основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии
Скачать 339.94 Kb.
|
Вопросы для самоконтроляПредмет философской антропологии (сравнить с антропологией) Каковы основные идеи философской антропологии? Можно ли назвать этику Сократа этикой личной ответственности? Как понимает Августин догмат о подобии человека Богу? Почему Возрождение определяют как гуманистическую эпоху? Как понималась сущность человека в эпоху Просвещения? Каково содержание понятия «природа человека»? В чем суть биологизаторской концепции человека? Антропогенез в представлениях материалистической философии. Особенности развития личности в условиях информационного пространства. Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:Изложите учение Сократа о добродетели? Расскажите о теории разумного эгоизма Аристотеля. Раскройте понимание счастья с точки зрения Эпикура. Человек и Бог в средневековой философии. Учение о человеке как микрокосмосе в философии Н. Кузанского Философы Нового времени о проблеме человека Человек – машина, человек – растение в философии Ламетри. Э. Фромм «Искусство любить». Бытие человека и его образ в ХХI веке: прогнозы и опасения. «Одномерный человек» Г. Маркузе. ГлоссарийАдаптация – приспособление. Альтруизм – направление поиска смысла жизни в служении обществу. Аксиология – учение о ценностях. Антропосоциогенез – зарождение и последующее совместное развитие человека и общества. Антропология философская – философия человека. Биосоциальные законы – выражают взаимовлияние биологического и социального в развитии человека и общества. Биологизм – применение понятий и законов биологии для понимания явлений социальной жизни. Индивидуализм – понятие, обозначающее признание приоритета интересов отдельного человека над коллективными. Индивид – человек как единичный представитель рода людей, природное начало (сравни: индивидуальность, Личность). Индивидуальность – духовное начало, отличающее каждого отдельного человека от всех остальных. Личность – совокупность общественных отношений; человек, способный к социально значимой роли в обществе (К. Маркс). Природа человека - врожденные биологические свойства человека, или биопсихическая конституция, близкая всем людям. Тесты для самоконтроляРаздел философии, изучающий происхождение и развитие человека называется: А) гносеология; Б) онтология; В) социальная философия; Г) философская антропология. Антропосоциогенез – это: А) учение о человеке; Б) процесс формирования личности; В) философия общества; Г) процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Античная философия рассматривала человека как: А) равноправную с другими часть природы; Б) творение и подобие божие; В) разумную, волевую, самоценную часть вселенной; Г) «микрокосмос». Антропологический поворот в античной философии связывают с именем: А) Фалеса; Б) Сократа; В) Платона; Г) Аристотеля. Философия Средних веков видела сущность человека: А) в свободе его выбора и в ответственности за него; Б) как пассивную часть Космоса; В) как творение и подобие Божие; Г) как «микрокосмос». Понятие «человек» означает: А) отдельного человека как единицы человеческого рода, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т. д.; Б) биологические свойства человека; В) черты, свойственные человеческому роду, представление о человеке как существе биологическом и социальном; Г) человек разумный. Понятие «индивидуальность» означает: А) отдельного человека, характеризуемого со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений; Б) отдельного человека, единицу человеческого рода, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т. д.; В) нечто особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого; Г) биологические свойства человека. Личность – это: А) отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т. д.; Б) отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений; В) конкретный эмпирический человек; Г) человек, способный сказать «нет». Впервые проблема социально-биологической природы человека была поставлена: А) Платоном; Б) Аристотелем; В) Сократом; Г) Демокритом. Свободное чувство человечности и индивидуальности; освобождение разума от догм религии, развитие философии, науки, искусства, политики характерно для эпохи: А) Просвещения; Б) Античности; В) Возрождения; Г) Средних веков. Рационалистическое понимание сущности человека французскими просветителями XVIII века заключается в понимании человека как: А) биологического существа; Б) природного существа, существующего согласно естественным природным законам, определяющим социальное поведение; В) механизма, состоящего из различных частей со своими функциональными назначениями; Г) существа, созданного Богом. Учение антропологический материализм создал: А) Г.В.Ф. Гегель; Б) И. Кант; В) Л. Фейербах; Г) Т. Гоббс. Определение о человеке как «совокупности общественных отношений» принадлежит: А) Л. Фейербаху Б) Г.В.Ф. Гегелю; В) К. Марксу; Г) О. Конту. Сущность биологического подхода к человеку состоит в: А) акценте на анализе разума, интеллекта, рассудка, идей человека; Б) сосредоточении на анализе нерационалистических сторон природы человека – инстинктов, аффектов, чувств, влечений, воли; В) рассмотрении человека в совокупности его социальных качеств. Г) идее взаимосвязи биологического и социального в человеке. Факторами формирования личности являются: А) биологические факторы; Б) факторы физического окружения; В) общие культурные образцы поведения; Г) все перечисленные. |