Главная страница
Навигация по странице:

  • Условия реализации программы

  • Разделы Тематика содержания Кол-во часов

  • 7 часов 11часов

  • Занятия проводятся в следующих формах

  • Основная цель курса

  • Календарно-тематическое планирование на учебный год

  • Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами элективного курса «Время читать!» Личностные качества

  • Образовательные технологии В учебном процессе используются активные и интерактивные формы обучения

  • Учебно-методическое и информационное обеспечение элективного курса Основная литература

  • Приключенческо-детективная и научно-фантастическая литература и её место во внеклассном чтении подростка. 1.Приключенческий роман.

  • 2.Французский роман-фельетон.

  • Почему Дюма популярен и в наши дни

  • Юношеско-приключенческий роман второй половины XIX века.

  • Из французских авторов известен писатель Гюстав Эмар

  • Эту традицию развил Артур Конан Дойл ( 1859- 1930)

  • В это время существовал другой автор - английский писатель Честертон, автор сборника об отце Брауне (1911).

  • Современная приключенческая литература. Приключенческий кинематограф.

  • Этот процесс создания романов на исторической основе был и во Франции, в серии романов Дрюона «Проклятые короли».

  • Время читать программа внеурочной деятельности.. Время читать. Программа внеурочной деятельности 89 классов Время читать!


    Скачать 121.96 Kb.
    НазваниеПрограмма внеурочной деятельности 89 классов Время читать!
    АнкорВремя читать программа внеурочной деятельности
    Дата28.04.2022
    Размер121.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВремя читать.docx
    ТипПрограмма
    #503064
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Программа внеурочной деятельности 8-9 классов

    «Время читать!»

    Автор –составитель: Тыртышная Л.Г.

    Учитель русского языка и литературы

    Шимолинской средней школы
    Пояснительная записка

    Внеурочная деятельность по чтению под названием «Время читать!»является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся 8-10 классов к литературе как искусству слова; пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений; формированию приемов понимания текста, , повышению их общей языковой культуры.

    Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.



     Условия реализации программы: занятия проходят раз в неделю, 34 часа в год.

    Содержание программы:

    Разделы

    Тематика содержания

    Кол-во часов

    Раздел 1

    Приключенческий роман.

    8 часов


    Раздел 2

    Французский роман-фельетон

    Раздел 3

    Юношеско-приключенческий роман второй половины XIX века

    Раздел 4

    Детективный роман

    Раздел 5

    Современная приключенческая литература.

    Приключенческий кинематограф

    7 часов
    11часов


    Раздел 6

    Русский и советский детективный роман

    Раздел 7

    Зарубежный детектив

    Раздел 8

    Крутой детектив

    Раздел 9

    Французский психологический детектив

    Раздел 10

    Писатели, соединяющие в себе черты двух школ

    Раздел 11

    Политический детектив

    Раздел 12

    Научная фантастика

    9 часов

    Раздел 13

    Советская фантастика

    Раздел 14

    Романы жюль-верновского типа

    Раздел 15

    Юмористическая фантастика

    Раздел 16

    Жанр «фэнтези» в научном и читательском обиходе



    Занятия проводятся в следующих формах:

    1)    групповые формы работы;

    2)    индивидуальные формы работы;

    3)    познавательно-развлекательные викторины;

    4)    подготовка и участие в конкурсах и конференциях.

     

     Основная цель курса: помочь обучающимся в формировании читательского кругозора и приобретении опыта самостоятельной читательской деятельности.

     Задачи

    1.Образовательные

    Выработка умений работы с текстом.

    2.Воспитательные

    Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

    3.Развивающие

    Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

     

    Календарно-тематическое планирование

    на учебный год



    Тема

    Кол-во

    часов

    Формы деятельности











    I четверть










    1

    Вводное занятие в тему курса «Чтение-это престижно!»

    1

     Беседа










    2

    Начало приключенческой литературы. В.Скотт

    1

     Обзорная лекция, беседа










    3

    Фенимор Купер и его шедевры

    1

     Викторина










    4.

    Французский роман-фельетон

    1

     Обзорная лекция, беседа










    5

    Творчество Александра Дюма

    1

     Заседание круглого стола «Знатоки чтения»










    6.

    Юношеско-приключенческий роман второй половины XIX века

    1

     Обзорная лекция










    7

    Герои Майн Рида

    1

     Беседа










    8

    Писатели Франции: Гюстав Эмар, Луи Буссенар

    Писатели Англии: Хаггард,Саббатини

    1

     Заседание круглого стола «Знатоки чтения»










    II четверть










    9

    Детективный роман. Происхождение, история

    1

     Обзорная лекция, беседа










    10

    Традиции Артура Конан Дойла.

    Писатель Честертон и священник отец Браун

    1

     Беседа










    11

    Современная приключенческая литература. Приключенческий кинематограф. Анна и Серж Голон

    1

     Обзорная лекция, игра «Угадай произведение»










    12

    Русский и советский детективный роман. Первые авторы

    1

     Заседание круглого стола «Знатоки чтения»










    13

    «Я-детектив»

    1

     Конкурс детективов










    14

    Зарубежный детектив. Подготовка к практикуму «Школа английского (классического) детектива»

    1

     Обзорная лекция, обмен мнениями










    15

    Практикум «Школа английского (классического) детектива

    1

     Практикум










    III четверть










    16

    Крутой детектив

    1

     Обзорная лекция










    17

    Игра «Мафия»

    1

     Игра










    18

    Французский психологический детектив

    1

     Обзорная лекция










    19

    Подготовка к практикуму «Психологи и детективы»

    1

    Обзорная лекция, беседа










    20

    Практикум «Психологи и детективы»

    1

     Практикум










    21

    Игра «Мафия»

    1

     Игра










    22

    Писатели, соединяющие в себе черты двух школ: Д.Френсис, Э. С. Гарднер, Р.Стаун

    1

     Обзорная лекция, игра «Угадай автора»










    23

    Игра «Мафия»

    1

     Игра










    24

    Р/Р Подготовка к написанию эссе

    1

     Обзорная лекция, беседа










    25

    РР/ Написание эссе «Моё будущее»

    1

    Выполнение работы










    26

    Политический детектив

    1

    Обзорная лекция, обмен мнениями










    IV четверть










    27

    Научная фантастика

    1

    Обзорная лекция, обмен мнениями










    28

    Творчество Ж. Верна

    1

    Заседание круглого стола «Знатоки чтения»










    29

    Практикум по роману Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

    1

     Практикум










    30

    История советской фантастики. Практикум «Жанр фантастического романа - жанр социального предвидения»

    1

    Обзорная лекция

    Заседание круглого стола «Знатоки чтения» на примере творчества А.Толстого и А.Беляева










    31

    Романы «жюль-верновского» типа. Рэй Бредбери: сатира и фантастика в романе «451 по Фаренгейту».

    Юмористическая фантастика

    1

    Обзорная лекция, беседа










    32

    Жанр «фэнтези» в читательском обиходе: Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; К.С. Льюис. «Нарния»;Ф.Баум «Удивительный волшебник из страны Оз»

    1

    Обзорная лекция, беседа, обмен мнениями










    33

    Д.Р.Р. Толкиен и его творчество. «Хоббит, или Туда и обратно»: познавательный итог странствий Бильбо Бэггинса.

    1

    Заседание круглого стола «Знатоки чтения»










    34

    «Племянник Чародея» К.С. Льюиса: взрослеть - значит делать верный нравственный выбор.

    1

    Заседание круглого стола «Знатоки чтения»










    35

    Итоговое занятие «Чтение-это успех, удача, отличное настроение»

    1

    Беседа, обмен мнениями










    Итого 35 часов










     

    Результативность

    1.Умение работать с художественным текстом.

    2.Формирование читательской самостоятельности учеников.

    3.Расширение и углубление читательского кругозора учащихся, и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.

    4.Воспитание коммуникативной культуры школьников.

    5.Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности,  трудолюбия, воли.

     

    Планируемые результаты формирования

    универсальных учебных действий

    средствами элективного курса «Время читать!»
    Личностные качества:

    -положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературы и к чтению книг;

    -основы смыслообразования и самоопределения;

    -гражданская идентичность;

    -нравственно-этическая ориентация в читаемом;

    -развитие дружеского отношения к другим;

    -рефлексия;

    -эмоционально-личностная децентрация;

    -способность к самооценке.

    Регулятивные УУД:

    -понимать и принимать учебную задачу;

    -прогнозировать;

    -использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия;

    -осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

    -осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

    Познавательные УУД:

    -понимать прочитанное;

    -находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);

    -выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;

    -выделять главное; составлять план;

    -ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете;

    -устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

    -выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;

    -сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;

    -выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;

    -обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.

    Коммуникативные УУД:

    -уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

    -готовность оказать помощь товарищу;

    -планировать учебное сотрудничество;

    -согласовывать действия с партнером;

    -пересказывать прочитанное;

    -создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
    Образовательные технологии

    В учебном процессе используются активные и интерактивные формы обучения:

    • постановка проблемных вопросов, обмен мнениями обучающихся, развивающих, таким образом, свои социальные и коммуникативные умения;

    • предъявление проблемных задач (в аналитическом материале), требующих активной познавательной деятельности обучающихся и ведущие не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению;

    • практические занятия представляют собой коллективную работу по анализу и интерпретации художественных текстов, написанных в различных жанрах «массовой литературы»;

    • в лекционно-практические занятия включаются эвристическая беседа и элементы дискуссии;

    • проводятся групповые и индивидуальные упражнения на знание сюжетов художественных текстов; выполняются домашние аналитические задания;

    Учебно-методическое и информационное обеспечение элективного курса

    Основная литература

    1. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. - М., 1972.

    2. Брандис Е.П. Жюль Верн и «Необыкновенные путешествия»// Верн Ж. Дети капитана Гранта. Вокруг света в восемьдесят дней. - М., 1979.

    3. Брандис Е.П. Рядом с Жюлем Верном. - Л., 1991.

    4. Буянов М.И. По следам Дюма. - М., 1993.

    5. Вулис А. В мире приключений. - М., 1986.

    6. Гаков Вл. Досье по теме: Атомные часы: Рэй Дуглас Брэдбери// Гаков Вл. Ультиматум «Ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности. - М., 1989.

    7. Галицких Е.О. Путь к себе вместе с Хоббитом// Английская литература в контексте мирового литературного процесса. Тезисы. - Киров, 1996. - С. 114.

    8. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. - М., 1979.

    9. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. - Л., 1984.

    10. Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в грядущее. Книга о Герьерте Уэллсе. - М., 1980.

    11. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? - М., 1974.

    12. Как сделать детектив. - М., 1990.

    13. Карикова Е.Е. Герберт Уэллс: образы будущего// Образование, язык, культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Ч. Ш. - Уфа, 1998.

    14. Карр Дж. Жизнь сэра Артура Конан Дойля. - М., 1989.

    15. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р.Р. Толкиена // Жанровое своеобразие литературы Англии и США ХХ в. - Челябинск, 1985.

    16. Ладыгин М.Б. Романтический исторический роман // Ладыгин М.Б. Романтический роман. Пособие по спецкурсу. - М., 1981.

    17. Любимова А.Ф. Проблематика и поэтика романов Г. Уэллса 1900-1940-х годов. - Иркутск, 1990.

    18. Моруа А. Три Дюма. Литературные портреты. - М., 1986.

    19. Моруа А. От Монтеня до Арагона. - М., 1983.

    20. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза ХХ века. - М., 1972.

    21. Олейникова О.Н. Приключенческий роман в творчестве Томаса Майна Рида. - Липецк, 1991.

    22. Падин Д. Льюис Кэрролл и его мир. - М., 1982.

    23. Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики.- Воронеж, 1996.

    24. Самарин Р. Капитан Майн Рид // Майн Рид. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. -М., 1992.

    25. Удальцова Э.Д. Семиотическая модель сказки Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит» // Английская литература в контексте русской и национальной культуры. Тезисы. - Смоленск, 1993.

    26. Урбан А. Фантастика и наш мир. - Л., 1972.


    Приложение№1

    Теоретический материал для учителя
    Приключенческо-детективная и научно-фантастическая литература и её место во внеклассном чтении подростка.

    1.Приключенческий роман.

    Начало приключенческой литературы. В.Скотт и Ф. Купер.

    В течение многих веков приключения были обязательным атрибутом литературы. История романа складывалась именно как история приключений героя, начиная с «Золотого осла» Апулея (римский писатель)

    В средние века существовали рыцарские романы, в 17 веке появляется плутовской роман, где происходят невероятные события. И в 18 веке в большой литературе мотив приключений оставался главным, например, роман «Робинзон Крузо» Д. Дефо. В конце18- начале 19 веков в преддверии романтизмашироко известен готический роман (где появляются убийства, тайны в замках). Литература вступает на путь романтического или философского осмысления вечных проблем: противостояние войны и мира, либо на путь социального анализа современности, изображения реалистичной жизни.

    Плутовской роман, критический реализм и приключения вскоре отступают на задний план либо совсем исчезают. Сводятся доминимума. В связи с этим в первой трети 19 века возникает расщепление литературы: с одной стороны главный путь литературы (Байрон, Гюго, Геккерен, Бальзак), а параллельно ей возникает специальная литература приключений (где свои писатели, вершины, закономерности развития). Начинается этот процесс расщепления с двух писателей, которые принадлежали к большой литературе, оставили в ней след, оказали влияние на её развитие.

    Они считаются родоначальниками литературы приключений, и от них тоже идут особые линии развития: темы, сюжеты, принципы, которые были подхвачены другими авторами приключенческих романов. Это В. Скотт и Ф.Купер.

    Вальтер Скотт (Англия)

    Первая треть 19 века. Получил европейскую известность в России. В. Скотт обращается к истории Англии и Шотландии. В его времена это одна страна, но в историческом плане это два государства, враждовавшие друг с другом и объединившиеся в начале 17 века. Его многочисленные романы охватывают всю историю этих стран. Начинает с «Айвенго», кончает временами Елизаветы и позднее 18 века «Пуритане». В.Скотт создал такой роман, для которого характерно проникновение в сущность исторического события.

    В 19 веке Белинский считает В. Скотта основоположником новой литературы. В. Скотт определил истоки, социальные группы, события, оказавшие влияние на историю Англии. На этом фоне разворачивается история героев, которые не являются историческими личностями. Это рядовые люди, втянутые в водоворот событий, часто против своего желания. Герой Эдуард вовлекся, Мортон- «Пуритане». В. Скотта интересуют не просто приключения героя, а его восприятие мира, внутренние колебания, неразрывная связь с историей. С другой стороныВ. Скотт создал романы, в которых на фоне исторических событий в экзотической обстановке происходят невероятные приключения. «Квентин Довард», «Пертская красавица», «Роб Рой», «Айвенго»- у них увлекательный приключенческий сюжет. Эта сторона определила восприятие романов в конце 19 и 20 веков. Он стал восприниматься как автор романов приключений.

    Фенимор Купер.

    Жил и писал с В. Скоттом (первая треть 19 века). Купер обратился к истории своей страны - Америки. Во времена Купера Америке было 200 лет. В конце 17 века она добилась независимости, а в 19 веке Купер пишет свои романы. Это почти не история, и в то же время страна переменилась невероятно. Купер рассказывает о том, как перестраивалась Америка в романе «Планер». А в в 20-е годы 18 века перед нами первые поселения в горах недалеко от Нью-Йорка, а до этого 10 лет назад были джунгли. А в романе «Зверобой» он описывает это время, где не ступала нога человека. Купер очень любит свою страну. Мотивы патриотизма сильно выражены. Купер радуется ее пробуждению, но одновременно видит те трагические последствия, которые несет с собой цивилизация природе. («Люди строят дома, а природа гибнет»)

    «Последний из Могикан»- трагическая судьба индейского племени, сражающегося с белыми. Ф. Купер - писатель мыслящий, глубокий, умеющий создавать произведения проблемные, создающий иллюзию.

    «Следопыт»- психологическая композиция из серии о Кожаном чулке. В 19 веке Купер стал восприниматься как родоначальник романа приключений. Купер открыл 2 области, которые потом будут постоянно эксплуатировать другие писатели этого жанра.

    1.Индейцы-военные приключения, связанные с нападениями индейцев, взаимоотношениями с белыми. «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»- сюжетно опираются на композицию - индейские племена и поселения белых: засады, спасения. От Купера идет традиция уважительного и облагороженного изображения индейцев. Для него его герои носители важных нравственных качеств- верность, душевное благородство, мужество, стойкость. Он противопоставляет индейцев дружественных (доловары, могикане) и вражеских (племена ирокезов). В романе «Прерии» - герой Соколиный Глаз умирает.

    2.Приключенческий роман о море, пиратах, контрабандистах

    («Красный корсар», «Морская волшебница», «Лоцман»). Купер очень любил море. У него сильные, смелые люди и удачное описание истории Америки. Дальше него пойдет Стивенсон «Остров сокровищ», Саббатини «Капитан Блада».

    2.Французский роман-фельетон.

    В 30-40х годах во Франции появились и распространились массовые газеты. Это было вызвано событиями июльской революции, смена династии на Орлеанских.

    Для привлечения внимания газеты из номера в номер печатали романы-фельетоны. Он должны были быть интересными, с развивающимся действием и состояли из глав, которые были бы закончены, а в конце обрывались бы на интересном месте.

    Развивался особый тип романа, отвечающий этому требованию. Из авторов этих романов известность получили немногие: Эжен Сю «Парижские тайны», «Вечный жид». У него приключения происходят в современности, в обстановке парижского дна. Э.Cю в России незаслуженно забыт.

    Роман-фельетон обязательно связан с именем А.Дюма. В начале 80-х годов 18 века с острова Сантоминго вернулся богатый дворянин-плантатор и с ним юноша-мулат 18 лет, его незаконный сын. Дома Александр Дюма поступил в гвардию, и перед Наполеоновской войной получил чин генерала. Жена- дочь трактирщика. Но при Наполеоне Дюма не сделал карьеры, и вышел в отставку. Семья осталась без средств к существованию. А. Дюма - отец вошел в литературу в 20-е годы в качестве драматурга. В реализме переворот совершает в это время Виктор Гюго.

    Дюма начинает вместе с ним бороться против норм классицизма в драматургии, утверждая новое течение -реализм.

    «Двор Генриха III» -крупноесобытие! Пьесы Дюма уложились полностью в рамки реализма. Исторический и современный фон, могучие страсти, мрачный колорит-все это создает романтическое произведение. Литературные пути Гюго и Дюма разошлись. Гюго- романтик, а Дюма, автор многочисленных романов-фельетонов, создал особый тип романа -приключенческий роман на исторической основе.

    Взгляды Дюма на историю таковы: считает, что исторические события определяются случайностями, личными отношениями людей, действиями единичных героев. Создается своя философия истории, где главное место занимают частные отношения и интересы. У В. Скотта герои не влияют на историю, а у Дюма деятельность героев играет роль в истории.

    Например, роман «Три мушкетера». Война за Ла-Рошель - война между Англией и Францией. Вражда, так как королева Анна Австрийская любит Бекингема, а Ришелье её ревнует.

    Герои Дюма действуют в своих собственных интересах, активно вмешиваются и определяют ход истории, так, конечно же, не бывает.

    Дюма в исторических романах не пренебрегает историческими фактами. Он не выдумывает своих сюжетов, он их заимствует из исторических документов, мемуаров, даже из забытых произведений.

    Пример: Д’Артанья́н и 3 мушкетера не выдуманные лица, а исторические. Дюма вдохновился вышедшей в конце 17 века книгой, где якобы были мемуары д’Артанья́на: приезд в Париж миледи, кабатчица Буанасье. Из другого источника - история с подвесками. Герои меняются, сюжеты выстраиваются, и появляется сплав авантюрно- приключенческого романа. По романам Дюма историю изучать нельзя, но заинтересоваться можно.

    У Дюма огромное количество романов. Наиболее известны 3 цикла романов, охватывающие большие куски французской истории:

    1 цикл- 1.«Королева Марго», 2.«Графиня Монсеро»- XVI век, 3.«Сорок пять»- правление Генриха III. В центре первого романа показаны события Варфоломеевской ночи, когда по приказу короля Карла в Париже были перебиты все гугеноты. Был нарушен договор о свадьбе королевы Марго и Генриха Наваррского (гугенот).

    2 цикл- 1.«Три мушкетера»- Людовик XIII. 2.«Двадцать лет спустя».3.«Ещё 10 лет спустя, или Виконт де Бранжелон».

    Это время становления и укрепления абсолютной монархии. Перед нами эпоха, когда существует понятие дворянской независимости. Она выражается через строго запрещенные дуэли. Для Дюма важен мотив внутренней независимости, чувства собственного достоинства и готовности на жертвы ради благой задачи и близких.

    3 цикл- 1. «Джузеппе Бальзамо» (события перед Французской революцией).

    2.«Ожерелье королевы».

    3.«Анж Питу» (события самой революции).

    4.«Графиня де Шарни».

    Это тетралогия о событиях, предшествующих Французской революции и о событиях самой революции. Перед нами раздумья о Французской революции. Дюма обрисовывает события действиями Джузеппо Бальзамо - гипнотизёра, телепата, который разваливает королевскую власть на её последних стадиях.

    Во втором романе мошенники присвоили ожерелье Марии-Антуанетты. Суд, процесс огромный.

    Почему Дюма популярен и в наши дни?

    «И на веки веков и на все времена

    враг всегда презираем»

    В. Высоцкий

    Дело не в том, что люди тяготеют к чтению. Но и потому, что Дюма, в отличие от других писателей XIX века, очень мало интересовался социальными проблемами. В XIX веке именно это его оттесняло на периферию. Его интересовали общечеловеческие характеры и страсти: любовь, ненависть, дружба, верность, предательство... Все это у Дюма выступает на первый план и за эти человеческие качества он и любил героев, хотя не идеализирует их. К примеру, четыре друга: честолюбивый д’Артанья́н, запойный Атос, хвастливый Портос, Арамис, под рясой которого скрываются любовные утехи. Тяга к идеалу составляет основу популярности Дюма. Романы Дюма часто оказываются трагическими, но не производят отталкивающего впечатления, в них есть что-то светлое.

    Большинство романов написано на исторической основе, но есть одно исключение.Действие романа «Граф Монте-Кристо» происходит во Франции 40-х годов.

    Это два разных романа по типу и внутренней структуре. В 1/3 романа рассказывается предыстория героя- Эдмона Дантеса, заточенного по подозрению в бонапартизме в замок Иф на Средиземном море.

    Это увлекательный приключенческий роман. А дальше проходят 10 лет - Италия, Франция, и возникает сказка о графе Монте-Кристо. Описание современного общества вступает в резкий контраст с изображением героя - графа Монте-Кристо, который приезжает во Францию, чтобы наказать врагов и наградить друзей. Могущество его бесконечно. Читателям оно объяснено невероятным его богатством. Но по сюжету одним богатством могущество не объяснить. Он видит все, знает все и понимает. Месть его не элементарная, а пробуждающая в противниках низменные черты, открывающая их тщательно скрываемые тайны: тайна прокурора, тайна мужа Мерседес... А рядом благородство, страдающие сердца и сам Дантес, который начинает сомневаться в праве на месть. Слишком много боли и страдания.

    Дюма принадлежит к числу писателей, делающих ставку на лучшие человеческие качества героя. Он этически безупречен, не любуется жестокостью, не оправдывает предательство, не смеется над слабым. Это доброе чтение.

    Юношеско-приключенческий роман второй половины XIX века.

    19 век назвали веком географических открытий. Открыли Африку, Австралию, острова Тихого океана. Эти открытия нашли отражение в приключенческой литературе. В романах Ж. Верна мы встречаем новые земли. Романы построены как путешествия.

    Цель приключенческих романов- познавательные события на фоне географических реалий. Читатель знакомится с жителями, флорой и фауной новых мест. Эти романы пишутся для юношества, обучая их воспринимать окружающий мир.

    Майн Рид- ирландец, он в 22 года пересекает океан. Появляется в Америке в г.Новый Орлеан. Начало войны США с Мексикой. Поступает добровольцем. Становится капитаном. Война закончилась победой США. Центральная Америка - место действия в 1848, в европейских революциях. Едет в Англию, там становится писателем. Создает свои романы, получает известность.

    Романы: «Белый вождь», «Квартеронка», «Оцеола - вождь Сименонов»,

    «Всадник без головы».

    «Квартеронка»- события XIX века, история любви англичанина и невольницы. Квартеронка по цвету белый человек, но в жилах течёт негритянская кровь.

    «Оцеола- вождь Сименонов»- война сименонов. Это племя земледельцев. Им предложили переселиться на запад, освободить остров Флорида. Оцеола- лицо в истории, хоть это не исторический, а вымышленный герой. Не совпадают возраст, происхождение, природа Флориды, леса, быт, плантации. Главный герой - офицер США, друг Оцеолы.

    «Всадник без головы»- место действия Техас, герой - охотник за мустангами. Есть тайны. Появляется конь, на котором всадник без головы. Убийство, раскрытие его, любовная линия.

    В этих романах с одной стороны серьезная любовная интрига, с другой - тип героя, покидающего цивилизацию, либо вовлеченного в события, но не играющего роли в этих событиях. Герой нравственных устоев, порядочный человек, смелый.

    Романтический герой уходит в природу, раздираемый горечью, противоречиями. В этом отличие романа от приключенческого. В этих романах нет жестокости.

    М. Рид писал романы, повести, где отсутствует любовная интрига, нет тайны, врагов. Есть лишь описание путешествий с приключениям, в которых встречаются «Охотники за растениями», «Ползуны по скалам». Иссиль, его брат-охотник и их проводник путешествуют по Гималаям, описаны их приключения.

    «Затерянные в океане», «Морской волчонок»- приключения на борту.

    Эти романы описывают чужую страну, природу.

    Из французских авторов известен писатель Гюстав Эмар

    Г.Эмара всегда привлекала Мексика. Она до начала XIX века принадлежала Испании. С началом наполеоновских войн началась война за независимость Мексики, продолжалась долго, обрела независимость. Началось слияние двух культур- испанской и древнеиндийской. Это приключенческие романы на мексиканском материале: «Твёрдая рука», «Текучая вода»

    Значительно ниже познавательный уровень в романах французского писателя Луи Буссенара.

    В его романах нет характеров, драк, кровавых расправ. Его мало интересует описываемая страна. Его герои то в Африке, то в Канаде.

    Например, роман «Капитан Сорви-голова». Герой 15-16 лет, мальчик, нашел сокровища, англо-бурская война, (буры- переселенцы с Голландии). Эта война завершилась захватом земли буров.

    Хаггард- английский писатель. Стиль - приключенческие романы на исторической основе. Дает представление об исторических событиях.
    Произведения «Хозяйка Блоскомна», «Дочь Монтесумы», «Прекрасная Маргарет». Писатель включает во все романы ненависть к испанцам.

    XX век. Саббатини- продолжатель английского приключенческого романа. Например, роман «Одиссея капитана Блада».

    Стивенсон- родился в 1850 в Шотландии, в семье инженеров, умер от туберкулёза. Это писатель, которым гордится английская литература. Прекрасный стилист. Нарисовал карту острова, в котором зарыты сокровища и рассказал об этом своему пасынку. Так возник «Остров сокровищ»

    Написал 3 романа на исторической основе: «Черная стрела», дилогия «Похищенный», «Катриона».

    Писатель достоверно рассказывает об истории, событиях, но они не представляют для него интерес, они являются лишь временем и обстоятельствами, в которых разворачивается судьба героя. Герой живет своими интересами. Он может быть вовлечен, но против желания. В конце романа герой находит свое место в жизни. В отличие от героев Рида, герой Стивенсона молодой человек, почти мальчик. Его герой юноша 18 лет, опыта жизни нет, не всегда наделен героическими чертами.

    «Черная стрела» -действие происходит в XV веке, война Алой и Белой розы. Это битва за трон династий Ланкастеров и Йорков. Мы попадаем в замок рыцаря, который греет на этой войне руки. Воспитаннику этого рыцаря Ричарду Шелтону 18 лет. Интересна любовная история. Ричард вовлечен в политику.

    «Похищенный»- в романе показана середина XVIII века, рассказывается про борьбу свергнутых якобитов с английскими королями.

    «Катриона»-продолжение предыдущего романа, где продолжается любовная линия.

    В середине XX века появилась группа немецких писателей, которые писали приключенческие романы о североамериканских индейцах. Показана полная идеализация индейского народа. Если же белый человек хороший, то он обязательно немец.

    Приключенческих романов в России не было, переводили В.Скотта, Ф.Купера. В 30-е годы появился свой приключенческий роман с главным героем мальчиком. Это роман Каверина «Два капитана»- единственный образец русского приключенческого романа.

    Детективный роман

    Происхождение, история детектива.

    Детектив-это литературный жанр, в центре которого стоит раскрытие преступления. В детективной литературе выделяются два жанра- роман и детективная новелла. Редко встречаются драматические жанры. Детектив - это история раскрытия преступления, тайны.

    Возникновение детективной литературы связывают с философией позитивизма, на первом месте стоят фантазия и опыт. Во второй половине XIX века возникла криминалистика. Между детективным произведением и описанием преступления большая разница.

    Детективная литература возникла не на основе научных изысканий. История детектива начинается с середины XIX века. Герой - сыщик появляется во французской и английской литературе.

    Автор Франции Габорио. Его романы создаются в жанре романов-фельетонов.

    Авторы Англии: Уилки Коллинз «Женщина в белом», «Лунный камень»,

    Эдгар По «Убийство на улице Морг», «Украденное письмо», «Тайна Мари Роже»

    Образ сыщика - любителя Дюпена, который для раскрытия преступления прибегает к логическому анализу. Появился тип новеллы, который станет основным. Есть главный герой сыщик и герой, глазами которого мы видим происходящее, он восхищен действиями сыщика. Перед нами тайна, разрешаемая сыщиком, а он потом объясняет, на каком основании он сделал логические выводы.

    Эту традицию развил Артур Конан Дойл ( 1859- 1930)

    Писал произведения разных жанров. Есть романы на исторические темы «Белый всадник», на фантастические «Затерянный мир».

    Но все знают «Записки о Шерлоке Холмсе».

    1 цикл: «Этюд в багровых тонах»

    « Знак четырех» -герой- частный сыщик. Этюд начинается с того, что доктор Ватсон думает: «Что за человек Шерлок Холмс?»

    В циклах новелл о Ш. Холмсе и д-ре Ватсоне и в романе «Собака Баскервилей» Конан Дойл окончательно выработал тип детективного произведения. Сначала тайна, которую решает Холмс, затем объясняет. Свои методы он называет дедуктивными, в их основе его страсть к точным знаниям, он наблюдателен, умеет делать логические выводы, например, «Голубой карбункул».

    В новеллах А.Дойля нет жестокого, чаще всего речь идёт не о преступлении, а о тайне. Присутствуют логические выводы, ключи к раскрытию тайны, которые могут помочь читателю раскрыть тайну. Сыщик часто действует бескорыстно, скептически относится к полиции, действующей часто параллельно. Эти рассказы: «Решает убить Шерлока Холмса», «Последнее дело Холмса», «Приключение в пустом доме» - имели успех.

    В это время существовал другой автор - английский писатель Честертон, автор сборника об отце Брауне (1911).

    Это католический священник (в Англии господствующая церковь англиканская) незаметный, тихий, скромный, внимательный к окружающим, легко разгадывает тайны, связанные с преступлением. Рассказы эти часто трагичны, но в них много мудрости и добра. Браун внимателен к людям, сведущ в психологии.

    В рассказе «Проклятая книга» исчезают люди. Описывается жизнь профессора, занимающегося разоблачением мистических наук. В итоге выясняется правда про розыгрыш клерка - весельчака.

    В рассказе «Тайна отца Брауна»- отец Браун встает на место тех, кто совершает преступления.

    Современная приключенческая литература.

    Приключенческий кинематограф.

    В современное время большое количество приключенческой литературы экранизировано. В литературу входят новые приключенческие жанры:

    1.Вестерны- книги, где действие происходит на далеком Западе США в прошлом веке в степях. Обязателен положительный герой, сражающийся с бандитами, индейцы, выстрелы, погони, сражения с бандитами, есть прекрасная девушка («Человек с бульвара Капуцинов»). Позднее так стал называться любой фильм, где основа - погони, схватки и т.д.

    2.Триллеры- понятие более широкое, любой приключенческий фильм со стремительно развивающимся сюжетом.

    3.Фильмы ужасов- сначала книги, затем фильмы. Сочетание ужасного с таинственным.

    Некоторые части в приключенческой литературе сближаются с фантастикой, используются её элементы.

    В начале XX века возникли серии о Тарзане, перешагнувшие потом на экран, как и серии о Фантомасе.

    В приключенческой литературе последних десятилетий возродились приключенческие романы на исторической основе, например, «Гардемарины, вперед!» По написанной книге вышел фильм. Мотив дружбы, интерес к истории, любовь.

    Этот процесс создания романов на исторической основе был и во Франции, в серии романов Дрюона «Проклятые короли».
      1.   1   2   3   4


    написать администратору сайта