Главная страница

пограмма. Программа по внеурочной деятельности технического направления Занимательная информатика


Скачать 1.71 Mb.
НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности технического направления Занимательная информатика
Анкорпограмма
Дата28.04.2022
Размер1.71 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла32-informatika_2018-2019g_gladarev.doc
ТипПрограмма
#503359



Рабочая программа по внеурочной деятельности технического направления

«Занимательная информатика»

7-8 классы

Срок реализации программы – 1 год

Программу составил: Королев В.П.

г. Донской
2018г.

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности по информатике учащихся 7-8 классов «Занимательная информатика»
Рабочая программа составлена сроком на один года на основе:

  • Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния.

  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  • Учебного плана МБОУ «ЦО № 2» на 2018-2019 учебный год;

  • Положения о рабочих программах МБОУ «ЦО № 2»;

  • Рабочей программы авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»


Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Основными задачами рабочей программы являются:

  • Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов и во внеурочной деятельности.

  • Создание условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности.

  • Знакомство с теоретическими основами информационных технологий, овладение практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально можно применять при изучении предметов и в повседневной жизни.

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ.

  • овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.









Место учебного предмета в учебном плане




Класс

7

8

Количество часов в неделю

1

1

Количество часов по учебному плану

34

34

Практическая частьконтрольные работы

3

5

Практические работы

31

29



Планируемые результаты изучения программы


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • Представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • Понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • Овладение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • Способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

  • Ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • Чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • Готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • Способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой деятельности;

  • Способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

  • Овладение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • Овладение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

  • Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

  • Умение осуществлять контроль своей деятельности,

  • Умение определять способы действий в рамках предложенных условий;

  • Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

Учащиеся получат возможность для формирования:


  • Навыков овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Навыков овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

  • Навыки поиска и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

  • Навыки структурирования и визуализация информации;

  • Умение выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • Самостоятельности создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • Умение овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  • Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

  • Умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентности – широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства

  • Умение обращаться с устройствами ИКТ;

  • Умение фиксации изображений и звуков;

  • Навыки создания письменных сообщений;

  • Навыки создания графических объектов;

  • Навыки создания музыкальных и звуковых сообщений;

  • Навыки создания, восприятия и использования гипер-медиасообщений;

  • Навыков коммуникации и социального взаимодействия;

  • Навыки поиска и организация хранения информации; анализ информации.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • Умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета,

  • специфические для данной предметной области;

  • Виды деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения в проектных и социально-проектных ситуациях;

  • Знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • Навыки работы с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

  • информационной и алгоритмической культуры;

  • представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • умение формализации и структурирования информации;

  • умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • Навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–8 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

7 класс:

  1. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и GIMP – 7 часов

  2. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 2010 – 9 часов

  3. Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point 2010 – 6 часов

  4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)–12 часов.

8 класс:

  1. Представление об алгоритме

  2. Основные приемы программирования и создания проекта среде КУМИР

  3. Создание личного проекта

  4. Резерв

Учебно – тематическое планирование 7 класс:

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт



Знакомство с графическими редакторами Paint и Gimp.

1




Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики.

Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.









Создаём простейшие рисунки.




1

Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.









Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов.

0, 5

0, 5

Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.









Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет.




1

Назначение инструмента Ластик.









Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.

0, 5

0, 5

Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.









Создание анимации в Gimp.

1




Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.









Итоговая работа-рисунок на свободную тему.




1

Создание рисунка на свободную тему.









Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.

1




Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент









Редактирование текста.

0, 5

0, 5

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.









Форматирование текста.

0, 5

0, 5

Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.









Работа с таблицами.

0, 5

0, 5

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.









Сложные таблицы.

1




Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.









Создаём векторные изображения.




1

Графический редактор, графический примитив









Редактор формул.

1




Ввод математических формул и вычисление по ним.









Газетные колонки, поиск и замена слов.

1




Знакомство с издательской системой “MS Publisher









Итоговая работа-создание документа.




1

Создание документа на заданную тему









Power Point 2007. Фон, шаблоны. Режимы работы. Меню программы.

1




Знакомство с Power Point 2007. Алгоритм создания слайдов.









Выбор дизайна. Правила оформления.

1




Дизайн презентации и макеты слайдов.









Анимация и настройка презентации. Создание проекта.




1

Эффекты анимации. Технология настройки анимации.









Подбор материала и создание проекта.




1

Создание презентации.









Работа над выбранным проектом.




1

Создание презентации.









Создание и защита проектов.




1

Защита проектов.









Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка.

1




Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха.









Исполнитель Робот. Составление простейших программ.




1

Исполнитель Робот.









Алгоритмические конструкции.

1




Команда ветвления. Цикл со счетчиком.









Составление задач и написание программ к ним.




1

Составление простейших программ на алгоритмических языках.









Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд.

1




Знакомство с исполнителем Чертежник. Управление Чертежником Программы управления Чертежником.









Выполнение простейших чертежей.




1

Рисуем простейшие чертежи.









Использование алгоритмических конструкций.

1




Использование вспомогательных алгоритмов.









Создание простого орнамента.




1

Чертежник рисует орнамент.









Создание сложного орнамента. Циклы.

1




Цикл повторить n раз.









Создание сложных рисунков.




1

Создание сложных рисунков.









Создание сложного рисунка и написание программы к нему.




1

Создание сложного рисунка и написание программы к нему.







34.

Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот.

1




Создание программ.







Учебно – тематическое планирование 8 класс:



Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Представление об алгоритме. (5часов)




1




ТБ. Понятие алгоритма, исполнителя.

Соблюдать требования безопасности в кабинете информатики.

Выполнять требования к организации компьютерного рабочего места. Приводить примеры алгоритмов.

1

2




Способы описания алгоритма: блок-схема.

Записывать алгоритм различными способами. Чертить простые блок-схемы.

1

3




Способы описания алгоритма: программа.

Составлять программы.

1

4




Основные алгоритмические конструкции. Линейный и разветвляющийся алгоритмы.

Приводить примеры линейных и разветвляющихся алгоритмов. Записывать алгоритмы различными способами.

1

5




Основные алгоритмические конструкции. Циклы.

Составлять циклические алгоритмы и записывать их различными способами.

1

Основные приемы программирования и создания проектов в среде КУМИР (22 часа)




6




Знакомство со средой алгоритмического языка КуМир. Исполнитель Черепаха.

Знакомиться со средой КУМИР, сохранять, открывать проекты. Осваивать среду исполнителя Черепаха. Знакомиться с СКИ.

1

7




Составление линейного алгоритма для исполнителя Черепаха.

Составлять маршрут движения и записывать его на языке исполнителя.

1

8




Программирование движения исполнителя Черепаха.

Использовать переменные при составлении программ.

1

9




Знакомство с исполнителем Робот. СКИ.

Осваивать среду исполнителя Робот. Знакомиться с СКИ, управлять движением исполнителя с помощью пульта.




10




Исполнитель Робот. Составление простейших программ.

Знакомиться с СКИ. Составлять и анализировать программы для перемещения исполнителя.

1

11




Составление линейного алгоритма для исполнителя Робота.

Составлять и анализировать программы для перемещения исполнителя.

1

12




Основные базовые алгоритмические конструкции (ветвление) и их реализация в среде исполнителя Робот.

Анализировать исходные условия. Выбирать действия в зависимости от заданных условий. Составлять разветвляющиеся алгоритмы с целью обхода препятствий.

1

13




Составление разветвляющегося алгоритма для исполнителя Робот.

Составлять разветвляющиеся алгоритмы с целью обхода препятствий.

1

14




Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком) и их реализация в среде исполнителя Робот.

Записывать циклические алгоритмы в виде блок-схемы и на языке исполнителя. Составлять программы, используя циклические конструкции для оптимизации структуры программы.

1

15




Составление циклического алгоритма для исполнителя Робот.

Составлять программы, используя циклические конструкции для оптимизации структуры программы.

1

16




Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием) и их реализация в среде исполнителя Робот

Записывать циклические алгоритмы в виде блок-схемы и на языке исполнителя. Составлять программы, выбирая нужную циклическую конструкцию для оптимизации структуры программы.

1

17




Составление алгоритма с циклом для исполнителя Робот.

Составлять программы, выбирая нужную циклическую конструкцию для оптимизации структуры программы.

1

18




Среда исполнителя Чертежник. СКИ.

Знакомиться с СКИ исполнителя. Различать команды переместиться в точку и сместиться на вектор.

1

19




Составление разветвляющегося алгоритма для исполнителя Чертежник.

Выбирать действия в зависимости от заданных условий. Использовать переменные при изменении цвета линии и координат. Записывать алгоритм на языке КУМИР.

1

20




Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком) и их реализация в среде исполнителя Чертежник.

Приводить примеры циклических алгоритмов. Использовать повторение фрагментов при создании орнамента. Использовать переменные при изменении параметров цикла.

1

21




Составление циклического алгоритма для исполнителя Чертежник.

Использовать переменные при изменении параметров цикла.

1

22




Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием) и их реализация в среде исполнителя Чертежник.

Различать понятия постоянной и переменный величины. Записывать циклические алгоритмы в виде блок-схемы и на языке исполнителя. Составлять программы, выбирая нужную циклическую конструкцию для оптимизации структуры программы.

1

23




Составление алгоритма с циклом для исполнителя Чертежник.

Составлять программы, выбирая нужную циклическую конструкцию для оптимизации структуры программы.

1

24




Сложные алгоритмические конструкции (вложенные циклы и ветвления) и их реализация в среде исполнителей Робот и Чертежник

Записывать сложные алгоритмы в виде блок-схемы и на языке исполнителя. Составлять программы, выбирая нужную циклическую и разветвляющуюся конструкцию для оптимизации структуры программы.

1

25




Функция случайных чисел. Математические операции и функции в среде КУМИР.

Приводить примеры случайных событий. Работать с функциями случайных чисел в языке КУМИР.

1

26




Математические операции и функции в среде КУМИР.

Правила записи математических выражений.

Проект «Игра Угадай число»




27




Основные этапы разработки проекта.

Составлять план работы над проектом. Постановка задачи. Выбор темы. Подготовка элементов дизайна.

1

Создание личного проекта (5 часов)

28




Создание личного проекта

Разработка компьютерной игры с использованием заранее подготовленных материалов.

1

29




Работа с проектом.

Разработка и создание компьютерной игры с использованием заранее подготовленных материалов.

1

30




Работа с проектом.

Разработка и создание компьютерной игры с использованием заранее подготовленных материалов.

1

31




Тестирование и отладка проекта.

Групповая проверка созданной игры Устранение ошибок.

1

32




Защита проекта.

Представлять свою работу, демонстрировать перед классом.

1

Резерв (2 часа)

33




Резерв.




1

34




Резерв.




1

Итого

34


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.

Компьютерный класс:

  • Количество рабочих мест учеников: 8

  • Периферийные устройства: Сканер, принтер, проектор, локальная сеть.

  • Выход в Интернет.

  • Операционная система: Windows

  • Основные программы: КУМИР 1.8.

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор


Дополнительные источники
1. Сайт НИИСИ РАН http://www.niisi.ru/kumir/ (страница КУМИР)

2. Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/

3. Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/



написать администратору сайта