Программа по виду спорта художественная гимнастика. Программа по художественной гимнастике для государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центра спортивной подготовки по художественной гимнастике
Скачать 1.04 Mb.
|
СС-2 Качество Норматив Оценка Гибкость: подвижность тазобедренных суставов Шпагат с опоры высотой 50 см с наклоном назад 1 – с правой ноги 2 – с левой ноги «5» – плотное касание пола правым и левым бедром, захват двумя руками «4» – 1 – 5 см от пола до бедра «3» – 6 – 10 см от пола до бедра «2» – захват только одноименной рукой «1» - без наклона назад Гибкость: подвижность тазобедренных суставов Поперечный шпагат «5» – выполнение шпагата по одной прямой «4» - с небольшим заворотом стоп вовнутрь «3» – до 10 см от линии до паха «2» – 10-15 см от линии до паха «1» – 10-15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь Гибкость: подвижность позвоночного столба «Мост» на коленях И.П. – стойка на коленях 1 – прогнуться назад с захватом руками о пятки, 2 – 3 фиксация положения 4 – И.П. «5» – плотная складка, локти прямые колени вместе «4» – недостаточная складка в наклоне, согнутые руки «3» - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки, колени врозь «2» – наклон назад, руками до пола «1» - наклон назад, руками до пола, колени врозь Гибкость: подвижность позвоночного столба «Мост» И.П – основная стойка 1 – наклон назад с одноименным захватом руками голени 2 – 7 фиксация положения 8 – И.П. «5» – мост с захватом руками за голень, плотная складка «4» – мост с захватом «3» – мост вплотную, руки к пяткам «2» – 2 – 6 см от рук до стоп «1» - 7 – 12 см от рук до стоп Силовые способности: сила мышц пресса Из И.П. лежа на спине, ноги вверх 1 – сед углом, ноги в поперечный шпагат 2 – И.П. Оценивается амплитуда, темп, при обязательном вертикальном положении спины при выполнении складки Выполнение за 15 секунд «5» – 13 раз «4» – 12 раз «3» – 11 раз «2» – 10 раз «1» – 9 раз Силовые способности: сила мышц спины Из И.П. лежа на животе 1 – прогнуться назад, руки на ширине плеч 2 – И.П. Выполнить 9 раз – за 10 секунд «5» - до касания ног, стопы вместе «4» - руки параллельно полу «3» - руки дальше вертикали «2» - руки точно вверх «1» - руки чуть ниже вертикали Скоростно- силовые способности Прыжки с двойным вращением скакалки вперед «5» – 39 раз за 20 секунд «4» – 37 раз «3» – 36 раз «2» – 35 раз «1» – 34 раз Координационные способности: статическое равновесие Равновесие «захват» И.П. – стойка, руки в стороны Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой – полупалец Тоже упражнение с другой ноги Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой «5» – 11 секунд «4» – 10 секунд «3» – 9 секунд «2» – 8 секунд «1» – 7 секунд Координационные способности: статическое равновесие Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия – 4 секунды «5» – «рабочая» нога выше головы «4» – стопа на уровне плеча «3» – нога на уровне 90° «2» - нога на уровне 90° разворот бедер, завернутая опорная нога Координационные способности: статическое равновесие Переднее равновесие Выполняется на полупальце, с правой и левой ноги Фиксация положения 5 секунд «5» – амплитуда – 180° и более, высокийполупалец «4» – амплитуда 180°, положение корпуса ниже вертикали «3» – 160 -135° «2» – неуверенное исполнение технического элемента, низкий полупалец, недостаточная амплитуда Вестибулярная устойчивость Переворот вперед Выполняется с правой и левой ноги «5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация наклона «4» – недостаточная амплитуда «3» – нет фиксированной концовки элемента «2» – амплитуда менее 135° Вестибулярная устойчивость Переворот назад Выполняется с правой и левой ноги «5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация шпагата «4» – недостаточная амплитуда «3» – нет фиксированной концовки элемента «2» – амплитуда менее 135° Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» – исходное положение. Средний балл – 5,0 – 4,5 - высокий уровень специальной физической подготовки 4,4 – 4,0 - выше среднего 3,9 – 3,5 - средний уровень специальной физической подготовки 3,4 – 3,0 - ниже среднего 2,9 и ниже – низкий уровень специальной физической подготовки СС-3 Качество Норматив Оценка Гибкость: подвижность тазобедренных суставов Шпагат с опоры высотой 50 см с наклоном назад 1 – с правой ноги 2 – с левой ноги «5» – плотное касание пола правым и левым бедром, захват двумя руками «4» – 1 – 5 см от пола до бедра «3» – 6 – 10 см от пола до бедра «2» – захват только одноименной рукой «1» - без наклона назад Гибкость: подвижность тазобедренных суставов Поперечный шпагат «5» – выполнение шпагата по одной прямой «4» - с небольшим заворотом стоп вовнутрь «3» – до 10 см от линии до паха «2» – 10-15 см от линии до паха «1» – 10-15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь Гибкость: подвижность позвоночного столба «Мост» на коленях И.П. – стойка на коленях 1 – прогнуться назад с захватом руками о пятки, 2 – 3 фиксация положения 4 – И.П. «5» – плотная складка, локти прямые колени вместе «4» – недостаточная складка в наклоне, согнутые руки «3» - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки, колени врозь «2» – наклон назад, руками до пола «1» - наклон назад, руками до пола, колени врозь Гибкость: подвижность позвоночного столба «Мост» И.П – основная стойка 1 – наклон назад с одноименным захватом руками голени 2 – 7 фиксация положения 8 – И.П. «5» – мост с захватом руками за голень, плотная складка «4» – мост с захватом «3» – мост вплотную, руки к пяткам «2» – 2 – 6 см от рук до стоп «1» - 7 – 12 см от рук до стоп Силовые способности: сила мышц пресса Из И.П. лежа на спине, ноги вверх 1 – сед углом, ноги в поперечный шпагат 2 – И.П. Оценивается амплитуда, темп, при обязательном вертикальном положении спины при выполнении складки Выполнение за 15 секунд «5» – 14 раз «4» – 13 раз «3» – 12 раз «2» – 11 раз «1» – 10 раз Силовые способности: сила мышц спины Из И.П. лежа на животе 1 – прогнуться назад, руки на ширине плеч 2 – И.П. Выполнить 10 раз – за 10 секунд «5» - до касания ног, стопы вместе «4» - руки параллельно полу «3» - руки дальше вертикали «2» - руки точно вверх «1» - руки чуть ниже вертикали Скоростно- силовые способности Прыжки с двойным вращением скакалки вперед «5» – 40 раз за 20 секунд «4» – 38 раз «3» – 37 раз «2» – 36 раз «1» – 35 раз Координационные способности: статическое равновесие Равновесие «захват» И.П. – стойка, руки в стороны Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой – полупалец Тоже упражнение с другой ноги Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой «5» – 12 секунд «4» – 11 секунд «3» – 10 секунд «2» – 9 секунд «1» – 8 секунд Координационные способности: статическое равновесие Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия – 5 секунд «5» – «рабочая» нога выше головы «4» – стопа на уровне плеча «3» – нога на уровне 90° «2» - нога на уровне 90° разворот бедер, завернутая опорная нога Координационные способности: статическое равновесие Переднее равновесие Выполняется на полупальце, с правой и левой ноги Фиксация положения 6 секунд «5» – амплитуда – 180° и более, высокийполупалец «4» – амплитуда 180°, положение корпуса ниже вертикали «3» – 160 -135° «2» – неуверенное исполнение технического элемента, низкий полупалец, недостаточная амплитуда Вестибулярная устойчивость Переворот вперед Выполняется с правой и левой ноги «5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация наклона «4» – недостаточная амплитуда «3» – нет фиксированной концовки элемента «2» – амплитуда менее 135° Вестибулярная устойчивость Переворот назад Выполняется с правой и левой ноги «5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация шпагата «4» – недостаточная амплитуда «3» – нет фиксированной концовки элемента «2» – амплитуда менее 135° Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» – исходное положение. Средний балл – 5,0 – 4,5 - высокий уровень специальной физической подготовки 4,4 – 4,0 - выше среднего 3,9 – 3,5 - средний уровень специальной физической подготовки 3,4 – 3,0 - ниже среднего 2,9 и ниже – низкий уровень специальной физической подготовки Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства ВСМ Качество Норматив Оценка Гибкость: подвижность тазобедренных суставов Шпагат с опоры высотой 60 см с наклоном назад 1) с правой ноги 2) с левой ноги «5» – плотное касание пола правым и левым бедром, захват двумя руками «4» – 1-5 см от пола до бедра «3» – 6-10 см от пола до бедра «2» – захват только одноименной рукой «1» - без наклона назад Гибкость: подвижность тазобедренных суставов Поперечный шпагат «5» – выполнение шпагата по одной прямой «4» - с небольшим заворотом стоп вовнутрь «3» – до 10 см от линии до паха «2» – 10-15 см от линии до паха «1» – 10-15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь Гибкость: подвижность позвоночного столба «Мост» на коленях И.П. – стойка на коленях 1 – прогнуться назад с захватом руками о пятки, 2-3 фиксация положения 4 – И.П. «5» – плотная складка, локти прямые колени вместе «4» – недостаточная складка в наклоне, согнутые руки «3» - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки, колени врозь «2» – наклон назад, руками до пола «1» - наклон назад, руками до пола, колени врозь Гибкость: подвижность позвоночного столба «Мост» И.П. – основная стойка 1 - наклон назад с одноименным захватом руками голени 2 – 7 фиксация положения 8 – И.П. «5» – мост с захватом руками за голень, плотная складка «4» – мост с захватом «3» – мост вплотную, руки к пяткам «2» – 2 – 6 см от рук до стоп «1» - 7 – 12 см от рук до стоп Силовые способности: сила мышц пресса 1 - Из И.П. лежа на спине, ноги вверх 2 - сед углом, ноги в поперечный шпагат 3 - И.П. Оценивается амплитуда, темп, при обязательном вертикальном положении спины при выполнении складки Выполнение за 15 секунд «5» – 14 раз «4» – 13 раз «3» – 12 раз «2» – 11 раз «1» – 10 раз Силовые способности: сила мышц спины Из И.П. лежа на животе 1 - прогнуться назад, руки на ширине плеч 2 - И.П. Выполнить 10 раз – за 10 секунд «5» - до касания ног, стопы вместе «4» - руки параллельно полу «3» - руки дальше вертикали «2» - руки точно вверх «1» - руки чуть ниже вертикали Скоростно- силовые способности Прыжки с двойным вращением скакалки вперед «5» – 59-60 раз за 30 секунд «4» – 58 раз «3» – 57 раз «2» – 56 раз «1» – 55 раз Координационные способности: статическое равновесие Равновесие «захват» И.П. – стойка руки в стороны Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец Тоже упражнение с другой ноги Выполняется на полупальце с максимальной амплитудой «5» – 16 секунд «4» – 15 секунд «3» – 14 секунд «2» – 13 секунд «1» – 12 секунд Координационные способности: статическое равновесие Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад Выполняется с правой и левой ноги Фиксация равновесия – 5 секунд «5» – «рабочая» нога выше головы «4» – стопа на уровне плеча «3» – нога на уровне 90° «2» - нога на уровне 90°, разворот бедер, завернутая опорная нога Координационные способности: статическое равновесие Переднее равновесие Выполняется на полупальце с правой и левой ноги Фиксация положения 10 секунд «5» – амплитуда – 180 ° и более, высокийполупалец «4» – амплитуда 180 °, положение корпуса ниже вертикали «3» – 160 -135° «2» – неуверенное исполнение технического элемента, низкийполупалец, недостаточная амплитуда Вестибулярная устойчивость Переворот вперед «5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация наклона на полупальце «4» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация наклона на всей стопе «3» – нет фиксированной концовки Выполняется с правой и левой ноги элемента «2» – недостаточная амплитуда Вестибулярная устойчивость Переворот назад Выполняется с правой и левой ноги «5» – демонстрация 3-х шпагатов, фиксация шпагата на полупальце «4» – недостаточная амплитуда «3» – нет фиксированной концовки элемента «2» – амплитуда менее 135 ° Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» – исходное положение. Средний балл – 5,0 – 4,5 - высокий уровень специальной физической подготовки 4,4 – 4,0 - выше среднего 3,9 – 3,5 - средний уровень специальной физической подготовки 3,4 – 3,0 - ниже среднего 2,9 и ниже - низкий уровень специальной физической подготовки Перечень тренировочных сборов № п/п Вид тренировочных сборов Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) Оптимальное число участников сбора Э тап в ы сш ег о сп ор ти вн ог о м ас те р ст ва Э тап с ове р ш ен ст вов ан и я сп ор ти вн ог о м ас те р ст ва Тр ен и р овочн ы й э тап (э тап с п ор ти вн ой сп ец и али зац и и ) Э тап н ачаль н ой п од гот овк и 1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям 1.1. Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям 21 21 18 - Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку 1.2. Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России 21 18 14 - 1.3. Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям 18 18 14 - 1.4. Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации 14 14 14 - 2. Специальные тренировочные сборы 2.1. Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке 18 18 14 - Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе 2.2. Восстановительные тренировочные сборы До 14 дней - Участники соревнований 2.3. Тренировочные сборы для комплексного медицинского До 5 дней но не более 2 раз в год - В соответствии с планом комплексного медицинского обследования обследования 2.4. Тренировочные сборы в каникулярный период - - До 21 дня подряд и не более двух сборов в год Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе 2.5. Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и центры спортивной подготовки - До 60 дней - В соответствии с правилами приема Общие теоретические сведения Материал данного раздела предназначен для всех групп занимающихся и распределяется тренерами по тренировочным годам с учётом возраста и квалификации спортсменок. 1. Физическая культура и спорт в России. Физическая культура и спорт – часть общей культуры общества. Значение физической культуры и спорта для здоровья, воспитания личности человека. 2. Физкультурно-оздоровительные технологии и их значение для здоровья и спортивного мастерства гимнасток. Слагаемые здоровья. Факторы риска жизни. Рекомендации по здоровому образу жизни. Компоненты оздоровительных программ. Методика составления индивидуальных оздоровительных программ для гимнасток. 3. История возникновения, современное состояние и перспективы развития художественной гимнастки. История художественной гимнастики: истоки, основатели. Основные направления и пути развития художественной гимнастики в России и за рубежом. Особенности современной художественной гимнастики. Международная Федерация художественной гимнастики. Тенденции развития мировой художественной гимнастики. Достижения российских гимнасток на мировой арене. 4. Режим, питание и гигиена гимнасток. Понятие о режиме, его значение в жизни человека. Суточный двигательный режим, утренняя гигиеническая гимнастка, физкультминутка, физкультпауза, спортивная тренировка. Чистота – залог здоровья. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Самоконтроль и его значение для здоровья и организации тренировок. 5. Строение и функции организма человека. Краткие сведения об опорно-двигательном аппарате (кости, суставы, мышцы). Строение и функции внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, сердечнососудистой и нервной системы. Влияние занятий спортом на обменные процессы, развитие организма в целом. 6. Виды контроля в художественной гимнастике. - Контроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма гимнасток. - Медицинский контроль: углубленный, текущий и оперативный; комплексный врачебно-педагогический (КВПК),педагогический контроль: оперативный, этапный и текущий; самоконтроль за психофункциональным состоянием. - Контроль за динамикой развития и совершенствования двигательных способностей. - Педагогический контроль: программа комплексного тестирования физических качеств. - Оценка хореографических качеств, композиционно-исполнительской подготовленности, основ музыкальной грамоты. - Самоконтроль и его значение для организации тренировочных нагрузок. Меры предупреждения травматизма. 7. Компоненты спортивной подготовки в художественной гимнастике. Общая характеристика системы спортивной подготовки гимнасток. Цель, задачи спортивной подготовки. Спортивное мастерство и его оценка: содержание спортивной программы; композиция соревновательных упражнений, исполнение соревновательных композиций. Содержание спортивной подготовки: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая, интеллектуальная и интегральная. 8. Физическая подготовка в художественной гимнастике. Характеристика общей и специальной физической подготовки. Методика развития основных физических качеств: силы, координационных способностей, выносливости, быстроты. Методика развития специальных физических качеств: гибкости, прыгучести, статического и динамического равновесия. Основы построения и проведения комплексной общей и специально-физической подготовки по годам обучения. 9. Основы техники и методика обучения упражнениям в художественной гимнастике. Общая характеристика технической подготовки: цель, задачи, средства, методы, формы организаций занятий. Разделы и компоненты технической подготовки. Содержание спортивной техники. Основы обучения упражнениям художественной гимнастики. Практические методы обучения: целостного, расчленённого и конструктивного упражнения. Ошибки, их причины, предупреждение и устранение. Сущность и задачи обучения. Структура (этапы) процесса обучения. Основы техники, классификация и методика обучения упражнениям без предмета: - специфические упражнения (волны, взмахи, пружинные, расслабления); - равновесия, техника базовых равновесий. Средства, методика обучения; - элементы на гибкость, акробатические и партерные элементы. Средства, методика обучения; - повороты, классификация основных поворотов по признаку структурного сходства. Методика обучения; - прыжки, классификация по способу отталкивания и приземления. Методика обучения; - основы техники, классификация и методика обучения упражнениям с предметами; - общая характеристика и история возникновения упражнений с предметами. 10. Биомеханические основы классификации движений в упражнениях с предметами. В упражнениях с предметами используются следующие виды движений: - удержание и баланс; - фигурные движения; - вращательные движения; - бросковые движения; - перекатные движения. Основные фазы движений: исходное положение, подготовительные действия, основные действия, фаза реализации и завершающая стадия. Классификация упражнений с предметами: 1. Структурные группы: броски и отбивы, ловли, передачи, перекаты, вертушки, обкрутки, фигурные движения, прыжки через предмет, элементы входом в предмет, складывание предметов и другое; 2. Типы упражнений с предметами: - броски и перекаты: прямые, обводные, крученные, нетипичным захватом, отбивы об пол, телом; ловли простые обводные, сложные, нетипичным хватом; - передачи простые, обводные; перекаты по полу, по телу; вращения на руках, на туловище, на ногах; - вертушки по полу, на теле; - обкрутки вокруг руки, туловища, ноги; - фигурные движения: круги, спирали, змейки, восьмёрки, мельницы; - прыжки через предмет: с 1-3 вращениями, в петлю (скрестно, узким хватом), через движущийся предмет; - элементы входом в предмет: надевание, набрасывание, шагом, прыжком; - складывание предмета: соединение концов, поочерёдными перехватами, задеванием частей тела, обкручиванием. 11. Методика проведения тренировочных занятий. Общая характеристика всех групп задач, видов и групп средств, методов и принципов. Структура занятий. Особенности и методика проведения подготовительной, основной и заключительной части занятий. Понятие об объёме, интенсивности, общей и моторной плотности, пульсовой кривой. 12. Планирование, учёт и контроль тренировочного процесса гимнасток. В практической работе тренеры составляют планы-графики на этапы ТГ, СС и ВСМ. Для спортсменок на этапах СС и ВСМ составляются ежегодно индивидуальные планы и на олимпийский цикл – перспективные планы. Дневник тренера и гимнастки, роль и значение в общем процессе управления тренировочным процессом. 13. Основы композиции и методика составления произвольных упражнений в индивидуальной и групповых программах. Задачи, основные понятия композиционно-исполнительского мастерства. Требования к содержанию композиции: элементный состав, структура, архитектоника. Этапы и методика составления композиций. Характеристика стилей и программ соревновательных композиций. Способы создания новых элементов. 14. Особенности композиции и тренировки групповых упражнений. Особенности композиции и тренировки групповых упражнений. Построения и перестроения в групповых композициях. Взаимосвязь гимнасток в групповых упражнениях. Способы коллективного исполнения движений. Особенности тренировки групповых ансамблей. 15. Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников. Теория развития и становления спортивной режиссуры. Структура спортивно-художественного выступления. Особенности подготовки показательных выступлений, спортивных праздников. Характеристика этапов подготовки спортивных праздников. 16. Правила судейства индивидуальной и групповой программы. Организация и проведение соревнований. Изучение правил соревнований, организация судейских семинаров, практических экзаменов по правилам соревнований, организации и методике проведения соревнований. Судейская коллегия, права и обязанности. Виды соревнований. Учёт и оформление результатов соревнований. Требования к местам проведения соревнований. 17 Травмы и заболевания. Меры профилактики. Первая помощь. Понятия о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, сухожилий, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Наиболее общие причины заболеваний. Средства закаливания и методика их проведения. Профилактика ОРЗ. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверкович Э.П., Плешкань А.В. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: метод. Рек. – М: Изд-во ВНИИФК, 1989. -30с. 2. Белокопытова Ж.А., Карпенко Л.А., Романова Г.Г. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. Киев, 1991. -87 с. 3. Буц Л.М. Подвижные игры под музыку. – Киев. Муз. Украина, 1987. -96с. 4. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореферат канд. педагогических наук. – СПб, 2003.-20 с. 5. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике. Учебное пособие. – ВФХГ, 2001, 51 с. 6. Карпенко Л.А. Методика составления произвольных композиций, формирование творческих умений и музыкально-двигательной подготовки. Метод. Рекомендации СПб. Издательство во СПб ГАФК, 1994 – 30 с. 7. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и особенности обучения упражнениям в художественной гимнастике: учебно- методическое пособие. СПб. Изд-во СПб ГАФК, 1991. – 40 с. 8. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Обучение упражнениям с предметами: метод. Рек. – Киев. Изд-во КИФК, 1991. – 34 с. 9. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Подготовка высококвалифицированных гимнасток. Отбор. Метод. рек. – Киев.: изд-во КГИФК, 1991, -24 с. 10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте – Киев. Олимпийская литература, 1997, -583 с. 11. Плешкань А.В., Говорова М.А. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях, учебное пособие. М. Изд-во ВФХГ, 1998 – 70 с. 12. Плешкань А.В. Современные основы применения средств восстановления в художественной гимнастике. 13. Плотников А.И., Плешкань А.В., Полионова Т.Н., Падалка В.В. Информационно-оздоровительные технологии в системе подготовки высококвалифицированных акробатов и гимнасток, учебное пособие, Краснодар, 2003 – 75 с. 14. Правила соревнований по художественной гимнастике. Пособие. 15. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и её психологические причины: Метод. рек. – Смоленск: изд-во СИФК, 1988. – 24 с. 16. Художественная гимнастика. – учебник (под ред. Л.А. Карпенко), М, 2003 – 382 с. 17. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика. Утверждён приказом Минспорта России от 5 февраля 2013 г. № 40. |