налево, сначала вертикальными, а затем горизонтальными строками. => возникновение летописей (офиц. бумаги) => появление частных текстов, которые писали на подручных средствах=> появление биографий и автобиографий для захоронения вместе с трупом и написание сочинений. => Изобретение алфавита финикийцами. Финикийское письмо состояло из 22 знаков. легкий в усвоении, только согласные буквы. Текст записывался справа налево. => греческий алфавит из гласных и согласных создан в XI – VIII веках до н.э. Основой его послужило финикийское письмо. 24 буквы. Письменность – средство сближения и общения людей => потребность в коммуникации => развитие почты (появление посыльных, курьеров и гонцов; традиционная почта возникла в 7 веке до н.э.) => строительство дорог => строительство путей сообщения. Протожурналистика Древнего мира – Афины и Рим. ГРЕЦИЯ(АФИНЫ) V-IV в. до н. э. – появление риторики => разделение речи на три вида: совещательная, торжественная и судебная. => появление логографа – изготовитель речей для других, который так же обучал ораторским и театральным приемам. => в середине V в. до н. э. риторика становится общеупотребительной наукой и как следствие появление софистов – учителей красноречия, которые часто путешествовали по городам => межполисная коммуникация => возникновение комедии, лирики и ораторства. Нередко источниками устной коммуникации были публичные надписи на камнях или деревянных табличках. В Древней Греции и Древнем Риме не было системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимо информации. Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь по агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, обсуждали слухи. Глашатаи оповещали граждан о важных событиях. Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий. Постепенно гимнасии превратились в центры обмена информацией и идеями, в своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы. В демократическом государственном устройстве полисов высшая законодательная власть принадлежала народному собранию. Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие – «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. В Древней Греции не было адвокатов, которые брали на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал тот, кто говорил убедительнее. Все это привело к расцвету в Древней Греции в V веке до нашей эры ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказывать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. В Древней Греции существовали письменные каналы оперативной передачи социально значимой информации. Книги – нерегулярные, непериодические письменные источники информации предшествовали регулярным и периодическим газетам и журналам. Алфавит был позаимствован греками у финикийцев в VIII веке до нашей эры. Античные книги представляли собой рукописные папирусные свитки, на которых текст располагался столбцами. Читали столбцы справа налево. Переписчиками книг были рабы. Книги ценились очень высоко и сначала распространялись в ограниченном количестве экземпляров среди друзей и единомышленников автора. Книжная торговля в Древней Греции развивается лишь с V века до нашей эры. Но и в это время книги остаются доступными немногим из-за их дороговизны. К V веку до нашей эры греки в своем большинстве были грамотны. Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи, содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Беленые деревянные таблички, на которых записывалась информация, назывались левкомата. Они выставлялись в публичных местах, записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата – прообраз местных газет. Надписи делались и на стенах храмов, на больших каменных стелах. Они содержали важные официальные документы – законы, указы, договоры. Публичные записи не были инструментом власти, способом контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности. РИМ Изучение греческих речей => II в. до н.э. – собственная классификация речей, для которой было характерно преобладание политического красноречия => I в. до н. э. – расцвет римского красноречия повлиял на развитие письма и появление почты. развитие письма => потребность в людях для сбора новостей за деньги => возникновение прообраза репортера => писали для разных адресатов => у репортеров была возможность рассуждать в своих донесениях => зарождение элементов публицистики => появления прообраза газеты. ПЕРВАЯ ГАЗЕТА – «Ежедневные протоколы сената и римского народа». Позже разделилась на «Ежедневных сенат» (рассказывал о делах в сенате) и «ежедневные протоколы римского народа» (освещала городские события; была лаконичной и доступной; прообраз первой массовой газеты). Появление почты => появление гонцов и курьеров => III-IV в.н.э. – расцвет почты Протожурналистика римлян начала складываться еще во времена Римской республики. Латинская азбука ведет свою родословную от этрусского письма, в основе которого – греческий алфавит. Древнейшие надписи, сделанные латиницей, специалисты относят к VII – VI вв. до н. э. А из I в. до н. э. дошли до нас множество надписей. В период консульства Юлия Цезаря (100 – 44 гг. до н. э.) появились первые рукописные газеты. Их предшественницами были так называемые афиши, или надписи. Они высекались на меди, мраморе, камне. Мог использоваться и более дешевый материал. На деревянных дощечках или выбеленной мелом стене выводили различные объявления. Афиши не исчезли до конца империи и служили орудием гласности. По утверждению французского историка античности Г. Буасье, с их помощью начальство уведомляло о своих постановлениях, граждане свидетельствовали о своем почтении к богам, преданности государям, признательности благодетелям и, наконец, посредством афиш должностные и частные лица распространяли в публике все, что желали довести до ее сведения. Это могли быть также и объявления о сдаче в наем квартиры, о предстоящем спектакле или это была избирательная реклама. Афиши, объявления Древнего Рима – это предшественники современных заметок. Они могли содержать в себе элементы анонса (объявление о спектакле), блиц - портрета (например, кандидата в Сенат), фактологической заметки ( нормативная информация в виде указа императора, постановлений дискуриона), хотя по архитектонике сильно отличались от нынешних модификаций жанра. Гастон Буасье, анализируя этапы становления газет Древнего Рима, обращает внимание еще на один немаловажный факт. Он говорит о существовании «очень деятельной переписки» между Римом и различными частями империи. Исследователь выделяет письма, предназначенные для прочтения многими. Видимо, это были послания с важными новостями, содержание которых адресат стремился довести до сведения и других лиц. Римляне знали еще один способ получения новостей. На стену дома, где жил главный жрец, в начале года прибивалась выбеленная доска. Она называлась album и открывалась списком консулов и судий, избранных на год. Ниже шли краткие извещения о тех или иных событиях, происходящих в стране. В конце декабря album снимался, вывешивалась новая доска. Из этих «газет-ежегодников» позднее были составлены знаменитые «Annales maximi» («Великие летописи»). Коммуникация в Древнем Греции. Видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, позднее конные. В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий. Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах. «Газеты» Древнего Рима. Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов. Но односторонность их содержания – в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления – побудила Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе был вызван в жизнь официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость», в которой, наряду с сообщениями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи. Но ни один из списков, к сожалению, не дошел до нас. Долгое время ученые полагали, что так называемые «fragmenta Dodweliiana» представляют собой отдельные номера этой ведомости, но впоследствии была документально установлена подложность этих фрагментов. Тем не менее в сочинениях римских писателей сплошь и рядом встречаются выписки из этой газеты, свидетельствующие о богатстве ее содержания. Особенности информационного общения в Средневековье. Конец V в. – процесс разрушения античной культуры Западной и Северной Европы. Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. В 313 г. н.э. Константин I объявил христианство государственной религией. На смену античному просвещенному рационализму пришел иррациональный теологический мистицизм и догматизм христианства. То же самое произошло и с информационными процессами. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом. Здесь родилась смеховая культура – предшественница сатирического жанра в журналистике. Средние века – период между Античностью и Новым Временем. С 5 по 15 вв. – тысяча лет. Выделяют три периода: раннее Средневековье (с 5 по 10-11 вв.); высокое (классическое) (с 10-11 по 14 вв.); позднее (14-15 вв.); Христианское сознание – основа менталитета Средневековья. Идеалы христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Библия – мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость, оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах – тоже. Господствующим жанром в риторике Средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедь адресовалась всем – от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды. Риторика Средневековья особая – появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса – университетская лекция была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековый театр – возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывались библейские истории. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Смеховая культура средневекового города – важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего «независимого» светского средства массовой информации Средневековья. Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации – важнейшая особенность средневековой информационной среды. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь – конкретно-образные, наглядные представления. В 13 в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди. В них вводили сценки из народной жизни, анекдоты. Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио – занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии – «News Letters», «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки) – в Венеции. В Японии существовали в допечатное время «газеты» – оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Самая древняя «Иомиури Каварабан» (в переводе «читать и передавать оттиск») известна за 1615 г. Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору и распространению письменной информации, появились специальные цехи писателей новостей (Novellanti – в Риме, Scrittori d'avviso – в Венеции). Но все это можно отнести лишь к прожурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распространения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго. |