Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологиче ские параметры Представления о них в Средние века Представления о них в Новое время

  • Литература Основная

  • В о п р о с ы для с а м о п р о в е р к и

  • § 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании Парадигма как базовое понятие методологии и

  • Научно-исследовательская программа, ее структура и функции

  • Filosofij_nauka Микешина. Программа Культура России


    Скачать 4.24 Mb.
    НазваниеПрограмма Культура России
    Дата07.09.2022
    Размер4.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofij_nauka Микешина.pdf
    ТипПрограмма
    #665692
    страница24 из 33
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33
    Часть
    III. Методология научного исследования
    осознанию космического пространства, его нестабильности и многозначности образа Вселенной — в целом к множественности стилевых сочетаний, полистилистике (Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М, 1997). Новое понимание художественной КМ предстает как функциональная познавательная структура художественного стиля, запечатлевающая пространственный образ мира своего времени и культуры.
    Стиль научного мышления
    Это — сложная по своей структуре и функциям форма знания, содержащая не только методологические, но и ценностные, в частности философско-мировоззренческие, компоненты.
    Длительное время понятие стиля научного мышления применялось главным образом при характеристике индивидуального мышления и имело ярко выраженное психологическое содержание. Анализ стиля на психологическом уровне предполагает рассмотрение соотношения общего и индивидуального в сознании исследователя данной эпохи; процесс формирования системы конкретно-исторических установок и интересов, а также стереотипизации научного мышления. При этом следует учитывать, что роль отдельной личности вовсе не сводится здесь к простому воспроизведению заданных образцов и стандартов мышления. Будучи элементом общей социальной системы, познающий субъект обладает большей гибкостью и пластичностью, скорее улавливает изменения в социальной действительности, чем это происходит в групповом и тем более общественном сознании. Эти и аналогичные им проблемы возникают при рассмотрении стиля мышления как психологической проблемы.
    Развитие современной методологии научного познания, исследующей главным образом способы общенаучного, а не индивидуального познания, привело к широкому употреблению понятия стиля мышления также и в его логико- эпистемологическом значении. Так, используются понятия механистического, вероятностного, системно-структурного или кибернетического и других стилей мышления, обсуждается сама проблема их классификации. СНМ — это термин с социально- исторической, ценностной окраской, понятие, в котором «скрыта хорошая доля духа времени» (Э. Шредингер), отражающее
    «общее расположение умов в нашу эпоху» (А. Декандоль). СНМ
    — это единая система принципов, которая принимается учеными как образец, стандарт, канон,

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 345
    эталон мыслительной деятельности, т. е. признается ее регулятивный, нормативный характер, причем сюда входят как правила-рекомендации, так и правила-запреты. Эта система правил и принципов, принимаемая за эталон научного мышления, сочетает устойчивость и изменчивость, логическое и историческое, соответственно, СНМ предстает как синтетическая исторически меняющаяся «единица» знания, более крупная, чем метод или система методов, но имеющая также нормативный характер, содержащая регулятивные принципы.
    Однако выделение таких обязательных сторон СНМ, как системность, нормативность и историчность, указывая на сходство этого понятия с другими понятиями стилей, например в искусстве, не раскрывает его специфику как стиля научного познания. Необходимо учесть также исходные принципы логического построения научных теорий, включающие способы объединения понятий в некоторые системы и введения новых элементов в эти системы. В стилях научного мышления выступает конкретный тип научного объяснения действительности, который устойчиво выявляется в основных научных направлениях, будучи общим для данной эпохи, и обусловливает некоторые стандартные представления в фундаментальных теориях. В. Паули и М. Борн, которые применили понятие стиля в физической науке, понимали под ним устойчивые, сохраняющиеся длительное время особенности физических теорий. Итак, при рассмотрении содержательной стороны СНМ должны быть указаны в первую очередь принципы построения теории, типы научного описания и объяснения и другие устойчивые особенности научных теорий, тем самым выясняется, что стиль прежде всего определяется типом, идеалом научной -теории.
    Но логико-методологические принципы не являются единственно значимыми для стиля мышления. В свою очередь, они опираются на те или иные представления о характере бытия и познания, т. е. на собственно философские принципы, которые определяют решение интеграционных, селективных и других методологических задач. Итак, СНМ есть исторически
    сложившаяся,
    устойчивая
    система
    общепринятых
    методологических нормативов и философских принципов, которыми
    руководствуются исследователи в данную эпоху. В качестве устойчивых методологических нормативов выступают требования к описанию, объяснению и предсказанию как в процессе научного творчества, так и в конечных результатах познания. При таком определении обнаруживается некото-

    346
    Часть III. Методология научного исследования
    рое сходство СНМ с парадигмой, введенной Т. Куном (см. след. параграф), в том случае когда она понимается как синоним некоторого набора предписаний для научных сообществ, но тогда она предстает как логико-методологическое ядро стиля, которое может изменяться при сохранении стиля.
    СНМ не изменяется моментально как парадигма, но происходит постепенное внедрение новых принципов и методологических нормативов, и поэтому в науке возможно одновременное существование различных стилей мышления, тогда как парадигмы не совместимы. Парадигмы, по Куну, не имеют места в гуманитарном и философском знании, а понятие стиля применимо к любому типу знания, и не только научному, но и философскому или художественному. Парадигмы он обнаруживает только в зрелых естественных науках, в то время как стили мышления просматриваются уже с античной эпохи. Можно предположить, что понятие стиля научного мышления, как менее формализованное и более неопределенное по сравнению с парадигмой, лучше отражает феноменологические характеристики научного познания. Система методологических нормативов и философских принципов, составляющая сущность того или иного стиля мышления, носит
    относительно априорный характер. Этот момент отметил известный немецкий физик М. Борн, указавший, что устойчивые принципы физической теории, определяющиеся ее стилем, являются относительно априорными в данный период. Если быть знакомым со стилем своего времени, то можно в соответствии с ним делать
    «осторожные предсказания» или отвергать идеи, чуждые ему.
    Став новым эталоном, СНМ начинает функционировать в науке как априорное предпосылочное знание для последующих исследований. Как система методологических норм и регулятивных принципов, он придает конкретно-историческую форму научному ' знанию, организует его внешнюю и внутреннюю структуру, тем самым органически сливаясь с самим знанием и реализуясь через него.
    Включая содержательные философские и методологические постулаты, СНМ может предопределять не только форму организации знания, но и возможные варианты решения той или иной научной проблемы. СНМ выступает в конкретно-исторический период своего функционирования как некоторая для данных условий априорная система форм мышления, в рамках которой определенным образом организуется опыт.

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 347
    Свои конструктивные задачи стиль мышления реализует, выполняя следующие четыре функции:
    — критическую, или функцию оценивания теоретических построений (гипотез) и методов получения, проверки и построения знания;
    — селективную — функцию выбора гипотез (теорий), методов и категориального аппарата;
    — вербальную — оформление фактуального и теоретического знания в конкретно-историческом языке науки;
    — предсказательную — определение возможных идей, направлений исследования, новых методов.
    Как соотносятся стиль мышления и метод научного познания?
    Они характеризуют познавательную деятельность субъекта, т. е. являются единицами методологического знания, которое не описывает объект, но предписывает действия с ним. Если стиль и метод сформулированы и зафиксированы в текстах, то они представляют собой некоторую систему регулятивных принципов, имеющих логическую форму нормативных предложений. Они реализуют активность субъекта познания и не являются чем-то внешним по отношению к нему, не стоят между субъектом и объектом, но включены в содержание понятия «субъект познания», выступают как его свойства, возникают и развиваются в результате творческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и познанию мира, которая в значительной степени обусловливается закономерностями и свойствами объектов.
    СНМ отличается от метода по масштабу проявления и по времени функционирования. Метод в значительной мере варьируется в зависимости от задачи, стиль же сохраняется при переходе от одной познавательной задачи к другой. Стиль проникает во все области знания, «окрашивая» его определенным образом, тогда как методы носят частный характер; стиль проявляется и функционирует через методы, а методы в определенной степени детерминируются стилем мышления, хотя, как известно, и не только им. СНМ одновременно выполняет регулятивную, селективную и прогностическую функции, тогда как методы дифференцируются в зависимости от того, какую из этих функций они реализуют. Стиль мышления формулируется содержательно, нестрого. Это необходимо, так как дает более гибкую систему регулирования процесса познания, нежели жестко запрограммированный или формализованный метод, представляющий более сильную форму детермина-

    348
    Часть
    III. Методология научного исследования
    ции. Эта гибкость позволяет одному и тому же стилю мышления модифицироваться в зависимости от задач исследования, областей знания, наук и т. д. Кроме того, создание какой-либо «жесткой матрицы» или формализация стиля просто невозможны, поскольку лежащее в его основе знание содержит неформализуемые элементы, в частности мировоззренческие. СНМ включает те принципы и критерии, которые определяют научность или вненаучность метода познания, т. е. стиль выступает как ведущее методологическое начало, поскольку он является синтезом методов и методологических принципов познания.
    Среди исследователей проблемы СНМ в XX веке один из интересных подходов осуществлен М. Борном, который не только размышлял о его природе, но и предложил свою периодизацию, что значимо, поскольку, как он сам считал, Нобелевская премия дана ему за участие в разработке нового способа мышления, вызванного к жизни созданием квантовой механики.
    Он определяет стили мышления как «общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке» (Борн М. Философия в жизни моего поколения М., 1963).
    Им выделены три стиля в истории научного познания, при этом он четко определяет основания периодизации: изменение субъектно-объектных отношений. Первый стиль мышления, рассматриваемый с этой точки зрения, складывался в античный период и продолжал функционировать в
    Средневековье. Это антропоцентрический, субъективистский склад мысли, для которого субъект и объект неразрывны и неразличимы. Второй стиль — ньютоновский, «ибо образцом его является небесная механика Ньютона», — основывался на том, что «внешний мир — объект естествознания, с одной стороны, и мы, наблюдающие, мыслящие и вычисляющие субъекты, — с другой, полностью отделены друг от друга, что существует способ исследовать явления, не вмешиваясь в их течение» (Там же. С.
    229). Третий стиль Борн относит к новой эре, когда М. Планк обнародовал идею квантов энергии, вместе с которой пришли новые взгляды на проблему противоположности субъекта и объекта. Они не являются ни совсем субъективистскими, как в

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 349
    древних и средневековых учениях, ни полностью объективистскими, как в посленьютоновской философии. Такая двойственность этих взглядов определяется, в частности, тем, что в случае измерения «сопряженных» пар величин (энергия — время, импульс — координата) невозможно получить сведения о системе самой по себе, ответ зависит от решения наблюдателя и субъективные решения неразрывно смешиваются с объективными наблюдениями. По мнению Борна, этот стиль научной мысли соответствует также и общей тенденции современной философии.
    «Мы больше не верим в возможность отделить знание от нашего решения, мы знаем, что сами всегда являемся одновременно и зрителями и актерами в драме жизни» (Там же. С. 234). В качестве оснований для выделения стилей мышления Борн принял характерные для данного периода идеи, субъектно-объектные отношения и тип детерминации — жесткая детерминация в ньютонианском стиле и «вторжение случая» в современном СНМ. Существует достаточно много различных классификаций стилей мышления, в том числе с учетом типа детерминации научного знания, особенно вероятностной (Ю.В.
    Сачков), которые здесь не приводятся. Сущность СНП как формы ценностного регулятивного знания может быть правильно понята и объяснена только при учете культурно-исторического характера его становления, развития и смены, а также особой роли стиля в осуществлении социокультурной обусловленности науки. Поэтому существует потребность, с одной стороны, выяснить, какими факторами обусловлены возникновение и эволюция стилей познания, а с другой — проследить, как через формирование стиля, предполагающее развитие философских и логико-методологических основ науки, социокультурные и мировоззренческие моменты включаются в логику познания и преобразуют его. В то же время можно дать характеристику любого стиля мышления, в том числе и будущего, использовав своего рода матрицу из логико- методологических, гносеологических и онтологических оснований, языковых и других норм и идеалов, с обязательным введением временного параметра. В таблице представлена такая матрица, примененная к стилям средневекового мышления и мышления
    Нового времени.

    350
    Часть III. Методология научного исследования
    Матрица стилей мышления (методологический аспект)
    Методологиче
    ские
    параметры
    Представления о них в
    Средние века
    Представления о них в
    Новое время
    О
    мат ерии и
    ее ат рибутах
    Материальный мир

    эманация Бога. Единство материи и формы (по Ибн-
    Рошду), форма первична (по
    Аквинскому). Божественно вечные и бесконечные
    Время и Пространство и земные преходящие времена и места
    (по
    А
    ) Н
    Материя — субстанция, вещество, состоит из молекул, атомов; основные характеристики: масса, сила, импульс, скорость, ускорение.
    Законы движения — законы механики.
    Пространство и время абсолютны
    Онтологически е представле ния
    О
    детерминации
    Божественная предопределенность
    (предетерминизм).
    Детерминизм

    вид логического определения понятий.
    Четыре вида причины: материальная, формальная действующая
    Жесткая детерминация
    (лапласовская причинность — одно- однозначная зависимость).
    Причина — то, что производит внешние действия
    (механическая причинность)
    О
    субъектно
    - объектн ы
    х
    Субъект и объект познания не расчленяются.
    Признаются чувственный и интеллигибельный «виды» объекта (по Аквинскому)
    Субъект и объект вычленены и жестко разграничены, противопоставлены; субъективное должно быть элиминировано из результатов познания
    О
    со отно ш
    ении теори и и пр актик и
    Абстрактно-теоретические построения
    Представляют собой формальную аналогию опыта'; создаются для обоснования религиозных догматов
    Научная теория понимается как «вывод» из эмпирического материала, опыта, но рассматривается независимо от социальной практики
    Гносеологически е представ лен ия
    Об ист ине
    Истина двойственна: истина веры и истина разума
    Истина есть абсолютно истинное знание, т. е. определенное, однозначное, подтвержденное в эксперименте

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 351
    Ид еал теори и (
    сп ос обы оп иса ни я и об ъя сне ния
    )
    Телеологические, причинные (в логическом смысле), дедуктивные объяснения.
    Идеал —
    «Сумма теологии»
    Аквинского
    Абсолютно объективное
    (однозначное, исчерпывающее) описание; классическое механическое описание.
    Идеал — механика Ньютона
    Идеал метода
    Интуитивное познание
    Бога.
    Схоластика: дедукция, доказательство от авторитета, комментарии, диспуты
    Наблюдение, эксперимент, механическое моделирование, индуктивные методы
    Идеал факта
    Догматы
    Священного писания.
    Цитаты из
    Аристотеля и комментаторов, в том числе практические сведения без проверки
    Абсолютно точное, однозначное, исчерпывающее наблюдение явлений природы
    Логико
    -ме тодологич еские нормативы
    Нау чны й яз ы
    к
    Синкретичность: дидактические, беллетристические, теологические и философские термины.
    Антропоморфизм и ос о с о а
    «Преодоление» латыни, введение математического языка, химической символики, физических формул. Антропоморфизм в научных терминах
    Таким образом, СНМ функционирует в науке как динамическая система методологических принципов, идеалов и норм, детерминирующих структуру научного знания, его конкретно-историческую форму. Стиль мышления тесно связан с
    HКМ, задающей представления о структуре и закономерностях действительности в рамках определенного типа мировоззрения и научно-практических познавательных процедур.
    Сегодня формируется новый стиль мышления, широко представленный во многих областях знания, начиная с 60-х годов XX века — это системно-структурный подход, рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем, наконец, становление синергетического видения действительности.
    Литература
    Основная
    Борн М. Философия в жизни моего поколения М., 1963.

    352
    Часть III. Методология научного исследования
    Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. Корнилов
    O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999.
    Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени.
    Философский аспект проблемы. М., 1989. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1975. Порус В.Н. Стиль научного мышления // Теория познания. Т. 3. Познание как исторический процесс. М., 1993.
    Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1996.
    Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М., 1999.
    Сачков Ю.В. Проблема стиля мышления в естествознании //
    Философия и естествознание. М., 1974.
    Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2001.
    Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
    Хайдеггер М. Время картины мира // Он же. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.
    Дополнительная
    Вебер М. Избр. произв. М., 1990.
    Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.
    Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания. Ч. 1. М.,
    1862.
    Дирак П. Эволюция физической картины природы // Над чем думают физики. Вып. 3. Элементарные частицы. М., 1965.
    Парахонский Б.А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев, 1982.
    Синтез современного научного знания. М., 1973.
    В о п р о с ы для с а м о п р о в е р к и
    1. Природа и структура научной картины мира.
    2. М. Хайдеггер о противо-поставлении субъекта познания и мира как «картины».
    3. Роль НКМ в построении теории.
    4. Значение НКМ для гуманитарных наук.
    5. Язык и научная картина мира.
    6. Понятие стиля мышления в методологии науки.
    7. Соотношение исторического и логического в СНМ.
    8. Структура и функции СНМ.

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 353
    9. Соотношение стиля и метода научного познания. 10. Дайте конкретную характеристику СНМ в естествознании Нового времени.
    § 2. Методологическая роль парадигмы и
    исследовательской
    программы
    в
    теоретическом познании
    Парадигма как базовое понятие методологии и
    философии науки
    Возрожденное Т. Куном понятие парадигмы, в отличие от его спорной концепции революций в науке, нашло широкое применение в теории и истории науки для описания различных этапов развития научного знания, например допарадигмального (теория не создана) или парадигмального (теория создана и признана научным сообществом), как в общей методологии, так и в методологиях конкретных научных дисциплин. По существу, парадигма широко применяется сегодня как обозначение определенной целостности и конкретного сочетания главных
    «параметров» знания — философско-мировоззренческих и ценностных, эпистемологических и методологических.
    В чем особенности парадигмы как сложно структурированной единицы методологического знания? Прежде всего следует отметить, что она неотделима от самих исследователей — научного сообщества, выступающего в качестве субъекта научной деятельности, Соответственно, термин «парадигма» используется в двух смыслах: 1 — как совокупность убеждений, в том числе философских, ценностей, методологических и других средств, которая объединяет данное научное сообщество, формируя в нем особый «способ видения»; 2 — как образец, пример решения проблем, задач, «головоломок», используемых этим сообществом.
    Следует отметить, что в работах Куна встречаются и другие высказывания о сути парадигмы, дополняющие или уточняющие друг друга. В частности, он часто говорит о «дисциплинарной матрице», имея в виду определенное единство философско- методологических предпосылок, теоретического объяснения и методов познавательной деятельности в данной научной дисциплине.
    Эта матрица обеспечивает особый способ видения, который формируется лишь в совместной деятельности ученых данного сообщества,

    354
    Часть III. Методология научного исследования
    но не является результатом простого «выучивания», запоминания некоторых правил и норм.
    Раскрывая содержание понятия «дисциплинарная матрица»,
    Кун поясняет: дисциплинарная потому, что учитывает принадлежность к научной дисциплине, матрица же говорит о совокупности элементов-норм, предписаний, предъявляемых в целостности к деятельности ученого как некий штамп, образец.
    Основные ее компоненты следующие:
    — «символические обобщения» или формализованные предписания (логические и математические формулы), иногда выступают в роли законов или определений некоторых символов, входящих в них;
    — «метафизические части парадигмы», начиная от эвристических и кончая онтологическими моделями, которые снабжают ученых допустимыми аналогиями и метафорами, помогают выявить «головоломки» и уточнить способы их решения;
    — ценности, на основе которых прежде всего возникает единство в научном сообществе. Это ценности, касающиеся предсказаний, — они должны быть точными, непротиворечивыми и правдоподобными, причем количественные предпочтительнее качественных, способствовать успешному решению головоломок и выбору лучших образцов из общепризнанных.
    Значение парадигм, или дисциплинарных матриц, определяется в целом не только тем, что их смена раскрывает
    «механизм» революционных преобразований в науке, но и тем, что они в нормальной науке позволяют успешно решать вопрос о выборе теории. Кун справедливо подчеркивал, что процедура выбора теории не может быть облечена в форму логического или математического доказательства. Нет никакого алгоритма для выбора теории, нет систематических процедур, применение которых привело бы каждого члена научного сообщества к одному и тому же решению. Выбор системы аргументов в пользу той или иной теории всегда будет зависеть от принятой сообществом системы ценностей в их взаимодействии с опытными данными, — в целом от парадигмы. Критики справедливо упрекают Куна за то, что он, по существу, вопрос о возникновении знания заменил вопросом о выборе теории в уже готовом знании, не показал, откуда, почему и как появляются новые парадигмы.
    Как отмечали В.Н. Порус и А.Л. Никифоров, для Куна
    «отличительным признаком науки является не рациональность
    (рациональной может быть и метафизика), а совокупность тех черт, ко-

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 355
    торыми характеризуется «нормальная наука», т. е. деятельность научного сообщества в рамках единой парадигмы. Рациональность и научность в концепции Куна уже не отождествляются: в пределах
    «нормальной науки» рациональность определяется господствующей парадигмой — это научная рациональность. Однако наряду с ней существует и вненаучная рациональность, которая, по сути дела, совпадает у Куна со здравым смыслом. Отсюда следует, что образ науки в представлении Куна определяется уже не посредством ссылки на некоторые универсальные, наперед заданные критерии рациональности, а независимо от них» (В поисках теории развития науки. М., 1982. С.
    177). Вместе с тем в современной науке, и особенно в философии науки, закрепились понятия, введенные Куном, хотя вся его концепция мало кем принимается в целом, особенно трактовка научной революции. Так, применяется понятие нормальной науки, когда ученые работают в соответствии с принятыми образцами и моделями. Нормальная наука улавливает любые аномалии и несоответствия, что является сигналом о необходимости изменения теории или отказа от нее. Однако наиболее часто применяется само понятие парадигмы в самых различных областях научного знания, включая гуманитарные науки. При этом учитывается, что переход к новой парадигме как изменение всех параметров прежней парадигмы,
    «на уровне структуры мышления» (В. Гейзенберг), может рассматриваться как революция в науке. Однако часто изменение парадигмы предстает как формирование нового понимания лишь одного-двух параметров, и тогда речь идет не о масштабной революции, но лишь о парадигмальных изменениях.
    Так, отечественный философ науки Е.А. Мамчур, обсуждая вопрос о новой парадигме в физическом знании, рассматривает именно такой случай. Релятивистская физика отвергла классические представления о пространстве и времени, но не внесла существенных изменений в эпистемологию, они были сделаны квантовой механикой.
    Пересматривается универсальный характер причинности, вероятность становится принципиальным параметром; переход к анализу сложных, самоорганизующихся систем вызван введением новых понятий.
    Изменились представления о законах природы: их понимают не только как вероятностные, но и как необратимые, в них
    «вошла стрела времени». Физические законы носят исторический характер, не существуют вне времени, возникают на определенных этапах развития Вселенной. В отличие от классической физики, где признава-

    356
    Часть III. Методология научного исследования
    лось «открытие» явления, в квантовой — субъект конструирует,
    «создает» явление. Однако «меняется многое, но далеко не все», главные эпистемологические предпосылки сохраняются. Поиски законов науки, как бы ни менялось представление о них, продолжаются; стремление к объективности знания как адекватности теоретического описания действительности сохраняется. «Основания важнейших эпистемологических принципов ныне господствующей парадигмы — принципа детерминизма, объективности и единства знания — остаются неизменными», следовательно, «говорить о кризисе существующей парадигмы преждевременно» (Мамчур ЕЛ. Присутствуем ли мы при кризисе эпистемологических оснований парадигмы физического знания? // Философия науки. Вып. 7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001. С. 6-20). В отечественной философии науки сегодня идет поиск новой общей парадигмы и отдельных парадигм в конкретных научных дисциплинах. С логико- методологической точки зрения преодоление конфликта между прежними парадигмами возможно лишь при построении общей глобальной теории, где они будут частными случаями. Их вхождение в эту теорию предполагает согласование различных систем ценностей, разных способов измерения и вычисления, технических приемов, разных когнитивных практик. Но оказывается, что это, в свою очередь, требует не только логико-методологических усилий, но и коммуникативного действия. Программа-парадигма Эйнштейна была лучшей среди соперничавших не столько тем, что она лучше согласовывалась с фактами или их предсказывала, сколько тем, что являлась основой для объединения эмпирических и теоретических практик и ценностей фундаментальных физических теорий, основой диалога ведущих парадигм «доэйнштейновской» физики.
    В биологических исследованиях прослеживают становление новой парадигмы на основе использования коэволюционной стратегии, при этом процесс коэволюции, зафиксированный в биологических науках, начинает рассматриваться как универсальный процесс для всех сфер действительности; на универсальность претендует также складывающаяся парадигма экологии. Обсуждаются основания для синтеза парадигм, существовавших на противоположных принципах жесткой детерминации и вероятностной обусловленности. Как показал Ю
    В. Сачков, «это есть встреча, взаимопроникновение жесткого
    (сохраняющегося) и лабильного
    (неопределенно изменяющегося) начал мира. Такая

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 357
    встреча происходит в ходе современных исследований сложноорганизованных систем, их строения и эволюции. Она предполагает разработку некоторой единой системы понятий, выражающей и жесткое, и изменчивое начала бытия»
    (Философия науки. Вып. 7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001. С. 165).
    Научно-исследовательская программа, ее структура и
    функции
    В отечественной философии науки эта «единица» историко- методологического знания нашла успешное применение, в частности в известных работах П.П. Гайденко, при исследовании становления и развития научных программ в античности, Средневековье, Новом времени в системе культурно-исторического целого. Это потребовало выяснения природы и обоснования допущений, которые не доказываются в рамках данной теории, но принимаются как необходимые для ее становления и существования. Именно в рамках определенной научно-исследовательской программы
    (НИП), имеющей целостный системный характер, теория получает базисные предпосылки, идеалы объяснения, обоснования и доказательства достоверности получаемого знания.
    Как показано в обстоятельных исследованиях П.П. Гайденко, в античности сложились три научные программы: математическая (пифагорейско-платоновская) и две физические
    — атомистическая (Демокрита) и континуалистская (Аристотеля).
    В Средние века наибольшим влиянием пользовалась аристотелевская научная программа, на ее основе построена, например, «физика импето»; математическая НИП применялась в меньшей степени. Атомизм в период Средневековья вообще оказался на периферии научной жизни, на его основе не возникло развернутых научных теорий. И только в период становления науки Нового времени атомистическая программа начинает играть ведущую роль, она представлена как самостоятельная в работах Хр. Гюйгенса, Р. Бойля, братьев Бернулли и других наряду с такими программами, как картезианская, ньютоновская, лейбницева (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—
    XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени.
    М., 1987. С. 8).
    Другой отечественный исследователь, историк науки В.П.
    Визгин пришел к выводу, что для изучения квантово- релятивистской революции в физике плодотворно применение понятия НИП и ее исследование в сочетании с системой методологиче-

    358
    Часть
    III. Методология научного исследования
    ских принципов — соответствия, наблюдаемости, инвариантности и других. При решении широкого круга проблем например, после открытия специальной теории относительности, отчетливо выявляются три большие программы-стратегии: классико-механическая, электромагнитно-полевая и релятивистская. Между «ядрами» этих конкурирующих программ существует определенное родство, они связаны по принципу соответствия, имеют ряд общих предпосылок методологического и философского характера (Визгин В.П.
    Методологические принципы и научно-исследовательские программы //
    Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.
    С. 173). Собственно методологию НИП как сложно структурированной динамичной «единицы» методологического анализа зрелой теоретической науки разработал И. Лакатос, ученик К. Поппера, представитель критического реализма. Он исходил из того, что следует различать реальную историю познания — «внешнюю историю» с ее социальными и психологическими контекстами и ее логическую реконструкцию
    — «внутреннюю историю» науки, мир идей, автономно развивающегося знания, «третий мир», по Поп-перу. Развертывая методологию НИП только во «внутренней истории», Лакатос четко определял позиции: «моя методология вообще не занимается мнениями и убеждениями».
    Он исследовал и оценивал с точки зрения научности не отдельно взятую теорию, но ряд или последовательность теорий.
    Такая последовательность образует «сдвиг проблем», который может быть назван теоретически или эмпирически
    прогрессивным, если каждая новая или уточненная теория ведет к открытию новых фактов, или регрессивным, если изменения в теории и эмпирической области не приводят к ним.
    Фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность их, но исследовательская программа в целом, позволяющая выяснить, дает ли новая теория добавочную информацию по сравнению с предшественницей или нет. Итак, последовательности теорий, как выяснилось, представляют определенную развивающуюся исследовательскую программу, содержащую обязательные собственные методологические правила. Прежде всего это правила, указывающие, каких способов и направлений исследования надо избегать — «отрицательная эвристика» и какие пути надо избирать — «положительная эвристика».
    Каждая исследовательская программа обладает «твердым ядром» — принятыми по соглашению (конвенции) исходными науч-

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 359
    ными и философскими утверждениями о структуре объекта, которые рассматриваются как неопровержимые в этой НИП.
    Чтобы защитить «твердое ядро», вокруг него создается «защитный пояс» из вспомогательных гипотез, которые могут изменяться, обновляться, чтобы выдержать проверки и сохранить «ядро». Если усилия в рамках НИП дают прогрессивный сдвиг проблем, т. е. новые факты, то данную НИП можно считать успешной. Из этого следует, что противоречивые факты не приводят сразу к отказу от теории или НИП, рациональное поведение исследователя требует дальнейшего продвижения вперед, защищая исходные положения и создавая все новые вспомогательные гипотезы (прогрессивный сдвиг).
    Классический пример успешной НИП, который приводит
    Лакатос, — это теория тяготения Ньютона. Вокруг нее было множество контрпримеров, аномалий, и она вступала в противоречие с теориями, подтверждающими эти аномалии.
    Ньютонианцы превращали контрпримеры в подтверждающие примеры, применив изобретательность и ловкость в ходе выдвижения новых вспомогательных гипотез, меняя оценки ложных «фактов», а также подвергая критике теории, лежащие в основе контрпримеров. Тем самым они превращали трудности и аномалии в подтверждение своей программы. «Твердое ядро» программы — три ньютоновских закона динамики, закон тяготения — оставалось неизменным и неопровержимым благодаря правилам позитивной эвристики, а также с помощью процедур фальсификации и подтверждения, активно менялся лишь «защитный пояс». В принципе разрушение «твердого ядра» возможно, что происходит в том случае, когда программа больше не позволяет предсказывать ранее неизвестные факты. Вместе с тем нельзя отбрасывать еще действующую программу, если у нее обнаружилась более сильная «соперница». Пока прежняя программа, подвергнутая реконструкции, сохраняет надежду на прогрессивный сдвиг, ее следует оберегать от ударов разрушительной критики.
    Методология НИП объясняет относительную автономию теоретической науки, понимаемую как определенную независимость ее от столкновения с аномалиями и контрпримерами и сохранение рационального поиска новых резервов и возможностей данной программы независимо от них.
    Не аномалии, но именно положительная эвристика определяет в большей степени, какие проблемы подлежат рациональному выбору ученых, работающих в рамках НИП. Аномалии регистрируются в надежде, что они когда-нибудь обернутся в
    «факты», подкрепляющие программу. Очевидно, что

    360
    Часть III. Методология научного исследования
    такой подход противоречит традиционному представлению: раз теория «опровергнута» экспериментом, то было бы нерационально следовать этой теории, ее следует заменить еще не опровергнутой новой. За этим стоит «скороспелая рациональность» — утопическое стремление немедленно определить ценность, степень подтверждения теории, но «рациональность работает гораздо медленнее» и к тому же может заблуждаться. Нужны непрерывность в науке, упорство в борьбе за выживание некоторых теорий, известный догматизм (консерватизм), оправданные только в том случае, если наука понимается не как борьба отдельных теорий, но поле битвы НИП. Лакатос предложил свое понимание зрелой науки,
    состоящей из исследовательских программ, которые не только предсказывают ранее неизвестные факты, но предвосхищают также новые вспомогательные теории.
    В отличие от скучной последовательности «проб и ошибок» (по Попперу) она обладает
    «эвристической силой», которая и порождает автономию теоретической науки.
    Такой подход позволяет увидеть слабость двух известных видов теоретической работы. «Во-первых, слабость программ, которые, подобно марксизму или фрейдизму, конечно, являются «едиными», предлагают грандиозный план... изобретают свои вспомогательные теории вослед одним фактам, не предвидя в то же время других (какие новые
    факты предсказал марксизм, скажем, начиная с 1917 г.?). Во-вторых, она бьет по приглаженным, не требующим воображения скучным сериям
    «эмпирических» подгонок, которые так часто встречаются, например, в современной социальной психологии. Такого рода подгонки способны с помощью так называемой «статистической техники» сделать возможными некоторые «новые» предсказания и даже наволховать несколько неожиданных крупиц истины. Но в таком теоретизировании нет никакой объединяющей идеи, никакой эвристической силы, никакой непрерывности. Из них нельзя составить исследовательскую программу, и в целом они бесполезны» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С. 150-151).
    Если сравнивать методологию НИП с концепцией парадигмы, то выясняются ее определенные преимущества: она опровергает
    «нормальную» науку, поскольку всегда существуют конкурирующие теории, смена одной теории другой, проблема выбора теорий и методов, исторического признания и отвержения научных теорий.
    Отрицается резкая смена парадигм, поскольку каждая парадигма- программа предполагает прогрессивный сдвиг проблем и

    Глава 10. Предпосылочные методологические структуры 361
    выдвижение новых вспомогательных гипотез, защищающих «твердое ядро», что снимает не объясненный Т. Куном феномен внезапного
    «сбрасывания» парадигмы-программы.
    Сегодня методология НИП, как она разработана Лакатосом, принадлежит скорее истории философии и методологии науки, в целом она утопична, не выполняется в полной мере во многих случаях истории науки. Однако основные ее идеи — «твердого ядра», прогрессивного сдвига, автономности теоретического знания, его историзма и динамики и др. — значимы и сегодня как попытка учесть рациональными способами исторические, релятивные моменты, процедуры выбора, предпочтения и оценки в процессе роста теорий как базовых компонентов исследовательской программы.
    Отвечая критикам, Лакатос подчеркнул, что, признавая истину высшей целью науки, следует понимать, что путь к ней ведет через
    «постепенно улучшающиеся ложные теории», и наивно полагать, что отдельные шаги уже дают часть истины или что они сделаны в нужном направлении.'
    Литература
    Основная
    Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
    Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.).
    Формирование научных программ Нового времени. М., 1987. Кун Т.
    Структура научных революций. М., 1975. Лакатос И.
    Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
    Порус В.Н. Рыцарь Ratio // Он же. Рациональность. Наука. Культура.
    М., 2002.
    Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
    Структура и развитие науки. М., 1978.
    Философия науки.
    Вып. 7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001.
    Дополнительная
    В поисках теории развития науки. М., 1982.
    Визгин
    Вл.П.
    Методологические принципы и научно- исследовательские программы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

    362
    Часть III. Методология научного исследования
    Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: ко- эволюционная стратегия. М., 1995.
    Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.
    Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
    В о п р о с ы для с а м о п р о в е р к и
    1. Что такое парадигма, в каком смысле употребляется это понятие в философии науки?
    2. Объясните, что имел в виду Кун, вводя понятие «дисциплинарная матрица»?
    3. Объясните идею Куна о нормальной и экстраординарной науке.
    4. Существует ли преемственность между парадигмами?
    5. Вычлените основные парадигмы в истории вашей науки, если это возможно.
    6. Понятие научно-исследовательской программы. Кто его ввел и разработал?
    7. Приведите примеры НИП из истории науки, философии.
    8. Структура НИП, ее основные элементы и их функции.
    9. Почему необходим «защитный пояс» из гипотез?
    10. Объясните, что такое отрицательная и положительная эвристики.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


    написать администратору сайта