Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

  • Состояние вопроса в научной литературе.

  • 083_ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТ. Проблемы воспитания в современном обществе. Стратегия развития воспитания в российской


    Скачать 32.73 Kb.
    НазваниеПроблемы воспитания в современном обществе. Стратегия развития воспитания в российской
    Дата21.03.2022
    Размер32.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла083_ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТ.docx
    ТипДокументы
    #407777
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ


    ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


    1. Педагогические основы воспитания в современном обществе.

    2. ФГОС – ориентир на воспитание и развитие личности

    3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

    2025 г.

    1. Педагогические основы воспитания в современном обществе


    Воспитание процесс усвоения общественно-исторического опыта, т.е. является частью социализации человека. Сущность любого воспитания культурный диалог «отцов» и «детей»

    Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого– его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность,процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

    Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.

    Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит:

    а) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;

    б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;

    в) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;

    г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

    Воспитание в социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью

    формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

    Воспитание как педагогическое явление – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в более узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

    Состояние вопроса в научной литературе. В отечественной традиции в подходе к определению понятия «воспитание» можно выявить несколько направлений. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.

    В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность (управление, влияние, воздействие).

    Второе понимание. Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно- воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка (равенство, обратная связь).

    Третье понимание. В современной теории воспитания человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. М.Т. Громкова рассматривает воспитание как управление потребностями человека. Н.Е. Щуркова указывает, что цель воспитания личность, способная строить жизнь, достойную человека.

    Анализ литературы по истории и по теории педагогики показывает, что в человеческом обществе на протяжении веков можно выделить следующие наиболее важные педагогические идеи: личность как цель образования и воспитания; активность самого ребенка в процессе собственного развития (идеи самообразования, самовоспитания, самодеятельности); идея свободы личности (воспитанника и воспитателя), не противоречащая требованиям дисциплины и высокой моральной ответственности за действия, поступки и их результаты, а наоборот, предполагающая эту связь, порождающая ответственность, как следствие свободы; идея ребенка как объекта и субъекта воспитания, цели педагогического процесса как помощи в переходе объекта в субъект (прообраз идеи перехода воспитания в самовоспитание); творчество как смысл, цель, средство и метод образования и др.

    Современная педагогика представлена следующими» наиболее заметными, концепциями воспитания: традиционалистической, рационалистической моделью, феноменологическим направлением.

    Представители традиционизма (Ж. Махсо, Л. Крои, Ж. Капель (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч. С. Финн (США) и др.) намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию, как ретранслятору культуры прошлого. Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р.

    Ганье, Б. Скиннер и др.) концентрируют усилия на проблемах усвоения знаний и практической адаптации молодежи к существующему обществу через образование. Представители феноменологического направления (А. Маслоу) исповедуют гуманистическую направленность образования. По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции (П. Бурдье, Ж. Капель, Ш. Фурастье). Психологическая парадигма воспитания (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс) в центр воспитания и обучения ставит интересы, психику, индивидуальные особенности детей. Главный их тезис бережное отношение к личности ребенка. Влиятельные идеи нового воспитания во Франции (Р. Галь, А. Медичи, А. Фабр и др.) формулируются в главном постулате: личность это прежде всего биологическое существо с природной рефлексией.

    Экзистенциальная педагогика как веление дня рассматривает гуманизацию воспитания, обучения, школы, т.е. поворот к личности ребенка. Системы образования и воспитания разных стран опираются на парадигмы, из числа перечисленных.

    Чтобы осмыслить значение опыта воспитания в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии воспитание расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность к интеллектуальному воспитанию. В США к воспитанию зачастую относятся прагматично. В Японии культ воспитанности традиционно сочетается с неприятием философии вещизма.

    В зарубежных странах появляются более узкие концепции воспитания, точнее – программы, в основе которых часто лежат актуальные, социально- политические, гуманитарные концепции. К ним относятся следующие программы: воспитание в духе мира, коммуникативное воспитание, воспитание для выживания и поликультурное воспитание.

    В условиях глобализации и роста международного общения необходимо постоянно держать в поле зрения вопрос соотношения глобального и традиционного, интеркультурного и национального. В педагогике формируются подходы, способствующие достижению гармонии между принуждениемисвободойввоспитании. Деятельность педагогов, направленная на гуманизацию воспитательного процесса, обогащение педагогической культуры за счет воспитательного опыта других стран, должна быть продуманной во всех деталях, комплексной, не допускающей "перекосов" и "перегибов". Важно сохранить лучшие традиции в российской педагогической науке и школе, национальное и культурное своеобразие отечественного воспитания и выработать концепции, адекватные нашей действительности.

    Сегодня обозначенной проблеме посвящено более 30 концепций воспитания (моделей, систем, концептуальных подходов), представленных такими авторами, как Ю.К. Бабанский, П.И. Бабочкин, Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочаров, О.С. Газман, И.В. Дубровина, И.П. Иванов, И.М. Ильинский, В.А. Караковский, Ю.А. Копылов, В.М. Коротов, Ю.А. Кудрявцев, В.Т. Месовский, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук и др.

    За последние годы было достигнуто разделяемое большинством российских исследователей понимание сущности воспитания, его целей, задач и специфики организации в современных условиях. В системе российского образования начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями как плюрализм и вариативность социально-воспитательных практик, увеличение степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность воспитания и обучения, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации.

    1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта