Главная страница

Filosofij_nauka Микешина. Программа Культура России


Скачать 4.24 Mb.
НазваниеПрограмма Культура России
Дата07.09.2022
Размер4.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofij_nauka Микешина.pdf
ТипПрограмма
#665692
страница29 из 33
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
Часть
III. Методология научного исследования
Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., 2003.
Касавин И. Т. Теория как образ и понятие // Вопросы философии.
2001. №3.
Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов СЮ. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск,
1990. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.,
2002. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. Рикёр П.
Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002. Степин
B.C. Философия // Новая философская энциклопедия. М., 2001.
Степин B.C. Философия как рефлексия над основаниями культуры //
Субъект, познание, деятельность. М, 2002.
Дополнительная
Автономова Н.С. Заметки о философском языке // Субъект, познание, деятельность. М., 2002.
Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978.
Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук //
Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995. № 5.
Левин Г.Д. Что есть истина? // Субъект, объект, деятельность. М., 2002.
На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
Уемов А.И. Системные аспекты философского знания. Одесса, 2000.
В о п р о с ы для с а м о п р о в е р к и
1. В чем состоят особенности философии как типа знания? Сходство и отличие философии и науки.
2. Почему философские проблемы не могут быть решены окончательно?
3. Каковы особенности рефлексии как философского метода?
4. Охарактеризуйте умозрение как базовый метод философии, его эффективность и недостаточность.
5. Вычлените формы умозрения в философском рассуждении.
Приведите примеры.
6. Что такое натурфилософия, ее методологические особенности?
7. Какова роль интерпретации в философии?
8. В чем состоит особенность текстов и автора в философском знании?
9. Как понимается интерпретация в аналитической философии?
10. Проблема истины и ее критериев в философском знании.

СЛОВАРЬ
Автопоэзис, аутопоэз (от греч. auto — сам, poiesis — создание, производство) — самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта только их самих без разделения на производителя и продукт.
Аксиология (от греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философское учение о природе ценностей.
Аксиоматический метод (от греч. axioma — принятое положение) — способ построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логическим путем.
Полная аксиоматизация теорий невозможна (К. Гёдель, 1931).
Алгоритм — конечный набор правил, позволяющих решать конкретную задачу из данного класса однотипных задач.
Алетейа (греч. aleteia — непотаенность, открытость) — истина в философии Платона.
Аналитическая философия — направление, основанное на методах логического и лингвистического анализа языка, применяемого для решения философских проблем.
Аналитические и синтетические суждения — разделение суждений (утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их истинности. Истинность аналитических суждений выявляется путем чисто логического анализа, синтетических — обращением к внешней информации, знанию о действительности.
Антропоморфизм (от греч. antropos — человек, morphe — форма, вид) — уподобление человеку, наделение его свойствами предметов и явлений неживой природы. Деантропоморфизация —
«освобождение» вещей от свойств, присущих человеческой психике.
Апория (греч. aporia — затруднение, безвыходное положение) — понятие древнегреческой философии для обозначения трудноразрешимой проблемы.

426
Словарь
Апперцепция (от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятия предметов и явлений.
Априори (лат. a priori) — до опыта, апостериори (лат. a posteriori) — после опыта.
Архетипы — изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном.
Выявляются в мифах, сновидениях, произведениях искусства.
Понятие введено швейцарским психологом К.Г. Юнгом (1875-1961).
Архитектоника (греч. architektonike — строительное искусство)
— художественное выражение закономерностей строения, структуры. Термин, используемый М.М. Бахтиным: архитектоника мира художественного видения упорядочивает пространственные, временные и смысловые формы.
Архэ (греч. arhé)в древнегреческой философии — начало, принцип, отправная точка познания.
Атрофия — притупление, утрата какого-либо чувства.
Бионика — наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых механизмов, приборов, систем.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в психологии, главным предметом которой считает поведение человека.
Вербализованный (от лат. verbum — слово) — выраженный в слове.
Верификация, верифицируемость (лат. verificare — доказать истину) — понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истины научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
«Вещь в себе» — философское понятие И. Канта, означающее
«вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Соч.: В 5 т. Ч. 1. М., 1965. С. 105).
Визуальный (от лат visus — зрение, вид, зрелище) — зрительный.
Всеиндуктивизм — признание в XVII-X1Xвеках метода индукции как базового для создания теории во всех науках.
Генетический
метод
(от греч.
genesis
— генезис, происхождение) — способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.
Генерализация — обобщение.

Словарь
427
Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов.
Гетерогенность (греч. heterogenes) — разнородность.
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, облик) — главное понятие гештальтпсихологии — науки о человеческой психике, основанной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психических явлений.
Гипотетико-дедуктивный
метод
— способ научного исследования, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых следствий.
Гипотетический реализм — один из подходов в теории познания, полагающий, что все суждения человека о реальном мире имеют гипотетический характер.
Гомоморфный
— соответствующий
(аналогичный) по некоторым параметрам структуре объекта.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — переход от общего к частному, необходимый вывод следствий из принятых посылок;
индукция (лат. inductio — наведение) — переход от частного к общему, вероятностное обобщение опытных данных.
Деконструкция — философское понятие, имеющее отношение к структурам, процедура расслоения, разборки, разложения лингвистических, логоцентрических, исторических, этимологических и других структур различных высказываний и текстов. Цель — выявление понятий и элементов теорий, «инаковости другого», существующих в скрытом виде.
Демаркация в науке — определение границ между эмпирическими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.
Денотативный (от лат. denote — обозначаю) предмет — обозначаемый термином некоторого языка, или класс предметов, обозначаемых общим нарицательным именем.
Дескриптивный (от лат. descriptio)описательный.
Детерминированный (лат. determino — определяю) — определяемый. Детерминизм — общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.
Дефиниция (лат. definitio)— определение.
Диверсификация — изменение, разнообразие.
Дискурс (лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор) — последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целостного до анализа его частей.

428
Словарь
Диспозиция — расположение.
Диффузный (от лат. diffusio — распространение, растекание) — движение частиц среды, перенос вещества и выравнивание концентраций.
Доктрина (лат. doctrina) — систематизированное учение.
Допредикативный (от лат. praedicatum — сказанное) — существующий до высказывания (предикат — свойство; сказуемое; истинное или ложное высказывание).
«Жизненный мир» — понятие, введенное Э. Гуссерлем и означающее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук.
Идиографический (от греч. idios — особенный, своеобразный)
— способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Развитие и обоснование получил у Г. Риккерта и В.
Виндельбанда.
Изоморфный — соответствующий (тождественный) структуре объекта.
Имманентный (от лат. immanentis — пребывающий внутри) — философское понятие, обозначающее что-либо, пребывающее и действующее внутри предмета, соответствующее его природе.
Императив (от лат. imperativus — повелительный) — предписание, требование, приказ, закон.
Имплицитный (от лат. implicite) — скрытый, неявный; противоположное — эксплицитный (explicite).
Индетерминизм
— учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность.
Институционализация — переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответствующих социальных отношений.
Интернализм (от лат. internus — внутри) и экстернализм (лат.
exter, exterus — внешний) — оппозиционные течения в историографии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах XX века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов.
Интеррогативный (англ. interrogative) — вопросительный.
Интерсубъективность (межсубъектность) — характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объективности, независимости этого опыта от индивидуальных особенностей и ситуации.

Словарь
429
Интуиционизм — учение об основаниях математики и логики, признающее главным критерием интуитивную, наглядно- содержательную убедительность.
Искусственный интеллект — программа моделирования на
ЭВМ механизмов человеческой обработки информации.
Каузальный (от лат. causa — причина) — причинный.
Квантификация (от лат. quantum — сколько) — количественное измерение качественных признаков.
Кварки - гипотетические материальные объекты, из которых состоят другие элементарные частицы — адроны.
Когеренция (от лат. cohaerens — находящийся в связи) — согласование протекания процессов, фаз, связность элементов, структур, систем.
Когнитивный (лат. cognitio — знание) — познаваемый, соответствующий познанию.
Когнитивизм — подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта.
Когнитология, когнитивные науки — новые области знания, системно представляющие и исследующие его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной.
Коммуницирующий индивид — участник коммуникации, общения.
Компьютерная метафора — метафора, сравнивающая мозг и разум человека с компьютером.
Конвенция (лат. conventio — соглашение) — договоренность, принятое соглашение.
Консенсус — согласие, единодушие, диссенсус — несогласие, расхождение во мнениях.
Конструктивизм — 1) в современной философии тесно связанная с теорией самоорганизации концепция познания, утверждающая, что любое знание конструируется познающим субъектом, неотделимо от него; 2) в математике и логике направление, в рамках которого осуществляется исследование конструктивных объектов и процессов, описываемых алгоритмами
(системой правил); 3) название одного из направлений в авангардном искусстве, архитектуре.
Контент-анализ — метод социологии, заключающийся в подсчете количества повторяющихся, специально выбранных слов, характеризующих тексты статей периодической печати, книг и ре-

430
Словар
ь
чей. Определяет направление и интенсивность обсуждения сообществом тех или иных проблем.
Континуалистский (от лат. continuum — континуум, непрерывное) — термин, используемый в математике, естествознании, философии при рассмотрении непрерывных совокупностей.
Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, принятие без возражений господствующего порядка, существующих мнений, отсутствие собственной позиции.
Концепт (лат. conceptus — собрание, восприятие; concipere — зачинать) — идея, общее представление, «сгусток культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов), формируется речью, сохраняет индивидуальные особенности; концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепты по А.Вежбицкой — это «универсальные семантические примитивы». Концепция — определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений.
Концептуализм — одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в речи. В искусстве концептуализм — крупное авангардистское движение, где совершается переход от конкретно-чувственного восприятия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).
Коэволюция — совместная или одновременная эволюция биологических и культурных факторов жизни человека.
Кумуляция (лат. cumulatio) — накопление, суммирование.
Лабильный (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — функционально подвижный, изменчивый.
Логика оценок — логика понятий «хорошо», «безразлично»,
«плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка.
Логический позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение в рамках неопозитивизма XX века, стремившееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.
Логос (лат. logos) — слово, учение.
Матрица (лат. matrix — матка) — металлическая пластинка с углублениями для штамповки в полиграфии; в математике прямоугольная таблица элементов; у Т. Куна дисциплинарная матрица — метафора для обозначения парадигмы.

Словарь
431
Ментальность, менталитет — неосознанные представления, верования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов общества, над которыми надстраиваются теоретические и идеологические системы (по А,Я. Гуревичу).
Ментальный (от англ. mental) — умственный, мысленный.
Метафизика — (лат. metaphysica) то, что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по
«первой философии». В общем смысле — это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия; синоним для терминов
«философия», «онтология». Одно из частных значений — метод, противоположный диалектике.
Монада (от греч. monas, monados — единица, единое) — неделимое, несоставное единство, начало бытия.
Монизм (от греч. monos — один, единственный) — подход, стремящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к единой первооснове. Противоположное — плюрализм, дуализм (от лат. dualis — двойственный).
Нарратив (англ. narrative) — рассказ, повесть, изложение фактов
Натурфилософия, или философия природы — абстрактно- умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.
Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления.
«Невидимый колледж» — неформальное исследовательское сообщество, личные контакты ученых.
Нелинейность
— подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отрицает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции.
Неокантианство — философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы.
Номинализм (от лат. nominalis — относящийся к именам) — философское направление, возникшее в Средние века, считаю-

432
Словарь
щее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют. Реальна лишь единичная вещь. Противоположное направление — реализм,
считающий, что обобщения, представленные в понятиях, основанные на реальном сходстве, существуют реально и независимо от сознания.
Номологический
(от греч.
nymos
— закон) — законопологающий, отыскивающий общие законы.
Нормальная наука — термин, введенный Т. Куном для обозначения развития науки между большими и малыми
«революциями»; противоположное понятие, по Т. Куну, —
экстраординарная (сверхобычная) наука, т. е. наука в состоянии революционных изменений.
Нуль-гипотеза — термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обязательной предпосылки.
Объективно-идеалистический, объективный идеализм — философское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало — идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало.
Ортодоксальный (от греч. ortos — прямой, правильный, doxa — мнение) — правильный, фиксированный авторитетными инстанциями.
Пайдейа (греч. paideia — образование, воспитанность) — понятие античной философии, обозначающее универсальное образование и воспитанность.
Парадигма — образец, пример, по Т. Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Мультипарадигмальный подход — признающий правомерность нескольких парадигм.
Педантизм — точность, аккуратность в выполнении всех требований.
Перипатетики (от греч. peripatos — крытая галерея, служившая лекционным залом) — философская школа Аристотеля (367—347 до н.э.).
Персонализм (от лат. persona — личность) — учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности личности — высшим смыслом цивилизации.
Перформативный (от англ. perform — исполнять, совершать) — исполняющий, совершающий.

Словарь
433
Перцептивный, перцепция (от лат. perceptio)— представление, восприятие.
Позитивизм, неопозитивизм — одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специально- научного знания и анализом языковых форм знания.
Полисемия — многозначность, многосмысленность.
Понимающая социология — направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии.
Постмодернизм (от лат. post — после, modernus — современный)
— обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев.
Постструктурализм — подход в социально-гуманитарном и философском познании, рассматривающий тексты как модели реальности, а науку как «рассказ» о ней или форму деятельности, порождающей тексты.
Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — течение американской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии.
Праксеологический (от греч. praksis — практика) — основанный на практике.
Презумпция (лат. praesumptio — предположение), презумпция невиновности — правовой принцип судопроизводства — обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Прескриптивный (от лат. prescriptio)предписывающий.
Принцип «семейного сходства» — выдвинут Л. Витгенштейном и заключается в признании особого вида обобщения группы предметов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно канонам логики.
Протестанская этика — понятие, получившее особое значение в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), в которой показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяйственного успеха.
Психоанализ — метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и моти-

434
Словар
ь
вации. Разработан австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом
(1856-1939).
Психологизм
— понятие, фиксирующее возможность использования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии.
Резонерство — рассуждение в нравоучительном тоне.
Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — признание изменчивости объектов и знания о них и отрицание момента устойчивости, преувеличение зависимости познания от его условий.
Референт (от лат. refero — отношу, связываю) — объект, к которому относят суждение.
Рефлексия — анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятельности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм — саморефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий.
Рецептивный (от лат. receptio — принятие) — восприимчивый.
Рецепиент — воспринимающий.
Риторика — «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).
Семантический,
семантика
(от греч.
semanticos —
обозначающий) — разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений.
Сенсуалистская гносеология, сенсуализм (от лат. sensus —
чувство, ощущение) — учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания.
Главный представитель — Дж. Локк, XVIIвек.
Символическая, или математическая логика — область логики, в которой выводы исследуются посредством логических исчислений на основе строгого символического языка.
Синкретичность, синкретизм (греч. synkretismys — соединение)
— нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние явления; смешение, неорганическое слияние разнородных элементов.
Скептицизм — философская школа (от греч. scepticos — ищущий, рассматривающий, исследующий), созданная в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды (ок. 360-270 до н. э.), который практиковал воздержание от суждения. Своей целью скептики ставили

Словар
ь 435
опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо целиком и окончательно верно, либо полностью ошибочно.
Социум (от лат. societas) — общество.
Статистическое резюме — итог, обобщение данных с помощью статистических методов.
Стоики (от греч. stoa — портик) — философская школа Зенона в
Афинах (ок. 300 до н. э.).
Структурализм, постструктурализм — общие названия для ряда направлений в гуманитарном познании XX века, прежде всего в структурной лингвистике, литературоведении, этнографии, истории науки и других, связанных с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразованиях. Представители Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.
Делез, М. Фуко, Р. Барт К. Леви-Строс и др.
Субстрат (лат. substratum — основа, подстилающее) — основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.
Тавтология (от греч. tauto — то же самое, logos — слово) — повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысла. В логике тавтология — тождественно истинное высказывание.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


написать администратору сайта