Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Шопенгауэра

  • основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии


    Скачать 339.94 Kb.
    НазваниеПрограмма курса дисциплины Основы философии
    Дата11.02.2022
    Размер339.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаосновы_философии.docx
    ТипПрограмма курса
    #358495
    страница14 из 20
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20

    Рекомендуемая литература Основные источники


    1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

    «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

    1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

    2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

    - 286 с

    Дополнительные источники


    1. Алейник Р. М. Философская антропология. Учебное пособие. М.: Академиздатцентр «Наука», 2006 – 428 с.

    2. Зайцев П. Л. Социальная и культурная антропология. Учебное пособие для вузов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 362 с.

    3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления; «Братья Карич», 2004. – 288 с.

    4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студентов вузов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 519 с.

    5. Фромм. Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. - С. 109-179.

    Тема 15. Иррациональная философия План изучения темы


    1. Особенности иррациональной философии А. Шопенгауэра.

    2. Философское учение Ф. Ницше.

    3. Фрейдизм и неофрейдизм.



    Основное содержание темы


    До середины XIX в. в философии в основном господствовал рационалистический подход в антропознании: делался акцент на анализе разума, интеллекта, рассудка, идей человека. Дальнейшее исследование сущности человека привело к возникновению целостного направления - иррационализма (Шопенгауэр, Кьеркегор, экзистенциализм и т. д.), которое сосредоточилось на анализе нерационалистических сторон природы человека - инстинктов, аффектов, чувств, влечений, воли.

    В середине XIX в. в Европе формируется новое философское направление

    – «философии жизни». Одной из основных идей теоретиков этого направления становится идея реабилитации жизни, ее освобождение от рассудочных, политических, экономических и иных утилитарных подходов. Представители

    этого течения противопоставляют «жизнь» «бытию». Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным потокам жизни. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т.д.

    У истоков «философии жизни» находится философия А. Шопенгауэра (19 в.). Основная идея Шопенгауэра состоит в том, что мир есть не что иное, как мировая воля, проявляющая себя в разных формах, как на уровне природы, так и на уровне каждого отдельного человека. Будучи бессознательной, воля абсолютно безразлична к своим творениям в мире явлений, к живым существам, к людям, они брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Вся природа – это явление и осуществление воли к жизни, но в условиях, когда всякое живое существо вступает в безнадежную с самого начала борьбу со всем остальным миром за свое существование. Жизнь человеческого индивида есть, по Шопенгауэру, постоянная борьба со смертью, нуждами, потребностями. Жизнь человека всегда и при всех обстоятельствах есть страдание и бессмысленность.

    Для Ф. Ницше самое главное, коренное качество человека - это воля к власти. Все общественные реалии, такие, как несправедливость, притеснения, эксплуатация и т. д., - все это не что иное, как проявление человеческой воли к власти. Пользоваться властью и приспособиться к жизни надо уметь. Для того, чтобы преодолеть сопротивление большинства и внутренний стадный инстинкт человек должен выработать в себе волю к власти, столь сильную, чтобы заставить окружающих подчиняться ей. Человек, обладающий волей к власти, представляет тип «высших» людей, не испорченных культурой и цивилизацией. Воля к власти основа права сильного. Отсюда превосходство одних людей,

    «аристократов», «господ», над другими – «рабами», «низшими». Христианской

    «морали рабов» Ницше противопоставляет «мораль господ». В ее основе лежат следующие положения. 1) «Ценность жизни» есть единственная безусловная ценность, и она совпадает с уровнем «воли к власти». 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различиями их «жизненных сил и воли к власти». 3) «сильный» человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами. «Сверхчеловек» способен преодолеть постоянные черты человеческой природы, создать новые, более совершенные черты жизни. «Сверхчеловек» в то же время есть высший биологический тип, который относится к человеку, как последний относится к обезьяне. «Сверхчеловека» надо вырастить. И Ницше в книге «Так говорил Заратустра» выступает как пророк, предвещающий приход «новых господ мира», нового вождя.

    З. Фрейд считает, что человеку изначально от природы присущи различные биологические влечения, доминирующими из которых являются сексуальность (либидо) и агрессивность. Общество с помощью правовых и моральных норм не позволяет человеку безнаказанно проявлять свою сексуальную и агрессивную сущность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями цивилизации, культуры. Вместе с тем ограничения присущих человеку влечений небезопасны для его здоровья. Для нормального психического состояния личности, по Фрейду, необходимы меры компенсации

    нереализованных сексуальных и агрессивных наклонностей. Такими мерами в первую очередь могут быть занятия литературой, искусством, другими видами творческой деятельности. Человек не может чувствовать себя счастливым, поскольку культура требует весьма значительных жертв: отказа от присущих ему природных влечений и склонностей.

    Представитель неофрейдизма Э. Фромм дает следующие определения человека: 1) он впервые является жизнью, которая осознает сама себя; 2) он пленник природы, часть природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении; 3) человек - это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, - в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20


    написать администратору сайта