основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии
Скачать 339.94 Kb.
|
Тема 20, 21 Особенности русской философииПлан изучения темы Особенности развития философской мысли в России, её ведущие представители, основные, объединяющие идеи. Общая характеристика русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. Основное содержание темыРусская философия («русская идея») развивалась в сотворчестве, но и в определенной «оппозиции» к философии Запада. Противопоставили идеалу потребительства идею целостности,идею всеединства.Разум, логика составляют существенную черту человеческою духа, но не исчерпывают его. Начальный период становления русской философии XI–XVII вв. - древнерусская философия. Ее особенности - отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды: 1) XI–XIV вв. процесс формирования древнерусской философии; 2) XV–XVI вв. эпоха ее расцвета; 3) XVII в. – начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским. Основными особенностями русской философии. 1) С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации. 2) Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Философское знание выполняло не только мировоззренческую функцию, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности мыслей и поступков людей. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьма. Уже в сочинении первого древнерусского философа киевского митрополита Илариона (XI в.) «Слово о Законе и Благодати...» содержит глубокие размышления о судьбе России, о большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного «света». Набором правил практической философии является «Поучение» князя ВладимираМономаха(XII в.), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов. В начале XVI в. монах Филофей изложил теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что высшим призванием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Всемирная история в этой теории наполняется мистическим и провиденицалистскимсмыслом. Следующий этап русской философии связан с возникновением философских систем. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Еще одна особенность, тесно связанная с вышеназванными, сопряжена с развитием естествознания и техники. Она заключается в возникновении русскогокосмизма – оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным. Н. Федорова мучают два вопроса: людская разобщенность, господство частной собственности и индивидуализма и память о тех, кто ушел из жизни, невозможность забыть их. Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важножитьнедлясебяилидлядругих,а «со всеми и для всех». Нужно достигнуть всеобщего братства в мире посредством любви. Для Федорова, чтобы победить все несовершенство и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла и самой безнравственной силы. «Общее дело» всех и каждого как раз и заключается в преодолении смерти и во «всеобщем спасении». С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники и регулирования природы и социальной среды. Достижение бессмертия, по мнению Федорова, приведет ко всеобщему братству людей в космическом масштабе. В.С. Соловьев (XVIII в.) стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Соловьев утверждает нерасторжимую связь поколений как опору нравственности. Основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики является, по его мнению, «нерасторжимая связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех». Высшее проявление нравственности - любовь. Смысл человеческой любви, по Соловьеву, в оправдании и спасении индивидуальности через отказ от эгоизма. Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы стать на путь высшей, божественной любви. Человек, ставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». Таким образом, философия нравственности переходит в философию любви, а философия любви в философию всеединства, ибо в приобщении к нему и состоит высший смысл любви. Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным, ренессансом начала XX в. Происходит сближение философии с русской культурой и прежде всего с литературой (В. Розанова, Д. Мережковского, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Эрна, Вяч. Иванове, С. Трубецкого и др.). В центре творчества Н.А. Бердяева (XIX в.) находится проблема человека. Человек есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью. Богом. Другая – с необходимостью, природой, материей. Свобода человека – это его сущность, связанная с его духом, это его «внутренняя творческая энергия». Она не только важнее справедливости, но и самой жизни. Речь, таким образом, идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни человека – между бесконечным и конечным в нем, между духом и природой, между творчеством и смертью. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования. |