основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии
Скачать 339.94 Kb.
|
Вопросы для самоконтроляРасскажите о причинах появления иррациональной философии. Почему в ХХ веке происходит антропологический поворот к проблеме человека и его природы. Дайте характеристику иррационализма как философского течения XIX-XX вв.? Какие социальные последствия вытекают из принятия «воли к власти» в качестве основы жизни, затрагивая вопросы социального прогресса, мировоззрения, общественных отношений и человека? Каков этический смысл идеала «сверхчеловека» Ф. Ницше? В каких ситуациях, с точки зрения экзистенциализма, человек обретает смысл существования? Почему экзистенциалисты рассматривают бытие как бытие человека? Обратитесь к философии М. Хайдеггера для объяснения данного вопроса. В чем заключается различия социально-исторического и биологического подходов в понимании человека? С. Кьеркегор о человеке. Философский иррационализм А. Шопенгауэра. Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:Рациональное и иррациональное в поведении человека. Представление З. Фрейда о структуре человеческой личности. Расскажите об учениях неофрейдизма (К. Юнг, Э. Фромм). Чем отличаются учение Фрейда от учений неофрейдизма? Учение А. Шопенгауэра о человеке. Работа Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Ф. Ницше о сверхчеловеке. Как понимал А. Камю смысл человеческого существования? Э. Фромм о человеке. Г. Маркузе о человеке. ГлоссарийИнстинкт – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную социализацию человека. Иррационализм – это направление в философии, сосредоточенное на анализе нерационалистических сторон природы человека – инстинктов, аффектов, чувств, влечений, воли. Рефлексия – направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть, не только чувствовать, но и знать, что ты чувствуешь. Секуляризация – процесс освобождения всех сфер жизни от церковных институтов и религии. Социально-исторический подход к пониманию сущности человека состоит в том, чтобы рассматривать человека в совокупности его социальных качеств. Пограничная ситуация – предельные жизненные обстоятельства, в которых находится человеческая личность. Характер – это ядро психосоциальных и наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Человек – это биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры. Человеческая природа – врожденные биологические свойства человека или биопсихическая конституция, близкая всем людям, универсальные характеристики человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов, специфические законы, обеспечивающие устойчивость жизненных сил и устремлений человека. Экзистенциализм – философия человеческого существования, отвечающая на вопросы: «Что такое человек?», «Что надо сделать, чтобы стать человеком?» (XIX в. – Кьёркегор; нач. XX в. – Шестов, Бердяев; середина XX в. – Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Сартр.) Экзистенция личности – это процесс самопроектирования, самоинтерграции, саморефлексии, возникающий в рамках общения «я» с «другим». |