Главная страница
Навигация по странице:

  • Школа

  • 230 Глава 8 - ШКОЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

  • история педагогики 1. Происхождение воспитания и его развитие 9


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеПроисхождение воспитания и его развитие 9
    Анкористория педагогики 1.doc
    Дата26.09.2018
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория педагогики 1.doc
    ТипГлава
    #25100
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Глава 8. ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    Педагогическаямысль во Франции XVIII в.

    213





    Педагогическая мысль во Франции XV!!! в.

    К середине XVIII в. произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения. Это дви­жение сложилось под влиянием английского Просвещения, возникшего ранее, и в известной степени подготовило ду­ховную почву для Французской революции XVIII в. Продол­жая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деяте­ли Просвещения считали своей задачей обоснование необ­ходимости перестройки общества согласно требованиям разума, реализации «естественных», прирожденных прав че­ловека путем просвещения народа.

    Система образования во Франции XVIII столетия не пре­доставляла возможности для реализации идей просветите­лей. Как и в других странах Европы, основной ее задачей было религиозно-нравственное воспитание, в традиционных школах царили схоластика и муштра, что никак не отвечало идеям просветителей, мечтавших воспитать людей, способ­ных построить свою жизнь на разумных началах. Среди этой группы мыслителей следует особо выделить К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Исходя из сенсуалистических подходов, Клод Адри­ан Гельвеций (1715—1771) строил свою психологию, учение о морали, развивал педагогические идеи, которые изложил в сочинениях «Об уме» и «О человеке, его умственных спо­собностях и его воспитании».

    Средством для создания всеобщего счастья К.А. Гельве­ций считал изменение законов и улучшение воспитания. Раз­личия в человеческих воззрениях, идеях, умственных спо­собностях он связывал исключительно с влиянием внешней среды, не признавая врожденных способностей человека. Для

    того чтобы каждый индивид стал
    талантливым и добродетельным,
    необходимо усовершенствовать
    прежде всего науку и воспитание,
    полагал он. В процессе воспитания
    г| :.* j ' ;'" 1 на первое место он ставил форми-

    V» W I рование интересов, «страстей», а не

    умственное развитие. Главным ус­ловием успешного воспитания К.А. Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа. От­сюда вытекала и его мысль об об­щественном воспитании.

    К.А. Гельвеций

    Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был,




    пожалуй, Дени Дидро (1713—1784), который являлся вдохновителем, организатором, редактором и од­ним из основных авторов знаме­нитой «Энциклопедии, или Тол­кового словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей кото­рого была пропаганда естествен­нонаучных знаний — сильнейше­го оружия против традиционной идеологии.

    Д. Дидро

    Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании че­ловека. Он призывал в процессе воспитания учитывать анатомо-

    физиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.

    В своем труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция Человек Д. Дидро критиковал К.А. Гельвеция за недооценку задатков, заложенных в человеке природой, а свои мысли о народном образовании он изложил в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном по просьбе Ека­терины II. Д. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бес­сословность, светскость. Он предлагал пересмотреть состав предметов, преподававшихся в школах, выдвигая на пер­вый план науки естественного цикла, способные обеспе­чить связь с потребностями жизни и производства.

    Считая, что школа должна давать широкие, разносто­ронние знания, Д. Дидро высказал свои соображения о со­держании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составле­нию научно обоснованных учебников, предлагал диффе­ренцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников.

    Особое внимание Д. Дидро считал необходимым уделять подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами, к которым он относил прежде всего глубокое знание науки, честность, отзывчивость и любовь к детям. Признавая необходимость образования для всего народа, Д. Дидро выступал за отмену сословных огра­ничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечи­вала бы бесплатное всеобщее начальное обучение.

    214 Глава8- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    Французские просветители: стремились к осуществлению своих идей через развитие наук и искусств, и только Ж.-Ж. Руссо подо­шел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций.

    Педагогическая 5"Ж ^СС° (1712-1778) РОДился в

    концепция Женеве в семье часовщика. В жизни

    Жан-Жака Руссо переменил много разных профессий:

    был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования он не получил, но много занимался самообразованием. В 1741 г. он поселился в Париже, где познакомился со многими выдаю­щимися людьми того времени. По своим воззрениям он был близок просветителям типа Д. Дидро. Мировоззрение его отлича­лось глубокими противоречиями. Развитие наук и искусства, по­лагал он, не способствует улучшению нравов людей, а ухудшает их. К этой проблеме он обращался во многих своих произведени­ях, таких как «О причине неравенства между людьми», «Обще­ственный договор», «Способствовало ли возрождение наук и ис­кусства очищению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и др.

    Наступило время, утверждал Ж.-Ж. Руссо, когда знание, в котором искал спасения человек, стало обманом: науки рож­даются из потребности защититься, искусства — из честолю­бивого желания выделиться, философия — из стремления господствовать. В отличие от других просветителей, он не ста­вил развитие гражданственности и нравственности в зависи­мость от прогресса наук и искусства, центром его внимания стал естественный, природный человек, который родится со­вершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж.-Ж. Руссо не отрицал роли воспитания.

    Свою концепцию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в про­изведении, в котором он сконцентрировал свои размышле­ния о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О вос­питании» (1762), трактат, который он считал лучшим, наи­более важным из своих трудов и в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В пре­дисловии к «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо отмечал, что пишет эту книгу на основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания.

    В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая дол-


    215

    Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо



    жна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных при­родой. Воспитание будет содейство­вать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естествен­ный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельно­му приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

    Ж.-Ж. Руссо

    Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами; воспи­тание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способнос­тей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспита­ние со стороны вещей — это приобретение человеком соб­ственного опыта относительно предметов, которые его окру­жают. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

    О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно воспри­имчивым и получает впечатления от окружающих его предме­тов через органы чувств. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, уг­лубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой под­ход к воспитанию был для того времени принципиально но­вым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особен­ности ребенка.

    Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания — со­здать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Рус­со, должно отличаться от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядоч­ного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусст­вом развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы обще­ственного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

    Однако природа означала для Ж.-Ж. Руссо не первобытное звериное существование человека, а его свободу и непосред­ственное развитие врожденных способностей и влечений. Об-

    220 Глава 3- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИ ВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    общественной жизни противоречит ее естественному назна­чению — быть женой и матерью.

    Свой идеал свободной и цельной личности Ж.-Ж. Руссо противопоставил рассудочной культуре современного ему XVIII в. Реализацию этого идеала он и видел в естественном воспитании. Эта его концепция была подлинным переворо­том в педагогических воззрениях того времени, не оставив в стороне и социально-политические вопросы, за что его трак-, тат «Эмиль, или О воспитании» был признан вредным для общества. Книга напугала реакционно настроенных деятелей всей Европы, и сразу после ее выхода в свет французское правительство издало указ об аресте Ж.-Ж. Руссо, что выну­дило его бежать в Швейцарию. Но и в Женеве вышел декрет об аресте автора «Эмиля», а саму книгу сожгли.

    Нужно заметить, что ни одно другое произведение, по­священное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие пе­дагогической мысли. Последователей Ж.-Ж. Руссо привлека­ла его вера в могущество детской природы, следование вос­питания за спонтанным развитием ребенка, предоставление ему широкой свободы.

    Положение Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода — одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, — взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получив­шей широкое распространение в конце XIX — начале XX в.

    Сторонники этого направления ставили в центр образо­вательного процесса ребенка его интересы, способности, воз­можности, стремление к творчеству, а главную задачу педа­гога видели в помощи естественному развитию ребенка. Их деятельность была направлена против муштры и угнетения детей, против формализма и зубрежки в обучении.

    Многие идеи свободного воспитания явственно прояви­лись в теоретических воззрениях и практической деятельнос­ти ряда педагогов уже на рубеже XVIII и XIX вв. Так, И. Г. Песталоцци (1746—1827) считал необходимым строить отношения между воспитателем и ребенком на гуманной ос­нове и требовал уважения к свободе и независимости лично­сти ребенка; Ф. Фребель (1782—1852) считал целью воспита­ния развитие природных особенностей ребенка, его саморас­крытие; Э. Кей (1849—1926) ратовала за создание условий для самовыражения и свободного развития индивидуума. Эти и другие прогрессивные педагоги XIX — начала XX в. в значи­тельной степени опирались на идеи Ж.-Ж. Руссо.


    221

    Проекты реформ народного образования в эпоху французской революции

    Проекты реформ В конце 80'х ш 1в" обществен-

    народного образования ная ситУа«™ во Франции суще-

    в эпоху Великой ственно изменилась: экономический

    французской подъем середины века исчерпал

    революции себя, ухудшилось хозяйственное по-

    (1789-1794) ложение страны, развернувшаяся

    общественная борьба завершилась тем, что в 1789 г. произошла революция. Политические и об­щественные деятели новой, республиканской Франции вос­принимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновле­нию культуры, в том числе и образования.

    В законодательные учреждения был представлен целый ряд проектов организации народного образования. Из-за начавшей­ся контрреволюции и реакции эти проекты не были претворены в жизнь, но идеи таких, например, общественно-политических деятелей, как ЖА Кондорсе и Л.М. Лепелетье, направленные против устаревшей системы воспитания и обучения, оставили заметный след в истории педагогики и были прогрессивны для своего времени.

    Жан Антуан Кондорсе (1743—1794) был одним из видней­ших представителей французского Просвещения: философ, математик, экономист, политический деятель — защитник интересов крупной буржуазии, он, как никто другой, хоро­шо представлял себе ситуацию, сложившуюся в образова­тельной системе Франции. Зависимость школьного дела от политики, от государства, узость традиционного образова­ния и, как результат, невежество народа привели его к мыс­ли о необходимости коренных реформ в этой области.

    В своем «Докладе об общей организации народного образо­вания» (1792) Ж.А. Кондорсе предлагал сделать систему обра­зования независимой от любого политического давления. Но так как независимость не может быть абсолютной, он рассчи­тывал поставить деятельность,школ под контроль собрания народных представителей, самой неподкупной, удаленной от частных интересов власти. Цель образования Ж.А. Кондорсе ви­дел в открытии людям способов удовлетворения своих потреб­ностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и ис­пользования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязаннос­тей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет ис­пользовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

    Школы должны быть государственными, а обучение — бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть

    222

    Глава 8. ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    Проекты реформ народного образования в эпоху французской революции

    223







    всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предос­тавлять возможность наиболее ода­ренной части граждан получать бо­лее высокое образование, углублять и расширять его.

    Особо Ж.А. Кондорсе выделил в своем Докладе мысль о том, что ни одна общественная власть не дол­жна иметь права препятствовать распространению новых истин и обучению теориям, противополож­ным ее политике и интересам, — мысль, не утратившая своего зна­чения и в наше время.

    Ж.А. Кондорсе

    Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре сту­пени: начальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи.

    На первой ступени детей должны были учить тому, что не­обходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым ме­тодам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественно­го строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и од­ного учителя должны были иметь каждые 400 жителей.

    Школы второй ступени, по проекту Ж.А. Кондорсе, дол­жны были быть рассчитаны на детей из более или менее со­стоятельных семей. Здесь дети должны были получать зна­ния, необходимые в ремеслах: по математике, естественной истории, химии, коммерции. В расширенном объеме учащи­еся школ второй ступени должны были знакомиться с жиз­нью общества и основами морали. При школах второй ступе­ни Ж.А. Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была от­крываться в каждом административном округе и каждом го­роде с населением свыше 4 тысяч жителей.

    На третьей ступени обучения, в институтах, по проекту Ж.А. Кондорсе, должны были преподаваться предметы, связан­ные с практической деятельностью: сельским хозяйством, про­мышленностью, военным искусством, медициной и т.п. Такие учебные заведения, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должны были быть учреждены в каждом департаменте.




    На четвертой ступени образова­ния, в лицеях, должны были гото­вить ученых, людей, для которых наука составляет занятие всей жиз­ни. Здесь должны были получать об­разование и подготовку к практи­ческой деятельности и будущие пре­подаватели школ и институтов. На всю Францию Ж.А. Кондорсе счи­тал достаточным создание девяти лицеев.

    Возглавлять всю систему обра­
    зования, по замыслу Ж.А. Кон­
    дорсе, должно было Национальное
    общество наук и искусств типа со- Л.М. Лепелетье

    временной Академии наук. Члены

    этой организации должны были определять состав учителей всех типов школ.

    В целом проект ЖА Кондорсе был весьма прогрессивен. Пре­емственность ступеней образования, равенство в праве на об­разование всех людей, светскость школы, бесплатность обуче­ния, усиление роли естественных наук — все это говорило в пользу проекта. Однако он не был принят, к сожалению, боль­шинством Законодательного собрания.

    Дальше Ж.А. Кондорсе в плане демократизации образова­ния пошел Луи Мишель Лепелешье (1760—1793). По проис­хождению дворянин, во время революции он был убит ко­ролевским гвардейцем за то, что в Конвенте голосовал за казнь короля. Незадолго до смерти Л.М. Лепелетье написал «План национального воспитания», который на Конвенте доложил М. Робеспьер.

    Обращаясь к проекту Ж.А. Кондорсе, Л.М. Лепелетье под­черкивал, что сам он осмелился предложить гораздо более широкую программу, которая могла бы способствовать на­циональному возрождению Франции путем «создания ново­го народа». Он полагал, что нужно решить проблему, состо­ящую из двух частей: народу нужно дать, во-первых, воспи­тание и, во-вторых, образование. И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограничен­ного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

    Свой проект он предназначал всецело для бедняков, но предупреждал, что если богатый — разумный человек, то и он одобрит его. Цель своего проекта он усматривал в органи­зации воспитания действительно национального, действитель-



    225
    224 Глава8- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    но республиканского, действительно доступного для всех. Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики, так, чтобы они, находясь под ее защитой, имели одинаковую одежду, пищу, образование и уход. Всю тяжесть расходов на содержание этих учреждений он предлагал возложить на состоятельных людей.

    Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок дол­жен быть предоставлен заботам матери, которой следует ока­зывать помощь советами, сделать для нее первоначальное вос­питание ребенка не обременительной тяжестью, а источни­ком радости и надежды.

    По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте Отече­ство получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества. Этот период, считал Л.М. Ле­пелетье, наиболее подходит для общественного воспитания, он утверждал, что этот возраст наиболее пригоден для изуче­ния не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспи­тание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно и обучать всему в одной школе невозможно. Поэтому детей не следует запирать в сте­нах школы, а следует вести их в мастерские и поля.

    Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из кото­рых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения дол­жны находиться недалеко от места проживания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обреме­нительно для него, если старшие дети будут помогать в вос­питании младших.

    Задачей таких школ должно было стать «приготовление пер­вичного вещества», вооружение детей сведениями, «одина­ково полезными гражданам в любом положении». Прежде всего это должно было касаться физического воспитания, которое должно развивать в детях силу, закалять их, учить переносить перемену погоды, усталость. Для этого необходимо соблюде­ние обязательного для всех режима. Ребенок из бедной семьи найдет дома те же условия, что и в школе, а ребенок из бога­той семьи, привыкший дома к жизни, изнеживающей его,

    ШколавСевероамериканскихШтатах

    поймет, что в жизни могут сложиться такие обстоятельства, при которых «спасительная жесткость воспитания» пригодит­ся ему.

    Другим благом должна стать в результате воспитания при­вычка к труду. В детях следует воспитывать мужество в начи­нании трудной работы, энергичность, упорство в доведении ее до конца, т.е. все то, что характеризует трудолюбивого человека. Управлять своей жизнью, подчиняться точной дис­циплине — вот еще две привычки, которые крайне необхо­димо привить детям.

    Такое воспитание, по мнению Л.М. Лепелетье, должно было формировать «детские нравы», которые в итоге сдела­ются «национальными нравами», что породит новое моло­дое поколение Франции и приведет к обновлению нравов общества.

    После долгих дискуссий Конвент принял решение о со­здании домов национального воспитания, но спустя несколь­ко месяцев это решение было отменено. Идея Л.М. Лепелетье, таким образом, не была претворена в жизнь, хотя его идеи оказали воздействие на последующее развитие педагогичес­кой мысли в европейских странах.

    Развитие педагогической мысли и
    Школа школы всегда тесно связано с исто-

    пеТа?оВгГчесекаяСмысль Рией' экономическим и социально-
    в Североамериканских политическим развитием страны.
    Штатах в эпоху Становление школьного образова-

    европейского ния в северных, центральных и юж-

    Просвещения ных колониях европейских госу-

    дарств на территории Северной Аме­рики значительно отличалось друг от друга. Южные колонии представляли собой огромные табачные плантации, принад­лежавшие английским колонистам, где люди жили на значи­тельном друг от друга расстоянии, что делало невозможным создание школ. Богатые землевладельцы в таких условиях обу­чали своих детей дома, нанимая им учителей. Продолжали обучение дети богатых, как правило, в Европе. Обучением детей рабов-негров, естественно, никто не занимался, за ис­ключением миссионерских групп, которые организовывали их обучение с целью приобщения к чтению Библии.

    Колонисты, обосновавшиеся в средних регионах приатлан-тической Америки, прибывали туда из разных стран — из Англии, Голландии, Германии, Испании и других европейс­ких государств с различными религиозными верованиями и культурными традициями. Это разнообразие взглядов также не способствовало созданию единой общественной школы.

    8 — 3494

    226 Глава 8- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    Обособленные группы населения организовывали свои шко­лы, среди которых преобладали школы ученичества, где дети обучались ремеслам, торговле и одновременно осваивали азы грамоты.

    Северные колонии в большинстве своем были заселены пуританами, англичанами крайне протестантского толка, ко­торые не признавали англиканскую церковь, искавшую ком­промисс между католицизмом и протестантизмом, и за это преследовались в Англии. Именно они привезли с собой дух непокорства, приведший впоследствии к семилетней войне американских колоний за независимость от английского про­тектората, закончившейся образованием Североамериканс­ких Штатов. В отличие от поселенцев южных колоний, они жили на близком расстоянии друг от друга, и это способ­ствовало возникновению городов, открытию портов, разви­тию промышленности, что, в свою очередь, требовало хотя бы минимальной образованности населения. Эти условия явились предпосылкой появления первых общественных школ, которые организовывались за счет средств местной администрации и пожертвований частных лиц. Уже первые законодательные акты Северных Штатов свидетельствовали о стремлении соотнести школу с потребностями развиваю­щейся промышленности и фермерского хозяйства. Можно ут­верждать, что уже в те времена американская школа стала пропитываться духом практицизма.

    Несмотря на то что на первых порах переселенцы из раз­личных стран сохраняли представления о характере воспита­ния и образования, вывезенные ими с родины, со временем английская школьная традиция оказалась самой влиятель­ной в процессе формирования собственно американской системы образования.

    Народное образование в Америке в процессе своего ста­новления стремилось учитывать как обязательства государ­ства в отношении граждан, так и обязательства граждан по отношению к государству. В целях распространения образо­вания стали появляться законы, предписывающие каждой общине, насчитывающей более 50 домов, содержать за свой счет учителя для обучения детей. Так, закон штата Массачу­сетс во избежание пренебрежительного отношения родите­лей к образованию их детей обязывал в каждом населенном пункте выделить людей, способных обучать детей чтению, пониманию канонов религии и законов государства. В общи­не, превышавшей 100 домов, предписывалось открывать учеб­ные заведения по типу английской грамматической школы. Со временем обязанности общины в отношении обществен-


    227

    Школа в Североамериканских Штатах

    ного образования стали все более увеличиваться. Несколько общин объединялись в учебные округа, в обязанность кото­рых входило содержать помимо элементарной школы школу повышенную — английскую или латинскую.

    В результате просветительской деятельности общин по­явились в значительном количестве воспитательные учреж­дения для маленьких детей, приходские школы, граммати­ческие школы, благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т.д.

    Нужно отметить, что качество обучения во всех этих учебных заведениях далеко не всегда отвечало требованиям общества. Оно было формальным, велось плохо подготовленными учителями, в школе использовались различного рода наказания.

    Огромное влияние на развитие школ в Америке оказала ставшая популярной в то время идея видного английского экономиста Уильяма Петти (1623—1687) о создании образо­вательных трудовых домов для детей всех сословий, в которых помимо элементарного образования учащимся давались бы специальные знания, полезные с экономической точки зре­ния, и предусматривалось их участие в производительном труде.

    К началу XVIII в. в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси стали открываться школы, учебная программа которых при­ближалась к требованиям жизни. В них предусматривались 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских. В число учебных предметов были включены и новые дисциплины — счетоводство, деловая документация, оформление торговых операций и некоторые другие. Школы практической ориента­ции стали приобретать все больший авторитет, а граммати­ческая школа, целью которой была подготовка к поступле­нию в колледж, все больше и больше теряла свое значение.

    По мере роста благосостояния отдельных слоев общества состоятельные люди увидели опасность в «необразованных голодранцах» и поэтому охотно выплачивали налоги на об­разование их детей в залог собственного спокойствия. Вместе с тем, получив несколько позднее право голоса, низшие слои населения сами стали требовать образования для своих де­тей, видя в нем возможность утвердиться в обществе.

    Начало среднему образованию в США было положено еще в

    1. г. открытием церковной общиной в Бостоне латинской грам­матической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах. Гордостью посе­ленцев Новой Англии стал Гарвардский колледж, открытый в

    2. г. и получивший свое название в честь английского мини­стра Дж. Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего колледжу половину своего имущества и библиотеку. Программа

    8*

    228 Глава 8- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИК*

    обучения в нем в основном соответствовала европейскому обра­зованию — изучались латинский и греческий языки, логика, философия, а также некоторые предметы естественнонаучного цикла. Выпускники колледжа имели возможность продолжить обучение в европейских университетах. Позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета.

    Когда идеи просвещения, распространившиеся по всей Ев­ропе, дошли до Америки, первыми их подхватили государствен­ные деятели. В процессе своего становления американское про­светительское движение испытывало сильное влияние англий­ской философии, идей Дж. Локка, Э. Шефтсбери, этической концепции «Школы нравственного чувства», согласно кото­рой понятие добра отождествлялось с удовольствием и пользой для человека. Исходя из того, что человек по природе добр и неиспорчен, а все зло проистекает от ограниченности, неве­жества и необразованности, американские просветители свое стремление к «царству разума» связывали с осуществлением прогрессивных общественных преобразований.

    Одной из самых оригинальных и самобытных фигур раннего периода американского Просвещения был Бенджамин Франк­лин (1706—1790). Сын бостонского ремесленника, он в двенад­цатилетнем возрасте начал трудовую жизнь. Проучившись всего два года в начальной школе, он всю жизнь упорно занимался самообразованием и стал крупным ученым в области естествоз­нания, экономики, философии, литературы. Его научная дея­тельность получила мировое признание, он был избран членом нескольких академий, в том числе и Российской академии наук. Б. Франклин содействовал просвещению своих сограждан, вы­пуская газету, основывая образовательные учреждения, откры­вая библиотеки и т.д. В 1728 г. в Филадельфии по его инициативе было организовано философское просветительское общество — «Клуб кожаных фартуков», которое строилось по образцу сред­невековой Флорентийской академии: его членом мог стать лю­бой желающий — от подмастерья до .государственного деятеля. На заседаниях общества обсуждались важнейшие проблемы мо­рали, политики, экономики, образования.

    На одном из заседаний этого клуба по вопросу реорганизации школьного образования Б. Франклин изложил свою педагогичес­кую концепцию. Не умаляя значения естественных знаний, но возражая против ранней профессионализации в школе, он обо­сновывал необходимость такого образования, которое научило бы самостоятельно учиться, способствовало бы приобретению нужных в дальнейшем знаний. Б. Франклин разработал проект школы, в котором не только обосновывались структура и содер­жание образования, но и давались подробные рекомендации по


    229

    Школа е Североамериканских Штатах



    Б. Франклин

    организации и методике обучения, организации физических упражнений учащихся. Он решительно критиковал схоластическую систему образования, требуя, чтобы школа обучала учащих­ся наукам, а не теологии, полагал, что всякая религия — это сказка, сочи­ненная людьми для определенных це­лей. Объективная реальность — это тот мир, в котором живет человек, и он должен знать прежде всего законы, по которым развивается мир, а не толь­ко Библию. В I классе, согласно его проекту, дети должны были изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного со­держания рассказы. II класс должен быть посвящен более глубо­кому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произ­ведениями мировой литературы, с тем чтобы дети смогли изла­гать прочитанное с пониманием его смысла. В III классе уже возможно изучение риторики, древней истории, естествознания. В IV классе ученики должны приобрести познания из довольно широкого круга различных наук. V класс отводился на прохожде­ние курсов логики, философии и натурфилософии. И наконец, в VI классе все время обучения должно быть посвящено толкова­нию произведений выдающихся классиков литературы антично­го периода.

    По проекту Б. Франклина, в 1751 г. в Филадельфии была открыта Академия, общеобразовательная школа, состоявшая из трех отделений: латинского, дававшего строго классичес­кое образование, английской грамматической школы, имев­шей филологическую направленность, и математического. ' Гаким образом, учащимся предоставлялась возможность вы­бора интересующего их типа образования. Эти школы были частными, в них учились как мальчики, так и девочки. Шко­лы такого типа стали быстро распространяться по всей Аме­рике, позднее их ученики стали готовиться к работе учите-и я ми в начальной школе.

    Видным деятелем американского Просвещения был тре­тий по счету президент Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джефферсон (1743—1826). Он утверж­дал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет.



    231
    230 Глава8- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    Стремление обеспечить свободу, независимость и благососто­яние американского народа, который только еще формировался, заставляло государственных деятелей уделять большое внимание вопросам просвещения. В 1779 г. был опубликован разработанный Т. Джефферсоном проект закона о всеобщем распространении зна­ний, в котором обосновывался статус школы как всеобщей, бес­платной, обязательной. В публичных выступлениях Т. Джеффер-сон призывал отказаться от практики посылать молодых амери­канцев в Европу для получения образования, аргументируя это тем, что на чужбине едва ли можно научиться полезному для своей страны и за время учебы они отвыкают от родного языка и становятся далеки от родной почвы.

    Чувство Родины у молодого поколения переселенцев еще не сформировалось, и это бьшо одной из проблем, волновавших общественность. Т. Джефферсон выдвинул идею создания такой системы образования и воспитания, которая помогла бы ре­шить многие насущные проблемы страны. При его активном участии была разработана модель трехступенчатой общеобразо­вательной школы. Первая ступень представляла собой началь­ную трехлетнюю школу, имевшую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а также познакомить с ремесла­ми, необходимыми им в обиходе. На второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для разви­вавшихся сельского хозяйства и промьпхшенности. В учебный план входили прикладная математика, земледелие, мореплавание и т.п. В школе второй ступени предполагалась, как мы бы сказали сейчас, дифференциация обучения. Выделялись два направле­ния: одно для тех, кто интересовался ремеслами и сельским хо­зяйством, и другое для тех, кто был склонен к наукам и соби­рался продолжить обучение дальше. Третья ступень являлась шко­лой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному в школе второй ступени направлению. Эта модель была первой попыткой осво­бодиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования.

    Идеалу нравственного воспитания, соответствующего аме­риканскому образу мышления и представлению о морали, больше всего отвечала система воспитания в обосновавшейся в штатах общине «Моравские братья», о которой говорилось выше, стро­ившей свою жизнь на демократических щ?инципах равенства всех членов общины, участия всех в трудовой деятельности, разви­тия стремления к самообразованию и самостоятельности.

    С целью создания условий для развития просвещения и стимулирования самообразования широких народных масс по инициативе Т. Джефферсона в штате Виргиния была открыта

    Школа в Североамериканских Штатах

    первая публичная библиотека. Позже в этом же штате был основан университет, ректором которого стал сам Т. Джеф­ферсон, превративший его в центр культуры всей южной ча­сти северных штатов Америки.

    В результате поиска типа школы, отвечавшей бы потреб­ностям общественного развития нового государства, к кон­цу XVIII в. в американских штатах сложилась общеобразова­тельная школа с бесплатным девяти- или двенадцатилетним сроком обучения и состоявшая из начальной школы, школы средней ступени и старшей школы, называвшейся по-раз­ному —- дополнительной, избранной, соединительной и т.д. В программу начальной школы входили чтение, письмо, арифметика, некие и труд. На средней ступени преподава­лись грамматика, литература, языки, естественная история, география. В школе старшей ступени изучались геометрия, химия, всеобщая история, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в высшую школу.

    Весьма видную роль в американском Просвещении сыграл Томас Пейн (1737—1809). Его философский трактат «Век разу­ма» дал, по сути дела, название всей эпохе. Это название на­столько емко определяло суть и своеобразие того времени, что с тех пор век Просвещения называется веком разума.

    По приезде Т. Пейна из Англии в Филадельфию в 1774 г. началась его политическая и литературная деятельность. Его исходной идеей была мысль об отделении Америки от Анг­лии. В своем памфлете «Здравый смысл» (1776), который за месяц разошелся по всей Америке большим тиражом и был прочитан почти всем грамотным населением, он убедитель­но доказывал последствия экономического вреда, наноси­мого стране политической и экономической зависимостью от Англии. Выступая за развитие национальной американс­кой культуры и видя суть этого развития во всеобщем обра­зовании, он обращал внимание на то, что просветительская деятельность должна быть тесно связана с социальным дви­жением. Несмотря на то что Т. Пейн вошел в историю как деятель американского Просвещения, его взгляды в некото­ром отношении противоречили идеям европейских просве­тителей. Их идее установления «царства разума и свободы» путем распространения знаний и системы воспитания он противопоставлял свою, заявляя, что не просвещение масс ведет к социальным преобразованиям, а, напротив, соци­альные преобразования создают условия для равноправно­го, свободного образования и воспитания. Вместе с тем он, несомненно, внес вклад в развитие просветительского дви­жения, обосновывая необходимость создания строго демок-

    232 Глава8- ШКОЛАВСТРАНАХЗАПАДНОЙЕВРОПЫИВСЕВЕРНОЙАМЕРИКЕ

    ратической системы школ. Главной задачей школы он счи­тал нравственное воспитание молодежи.

    Просветительское движение в Америке, связанное с борь­бой за независимость, со становлением и укреплением нового государства, явилось, безусловно, прогрессивным течением. Несмотря на противоречивость многих его положений, общече­ловеческие принципы эпохи американского Просвещения и опыт их реализации оказали весьма существенное влияние на даль­нейшее развитие американской педагогической Уысли и ста­новление системы образования.

    Рекомендуемая литература

    Ге Ф. История воспитания и образования. М., 1912.

    Гельвеций К. А. Сочинения: В 2 т. М., 1974.

    Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до Второй мировой вой­ны. Исторический очерк. М., 1972.

    Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1991.

    Каменский Я А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М, 1982.

    ЛоккД. Сочинения: В 3 т. Т. 1-2. М., 1985. Т.З. М., 1988.

    Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. Т. 1—3. М., 1925—1930: Т. 1. От первобыт­ной родовой общины до эпохи промышленного капитализ­ма, 1925.; Т. 2. Эпоха промышленного капитализма, 1926.; Т. 3. Русская педагогика. 3-е изд., испр. и доп. Т. 1, 1930.; Т. 2 , 1930. Медынский Е.Н. История русской педагогики с древнейших вре­мен до Великой пролетарской революции. 2-е изд. М., 1938. Мижуев П. Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы. М., 1913.

    Монро П. История педагогики. 4-е изд. Ч.И. Новое время / Пер. с англ. М.;Пг., 1923.

    Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Герма­нии / Пер. с нем. М., 1908.

    Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. 2-е изд., пе­реем, и доп. Харьков, 1930.

    Раумер К.Г. История воспитания и учения от возрождения клас­сицизма до наших дней / Пер. снем. Ч. 1—2. М., 1875—1878.

    Роллен Ш. Трактат об образовании. М., 1908.

    РуссоЖ.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

    Соколов Л. История педагогических систем. 2-е изд. Пг., 1916.

    Сперанский К. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896.

    Шмидт К. История педагогики: В 4 т. Т. 3. М., 1880.


    Глава

    9

    Школа

    и педагогическая мысль в России в XVIII в.

    Просвещение в России СеРьезные изменения в пшштичес-
    в начале XVIII в. кои' экономической, культурной

    жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продол­жились и усилились в петровскую эпоху. Конечно, реформы конца XVII — начала XVIII в. были подготовлены всем ходом исторического процесса в стране, необходимость их давно была очевидна, однако медленное их проведение в предшествую­щий период подтолкнуло царя Петра I Великого (1672—1725) к решительным действиям.

    К началу его правления Россия во многом значительно отставала от стран Западной Европы, особенно в экономи­ческом развитии, что могло привести даже к утрате ее наци­ональной независимости. Это отставание усугублялось тем, что Россия не имела выхода к морю, а морские пути в то время больше всего способствовали экономическому обще­нию между странами. Чтобы выйти к морю, было необходи­мо сильное войско, однако русская армия была слабо подго­товлена и вооружена. Положение обострялось внутрироссий-скими проблемами: борьбой за власть, церковным расколом, общественно-политическими распрями. Все это способство­вало тому, чтобы Петр I в конце XVII — начале XVIII в. значительно активизировал реформаторские процессы, ох­ватившие многие стороны русской жизни. Эти реформы были направлены на укрепление государственного устройства, ут­верждение абсолютной монархии. Началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внут­ренней и внешней торговли. Усиление армии и создание флота позволили вести военные действия против Турции и Швеции.

    Экономические и политические преобразования в Рос­сии сразу же потребовали большого количества специально обученных людей — профессионалов: офицеров, моряков, лртиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государствен­ных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта