Александр Роднянский Выходит продюсер. Продюсер проекта Иван Филиппов Александр Роднянский
Скачать 5.54 Mb.
|
сократить сцену в фильме означает несколько дополнительных миллионов в прокате, ты думаешь, я бы хоть минуту спорил? Просто это не более чем его мнение, а раз так — то кто он такой, чтобы мне указывать?» В свою очередь, если режиссер предлагает свой замысел продюсеру, то он должен найти именно того продюсера, который в состоянии замысел: а) понять и б) реализовать. К сожалению, такой идеальный вариант отношений в России пока встречается редко. Связано это с очень низким в целом уровнем продюсерского цеха. Как правило, в продюсеры у нас в лучшем случае пришли бывшие директора картин, которые никогда не относились к замыслам и творческим амбициям с уважением. В этой среде снисходительность к режиссерам, самозваным диктаторам, традиционна. В режиссерской же среде, наоборот, издеваются над недалекостью и невежеством продюсеров. И более того, их стараются обмануть и использовать. Принципиально иной тип отношений «продюсер—режиссер» необходим в кинематографе индустриальном. Тут продюсер включается в процесс еще на стадии написания сценария, и отношения в связке жестче: с самого начала надо твердо формулировать свои требования, настаивать на необходимых изменениях и добиваться соответствия сценария твоему представлению об успехе в выбранном жанре. «Как процесс создания фильма, по сути, не требует ничего большего, чем человека, держащего камеру, и человека, перед ней стоящего, так и бизнес- составляющая кино не нуждается ни в чем, кроме как в человеке, принимающем решения. Эти решения требуют интуиции и/или смелости, поскольку желания аудитории не могут быть просчитаны, они могут быть только угаданы», — пишет в своей книге «Годзилла против Бэмби» великий сценарист и режиссер Дэвид Мэмет. Арнон Милчан, основатель компании New Regency и продюсер таких фильмов, как «Прирожденные убийцы», «Однажды в Америке», «Клиент», «Бойцовский клуб», «Красотка», «Схватка», и многих других говорил: «По статистике из примерно 2500 сценариев, присланных в New Regency за год, только десять станут фильмами. Из них, если очень повезет, два или три станут мегахитами, три или четыре выйдут в ноль или немного заработают, на двух компания потеряет деньги, а два будут позорными провалами». «Чудовищный бизнес», — говорит Милчан. Вопрос, какой именно сценарий выбрать, главный, основополагающий для любого продюсера. Конечно, даже в самых маленьких кинокомпаниях работают редакторы, читающие и отбирающие сценарии с наибольшим потенциалом. Но решение всегда принимает один человек. Чрезвычайно успешный продюсер Милчан, умевший безошибочно выбирать сценарии и создавать по ним выдающиеся фильмы, создавший ряд важнейших в ХХ веке фильмов, не сумел разглядеть главный блокбастер века XXI. Милчан был первым продюсером, кому предложили права на… роман о Гарри Поттере и все последующие книги в серии. Стоили тогда права $35 000. Он отказался, потому что не увидел в книгах потенциала. Фильмы про юного волшебника в мировом прокате заработали почти $8 млрд. Всего же фильмы, книги, видеоигры, DVD, сувенирная продукция и игрушки на тему Гарри Поттера заработали $21 млрд. В индустриальном кино работает исключительно американская модель, центральная парадигма которой: во главе любого фильма, будь то телесериал или оскароносное полотно, стоит продюсер. В этой модели главное ответственное лицо всегда он. Именно он сотрудничает со сценаристами и вместе с ними создает будущих героев, работает от заката до рассвета, принимая все решения: от выбора актеров на роли до утверждения костюмов, отсматривает и обсуждает dailies — материал, отснятый за съемочный день, контролирует монтаж, звуковое решение фильма и разрабатывает его маркетинговую политику, определяя, для какого именно зрителя сделан этот фильм и какой самый эффективный способ добиться внимания именно этого зрителя. И в конце концов именно продюсер выходит на сцену, чтобы получить «Оскар» за лучший фильм. Продюсер, а не режиссер... Осмыслив все это, вы почти неизбежно придете и к другому важному выводу: в профессии не место друзьям и благодарности, а слабость продюсера, продиктованная деликатностью к партнерам, оказывает дурную услугу. Если чувствуешь, что не складывается, идет не так, как задумывал или хотел, найди в себе силы своевременно исправить, а если нет, так и вовсе свернуть проект. Если не можешь полноценно участвовать в процессе, не стоит и браться. Если вы продюсируете кино, важно отдавать себе отчет в том, что ответственность за него несете только вы. Это ваше стихийное бедствие. Ни режиссер, ни команда, ни инвестор не несут ответственности. Лучшее, что они могут сделать, — действовать по установленным правилам. Но отвечать в итоге всегда придется продюсеру. Об авторе Александр Роднянский начинал свою карьеру как режиссер- кинодокументалист (его фильмы «Миссия Рауля Валленберга», «Усталые города», «Свидание с отцом», дилогия «Прощай, СССР» и другие были отмечены многочисленными наградами международных фестивалей). Роднянский был продюсером более 30 телевизионных сериалов (в числе которых всем известные «Моя прекрасная няня», «День рождения Буржуя», «Не родись красивой», «Белая гвардия», «Бесы»). Среди авторских кинокартин, продюсером которых выступил Роднянский, наиболее известны «Восток — Запад» Режиса Варнье и «1001 рецепт влюбленного кулинара» Наны Джорджадзе, номинированные на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Александр Роднянский продюсировал такие картины как «Солнце» Александра Сокурова, «В субботу» Александра Миндадзе, «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона, «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, «Водитель для Веры» Павла Чухрая и «Елена» Андрея Звягинцева. Второй совместный фильм Александра Роднянского и Андрея Звягинцева «Левиафан» получил приз за лучший сценарий на Каннском международном кинофестивале и стал первым с 1969 года русским фильмом, выигравшим престижную американскую премию «Золотой глобус», а также был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Среди жанровых картин, спродюсированных Роднянским, лидеры кинопроката: «9 рота» и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, «Питер FM» Оксаны Бычковой, «Жара» Резо Гигинеишвили, а также международные проекты «Облачный атлас» Энди и Ланы Вачовски и Тома Тыквера, «Тайна перевала Дятлова» режиссера Ренни Харлина, «Мачете убивает» и «Город грехов: женщина, ради которой стоит убивать» Роберта Родригеса. Фильм Федора Бондарчука «Сталинград», продюсером которого также выступил Александр Роднянский, стал первым российским фильмом, выпущенным в формате IMAX 3D и самым кассовым нашим фильмом последнего десятилетия: мировые сборы «Сталинграда» составили $72 млн. В 1995 году Александр Роднянский основал независимый украинский телеканал «1+1». В 2002 году покинул пост генерального директора канала, но оставался председателем его совета директоров и совладельцем вплоть до продажи своего пакета акций в 2008-м. С 2002 года он возглавлял телеканал СТС, а с 2004-го по 2008-й был CEO холдинга «СТС Медиа», оперирующего пятью телевизионными каналами в трех странах. Под руководством Роднянского «СТС Медиа» стал первой российской медийной компанией, проведшей IPO на нью-йоркской бирже NASDAQ. Покинув «СТС Медиа», Александр Роднянский в 2009 году основал собственную международную компанию A.R. Films. Примечания 1. Erinnerungen an die Zukunft, 1970 г. — научно-популярный фильм австрийского режиссера Харальда Райнля по мотивам книг швейцарского публициста и уфолога Эриха фон Дэникена «Колесницы богов» и «Возвращение к звездам». 2. The Hellstrom Chronicle, 1971 г. — научно-популярный фильм американского режиссера Уолона Грина. 3. Латышские стрелки — стрелковые бригады, сформированные во время Первой мировой войны из жителей российских прибалтийских губерний, позже перешедшие на сторону революции. В советское время они использовались официальной идеологией как доказательство якобы естественной принадлежности прибалтов к советской «семье народов», а для Подниекса воплотили общественный идеал. Оглавление От издателя Глава первая, мировоззренческая Как я решил написать эту книгу Глава вторая, автобиографическая Как я не хотел становиться продюсером — и стал им Глава третья, поучительная Как я стал продюсером телевидения и надо ли было это делать Глава четвертая, корпоративная Как я был продюсером «средиземноморского» телевидения Глава пятая, ностальгическая Как «воспоминания о будущем» становились будущим Глава шестая, предпринимательская Как продюсер борется с режиссером (в себе) Глава седьмая, драматичная Об опасности (для продюсера) больших побед и о пользе оказаться лузером Глава восьмая, американская Как быть американским продюсером Глава девятая, отрезвляющая Как быть американским продюсером, если ты российский продюсер Глава десятая, вдохновляющая Как быть продюсером-патриотом и не краснеть Глава одиннадцатая, горделивая Как быть продюсером бескомпромиссного фильма Глава двенадцатая, заключительная Продюсер в сухом остатке Об авторе Максимально полезные книги от издательства «Манн, Иванов и Фербер» Если у вас есть замечания и комментарии к содержанию, переводу, редактуре и корректуре, то просим написать на be_better@m-i-f.ru , так мы быстрее сможем исправить недочеты. Наши электронные книги: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/ebooks/ Заходите в гости: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/ http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/ http://www.facebook.com/mifbooks http://vk.com/mifbooks https://twitter.com/mifbooks Дерево знаний Предложите нам книгу Ищем правильных коллег Для корпоративных клиентов: Полезные книги в подарок Корпоративная библиотека Книги ищут поддержку Над книгой работали Издатель Артем Степанов Продюсер проекта Иван Филиппов Ответственный редактор Юлия Потемкина Редактор Эльмар Муртазаев Иллюстратор Почтенный Стирпайк Дизайнер обложки Сергей Хозин Макет и верстка Ася Делоне, Надежда Кудрякова Корректоры Татьяна Менская, Ярослава Терещенкова, Юлия Молокова, Лев Зелексон ООО «Манн, Иванов и Фербер» mann-ivanov-ferber.ru Электронная версия книги подготовлена компанией Webkniga, 2016 webkniga.ru |