Главная страница

Александр САВЕНКОВ. Программа "Одаренный ребенок в массовой школе"


Скачать 118.47 Kb.
НазваниеПрограмма "Одаренный ребенок в массовой школе"
Дата30.03.2023
Размер118.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАлександр САВЕНКОВ.docx
ТипПрограмма
#1025423
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Александр САВЕНКОВ

Программа "Одаренный ребенок в массовой школе"

Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. Хотя, по давней традиции, проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.

Александр САВЕНКОВ считает, что обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды "нормальных" сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его "нормальных" одноклассников.

О том, как это сделать, расскажет серия статей под общим названием – "Одаренные дети в массовой школе".

Раздел 1. Пояснительная записка
Цель и задачи
Представленный материал ориентирован на то, чтобы методические и психологические службы начальных школ (прогимназий и др.) могли выстроить собственную образовательную программу таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс.
Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников.

Общая характеристика содержания программы
Программа содержит простой алгоритм действий педагогов, практических психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода и ни в коем случае не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала структурировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая, базовая, проблема – концепция одаренности. Очевидно, что без ответа на вопрос о том, какое психическое явление следует считать одаренностью, невозможны поиски решений прикладных проблем. Концепция одаренности дает общий ответ на вопросы о том, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным. Это позволяет создать общую схему выявления детской одаренности в образовательном учреждении и разработать методический инструментарий для практического решения этих задач. В свою очередь, решение этих по традиции психологических задач создает почву для решения проблем сугубо педагогических. Это прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Описанный выше алгоритм, по которому выстроено содержание программы, более наглядно представлен на схеме.

Схема.
Программа разрабатывалась и проходила проверку в условиях эмпирического исследования в государственных образовательных учреждениях города Москвы:
прогимназия №1611, директор – заслуженный педагог РФ Е.В. Каминская;
начальная школа – детский сад №1669, директор – заслуженный педагог РФ Л.В. Лисогорова;
прогимназия №1882, директор – заслуженный педагог РФ Е.В. Пелих.
В структуру программы входят следующие разделы:
Введение.

Раздел 1. Пояснительная записка.

Раздел 2. Концепция одаренности и цели образования.

Раздел 3. Система диагностики детской одаренности в дошкольном учреждении.

Раздел 4. Обогащение содержания образования.

Раздел 5. Формы организации образовательной деятельности.

Раздел 6. Методы, методики, технологии образовательной деятельности.

Раздел 2. Концепция одаренности и цели образования

Детская одаренность и цели образования
Всякая педагогическая работа начинается с постановки цели. Поэтому нам следует определить свои педагогические ориентиры. Чем яснее мы себе представляем цель, тем больше шансов ее достичь. Но при этом все же следует понимать, что нашим поведением и нашей деятельностью, часто руководят целевые установки и мотивы, которые нами не осознаются и мы не можем их выразить словесно. Они живут в нас где-то на уровне подсознания, там, где не все может быть выражено словами. Но они действенны и существенно влияют на то, что мы делаем.
Поэтому, определяя цель обучения и развития, надо стремиться не столько к ее полному осознанию и словесному оформлению, сколько к собственному включению в процесс ее понимания. Это значит, что, определив ее для себя в наиболее общем виде, нам надо постоянно ее корректировать в ходе своей деятельности.
Определение своих педагогических целей начнем с уточнения представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Начнем с основных терминов.

"Одаренные дети" и "детская одаренность"
Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что этот подход справедлив и оправдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает без меры, не скупясь, а кого-то "обходит стороной".
Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании слов "одаренность" и "дети". Поменяем их местами, и перед нами уже не просто новое словосочетание – "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле "одаренность" предстает уже не как исключительность, а как "потенциал", "дар природы", имеющийся у каждого.
Итак, вывод: человек способен мыслить творчески, и вне всякого сомнения, что это чудеснейший из даров. Подчеркнем, что "даром" этим отмечен каждый. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Обычно одаренностью называют – генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный компонент – "дар" – в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.
Однако сразу оговоримся, что это "статический" взгляд на одаренность. Реально она всегда существует лишь в динамике, то есть в постоянном развитии. Вся психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов.
Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить "природный дар" в выдающийся талант.

Одаренность "общая" и "специальная"
Одним из важнейших является вопрос о том, существует ли так называемая "общая одаренность", как "универсальная способность" (способность ко всему), или дар всегда узконаправлен и проявляется только в одной или нескольких сферах.
Большинство ученых традиционно склоняются к тому, что одаренность – суммарное, общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика свидетельствует, что выдающиеся, одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях. В структуре психики есть некие "общие свойства, характеристики", которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе – большая редкость.
Давайте рассмотрим эту проблему, применив популярный в биологии научный прием – "метод модельных систем". Природа, как известно, строит свои системы по общим законам, часто используя одни и те же алгоритмы развития. Нам в качестве такой "модельной системы" послужит живое дерево.
Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Из корня вырастает общий ствол, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каков корень, а также от влияния многих внешних условий. Ствол дерева – это в нашем случае и есть аналог тех самых "общих способностей" или "общей одаренности". Той самой универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" – частные проявления одаренности.
От ствола идут сначала крупные ветви, они, в свою очередь, делятся на ветви поменьше, те, в свою очередь, еще и еще... Представим себе, например, ветвь – "художественная одаренность". Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности различны. Но при этом они имеют много общего. Это общее мы обычно и объединяем словами "художественная одаренность", "художественные способности". И подобно тому как из большой ветви вырастают ветви поменьше, так из "общих художественных способностей" вырастают изобразительные, музыкальные, артистические и др. Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей писание стихов, для музыкантов – занятия живописью, для писателей иллюстрирование своих произведений.
Чем больше у человека этих частных способностей – "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности, тем воображаемое дерево выглядит более органичным.
Вопрос об "общей" и "специальной одаренности" имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

"Актуальная" и "потенциальная" одаренность
Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".
Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.
Не менее часто бывает и наоборот: те, кто не проявил себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается не востребованным и не замеченным окружающими.

Концептуальные модели одаренности
В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е.Гонг, В.Н. Дружинин, К.Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж.Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж. Стренберг, А.Танненбаум, Дж.Фельдхаусен, Дж.Фримен, К.А. Хеллер, М.А.Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева

и др.). Эти научные изыскания при всей своей явно выраженной теоретической природе призваны активно влиять на образовательную практику.
К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
Эта концепция весьма популярна и активно используется для разработки прикладных проблем. Раскрывая довольно подробно суть одаренности как природного явления, Дж.Рензулли определенно указывает направления педагогической работы по ее развитию. Примечательно, что в названии термин "одаренность" заменен на термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных. Рассмотрим более подробно основные составляющие модели Дж.Рензулли.
Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос: "Зачем это нужно ребенку?"
При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, одна из распространенных классификаций мотивов учения.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом:
"мотивация содержанием" – мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);
"мотивация процессом" – мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:
"Широкие социальные мотивы"
а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);

б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
"Мотивы избегания неприятностей" – учение на основе принуждения, страха быть "наказанным" и т. п.
Данная классификация, как и любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.
Каждому ребенку свойственны чувства долга и ответственности, стремления к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересны содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.
Но следует говорить не о наличии или отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.
В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием.
Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик одаренности (Дж.Рензулли, П.Торренс и др.).
Небезразлично и то, как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, "уступают по своей ценности" предыдущим, но они легче могут быть трасформированы в "содержательные", чем, например, мотивы "избегания неприятностей".
Традиционно эффективным инструментом, стимулирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее "управляемы", так как их действенность в значительной мере определяется глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т.п.).
Естественно возникает вопрос о том, как выявить доминирующую мотивацию. Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой – на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы ребенка. Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.
Педагоги и родители многих стран мира "опираются" на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что "хорошая учебная работа ребенка в детстве" – залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно поэтому, например, японский школьник даже при минимальных попытках со стороны учителя и родителей "увлечь" (содержательные мотивы) и "развлечь" (мотивация процессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не только в школе, но и дома.
К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей, но и педагоги, и родители, ориентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов, еще "не ушли в историю педагогики". Стремление "карательными мерами" заставить учиться не только не изжито, но, напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.
С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а мотивацию деятельности.
Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
Креативность. Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некоей универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и т.д.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись "творить" в сфере искусства, техники или других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная, универсальная способность.
В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих.
При оценке креативности учитывают обычно четыре параметра.
1. Продуктивность, или "беглость", – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большее количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто "малопродуктивен". Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи написал за всю жизнь лишь несколько картин, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.
2. Гибкость представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют "инертностью мышления".
3. Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых, банальных.
4. Разработанность. Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно "способностями выше среднего уровня".
Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и способностей для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств не обойтись.
Правда, в психологии известно и явление "компенсации". Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные музыканты не имели так называемого "идеального слуха", но этот недостаток компенсировался более высоким уровнем развития чувства ритма или других способностей. Многие известные живописцы уступали по уровню "цветоразличения" К.Коровину, М.Врубелю и другим известным "колористам", но это не помешало им стать знаменитыми художниками, хотя компенсаторные возможности имеют предел.

Одаренность как динамическая характеристика
Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития. Динамический подход в значительной мере лишает разработку данной проблемы налета элитарности. Одаренность – не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся.
Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренных детей, а проблему развития детской одаренности, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности каждого ребенка. Этот аспект наиболее продуктивен в педагогическом отношении, именно поэтому он интенсивно разрабатывается в ряде педагогических исследований.
Представленная концепция одаренности позволяет решать вполне реальные, практические задачи. Она дает ответы на вопрос о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании. Концептуальные модели одаренности
В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е.Гонг, В.Н. Дружинин, К.Клюге, А.М. Матюшкин, Р.М. Милгрем, Дж.Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж. Стренберг, А.Танненбаум, Дж.Фельдхаусен, Дж.Фримен, К.А. Хеллер, М.А.Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева

и др.). Эти научные изыскания при всей своей явно выраженной теоретической природе призваны активно влиять на образовательную практику.
К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
Эта концепция весьма популярна и активно используется для разработки прикладных проблем. Раскрывая довольно подробно суть одаренности как природного явления, Дж.Рензулли определенно указывает направления педагогической работы по ее развитию. Примечательно, что в названии термин "одаренность" заменен на термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных. Рассмотрим более подробно основные составляющие модели Дж.Рензулли.
Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос: "Зачем это нужно ребенку?"
При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, одна из распространенных классификаций мотивов учения.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом:
"мотивация содержанием" – мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);
"мотивация процессом" – мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:
"Широкие социальные мотивы"
а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);

б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
"Мотивы избегания неприятностей" – учение на основе принуждения, страха быть "наказанным" и т. п.
Данная классификация, как и любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.
Каждому ребенку свойственны чувства долга и ответственности, стремления к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересны содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.
Но следует говорить не о наличии или отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.
В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием.
Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик одаренности (Дж.Рензулли, П.Торренс и др.).
Небезразлично и то, как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, "уступают по своей ценности" предыдущим, но они легче могут быть трасформированы в "содержательные", чем, например, мотивы "избегания неприятностей".
Традиционно эффективным инструментом, стимулирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее "управляемы", так как их действенность в значительной мере определяется глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т.п.).
Естественно возникает вопрос о том, как выявить доминирующую мотивацию. Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой – на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы ребенка. Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.
Педагоги и родители многих стран мира "опираются" на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что "хорошая учебная работа ребенка в детстве" – залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно поэтому, например, японский школьник даже при минимальных попытках со стороны учителя и родителей "увлечь" (содержательные мотивы) и "развлечь" (мотивация процессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не только в школе, но и дома.
К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей, но и педагоги, и родители, ориентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов, еще "не ушли в историю педагогики". Стремление "карательными мерами" заставить учиться не только не изжито, но, напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.
С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а мотивацию деятельности.
Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
Креативность. Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некоей универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и т.д.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись "творить" в сфере искусства, техники или других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная, универсальная способность.
В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих.
При оценке креативности учитывают обычно четыре параметра.
1. Продуктивность, или "беглость", – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большее количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто "малопродуктивен". Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи написал за всю жизнь лишь несколько картин, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.
2. Гибкость представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют "инертностью мышления".
3. Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых, банальных.
4. Разработанность. Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно "способностями выше среднего уровня".
Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и способностей для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств не обойтись.
Правда, в психологии известно и явление "компенсации". Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные музыканты не имели так называемого "идеального слуха", но этот недостаток компенсировался более высоким уровнем развития чувства ритма или других способностей. Многие известные живописцы уступали по уровню "цветоразличения" К.Коровину, М.Врубелю и другим известным "колористам", но это не помешало им стать знаменитыми художниками, хотя компенсаторные возможности имеют предел.

Одаренность как динамическая характеристика
Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно, качественно меняется в ходе развития. Динамический подход в значительной мере лишает разработку данной проблемы налета элитарности. Одаренность – не статичный (константный) личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся.
Это делает особенно значимой уже не проблему обучения одаренных детей, а проблему развития детской одаренности, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности каждого ребенка. Этот аспект наиболее продуктивен в педагогическом отношении, именно поэтому он интенсивно разрабатывается в ряде педагогических исследований.
Представленная концепция одаренности позволяет решать вполне реальные, практические задачи. Она дает ответы на вопрос о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта