Декарт. Декарт и Бэкон. Проблема метода в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) А. В. Бубличенко
Скачать 0.62 Mb.
|
Декарт1. Главная цель всей экономики - это выиграть время, чтобы возвышать себя и общество до более высокого уровня культуры. Важно, чтобы мелочи не отвлекали. Декарт пишет: "хотя важно для каждого человека продвигать благо других постольку, поскольку это в его силах, и не делать этого значит быть бесполезным, однако верно также и то, что наши заботы должны быть нацелены дальше настоящего времени, и что хорошо не делать вещей которые могут принести некоторую пользу тем, кто сейчас живет, когда нацеливаешься делать то, что может принести большую пользу для следующих поколений". Поэтому Декарт всегда чувствовал себя больше обязанным тем, кто оставлял его в покое, чем тем, кто давал ему самые высокие почести. Тот человек самый "богатый", кто имеет больше всего свободного времени, которое он использует для своих творческих потребностей. Этот смысла слова "богатство" отличается от феодального (в смысле владения землей и крестьянами), капиталистического (в смысле владения капиталом), и от бюрократического (в смысле позиции в иерархии). 2. Когда приобретаешь знание, желательно создать спокойную, не потревоженную атмосферу. Декарт это описывает так: "Сегодня, когда очень кстати для плана который у меня есть, я освободил мой ум от всех забот (и к счастью меня не тревожат страсти), и подготовил для себя обеспеченный отдых в мирном приюте, я в конце концов серьезно займусь общим переворотом всех моих прежних мнений". Просыпайся с утра со свежим разумом, и немедленно начинай работать. Самые важные вещи нужно делать первыми, и это есть мышление о том, как приобрести знания. 3. Бэкон пишет: "все знание я сделал своей территорией". Декарт пишет аналогично: "нет ничего более способного отвернуть нас от правильного способа искать истину чем направление наших расследований не к общим целям, но к конкретным вопросам... нам следует думать, что все науки так взаимосвязаны, что намного легче изучать их все вместе чем изолировать одну от другой. Поэтому, если кто-то искренно хочет искать истину вещей, ему не следует выбирать одну специальную науку, потому что все науки соединены друг с другом и взаимозависимы; ему лучше следует думать как увеличить натуральный свет разума, не для того чтобы разрешить ту или иную проблему схоластического типа, но для того чтобы его понимание могло осветить его волю в вопросах правильного выбора во всех случаях жизни. Через короткое время он увидит с удивлением, что он добился большего прогресса чем те, которые думают о конкретных целях". Это означает, что предметом пониманию должна быть вся Вселенная. По другому, предметом нашего исследования должно стать познание, ибо понятая Вселенная есть познание. Приведение этой системы в порядок, нахождение отсутствующих элементов в общей схеме вещей есть одно из высших достижений разума. 4. Декарт пробовал изучать многие вещи, но медицину он считал самой важной: "ум так зависит от состояния органов тела, что если было бы возможным найти некоторое средство сделать людей мудрее и сообразительнее чем они были до того, я думаю, что это средство надо искать в медицине". Попробуй думать, когда твое тело или ум устали! Это невозможно. Поэтому, по утрам, круглый год, я практикую поездки на велосипеде (или бег, когда идет снег) к копанке, на открытом воздухе, и окунаю себя 3 раза в воде. Таким образом, я чувствую себя свежим начать мое умственное путешествие. 5. Декарт предлагал как читать книги, так и изучать вещи непосредственно. В чтении книг он рекомендовал 3 подхода: некоторые книги нужно читать внимательно, и перечитывать. Некоторые книги нужно пролистать. И некоторые книги вообще не нужно читать. Так как Декарт рекомендовал учиться во множестве разных сфер познания, нам следует помнить, что в каждой из них есть лишь небольшое количество фундаментальных работ. Все другие заимствуют из этих, или вторичных источников. Поэтому, в каждой области в которой ты хочешь учиться, тебе следует изолировать эти фундаментальные работы и овладеть ими, даже если они потребуют много времени. 6. Об использовании книг, Декарт указывает, что "памятные действия истории возвышают ум, и если читать это умеренно, формируют наше суждение; читать хорошие книги это как будто общаться с наиболее выдающимися умами прошлых веков и, более того, общаться тогда, когда эти авторы показывают нам только свои лучшие мысли". Это напоминает мне то, что я прочел в Интернете от девушки, которая исследовала Французскую революцию. Она говорила, что её страсть - это общество мертвых людей. Эти люди стоят так высоко над нашей эпохой, что намного интереснее общаться с ними, чем с окружающими нас людьми. 7. Насчет изучения вещей не только по книгам, Ральф Итон замечает, что Декарт "заметил посетителю, которые хотел видеть его библиотеку: "Вот мои книги", указывая на животных, которых он препарировал". Мы должны научиться "читать" вещи и события вокруг нас, как мы научились читать книги. Это "чтение" имеет свои правила "грамматики", изучение которых может быть очень дорогим и опасным. 8. Декарт пишет: "Я заметил, что они тем более нужны, чем более человек продвинут в своих знаниях". Это совпадает с тем, что мы слышим о дороге познания у Бэкона. Чем дальше я иду, тем меньше книги, телевиденье и даже Интернет удовлетворяют меня как источники информации, потому что они слишком отдалены от событий. Чем дальше человек продвигается по пути знания, тем больше проявляется необходимость лично узнавать вещи, в смысле непосредственно взаимодействовать с тем, что ты познаешь. Становится необходимым самому делать "вылазки", а не быть посторонним наблюдателем. 9. В своих расследованиях, Декарт решил следовать нескольким правилам: "Первое - это никогда не принимать за истину то, что я не знаю наверняка таковой, внимательно избегай поспешности и предубеждений, и в суждение включай только то, что четко представляется моему уму, так что нет возможности сомневаться". Однако, что если мы принимаем за истину то, что привито нам с детства? Например, мальчики и девочки в бывшем СССР считают что брак - это правильная форма общения между полами, в то время как на Западе эта форма уже отошла в прошлое. Скептицизм о наших основных понятиях может быть подходящим сегодня. 10. Второе правило: "Разделяй каждую из трудностей на как можно больше частей для того, чтобы возможно было её разрешить наилучшим образом". Аналогичный прием предлагает Бэкон, только англичанин предлагает разделить проблему между членами команды, в то время как Декарт предлагает разделить проблему для одного человека. "Разделяй и властвуй" - вот правило как для коллектива, так и для одного человека. 11. Третье правило: "веди свои мысли по порядку, начиная с наиболее простых предметов, которые легче всего узнать, и постепенно карабкайся вверх, к более сложным вещам, и предполагай порядок среди вещей даже если его не видно в природе". Третье правило предлагает начать с того, что легче всего для познания, то с чем мы знакомы, и взбираться вверх к более отдаленным вершинам. Это похоже на восхождение на горы: сначала, ты покоряешь холмы, затем ты направляешься к более высоким горам, пока не попробуешь залезть на Эльбрус. 12. Четвертое правило: "везде пронумеруй вещи и делай такие общие повторения чтобы ты ничего не упустить". Ключевое слово: "повторяй". Необходимо просматривать свои собственные записи для того, чтобы вспоминать, что ты думал раньше. В моем случае, это происходит когда я переделываю свой Интернет сайт, и поэтому пробую улучшить не только форму презентации, но и сами идеи. Но повторения также важны в классе. Одну и ту же идею необходимо повторять несколько раз, варьируя раз от разу, для того чтобы студенты ухватили идею. |