основы_философии. Программа курса дисциплины Основы философии
Скачать 339.94 Kb.
|
Тема 4. Философия науки.План изучения темы Сущность и типология науки Структура, уровни и методы научного познания Основное содержание темыНаука есть особый вид познавательной и практической деятельности человека, направленной на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Научное познание значительно отличается от познания обыденного, мифологического или религиозного. Оно ориентировано на достижение объективной истины, которая должна быть достоверна, экспериментально и рационально обоснована. Система науки включает четыре крупных междисциплинарных комплекса: учение о природе – естественные науки (естествознание); учение о технике – технические науки (технознание); учение об обществе – общественные науки (обществоведение); учение о человеке – гуманитарные науки (человековедение). Науку принято дифференцировать на фундаментальную и прикладную. Наука явление историческое, т.е. она возникла на определенном этапе развития общества. В основе периодизации науки лежат открытия в области физики как самой фундаментальной науки. Первый этап – преднаука (вплоть до 16 в.) Древние цивилизации накапливали материал и опыт познания для будущей науки, исходя, прежде всего из практики сегодняшнего дня. В Античности преобладало умозрение, накапливался опыт логических рассуждений о мире и себе в нем. В Средние века человек параллельно развивал способность к умозрению через теологию. Второй этап – классическая наука (XVII-XVIII вв). Происходит специализация наук. Наука стала самодостаточной частью жизни общества и потребовала его внимания. Наукой занялось государство, превратив её в социальный институт. Ученый стал официальной профессией, с высоким социальным статусом и постоянным, гарантированным материальным доходом. Третий этап – неоклассическая наука (первая половина ХХ в.). Четвертый период – постклассическая наука (вторая половина ХХ в.). Остро встал вопрос о конечной цели получаемого знания. Каждая из стадий развития науки имеет свою парадигму – совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых познается действительность. Так, для современного периода развития науки характерна парадигма становления и самоорганизации – синергийная парадигма. Противоположности и сложности развития научного знания породили две позиции в его оценке: сциентизм и антисциентизм. Вопросы для самоконтроляДайте определение понятия «наука». Расскажите о формах бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры). Назовите критерии научности. Какие классификации науки вы знаете? Какие периоды в развитии науки вы можете назвать? 6.Расскажите о возникновении дисциплинарно организованной науки Философия и наука. Какова роль и значение научного сообщества? Какие аргументы выдвигают сторонники сциентизма в защиту своей точки зрения на науку? Наука и обыденное познание. Также возможны следующие и другие темы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из темы семинара и интересов студента:Роль науки в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Идеалы и нормы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Наука и этика. Проблема классификации наук. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Идея развития в современной науке. Проблема взаимосвязи науки и техники. Наука и искусство. ГлоссарийАнтисциентизм – позиция по отношению к науке, утверждающая вненаучные формы и способы постижения действительности. Гипотеза - это научное предположение, основанное на определенных фактах или теоретических положениях. Наука – а) социальный институт: коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе; б) форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство. Научный закон есть определенная устойчивая, повторяющаяся связь явлений или процессов. Парадигма – изначальная установочная система взглядов, на основе которой развиваются все формы общественного и индивидуального сознания. Парадигма научная – это признанные всеми научные достижения, которые определяют модели постановки научных проблем и способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения задач. Синергетика – современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости. Сциентизм – позиция по отношению к науке, утверждающая, что наука в будущем не просто станет доминировать, но поглотит все другие сферы духовной культуры. Тесты для самоконтроляЧем отличается философия от науки? Ваши варианты ответов: А) она не имеет четко обозначенного предмета исследования; Б) она не доказывает своих выводов; В) она не изучает мир в частностях, ее интересует его целостность; Г) она не оперирует точными понятиями. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется: А) провиденциализм; Б) эмпиризм; В) сциентизм; Г) рационализм. Укажите правильное, на Ваш взгляд, суждение: А) научные законы – порождения человеческого разума; Б) связи, научные законы придуманы, изобретены искусственно; В) связи, научные законы существуют в самом объективном мире. Г) научные законы предписываются действительности самим человеком. Антисциентизм – это: А) позиция по отношению к науке, утверждающая вненаучные формы и способы постижения действительности; Б) позиция по отношению к науке, утверждающая научные формы и способы постижения действительности; В) критическая позиция по отношению к философии, отрицающая ее возможности познания мира; Г) позиция по отношению к науке, ограничивающая ее возможности. 5.Чем отличается философия от науки? Ваши варианты ответов: А) она не имеет четко обозначенного предмета исследования; Б) она не доказывает своих выводов; В) она не изучает мир в частностях, ее интересует его целостность; Г) она не оперирует точными понятиями. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется: А) провиденциализм; Б) эмпиризм; В) сциентизм; Г) рационализм. Наука как социальный институт складывается: А) в ХХ в.; Б) в VI-V вв.; В) на заре человечества; Г) в XVII-XVIII вв. Высшим научным учреждением в России является: А) НИИ; Б) МГУ; В) РАН; Г) РАСХН. Социальная функция науки направлена на: А) исследование проблемы истины; Б) решение глобальных проблем современности; В) разработку планов социального и экономического развития; Г) формулировку гипотез об общих тенденциях развития общества. 10.К основным критериям научности относятся: А) проверяемость; Б) спонтанность; В) уникальность; Г) обоснованность. 11. Коллектив исследователей, объединенный общей исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемый выдающимся ученым, называется: А) нацией; Б) научной школой; В) стратой; Г) классом. 12.Основными делениями наук по классификации видов знания Ф. Бэкона былиинауки: А) светоносные; Б) пойетические; В) социальные; Г) плодоносные. 13.Какое из определений философии наиболее полное и правильное? A) философия – это логика языка науки; Б) философия – это наука наук; В) философия – это система наиболее общих понятий о мире, теоретической основе мировоззрения; Г) философия – это наука о сущем. Теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; стиль мышления ученых данной эпохи называется: А) концепцией; Б) парадигмой; В) интерполяцией; Г) научной картиной мира. Форма познавательной деятельности, возникающая в виде альтернативы науке, несоответствующая общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, называется: А) мифология; Б) паранаука; В) искусство; Г) лженаука. Рекомендуемая литература Основные источникиГорелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией). Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010. - 286 с. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с. Дополнительные источникиБалашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с. Вальяно, Михаил Васильевич. История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Вальяно ; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. - 208 с. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с. Лебедев, Сергей Александрович. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический Проект, 2008. – 692 с. Тема 5,6. Представления о бытии в античной философии.План изучения темы Понятие «картина мира» Древнегреческие натурфилософы о первоначалах мира. Платоновская система бытия. Учение Аристотеля о материи и форме. Основное содержание темыНаучная картина мира – это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дисциплин. Картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Картина мира обладает следующими характеристиками: 1) целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений; 2) представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире; 3) имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов. Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности. Картина мира - сложная целостность, включающая три главных компонента - мировосприятие, мировоззрение, и мироощущение. Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п. Мировоззрение – это концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные элементы картины мира представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития. Мироощущениепредставляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий. Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов объяснения мира. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение и, в конечном счёте, - новую картину мира. Картина мира в эпоху античности. Древнегреческие натурфилософы о первоначалах мира. Натурфилософия – это философия природы. Понимание мира строилось на простых наблюдениях за природой. Мыслители пришли к выводу, что в мире мало что меняется: в нем меняются события, но процессы остаются теми же. Жизнь природы и общества осуществляется в виде круговорота. Стоит взять в этом круговороте какую-нибудь точку отсчета и мы получим постоянное возвращение к первоначалу. Признавая одно первоначало, материалисты создали своеобразный способ рассмотрения мира – монизм, который исходит из признания одного первоначала многообразных явлений мира. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит считали, что началом мира была стихия (вода, воздух, огонь, апейрон). Стихийные материалисты (натурфилософы) наделяли первоначало следующими свойствами: 1) вечность первоначала – бесконечность его существования во времени; 2) неизменность и непроницаемость (стихии как простые первоначала не могут быть проще); 3) способность к движению (движение понимается как способность менять форму при сохранении содержания); 4) движение есть самодвижение, возникающее через борьбу противоположностей; 5) антопоморфность. Атомистическое учение Демокрита. Первоначалом мира считал атом (первокирпичик бытия). Есть атом – бытие и пустота – небытие. Демокрит переходит к дуализму – учению о двух первоначалах мира. Характеристиками атома, по Демокриту, являются: 1) неделимость; 2) непроницаемость; 3) способность к движению; 4) источником движения являются противоборствующие силы притяжения и отталкивания. Движение и гибель мира происходит по следующей схеме. Атомы носятся в пустоте, стакиваются – так происходят тела. Когда притяжение ослабевает, - тела распадаются и гибнут. Учение Демокрита означало переход от непосредственных наблюдений за природой к умозрительным построениям о невидимых атомах, т.е. от конкретного к универсальному. Родоначальником идеализма считают Пифагора. Первоначалом мира считал число – единицу. Парменид (VI в.д.н.э.) плагает, что любое конкретное первоначало ограничивает пределы мира. По Пармениду, бытие обладает следующими характеристиками, оно: 1) едино и неделимо; 2) неподвижно; 3) присутствует везде; 4) вечно. Сократ (V в.д.н.э.) переориентировал философию с вопросов внешнего бытия на вопросы внутреннего человеческого бытия. Платон – ученик Сократа – создал развернутую систему идеализма. Ввел в философию понятие «материя» для обозначения некоего первоначала, из которого состоят все вещи. Материя – это вся природа в целом. Бытие мира у Платона трехчленно: 1) мир эйдосов (идей) подлинное бытие; 2) мир людей (кажущееся бытие); 3) материя (небытие) как материал, из которого создается весь мир. Характеристики мира идей: 1) он постоянен; 2) вечен; 3) активен; 3) находится в постоянном движении, чтобы соприкасаться с материей, из которой создаются вещи. Ученик Платона – Аристотель вводит в философию понятие «первоматерия», т.е. первая материя, которая является началом мира. В мире есть два начала: материя и форма. Материя может существовать только в какой-ибо форме. Форма может существовать без материи. Следовательно, форма является бытием. Форма предшествует материи. Аристотель вводит в космос форму, которую называет Перводвигателем, иногда Богом. Это чистый бестелесный ум, активная сила, которая подталкивает мир к развертыванию материи в цепочку различных форм. Вопросы для самоконтроляРаскройте смысл понятия «бытие». Раскройте основные черты античной натурфилософии. Мудрость Античности как путь от мифа к Логосу. Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода. Расскажите об основных философских школах раннего (досократовского) периода. Материализм Милетской школы. Атомизм Демокрита. Диалектика Гераклита. Пифагор как родоначальник идеализма. Раскройте содержание и смысл мифа о пещере Платона. Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:Космоцентризм как основная философская парадигма античного периода. Наивный материализм и диалектика раннего периода античной философии. Расскажите о главных проблемах ранней греческой философии. Этический рационализм Сократа. Учение об «Идеях» Платона. «Метафизика» Аристотеля. Расскажите об античной космологии. Раскройте смысл понятия «логос». Как определяется движение в натурфилософии? Как решает проблему бытия Парменид? |