основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии
Скачать 339.94 Kb.
|
Вопросы для самоконтроляНазовите основные периоды развития русской философии. Раскройте специфические черты русской философии. Сформулируйте основную смысложизненную проблему русской философии. Расскажите о древнерусской философии В учении Вл. Соловьева, в чем выражается противоречивость человеческого существа? Как решается проблема бытия человека в философии Ф. Достоевского и Л. Толстого? Как соотносится концепция свободы и концепция творчества в философии Н. Бердяева? Какова основная идея философии «русского космизма»? Объясните аргументацию идеи вечности жизни К. Циолковского? В чем заключается сущность философии «общего дела» Н. Федорова? Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:Своеобразие и основные этапы развития русской философии. Отношение Л.Н. Толстого к христианским заповедям. Проблема добра и зла в философии Ф.М. Достоевского. Учение Вл. Соловьева о любви. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Учение о Софии и цельном знании Вл. Соловьева. Теория ноосферы в русском космизме. Проблема человека в философии Н. Бердяева. Современные представления о роли человека в развитии мироздания. Вернадский о космической информации». Современный русский космизм об идее всепланетного единения. ГлоссарийПерсонализм – теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Космизм – широкое общественно-философское направление в России на рубеже XIX – XX вв., активно обсуждавшее проблему отношения человека и природы, отстаивающее ведущую и ответственную роль человека в развитии мироздания. Любовь – единение людей при сохранении свободы и индивидуальности каждого, главное условие самореализации. Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, общности, социально-психологические установки сознания, способы восприятия, единая манера чувствовать и думать. Введено как поправка отождествления сознания с разумом. Мораль – исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением. Ноосфера – это историческая ступень развития биосферы, создаваемой в результате научно-практической деятельности человека. Сфера разумно организованной деятельности человечества на основе гуманистических принципов. Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Нравственность – часто употребляется как синоним категории «мораль». (Наиболее распространено следующее различение: мораль – система внешних для личности общественных норм; нравственность – система внутренних норм отдельной личности). Теократия – форма правления, при которой власть находится в руках религиозного института и духовенства. Тесты для самоконтроля1.Предпосылки и начало становления русской философии не связаны: А) с осмыслением христианства; Б) с влиянием мировой философии; В) с развитием национального самосознания; Г) с отрицанием европейской культуры. Вера русской философии в особую роль русского народа как спасителя мировой истории – это: А) мессианизм; Б) персонализм; В) искушение; Г) революционность. Идею разумного эгоизма развивал в своей философии: А) А.И. Герцен; Б) Н.А. Добролюбов; В) Н.Г. Чернышевский; Г) В.Г. Белинский. Смысл философии Л.Н. Толстой видел в том, чтобы найти: А) истину человеческого существования; Б) научную истину; В) моральную истину и правду; Г) истину социального бытия. Философские мысли Ф.М. Достоевского развивали: А) гносеологию; Б) онтологию; В) антропологию; Г) теологию. В историософии Достоевского смысл «русского социализма» сформулирован как: А) атеистический социализм; Б) коммунизм; В) буржуазный индивидуализм; Г) христианское примирение народов. Для Н.Ф. Федорова главная движущая сила в преодолении несовершенства мира – это: А) эгоистический интерес; Б) всеобщий альтруизм; В) божественное провидение; Г) жизнь со всеми и для всех. Первопричину несовершенства социальности Н.Федоров видел: А) в частной собственности; Б) в непросвещенности масс; В) в людской разобщенности; Г) в памяти о прошлых поколениях. Смысл любви В. Соловьев видел: А) в спасении индивидуальности; Б) в продолжении рода; В) в бегстве от одиночества; Г) в удовольствии. Персонализм – это: А) экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога; Б) теистическое направление в философии, обращенное к теме человека, его природы, сущности, смысла человеческого существования; В) теистическое направление в философии, признающее Бога творцом мира. Г) направление в философии и науке, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования. Представителем русского персонализма является: А) Н.А. Бердяев; Б) П. Сорокин; В) Н.Ф. Федоров, Г) Вл. Соловьев. В философии персонализма противоречивость человеческого существа выражается в том, что: А) в качестве существа плотского человек связан с круговоротом эмпирической жизни, как существо духовное он связан с Богом; Б) оно постоянно развивается и страдает; В) человек зависит от природы и общества; Г) человек должен бездумного следовать повелению Бога. Человек для русских космистов – это: А) микрокосм (биологическое отражение макрокосма); Б) существо далеко не совершенное, находящееся в процессе роста, способное изменить окружающий мир и собственную природу; В) результат эволюции природы; Г) существо, созданное Богом. Преставителем русского космизма является: А) Н.А. Бердяев; Б) К.М. Тахтарев; В) Н.Ф. Федоров; Г) Вл. Соловьев. Ноосфера – это: А) все небесные миры; Б) специальная оболочка Земли, как бы наложенная на биосферу, в которой ведущую роль играют разумные, идеальные реальности; Б) оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; Г) Земля, вода, стратосфера. Рекомендуемая литература Основные источникиГубин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010. - 286 с. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с. Дополнительные источники1. Евлампиев И.И. - История русской метафизики в XIX-XX. - М.: Алетейя, 2000. - 414 с. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 с. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с. 3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с. Тема 22. Проблема смерти и бессмертия, свободы и ответственности личности в русской философииПлан изучения темы Жизнь и смерть как онтологическая проблема. Свобода и ответственность. Основное содержание темыЦель жизни - это мысленный ориентир, к которому устремляется деятельность человека. Если человек осознал направленность своей жизни, сознательно выстроил иерархию ценностей, осознал свои возможности в их реализации, значит, он обрел смысл жизни. Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, задачу, которая имеет общественную и личную ценность и реализуется в социальной деятельности. Представления о смысле жизни, складываются в процессе деятельности отдельного индивида и зависят от многих внутренних и внешних факторов. Основными внутренними факторами являются. 1) Особенности психической жизни человека. Поведение, деятельность и в, конечном итоге, судьба человека обусловлены такими структурными элементами, подсистемами, как инстинкты, темперамент, характер, конституция (телосложение), индивидуальный стиль эмоционального восприятия, половая принадлежность. 2) Рефлексия является одним из важнейших внутренних факторов формирования личностного самоопределения. 3) Возрастные особенности. В юности человек ставит перед собой одни цели одни, в зрелости и старости - другие. В качестве основных внешних факторов можно назвать следующие: 1) социальное положение человека; 2) образ жизни; 3) конкретная историческая ситуация; 4) воспитание, образование, жизненный опыт влияют на определенную иерархичность мотивов жизнедеятельности индивида. Суть различных учений о смысле жизни определяется различными подходами к решению этой сложной проблемы. Одними из основных концепций являются следующие: Аскетизм. Сторонники аскетизма видят смысл жизни в отречении от земных наслаждений, умерщвлении плоти ради искупления грехов. Гедонизм. Приверженцы философии гедонизма в качестве смысла жизни видят достижение максимальных наслаждений. Прагматизм. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. Утилитаризм. Апологеты утилитаризма считают, что смысл жизни человека – в достижении выгоды, пользы, успеха. Жить - значит из всего извлекать пользу. Эвдемонизм. Сторонники эвдемонизма утверждают в качестве высшей цели жизни - достижение счастья. Альтруизм. Смыслом жизни для альтруиста является бескорыстная забота о благополучии других. В ХХI в. подход к решению вопроса о смысле жизни лежит в русле материалистической традиции. Суть современного подхода заключается в тезисе «Смысл жизни – в самореализации». Отсутствие смысла жизни ввергает человека в состояние, названное австрийским психологом В. Э. Франклом (1905-1997) «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум - причина, порождающая в широких масштабах специфические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве. Подходы к философскому, научному осмыслению проблемы смерти обусловлены прежде всего рациональным осмыслением самой природы человека, его взаимоотношений с природой и обществом на конкретных этапах культурно-исторического развития. Выделяют три измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 1. Научный подход. Биологический подход к проблеме смерти тесно связан важным для естествознания XIX в. определением жизни, данным Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Во второй половине XX в. было предложено следующее определение: «Жизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся динамичными структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и накопления наследственной информации». Философское измерение проблемы, жизни, смерти и бессмертия связано с уяснениемспецификичеловеческойжизнии ее отличия от жизни всего живого. Выделяют несколько традиций в истории вопроса. 1. Жизнь человека принадлежит обществу. Эта концепция широко представлена античной философией. 2. Жизнь человека в руках Божьих. В эпоху смерть понимается и как наказание за грехи и как возможность спасения, т.е. возвращение человеку бессмертия. 3. Жизнь человека - это выбор самого человека (страх смерти игнорировался). Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия. 1) Первый вид бессмертия представляет собой гены потомства. 2) Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на его вечное сохранение. 3) Третий вид бессмертия - упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный круговорот материи. 4) Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. 5) Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания» («прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и в будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к вечности). Проблема смерти в современном обществе. Особое внимание в 21 в. привлекает эвтаназия – это осуществляемое медицинским работником осмысленноеускорениесмертитяжелобольногочеловека,обосновываемое,как правило, соображениями безнадежности его состояния и избавления его от страданий. Проблема эвтаназии является реально значимой для общества в целом, она явно выходит за пределы одной только одной медицины. Сегодня философские размышления о жизни и смерти, философские определения таких фундаментальных понятий, как «сущность человека», «жизнь» и «смерть», «смысл жизни», «моральный выбор», «гуманизм» и т.д. и т.п. оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины, здравоохранения. В настоящее время основными проблемами биоэтики являются: защита прав пациента; взаимоотношения с окружающей природой; аборт, контрацепция и новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение); проведение экспериментов над человеком и животных; манипуляция со стволовыми клетками; клонирование (терапевтическое и репродуктивное) и др. Свобода – это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Развитие свободы личности, по Ф. Достоевскому, всегда включает риск трагической ошибки, но на этот риск человек должен идти, если он хочет быть человеком. Через грех, преступление и страдание к нравственному очищению и подвигу. Итак, свобода воли, самосознание - это подлинная сущность человека у Достоевского. Отказаться от свободы, от самосознания - значит отказаться от своей личности. В философии Л.Н. Толстого освобождение человека представлена как «динамика» внутренней жизни. Она связана всецело сраскрытием в себе второго измерения и подчинением всех своих способностей и устремлений законам всеобщего разума. Истинное предназначение человека, которое пытается выразить Толстой, состоит в том, чтобы преодолеет в себе желание блага для себя и возвыситься до божественного принцип желания блага всему существующему. Процесс такого возвышения Толстой называет новым, духовным рождением человека. Изучая работы мыслителей мы должны признать, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в содержании понятия «свобода» содержатся одновременно и индивидуальные, и общественные требования. Проявление свободы требует определенного мужества, чтобы противостоять обществу и свободе другого человека. Вопросы для самоконтроляВ каком соотношении находятся понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Что отличает русскую философию от западной. 3. Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:Какие факторы влияют на представления индивида о смысле жизни? Расскажите о подходах к решению проблемы смысла жизни. Что является целью жизни с материалистических позиций? (либо наиболее общей целью жизни человека как такового). Назовите принципиальные условия современного решения проблемы смысла жизни. Каковы причины и последствия «экзистенциального вакуума» для человека? Как решается проблема жизни и смерти в религии? Расскажите о научном подходе к решению проблемы смерти. Какие пути обретения бессмертия вам известны? Почему проблема эвтаназии не может быть решена в рамках медицины? Расскажите об основных проблемах биоэтики. ГлоссарийАльтруизм – убеждение в том, что смыслом жизни является бескорыстная забота о благополучии других. Аскетизм – убеждение в том, что смыслом жизни является отречение от земных наслаждений, умерщвление плоти ради искупления грехов. Гедонизм – убеждение в том, что смысл жизни в достижении максимальных наслаждений. Мораль – исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением. Мотивация – совокупность факторов как источник, побуждающий человека к активности. Насилие – воздействие одного субъекта отношений на другого против желания последнего. Панбиологизм – принцип абсолютизации биологического фактора в развитии человека и игнорирование социального. Правда – этически окрашенная истина – понятие, отражающие личную заинтересованность говорящего субъекта в содержании истины. Прагматизм – усмотрение смысла жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства. Свобода – наличие осознанного самостоятельного выбора, подразумевающая готовность к ответственности за него. Смерть – конец жизни человека; духовная смерть – следствие потери духовных ценностей, смысла жизни. Мысль о себе по формуле: «Мне ничего не нужно»; социальная смерть – следствие потери (реальной или мнимой) своего места в обществе, жизнь по принципу: «Я никому не нужен, я ничего не могу»; биологическая смерть – завершение жизни организма человека. Смысл жизни – это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, задачу, которая имеет общественную и личную ценность и реализуется в социальной деятельности. Совесть – способность к нравственной самооценке. Стыд – отрицательная эмоциональная реакция человека на несоответствие поступка своим нравственным нормам. Танатология – раздел медицины, изучающий причины смерти, процесс умирания и пр. Утилитаризм – убеждение в том, что смысл жизни человека – в достижении выгоды, пользы, успеха. Эвтаназия – область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную, искусственно вызванную врачами смерть. Эвдемонизм – совокупность идей, признающих смысл жизни человека в поиске путей достижения счастья, в стремлении к счастью. Эгоизм – усмотрение смысла жизни в достижении блага для себя. Этика долга – утверждение того, что исполнение долга есть смысл жизни. Тесты для самоконтроляПринцип смысла жизни в целенаправленном получении пользы называют: А) эгоизмом; Б) прагматизмом; В) альтруизмом; Г) гедонизмом. Принцип усмотрения смысла жизни в отречении от материальных благ во имя духовного развития называют: А) альтруизмом; Б) аскетизмом; В) эвдемонизмом; Г) этикой долга. Смысл жизни – это: А) иерархия ценностей; Б) объяснение своей жизни, выделение в ней подлинного и мнимого; В) мысленный ориентир, к которому устремляется деятельность человека; Г) философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, задачу, которая имеет общественную и личную ценность и реализуется в социальной деятельности. К внешним факторам, влияющим на представления о смысле жизни, относятся: А) возрастные особенности; Б) образ жизни; В) темперамент, характер; Г) половая принадлежность. Найдите соответствия:
Проблема жизни и смерти решается в христианской религии как: А) освобождение от тягот мира; Б) смерти нет; В) путь к подлинной свободе, к грядущему воскресению; Г) воплощение в новом теле. С точки зрения науки, смерть определяется как: А) прекращение жизнедеятельности организма и наступление гибели индивидуума как обособленной живой системы; Б) гибель группы клеток; В) гибель части или целого органа; Г) длительное, последовательно развивающееся угасание основных жизненных отправлений организма. Клиническая смерть – это: А) необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях; Б) болезненное состояние организма при возможности полноценного восстановление жизненных функций; В) развивающееся угасание основных жизненных отправлений организма; Г) болезненное состояние организма, поражения жизненно важных органов. Почему проблема эвтаназии выходит за рамки медицины? А) страдания окружающих больного близких людей; Б) вопрос о моменте наступления смерти человека является вопросом философским, учитывающим социобиологическую сущность человека; В) человеческая жизнь неприкосновенна; Г) при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц. В широком смысле биоэтика – это: А) учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии; Б) социальный институт; В) понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем, относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему планеты; Г) комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, богословия, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Рекомендуемая литература Основные источникиГорелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией); Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. (Профессиональное образование); Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010. - 286 с Дополнительные источникиЕвлампиев И.И. - История русской метафизики в XIX-XX. - М.: Алетейя, 2000. - 414 с. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 с. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с. Тема 23,24. Человечество перед лицом глобальных проблемПлан изучения темы Историческая обусловленность происхождения понятия «глобальные проблемы». Особенности глобальных проблем. Основное содержание темыНовое время поверило в науку как главную движущую силу прогресса, сформулировало сверхцель общественного развития: освоение и преобразование общества, мира в целом. Именно из этого и выросла культура ХХ века. Воспроизводя культ разума, свободы, индивидуальности, она с неизбежностью засасывает человека в зависимость от техники, рациональности научных доказательств, материальной выгоды и экономически обусловленного престижа. Стремление реализовать действительно безграничные возможности человека привело к появлению. Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем, трудно разрешаемых для всего человечества в современную эпоху. Основные группы глобальных проблем: демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая, экологическая, проблемы мирного освоения космоса и использования Мирового океана, предотвращения ядерной войны, разоружения, голод, эпидемии природных стихии и др. Демографическая проблема связана с развитием и проблемами народонаселения – совокупности людей на Земле, распределенных по территориальным регионам и странам. Народонаселение – это субъект и объект жизненного развития, источник трудовых ресурсов, потребитель материальных и духовных благ, это поколения людей, это мужчины и женщины с их проблемами и радостями, целями, мечтами и возможностями. Т.Мальтус 18 в. Закон природы в его формулировке гласил, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться только в арифметической. При этом голод, эпидемии и войны Мальтус называл естественными методами решения проблемы нехватки жизненных ресурсов и призывал к особой социальной политике регулирования браков и рождаемости. Так было положено начало демографии как самостоятельной науке, которая на сегодня накопила большой опыт, но не разрешила многих проблем. Назовем некоторые из них: старение мирового сообщества, следовательно, уменьшение процента трудоспособного населения и необходимость воспроизводства их жизнеспособности силами работающей части населения; женщина все более вовлекается в активную социально-экономическую жизнь, при том что за не остаются обязанности материнства, проблема совмещения нескольких функций женщинами приобретает глобальные масштабы; неравномерность прироста народонаселения по территориям Земного шара, в последние десятилетия он происходит за счет стран Азии и Африки; неравномерность распределения трудовых ресурсов и их несоответствие количеству природных богатств на соответствующих территориях порождают продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы. Проблемавойныимира.Предотвращениеядернойвойны. За период с 3600 года до Н.Э. по конец ХХ века произошло 14550 больших и малых войн между государствами и классами, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Продовольственная проблема является частью проблемы демографической, одним из ее острейших проявлений. По данным ЮНЕСКО сегодня в Мире почти 600 млн. голодают и столько же недоедают. 30 – 40 млн. человек ежегодно умирают от голода, 32 голодных ребенка уходят из жизни каждую минуту. При этом подсчитано, что если снять со всемирного вооружения 4%, то это снимет проблему голода. Положение усугубляется нехваткойводныхресурсов.Если В 70-е годы ХХ в. вода в России поглощалось 16 м3, то сегодня – 40 м3. Продовольственная проблема тесно связана с энергетической и сырьевой. Если в 1950 году на душу мирового населения приходилось 0,24 га площадей. Пригодных под зерновые, и 5,4 кг удобрений, то уже в 1984 г. – соответственно 0,15га и 25,4 кг. Так что на каждого жителя планеты за 35 лет площадь под зерновые уменьшилась более, чем на треть. А масса удобрений возросла почти в 5 раз. Глобальный экологический кризис можно выразить двумя словами: загрязнение и истощение. Римский клуб – сообщество ученых, изучающих глобальные риски. Основные цели сообщества: 1. Создание «институтов согласия» для выработки конкретных целей и мер их выполнения, обязательств всех стран. 2. Работа должна носить международный характер и проводится под эгидой ООН. 3. Выработка коллективных мер должна проходить на основе развития науки и международного права. 4. Ведущими должны стать вопросы здоровья, просвещения, создания «экологической атмосферы» на основе формирования единого «экологического мышления». 5. Разработка необходимой эколого-экономической программы пока еще впереди. Но у человечества нет выбора, и такую программу необходимо выработать и воплотить. Вопросы для самоконтроляКакие проблемы мы называем глобальными? Какие проблемы вы считаете глобальными? Можно ли выделить основную глобальную проблему? Назовите основное противоречие эпохи, которое обусловило появление глобальных проблем. Охарактеризуйте состояние демографической проблемы. В чем суть глобальной энергетической проблемы? Раскройте содержание концепции коэволюции. Какие организации активно участвуют в решении глобальных проблем? Что вы узнали о футурологии? Раскройте содержание понятия «экологическая атмосфера» общества. Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:История развития взаимодействия человека и природы. Философия Просвещения об активной роли субъекта познания. Общество и природа. мире. Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Концепция коэволюции. Проблема Мирового океана. Экономическое и культурное неравенство народов в современном Проблема Север-Юг. Пути предотвращения мировой войны. Перспективы глобализации (плюсы и минусы). ГлоссарийВойна – продолжение политики насильственными мерами. Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. Депопуляция – уменьшение абсолютной численности населения. Коэволюция – процесс устойчивого развития природы во взаимодействии с обществом. Ойкуменические процессы - объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора (форма организованного насилия). Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Футурология – совокупность представлений о будущем человечества. Тесты для самоконтроляКризис, переживаемый современным человечеством: А) вызван буржуазным, потребительским устройством общества; Б) это субъективное ощущение людей, испытывающих материальные затруднения в жизни; В) связан с хронологическим обстоятельством, особым временным рубежом («конец века», «конец тысячелетия»); Г) обусловлен объективными, новыми явлениями планетарного масштаба и нерациональной деятельностью человека. Характерная черта глобальных проблем современности: А) наличие теснейшей взаимосвязи, взаимовлияния между ними; Б) они одинаково проявляются во всех странах мира; В) они не взаимосвязаны, существуют раздельно; Г) касаются, прежде всего, развивающихся стран. Какое из положений является верным: А) глобальные проблемы современности принципиально неразрешимы, а потому и нет необходимости предпринимать какие-либо меры: Б) глобальные проблемы разрешатся естественным путем, без вмешательства людей; В) оптимальным является путь обособленного, раздельного рассмотрения и решения таких проблем; Г) для решения глобальных проблем требуется системный подход и скоординированные усилия субъектов мирового сообщества – народов, государств, общественных объединений. Концепция «пределов роста» – это концепция о необходимости: А) Остановить рост народонаселения; Б) Остановить рост загрязнения окружающей среды; В) Остановить рост промышленного производства; Г) Остановить рост военных расходов. Общественный прогресс есть такое развитие общество, которое направлено: А) на создание условий для достойной жизни человека; Б) на обеспечение дальнейшего существования человечества; В) на ускорение научного и технического развития; Г) на резкое и эффективное повышение производительности труда. Какой путь выхода из экологического кризиса считается сегодня наиболее оптимальным? А) изменение технологий производства; Б) заключение договоров между государствами; В) финансовые санкции; Г) экологическое воспитание. Футурология – это: А) концепция о планетарных проблемах в их исторической определенности; Б) наука о путях и способах решения глобальных проблем; В) система представлений о будущем человечества; Г) совокупность концепций о причинах и источниках глобальных проблем. Теория коэволюции означает: А) совместное взаимосогласованное развитие природы и человека Б) совместное развитие Востока и Запада В) взаимодействие индивида и общества Г) современная теория эволюции. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется: А) народом; Б) нацией; В) этносом; Г) массой. Современная футурология анализирует перспективы: А) введения мировой валюты; Б) сближения мировых религий; В) формирования свободной человеческой личности; Г) технологической революции. Понятие «глобальные проблемы» появилось: А) во второй половине 20 в.; Б) в конце 19 в.; В) в конце 18 в.; Г) в конце 20 в. 12.Экология – это наука: А) о природе; Б) о земле; В) о взаимоотношениях природы и общества; Г) о человеке. 13. К проблемам биоэтики человека не относится: А) клонирование; Б) эвтаназия; В) тунеядство; Г) эксперимент на человеке. 14.Отчуждение человека от природы привело к возникновению: А) персонификации природы, Б) тотемизма, В) анимизма, Г) технизированного мира. 15. Организация, объединяющая ученых мира в поиске решения глобальных проблем: А) ООН; Б) ЕЭС; В) Римский клуб; Г) ЮНЕСКО. Рекомендуемая литература Основные источникиГубин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010. - 286 с. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с. Дополнительные источникиМоисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 351 с. Турчин А., Батин М. Футурология. XXI век: Бессмертие или глобальная катастрофа», - М.: Бином, 2012. – 286 с. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Философия: курс лекций. - М.: Экзамен, 2006. - 383 с. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – 48 с. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Международные отношения, 2002. – 238 с. Семинарские занятия План семинарского занятия № 1Европейская философия и её история Контрольные вопросы Предмет и метод философии. Философия в контексте культуры: сущность и роль мифического, религиозного, научного мировоззрений; объект и методы философии; специфика философии как формы общественного сознания; роль философии в жизни человека и общества, основные разделы философии, категории и понятия философии их мировоззренческое и познавательное значение. Философия науки: понятие науки, этапы развития науки, классификация науки, парадигма научного знания, сциентизм и антисциентизм. Античная философия: общая характеристика античной натурфилософии; зарождение философской мысли – мудрость Античности как путь от мифа к Логосу; материализм Милетской школы; атомизм Демокрита; диалектика Гераклита; этический рационализм Сократа; учение об «Идеях» Платона; «Метафизика» Аристотеля. Теоцентризм философии средних веков: Ориген – первый толкователь Библии; проблема свободы выбора; положение человека в средневековой картине мира; Августин о соотношении веры и разума, религии и науки; Ф. Аквинский – систематизатор схоластики. Вклад эпохи Возрождения в развитие европейской мысли: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм; творчество, новаторство, научные открытия как основа новой картины мира. Философия XVII в.: индуктивный метод эмпиризма Ф. Бэкона; дедукция рационализма Р. Декарта как становление классического типа философии. Просветительский характер западноевропейской философии XVIII в.: идеи Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. Юма, М. Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Л. Ламетри, И. Гердера и др. Основы философского учения о бытии: категория бытия в истории философии; структура бытия, проблема иерархии типов реальности, бытие и мышление; диалектический материализм о бытии; актуализация проблемы бытия в ХХ в.; отношение к бытию в разных картинах мира (научное, религиозной, философской). Философское понятие материи: понятие материи в истории философии; диалектико-материалистическое учение о материи; строение материи; атрибуты материи (движение, пространство, время). Темы для углубленного изучения (эссе)Философия – любовь к мудрости или наука? Платон об обществе и государстве. Конфуцианство и даосизм: загадка сосуществования. Противоречие метода и системы в философии Гегеля. Дилемма рационализма и эмпиризма в философии нового времени. Трансформация основного вопроса философии в истории. Творчество как истинная форма существования в эпоху Возрождения. Поиски и сомнения схоластики Средних веков. Внутренняя диалектика позитивизма как самопознание философии. Сознание как основа морально-психологических состояний. Естественнонаучные основы теории о сознании. Единство языка и сознания. Магия слова. Диалектика сознательного и бессознательного. Проблема «Я» и сознания в философии Нового времени. Проблема бессознательного как результат развития сознания. Проблема соотношения знания и понимания. Сущность и специфика методологии и методов научного познания. Проблемы моделирования некоторых функций сознания в кибернетических системах. Использование компьютерных технологий в различных сферах жизнедеятельности. Истина социального бытия. Роль философии в научном познании. Диалектика как философский метод познания. Семинарское занятие 2. Человек и общество Контрольные вопросыСознание как философская проблема: проблема сознания в истории философии: от анимизма древности до современной феноменологии; общество, труд, язык как предпосылки и условия возникновения сознания; сознание, самосознание, свобода; сознательное и бессознательное; структура и признаки сознания; функции сознания, его роль в научно-техническом творчестве и военном деле Общие философские проблемы познания: сущность процесса познания: чувственная ступень познания; рациональная ступень познания; практика и ее роль в познании; особенности военной практики; теоретическое и обыденное познание. Истина как результат познания: истина как процесс, абсолютность и относительность истины; конкретность истины, объективность, субъективность истины; истина, ложь, заблуждение, правда; проблема критерия истины. Общество как социокультурная система: общество как условие и продукт деятельности людей: основные сферы общества; структура общества, принципы классификации; общество и природа; географическая среда и народонаселение; элементы духовной жизни. Современная философская антропология - общая характеристика, основные проблемы: проблема антропогенеза; сущность и существование; биологическое и социальное; сознательное и бессознательное. Проблема личности в философии: философское понятие личности, условия формирования и признаки зрелости личностного развития; смерть и бессмертие – обзор разных точек зрения; «право на смерть»: варианты решения (подвиг, суицид, эвтаназия). Основные вехи развития философии в России XIX в.: философия П.Я. Чаадаева как начало самостоятельного философского творчества в России; славянофильство (А.С. Хомяков), почвенники (Ф.М. Достоевский); западники (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); общая характеристика русского космизма (К.Э. Циолковский, В.И. Вернандский). Основные идеи неклассической философии: волюнтаризм Шопенгауэра и его развитие в иррационализме Ф. Ницше; герменевтика В. Дильтея, А. Бергсона, Х. Г. Гадамера, П. Рикера; философия психоанализа; экзистенциализм XX в. – К. Ясперс; М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр; сциентизм и антисциентизм; постмодернизм как философия языка и философия науки. Культура и цивилизация: понятие «цивилизация», понятие «культура», типы культуры, модели исторического развития (линейная, циклическая, спиралевидная, ковариантная). Глобальные проблемы человечества.Проблемы для углубленного изучения темы (эссе) Общество как самоорганизующаяся система: синергетическая кон- цепция социального развития. Проблемы социального прогресса. Мировой порядок XXI века. Проблема глобализации. Диалектика взаимодействия личности и общества. Искусство как форма общественного сознания. Ваш любимый писа- тель, художник, поэт – его мировоззрение и черты творчества. Проблема смысла жизни в религиозно-философских исканиях русских мыслителей (по выбору: Е. Трубецкой, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк). П. Флоренский о вере и любви в духовной практике и развитии личности. Роль любви в развитии личностных качеств человека. Роль биоэтики в современном обществе. |