Билеты по истории журналистики с ответами. билеты с ответами отредактированные 1 курс. Причины возникновения протожурналистики в древнем мире
Скачать 204.83 Kb.
|
«Санкт-Петербургский журнал» И.П. Пнина. Санкт-Петербургский журнал — российское ежемесячное периодическое печатное издание, выходившее на русском языке в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге в 1798 году. Всего вышло четыре части (12 номеров). Главным редактором журнала был русский поэт и публицист Иван Петрович Пнин, который основал и издавал его вместе с российским писателем-просветителем Александром Федосеевичем Бестужевым. Средства на издание отпускались Великим Князем Александром Павловичем. На титульном листе стоял эпиграф, цитирующий Лабрюйера: «Как трудно быть кем-нибудь довольным». В журнале публиковались различные нравоучительные, беллетристические, критические, научные, философские, исторические, политические сочинения. Среди прочего в журнале были опубликованы отрывки из «Духа законов» Монтескье, некоторые экономические труды П. Верри и «Система природы» Гольбаха. Среди сотрудников журнала были Н. Анненский, М. Антоновский, Н. Новосильцев, Н. Скрипицын, П. Строганов, А. Чарторыйский, Н. Шатров и другие видные литераторы конца XVIII века. По мнению российского библиографа и книговеда Н. М. Лисовского, «Санкт-Петербургский журнал» был «одним из лучших периодических изданий своего времени» Издание «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» («Свиток муз», «Периодическое издание…», «Санкт-Петербургский вестник»). Это литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801-1826 годах. Толчком к открытию издания послужило "Дружеское общество любителей изящного", созданное 15 июля 1801 года. Создатели - выпускники гимназии при Академии наук: И.М. Борн, В.В. Попугаев, В.И. Красовский, В.В. Дмитриев, А.Г. Волков, М.К. Михайлов. В. Попугаев был секретарем, цензором и представителем Общества. В 1802 году в состав Общества вошли молодые поэты А.Х. Востоков, И. Пнин, Н. Остолопов, Г. Каменев, А. Измайлов, Николай и Василий Радищевы. В 1802—1803 годах общество издало в двух частях сборник «Свиток муз», который украшала виньетка, нарисованная Репниным и выгравированная Уткиным. Наконец, 26 ноября 1803 года Общество было признано официально, устав его утверждён и напечатан в «Периодическом сочинении об успехах народного просвещения». В 1804 году общество решило издавать журнал под названием «Периодическое издание», который прекратился уже на 1-й книжке. В 1807 году президентом общества вместо И. М. Борна стал Д.И. Языков, представлявший консервативное его крыло. В 1811 году были отменены взносы денег и введены некоторые изменения в уставе. Отечественная война временно прекратила деятельность общества. После 4-летнего перерыва (1812—1816) заседания были возобновлены под председательством А. Е. Измайлова и нерегулярно продолжались до 1826 года. В этот третий период Общество пополнилось большим числом новых членов, оказавших серьёзное влияние на направление деятельности Общества. Среди них: Ф. Глинка, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Е. Баратынский, О. Сомов, К. Рылеев, А. Мартос Частные издания: И.И. Мартынова «Северный вестник»; Н.П. Брусилова «Журнал российской словесности»; Н.Ф. Остолопова «Любитель словесности» и др. «Северный вестник» общественно-политический и литературно-критический журнал выходил ежемесячно в течение 1804–1805 гг. Издавался директором канцелярии министерства народного просвещения И.И. Мартыновым В журнале довольно широко была представлена внутренняя политика России: печатались статьи по вопросам общественного и государственного устройства, по законодательству, просвещению, воспитанию; помещались переводы античных и новейших европейских авторов. Мартынов старался вести журнал в духе правительственного либерализма, он всячески поддерживал распоряжения царя, особенно в области просвещения и законодательства, и сам принимал участие в составлении цензурного устава 1804 г. «Северный вестник» сообщал зарубежные и русские научно-литературные новости, с этой целью были заведены отделы «Смесь», «Разные известия», «Известия об ученых обществах в России», «Известия об иностранных ученых обществах» и др. Иногда в этих отделах под видом нейтрального материала помещались политически острые произведения. Журнал Мартынова сыграл заметную роль в развитии русской литературной и театральной критики. В нем постоянно печатались рецензии и библиографические заметки о книжных новинках, отзывы о театральных постановках, а также серьезные статьи (преимущественно переведенные из французских журналов) по теории критики. «Журнал российской словесности» 1805 год ежемесячно Санкт-Петербург Один из лучших литературных журналов своего времени, с либеральным направлением «Журнал российской словесности» – единственное в начале XIX в. периодическое издание, в котором сатирические материалы печатались не от случая к случаю, а регулярно. В них оживали традиции русской сатирической журналистики XVIII в. – литературный опыт Сумарокова, Новикова, Фонвизина. По сравнению с «Периодическим изданием» и «Северным вестником» «Журнал российской словесности» был менее политизирован, печатал меньше статей на социальные, злободневные темы. Однако это компенсировалось отбором художественных произведений: наряду с беллетристикой здесь регулярно помещались сатирические и публицистические произведения, обличавшие цензуру, призывающие защищать свободу личности, свободу народа. В журнале публиковались анонимные сатирические произведения в форме писем к издателю, сатирических диалогов, лингвистической работы, сатирических газетных объявлений и т. д. «Журнал российской словесности» возродил такой литературный прием, как сатирическое газетное объявление, введенный в русскую журналистику Новиковым. Кроме Брусилова, и другие члены Вольного общества издавали журналы. Так, в 1806 г. поэт Н.Ф. Остолопов выпускал журнал «Любитель словесности», по типу своему близкий «Журналу российской словесности», но уступавший ему содержательностью и яркостью материалов. В большинстве своем литературный. Общественно-политическая и литературно-публицистическая деятельность журналов «Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Невский зритель». Участие в этих журналах декабристов. «Сын отечества» Учредители: Николай Иванович Греч Издатель: Николай Иванович Греч С 1812 по 1852 Журнал выходил еженедельно (по четвергам). Первоначально «Сын отечества» был журналом историческим и политическим, однако в нём помещались и художественные произведения, преимущественно стихотворные и главным образом на актуальные политические и военные темы (связанные с Отечественной войной 1812 года). Новшеством были иллюстрации (А. Г. Венецианова, И. И. Теребенёва), в основном карикатуры. В 1814 появился постоянный литературный отдел, включавший художественные произведения, критику, библиографию. В журнале печатались солдатские и народные песни, басни И. А. Крылова. В начальный период в журнале принимали участие А. Ф. Воейков, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, Г. Р. Державин. В 1816—1825 в «Сыне отечества» участвовали декабристы и близкие к ним по общественным и литературным взглядам авторы. В журнале помещались стихотворения В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. А. Плетнёва, М. В. Милонова, А. А. Бестужева, а также Ф. Н. Глинки, А. С. Пушкина, П. А. Катенина, В. К. Кюхельбекера, статьи П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова, О. М. Сомова, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, Н. И. Кутузова. До 1825 журнал был одним из наиболее влиятельных и популярных русских журналов; тираж достигал 1200—1800 экземпляров. В связи с исчезновением авторов, — прежде всего осуждённых декабристов, — и изменениями общественно-политической обстановки и позиции издания значение «Сына отечества» снижалось. В журнале печатались элегические стихотворения с религиозными мотивами И. Т. Калашникова, статьи с литературной критикой М. М. Карниолина-Пинского. Аудитория журнала, не выдерживавшего конкуренции с журналами «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», продолжала сужаться; тираж упал с 600 в конце 1820-х до 400 экземпляров в середине 1830-х. «Невский зритель» С 1820-1821 Ежемесячно Издатель: Иван Матвеевич Сниткин «Невский зритель» отличался обостренным интересом к социально-политическим и экономическим вопросам, к проблемам нравственного воздействия на общество. Открывали его разделы: I. «История и политика» и II. «Воспитание», заполнявшиеся в первое время статьями И. М. Сниткина и Н. А. Рашкова. Следом за ними шли разделы: III. «Нравы», IV. «Литература», V. «Критика», VI. «Изящные искусства», VII. «Смесь» и VIII. «Политические новости». Ряд авторов указывают на близость его к «Соревнователю» и помещают «Невский зритель» в круг изданий декабристской, другие же реакционной. Разногласия в оценках объясняются действительной противоречивостью статей, помещенных на страницах журнала за время его существования. Между тем «Невский зритель» оказался заметным явлением в журналистике 20-х гг, в нем печатались произведения Пушкина, стихотворения Кюхельбекера, Жуковского, Баратынского, Дельвига, Рылеева, поместившего в октябрьской книжке 1820 г. острейшую сатиру на Аракчеева «К временщику». Основную роль в идеологической ориентации журнала, по крайней мере в 1820 г., несомненно играл И. М. Сниткин, главный издатель. В первых своих статьях Сниткин достаточно смело выступал за коренные изменения экономики, создание свободного капиталистического хозяйства, с одобрением писал о европейских конституциях, доброжелательно следил за развитием революции в Испании. Вместе с тем Сниткин показывает себя строгим моралистом. «Соревнователь просвещения и благотворения» - русский ежемесячный журнал Вольное общество любителей российской словесности, издававшийся в Петербурге в 1818-1825 годах. Первый редактор, один из учредителей общества, - А.Д.Боровков. Журнал был связан до 1821 года с «Союзом благоденствия» и объединял писателей, близких к декабризму. Ведущее место занимали отделы науки и критики, в которых опубликованы программная речь Н.И.Гнедича на собрании общества (1821), статья Е.А.Баратынского «О заблуждениях и истине» (1821), трактат О.М.Сомова «О романтической поэзии» (1823). Стремление к национальной самобытности определяло интерес журнала к народному творчеству. В отделе литературы главное место занимала поэзия декабристов (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер) и Баратынского. Печатались стихи А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, сонеты А.А.Дельвига. В журнале были опубликованы «Европейские письма» Кюхельбекера (1820), отрывки из «Походных записок русского офицера» И.И.Лажечникова (1820), «Путешествие в Ревель» А.А.Бестужева (1821) и другие. Журнал объединял писателей, находившихся под идейным руководством декабристов и состоявших в Вольном обществе российской словесности, одной из периферийных просветительных организаций Союза благоденствия. Разделы: 1. Науки и художества, 2. Изящная проза, 3. Стихотворения, 4. Смесь. Наибольший интерес представляют статьи, посвященные философско-эстетическим вопросам, в которых развивались идеи «общественной добродетели» и «справедливости» (Речь Н. И. Гнедича, 1821, ч. 15, «Европейские письма» В. Кюхельбекера, 1820, ч. 9, и др.). В статьях о просветительской философии XVIII в. говорится об успехах французских просветителей, о важности политических наук («Об успехах просвещения» Д. Сахарова, 1819, ч. 9). Атеизм французских просветителей осуждается («О философии французов», 1820, ч. 2, и др.). Альманахи декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина» и др. Наряду с участием в либеральных журналах, декабристы издавали и собственные издания - альманахи (альманах - форма «малой» периодики, к которой прибегли издатели, чтобы ослабить внимание цензуры). «Полярная звезда» был одним из лучших русских художественных альманахов первой четверти XIX века. На его титульном листе было написано «карманная книжка для любителей и любительниц русской словесности». Альманах издавался А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым в Петербурге в 1823-1825 годах. Всего издателям удалось выпустить три книжки. В своем развитии альманах прошел три этапа. Первый относится к 1823 году. В это время «Полярная звезда» еще не была радикальным изданием, а ее издатели Бестужев и Рылеев не были декабристами. По этой причине авторами альманаха иногда становились умеренно-либеральные литераторы Греч и Булгарин. Умеренная позиция первой книжки выражалась в чисто литературной направленности альманаха. Второй этап по времени совпадает с 1824 годом, когда выходит второй номер альманаха. Центральное место в нем занимает статья Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», в которой развитие литературы было поставлено автором в прямую зависимость от политики. Согласно Бестужеву, литература должна оказывать политическое влияние на общество. Позиция альманаха, таким образом, стала более радикальной. Третий этап относится к лету 1825 года. В это время выходит третья, наиболее радикальная книжка. Статья Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и в начале 1825 годов» содержит открытый призыв к политической борьбе. На протяжении всего времени своего существования альманах пользовался большой популярностью у демократической массы читателей. Идейно близким «Полярной звезде» был другой декабристский альманах - «Мнемозина» (богиня памяти в греческой мифологии). Это был литературный альманах, издававшийся в Москве в 1824-1825 годах. Всего вышло четыре книги. Издателями альманаха были В. К. Кюхельбекер и В. Ф. Одоевский. Здесь была опубликована программная статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», в которой автор выступал против подражания иностранщине, требовал развивать самобытную русскую литературу. Наряду с литературой альманах публиковал и научно-популярные статьи. Неслучайно Белинский назвал его журналом, «предметом которого было искусство и знание». Как и «Полярная звезда», альманах «Мнемозина» имел большой успех у читателей. Первая книжка вышла тиражом 600, вторая - 1200 экз. Литературно-исторический альманах декабристов «Русская старина» издавался в Петербурге в 1824 году А. О. Корниловичем - историком, беллетристом, сотрудником «Полярной звезды». Вышла всего одна книжка (1825), где Корнилович опубликовал пять своих статей под общим названием «Нравы русских при Петре Великом», в которых косвенно противопоставил политику Петра I политике Александра I. Декабристские альманахи «Полярная звезда», «Мнемозина» и «Русская старина» сыграли важную роль в развитии русской либеральной, антикрепостнической традиции. С их помощью была подготовлена идейная почва для выступления офицеров-декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Полемика на страницах декабристских изданий. Полемика в декабристских изданиях встречалась не столь редко. Например в журнале «Сын Отечества» разгорался спор между людьми разных классов. Н. И. Тургенев, участник первых декабристских объединений, сыграл заметную роль в полемических схватках с крепостниками. В 1818 году вышла его книга «Опыт теории налогов», в которой на основе строгих статистических данных доказывались экономическая невыгодность крепостного права и необходимость социально-экономических преобразований в России. «В одежде теории» ставились острые политические вопросы, и в журналах разгоралась полемика относительно книги Тургенева. В данном споре также участвовал и Кутузов. Последним выступлением «Сына отечества» в защиту политической и экономической свободы народа стала статья Н.И.Кутузова «О причинах благоденствия и величия народов», напечатанная в журнале в 1820 году. В основе благоденствия народа, заявляет Кутузов, должна лежать «свобода личная, неприкосновенность имуществ и мудрость законов... В статье прямо говорится о том, что если правители не прислушаются к голосу разума, не позаботятся о благе народном, тогда может создаться положение, которое «приводит государства в замешательство, бывает причиною возмущений». «То общество, - продолжает Кутузов, - где народ не имеет доверенности к власти.., близко или к падению, или к какому-нибудь сильному перевороту». Русская журналистика во второй половине 20-х и 30-е гг. XIX в. Издания «триумвирата» – «Северная пчела» Ф.В. Булгарина, «Сын Отечества» Н.И. Греча, «Библиотека для чтения» О.Н. Сенковского. Первый буржуазный журнал России («Московский телеграф»). 1820-30-е годы – период освободительного движения в России. В «Докладе о революции 1905 года» В. И. Ленин подчеркнул, что «в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами». Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. Восстанию на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. предшествовал долгий период идеологической и организационной работы декабристов: он начался в 1816 г. созданием Союза спасения (позже и др. союзы + литературные общества). Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат: «Любопытный разговор» Н. Муравьева (1822), «Православный катехизис» С. Муравьева-Апостола и др. Для пропаганды освободительных идей декабристы использовали не только вольные общества и рукописную литературу, но и подцензурную печать. Устав Союза благоденствия предписывал всем членам активное участие в легальных периодических изданиях. Выступая как литераторы или критики, декабристы должны были бороться за самобытную, национальную, высокопатриотическую, гражданскую литературу. Они сознательно подчинили литературу и литературную критику задачам освободительной борьбы. В связи с усилением цензурного гнета частная периодика к началу 1820-х годов совсем потеряла право освещать общественно-политическую жизнь России, зарубежная же информация была до предела сокращена. Это привело к тому, что журнальная публицистика, как таковая, исчезла со страниц изданий. Отклики и рассуждения на злободневные темы читатель теперь должен был искать в научных статьях по истории, философии, политической экономии, географии, в беллетристике и критике. Но как ни строга была цензура, ей не удавалось заглушить вольное слово, которое звучало со страниц передовых изданий, находившихся под влиянием декабристов. Их редакторы и авторы умело пользовались разного рода приемами, помогающими обойти цензуру: они зачастую прибегали к намекам и недомолвкам, во внешне нейтральный материал «упрятывали» ответственные высказывания, политическую окраску придавали спорам и полемикам по литературно-эстетическим вопросам. Деятельность русской журналистики после подавления правительством восстания декабристов протекала в тяжелых политических и цензурных условиях. Кроме того, передовой журналистике пришлось преодолевать серьезное политическое противоборство консервативной печати во главе с Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем и О.И. Сенковским, которые в 30-е годы как бы составили реакционный триумвират в журналистике. Их издания — газета «Северная пчела», журналы «Сын отечества» (после 1825 г.) и «Библиотека для чтения» (с 1833 г.) — составляли сильную конкуренцию передовой прессе А. Пушкина, Н. Полевого, Н. Надеждина и В. Белинского. Белинский был центральной фигурой русской журналистики 1830–1840-х годов. Несколько лет он сотрудничал в журнале «Телескоп» и газете «Молва», издававшихся Н. И. Надеждиным, и в журнале «Московский наблюдатель», который в 1838 г. перешел к Белинскому и его друзьям. Уже в этот, московский период Белинский заложил основы демократической журналистики. В то время, когда в Москве действовали Полевой и Белинский, в Петербурге монополию в журналистике захватили Булгарин и Греч, совершенно порвавший после разгрома декабристов со своим былым либерализмом. В распоряжении Греча и Булгарина находились журналы «Сын отечества», «Северный архив» и газета «Северная пчела», которую в 1825-1830 гг. Булгарин издавал единолично, а с 1831 г. – вместе с Гречем. В 1834 г. реакционная петербургская журналистика получила сильное подкрепление: стал выходить журнал «Библиотека для чтения» редактируемый О. И. Сенковским. Таким образом, к середине 1830-х годов в Петербурге создается реакционный «журнальный триумвират» в составе «Сына отечества», «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», принадлежащих трем журналистам: Булгарину, Гречу и Сенковскому. «Московский телеграф» Первым среди прогрессивных журналов второй половины 20—30 гг. был «Московский телеграф» Н.А. Полевого. Начал издаваться он в канун восстания декабристов. Издателем его был выходец из купеческого звания, человек в высшей степени одаренный журналистскими способностями, получивший необходимые знания путем самообразования. «Московский телеграф» был одним из наиболее удачных и популярных журналов после «Вестника Европы» Карамзина. В.Г. Белинский считал его лучшим от начала журналистики в России. По содержанию «Московский телеграф» носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит. Грамотный читатель интересовался уже и литературой, и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Надо было идти навстречу этому читателю. Еще Карамзин понимал, что успех журнала зависит от числа подписчиков, а это, в свою очередь, зависит от содержания журнала. Но одни журналисты шли навстречу читателю по пути приспособления к его невысоким еще вкусам. Так делали Булгарин, Сенковский. Другие шли сознательно на разрыв с массовым читателем, опираясь на узкий круг образованного дворянства. Так поступали дворянские аристократы. Полевой же принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись от того, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его. Журналиста он называл «колонновожатым». Полевой зарекомендовал себя как страстный адепт романтизма, как защитник раннего творчества А.С. Пушкина. В политическом отношении Полевой добивался уравнения в правах дворян с купечеством. Памятник двум героям борьбы против интервенции 1612 г. купцу Минину и князю Пожарскому, установленный в Москве на Красной площади, он считал символом русского государственного устройства. Однако дворянство не собиралось с кем бы то ни было делить государственную власть. Поэтому критика Полевым дворянства как класса, как сословия вызывала враждебное отношение правительства к журналу. И в 1834 г., придравшись к критической рецензии на пьесу драматурга Н.В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», правительство закрыло журнал Полевого. «Телескоп» В 1831 г. возник прогрессивный журнал «Телескоп». Издатель журнала профессор Московского университета Н.И. Надеждин сумел преодолеть односторонность эстетической теории романтизма и выдвигал в своем журнале идею нового искусства — искусства, близкого к действительной жизни, что позднее было определено как программа реализма. Надеждин придавал огромное значение литературному отделу журнала, пропаганде творчества Пушкина-реалиста. Но и его журнал был энциклопедическим по своему содержанию, структуре. Одной из заслуг Надеждина было приглашение в журнал молодого В.Г. Белинского, с приходом которого особого успеха достиг литературно-критический отдел «Телескопа». Белинский обратил внимание на творчество молодого Н.В. Гоголя как родоначальника, яркого представителя нового направления в русской литературе. Одновременно Белинский смело критиковал бездарность и эпигонство в литературе. Это вызывало нескрываемый интерес к журналу, где он печатался. Дебют Белинского в «Телескопе» был настолько удачным, что Надеждин, уезжая за границу, поручил редактирование журнала молодому критику. Работая в «Телескопе», Белинский приступил к созданию передовой теории журналистики в России. В статье «Ничто о ничем» он выдвинул как главное условие успеха прогрессивного журнала его направление. «Журнал без направления есть вещь нелепая», — заявил он, анализируя популярный в 30-е годы журнал Сенковского «Библиотека для чтения». Он провозгласил критику ведущим отделом общественного журнала своего времени, поскольку литература была доступна широким читательским кругам, и через критику публицист получал возможность влиять на публику, а кроме того, в критике по цензурным условиям легче можно было поставить вопросы социального развития и борьбы с крепостническим угнетением, самодержавием. «Без критики журнал есть образ без лица», — говорил он. Н.Г. Чернышевский позднее высоко оценил те номера «Телескопа», которые издавались при Белинском. Орган Надеждина был закрыт правительством в 1836 г. за резко критический пафос по отношению к самодержавной России «Философического письма» П.Я. Чаадаева, опубликованного в журнале. Причем Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Надеждин был сослан без права заниматься журналистикой. Важную роль в журналистике 30-х годов сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. Особенно ценной была его причастность к борьбе против Булгарина и Греча — приспособленцев-журналистов, служивших негласными агентами жандармерии и царского правительства. Пушкин плодотворно сотрудничал в «Литературной газете» А.А. Дельвига, сам редактировал несколько номеров этой газеты. Против Булгарина и Греча он выступал также в московском журнале «Телескоп». Его фельетоны «О записках Видока», «О мизинце господина Булгарина и о прочем» были важным вкладом в борьбу прогрессивной печати с печатью проправительственной, какой были органы Булгарина и Греча («Северная пчела» и др.), обывательской литературой и саморекламой. «Библиоте́ка для чте́ния» — ежемесячный русский журнал универсального содержания, выходивший в Санкт-Петербурге. Редактор – Сенковский. журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» «Библиотека для чтения», в котором Сенковский публиковал свои многочисленные статьи на разнообразные темы, преимущественно истории и литературы, также нравоучительны развлекательные повести и рассказы. Восточные, светские, бытовые, сатирические повести, публиковавшиеся под псевдонимом Барон Брамбеус, сделали его особенно популярным. |