Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 14. Природа человека и смысл его существования. План изучения темы

  • «человек»

  • «индивидуальность»

  • Личность

  • Аристотель

  • Э. Уилсон

  • Темперамент

  • основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии


    Скачать 339.94 Kb.
    НазваниеПрограмма курса дисциплины Основы философии
    Дата11.02.2022
    Размер339.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаосновы_философии.docx
    ТипПрограмма курса
    #358495
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

    Рекомендуемая литература Основные источники


    1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

    «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

    1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

    2. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.



    Дополнительные источники


    1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 337 с.

    2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с.

    3.Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

    4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

    Модуль 2. Человек и общество



    Тема 14. Природа человека и смысл его существования.
    План изучения темы

    1. Предмет философской антропологии.

    2. Философское осмысление природы человека.



    Основное содержание темы


    Философская антропология – это философское учение о природе, сущности и предназначении человека. Предметом философской антропологии является система знаний о человеке. Проблема человека стала обсуждаться в философии с ее возникновения.

    В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду, человек предстает как существо биологическое и социальное. Индивид - это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Индивид - это всегда «один из». Это всегда самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что человек является природной особью. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека как целого на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода, неделимый и конечный.

    Каждый индивид обладает индивидуальностью. В понятии

    «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности. Личность, с философской точки зрения, - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений. Личность – это совокупность социальных черт или качеств человека, проявляющихся в его социальной деятельности. В современной философии под природой человека понимают «врожденные биологические свойства человека, или биопсихическую конституцию, близкую

    всем людям. Природа человека – это универсальные характеристики человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов».

    Соотношение естественного (природно-биологического) и общественного (социального) в человеке представляет собой проблему, решение которой всегда вызывало споры в философии XIX-ХХ веков. В частности, она выступала в форме дилеммы биологического либо социологического подходов к трактовке человеческой природы. Впервые поставил проблему соотношения биологического и социального в человеке Аристотель, которому принадлежит мысль: человек есть «политическое животное», т. е. человек есть существо социальное. Природой человек предназначен обществу. По мысли Аристотеля, кто живет вне государства, тот неразвит в нравственном отношении.

    Социологический подход к человеку и его природе представлен в концепциях, где человек рассматривается в контексте более широких общественных связей, продуктом которых он выступает; человеческая природа формируется обществом и меняется в ходе истории (К.Маркс,О.Конти др.). В К. Маркс определяет человека как «совокупность общественных отношений». В данном определении обращается внимание на социальные и духовные качества человека, формирующиеся в ходе его участия в социальной жизни.

    Наряду с социальным подходом не менее активно развивается биологический подход, представленный в современной философии, в частности, биологическим детерминизмом (Э. Уилсон, К. Лоренц, З.Фрейд).

    В современной научной литературе человек понимается как биосоциальное существо, представляющее собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Данный

    «биосоциальный» подход предполагает, что структурными элементами, подсистемами и процессами, от особенностей которых зависит поведение, деятельность и, в конечном итоге судьба человека являются следующие:

    1. Доминирующий инстинкт и другие инстинкты. Инстинкт – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохраненияипродолжениярода,отношенияксебеидругим,включающаяв себя индивидуальный стиль адаптации и первичную социализацию человека. 2. Темперамент это система врожденных особенностей поведения человека, формы его реактивности (реагирования) на воздействие среды. 3. Характер этоядропсихосоциальныхинаиболееустойчивыхирезковыраженныхсвойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Характер представляет собой органическое единство биологического и социального. 4. Конституция (телосложение). 5. Доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования). 6. Половая принадлежность.

    1. Интеллектуальные способности. 8. Иерархия потребностей, ценностей, установок. 9. Наличие в той или иной мере осознанной цели и смысла жизни. Из всех названных элементов ведущая роль принадлежит инстинктам, темпераменту и характеру. Они составляют ядро природы человека.



    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта