Главная страница
Навигация по странице:

  • Воспитание и школа

  • Воспитание и

  • 3 6 Глава 2 - ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

  • история педагогики 1. Происхождение воспитания и его развитие 9


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеПроисхождение воспитания и его развитие 9
    Анкористория педагогики 1.doc
    Дата26.09.2018
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория педагогики 1.doc
    ТипГлава
    #25100
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    27

    Шкалаи воспитание в ДревнемЕгипте

    ловым — для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.

    В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту

    эпоху в качестве материала для письма стали использовать па­пирус — бумагу, изготовленную из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материа­лом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из



    Письмо под диктовку в древнеегипетской школе

    охры, а также тростниковая палочка ддя письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свит­ки папируса можно было использовать многократно путем смы­вания ранее написанного. Интересно заметить, что на школь­ных работах обыкновенно ставили время выполнения данного урока. Ученики переписывали тексты, которые содержали раз-мичные знания. На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания ихзна-чепию. Позднее школьников обучали красноречию, которое (■читалось важнейшим качеством писцов: «Речь сильнее, чем оружие»; «Уста человека спасают его, но речь его может и по­губить его» — говорилось в древнеегипетских папирусах.

    I? некоторых древнеегипетских школах ученикам сообща-щк'ь и начатки математических знаний, которые могли по­надобиться при строительстве каналов, храмов, пирамид, и о.) ".счете урожая, астрономических исчислений, которые in пользовались при прогнозировании разливов Нила и т.п. Имеете с этим обучали и элементам географии в сочетании с п-ометрией: ученик должен был уметь, например, начертить iiii.iii местности. Постепенно в школах Древнего Египта стала VI и пинаться специализация обучения. В эпоху Нового цар-i та (V в. до н.э.) в Египте появились школы, где готовили


    28 Глава 2. ВОСПИТАНИЕИОБУЧЕНИЕВДРЕВНЕЙШИХ

    Воспитаниеи школавИзраильско-Иудейскомцарстве29


    врачевателей. К тому времени были накоплены знания и со­зданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах той эпохи дается описание почти по­лусотни различных болезней.

    В школах Древнего Египта дети учились с раннего утра до
    позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспо­
    щадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники
    должны были пожертвовать всеми детскими и юношескими
    радостями. Вот что говорится в одном из писем XIX династии,
    где учитель наставляет нерадивого ученика: «О, пиши тщатель­
    но, не ленись, а не то ты будешь жестоко побит... Твоя рука
    должна непрестанно опираться на науки, ни одного дня отды­
    ха не давай себе, а иначе тебя будут бить. У молодого человека
    есть спина; он ощущает, когда его бьют. Хорошенько слушай,
    что тебе говорят, ты извлечешь из этого пользу. Коз учат пля­
    сать, лошадей обуздывают, голубей заставляют стаиваться, яс­
    требов летать. Тебя не должно обременять напряжение духа,
    книги не должны надоедать тебе, ты извлечешь из них пользу».
    Должность писца считалась очень престижной. Отцы не очень
    знатных семей считали для себя честью, если их сыновей при­
    нимали в школы писцов. Дети получали от отцов наставления,
    смысл которых сводился к тому, что обучение в такой школе
    обеспечит их на долгие годы, даст возможность разбогатеть и
    занять высокое положение, приблизиться к родовой знати.
    Воспитание и школа В ИСТ0РИИДР^них цивилизаций Во-
    в Израильско- стока становление религиозного

    Иудейском царстве принципа единобожия было реша-

    ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений. Многие дошедшие до нас источники сви­детельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Мно­гочисленные божества, которым поклонялись люди, как пра­вило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к фор­мальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные про­блемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.

    Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в истории установить единобожие удалось еврейскому народу.

    Древние евреи были выходцами из семитских кочевых пле­мен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были по­рабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит преда­ние, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, че­рез которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благо­деяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из раб­ства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древ­них источниках. Установить истинное происхождение десяти нрав­ственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с совре­менными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жер­твенника и покарать смертью. Предполагалось не только испол­нение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над ■[сми, кто их нарушает, — право судить и карать.

    Вместе с единобожием в древнееврейской религии появи­лась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иуде­ев стали неразрывно связаны между собой.

    После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Изра­иль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное i i.apcTBO Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разру­шил Самарию — столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль пре­кратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II и хватил последний оплот иудеев — Иерусалим и увел плен­ников в Вавилонию.

    По преданиям, именно в этот период произошло переос­мысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ-х( >ди мости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. М i югочисленные пророки в этот период стали как бы учителя-мп своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.

    ( голь сложные исторические перипетии, а также мисти-пичм сознания древних евреев отразились на их отношении к



    31
    3 0 Глава 2. ВОСПИТАНИЕИОБУЧЕНИЕВДРЕВНЕЙШИХГОСУДАРСТВАХ

    воспитанию, которое можно охарактеризовать как религиоз­но-национальное явление, где оба начала были единым це­лым. Продолжение рода приобрело для этого народа особый духовный смысл, и школа стала почитаться наравне с храмом. Если поселение было мало и не было возможности построить школу, то дети учились в синагоге, молитвенном доме. Учи­тель, чаще всего проповедник, денег за свой труд не получал, так как считалось, что слова Библии, особенно Торы (Пяти­книжия), даны народу Богом бесплатно, а значит, и переда­ваться детям тоже должны бесплатно. Уважение к учителю вос­питывалось в семье задолго до поступления детей в школу. Древняя мудрость гласила: «Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему», хотя отец в семье почитался как аб­солютный господин.

    Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с деть­ми, что предписывалось Торой.

    Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехсту­пенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатка­ми чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.

    Тора и Талмуд — свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы — служили .главными пред­метами школьного изучения. Тору заучивали пдати наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важней­шим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рас­суждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обуче­ния был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

    Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в мень­шем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяй­ства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скуд­ным с точки зрения овладения детьми практическими зна­ниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя прохо­дящие через их страну караванные пути между Ираном и

    Воспитание и школа в Древнем Иране

    Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. На­род, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнеев­рейского воспитания, на что была ориентирована и деятель­ность школы. v

    Переход к единобожию был важным шагом к рассмотре­нию категорий Добра и Зла, на чем формировались идеалы, лежавшие в основе взглядов на воспитание. Конечно, дохрис­тианская мораль представляется сегодня чуждой современному европейцу. Принципы типа «око — за око» признаются сегодня аморальными, но в них уже проявились зародыши морали, отличавшиеся от первобытных табу. А следовательно, у иудей­ских воспитателей уже появился предмет для обсуждений с детьми, что было первым, пусть и небольшим, шагом к осоз­нанию норм и принципов справедливости через воспитание.

    После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский
    парод расселился практически по всему свету, но элементы его
    древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают
    сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.
    Воспитание и школа Древний Иран - это страна, кото-
    в Древнем Иране рую населял °ДИН из самых загадоч-

    ных народов Земли — арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом родстве с арийцами, следы которых обнаружены не только в Запад­ной Европе, но и в Гималаях, и в Монголии, и на Урале. I IjicMcua древних персов были в I в. до н.э. ближневосточной ветвью арийцев и объединялись верой, ведущей свое начало, возможно, от индийских Вед, ставшей впоследствии основой идя многих самостоятельных верований. Зороастризм — это еще один из примеров единобожия. Здесь поклонение главному богу Ахурмазде, олицетворяющему Добро в извечной борьбе Добра и Зла, наложило отпечаток и на характер воспитания.

    I? Авесте — пророчествах Заратуштры, по мнению совре­менных историков, содержатся элементы, вошедшие позднее и чилийскую и римскую культуры. Многие положения Авесты перекликаются и с Торой, и с Библией, и с Кораном. В Древ­нем Иране, откуда был родом Заратуштра, возникли своеоб­разные представления о ценностях человека, его душе и ее соотношении с телом.

    32 Глава 2. ВОСПИТАНИЕИОБУЧЕНИЕВДРЕВНЕЙШИХГОСУДАРСТВАХ

    Так, Заратуштра утверждал, что человек подобен Богу, а душа его — это часть Божьей силы. Смысл жизни состоит в реализации данной Богом силы для борьбы со злом — злыми духами (дэвами), которые живут в самом человеке в виде смер­ти, бесплодия, лживости, лени, зависти, лицемерия, и уста­новлении царства Добра. Это делало религию иранцев хотя и абстрактной, но с сильно развитым этическим началом.

    Семейное воспитание у древних иранцев, как и у других восточных народов, было весьма строгим. До семилетнего возраста ребенку позволялось все, никаких запретов не су­ществовало, но по истечении этого срока он имел право ослушаться только три раза, на четвертый раз его ждала смер­тная казнь. Такая жестокость, по-видимому, являлась обрат­ной стороной идеи чистоты. Ребенок, не способный усвоить с трех раз требование повиноваться, считался неполноцен­ным, «нечистым», а все нечистое являлось порождением царства Зла и должно было быть «очищено».

    Важным средством воспитания в семье у древних иранцев считалось приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Одновременно родители должны были разъяснять детям ос­новы религии, в которых большое место занимали вопросы нравственности.

    Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний являлась Аве­ста, собрание священных книг, написанная особым авес­тийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с ва­вилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготов­ку, а часть — освоить профессию жреца. Будущий чиновник должен был освоить не только грамоту, но и научиться быть умеренным в жизни, спокойным и покорным. Ученикам не­редко приходилось спать прямо на земле возле школ и не всегда получать пищу. Воспитание будущих воинов было еще более суровым. Тяжелые упражнения разного вида должны были сделать дух будущего воина непоколебимым, а тело — выносливым и быстрым.

    Воспитание и школа История Древней Индии условно
    в Древней Индии распадается на два периода: дравид-

    " - ' " J ""• ско-арийский — до VI в. до н.э. и

    буддистский — с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее замкнутости, поэтому целесообразно рас­сматривать проблемы развития школы и педагогических идей в Древней и средневековой (имеется в виду период европей-

    Воспитаниеи школавДревнейИндии33

    ского средневековья) Индии, вплоть до момента ее колони­зации Британией в XVIII в., в единстве.

    Культура дравидских племен — коренного населения Ин­дии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. — прибли­жалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семей-но-школьный характер, причем роль семьи была главенству­ющей. Школы в долине реки Инда появились предположи­тельно еще в доарийский период в 3—2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предполо­жить, на школы Древней Месопотамии. Более тысячи печа­тей с надписями своеобразным письмом, глиняные черниль­ницы для письма на пальмовых листьях — вот и все, что со­хранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен. Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Ин­дии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отно­шения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового: все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наиболь­шими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в похо­дах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. I Пудры не имели никаких прав.

    В соответствии с этим социальным делением и воспита-пие и обучение детей основывалось на идее, согласно кото­рой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправ­ным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами иичности считались праведность и чистота помыслов, у кшат­риев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и тер­пение, у шудры — покорность и безропотность.

    Главными целями воспитания детей высших каст в Древ­ней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физи­ческое развитие — закаливание, умение управлять своим те-ном; умственное развитие — ясность ума и разумность пове­ления; духовное развитие — способность к самопознанию. (читалось, что человек рожден для исполненной счастья ж и и I и. У детей высших каст восп итывали такие качества, как чюбовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, ( амообладание, сдержанность. Идеалом нравственного пове-

    ц<м

    34 Глава 2. ВОСПИТАНИЕИОБУЧЕНИЕВДРЕВНЕЙШИХГОСУДАРСТВАХ

    Воспитание и школа в Древней Индии

    35


    дения считались содействие общему благу, отказ от поступ­ков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались прежде всего в сказаниях о Кришне — божествен­ном и мудром царе — воине и пастухе. В этих сказаниях дано подробное описание семейно-общественного воспитания в Древней Индии.

    Эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители от­дали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с соуче­никами изучал Веды и по истечении шестидесяти четырех дней должен был овладеть разнообразными искусствами и уме­ниями — «всей людской ученостью».

    Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе царевича Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совер­шенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким представлялся им Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученос­тью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал поро­ков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со стар­шими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».

    Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-фи­лософской мысли Древней Индии, содержащий философ­скую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), была не только священной, но и учебной книгой, написан­ной в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна, который, попадая в затруднитель­ные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, полу­чая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового зна­ния в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочета­лось с приведением конкретных примеров.

    Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключа­лась в том, чтобы перед учеником последовательно стави ■ лись постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содс|)

    жания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражени­ем, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству. К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень вос­питания и обучения была прерогативой семьи, систематичес­кого обучения здесь, естественно, не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после осо­бого ритуала посвящения во взрослые — «упанаяма». Не про­шедшие этот ритуал презирались обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения срамотой и обязательными для того времени знаниями он ус нашил правила поведения в семье. Сроки «упанаямы» и со-111 |) ж а н 11 с дал ьнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» нпчипалась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, найми.и н 12-летнем.

    11ииболее широкой была программа образования у брахма-
    t, шпития для них состояли в усвоении традиционного по­
    нимания Нед, овладении навыками чтения и письма. У кшат-
    |чп и и вайшья обучались по сходной, но несколько сокра-
    и|| мной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали
    III ниш и навыки и военном искусстве, а дети вайшья — в
    м шпнйепю и ремеслах. Их образование могло продол-
    лип,! и пи щи (.мм mi, ui'iv м следовали еще 3—4 года, в тече-
    нир мннрыК учеши- и шпималнеь в цомс своего учителя прак-

    ,11 I. , I ..(1 ||( МППЫПН llllll

    | j(,,,.,i,|,„ ,,,м и .in к iii ii ми iiii|i,i и ina ни и можно считать за­
    пит | • i Hllllillt i i hil Hi Mnoi lie ЮНОШИ И 3 ВЫС-

    iii мин in.i . iiHiчи пннч iit.no своими познаниями

    i i мнмып-, «достойный*) и участвовали в

    .. . мири* увШ.1Ч мужей. Вблизи городов начали

    .I .м in и i и iiiumi.ic net iii.ie школы, где вокруг гуру-

    IMMI (транша. их верные ученики. Специальных

    .и. ним ним ученных шпигий обычно не было; обучение

    ■ ... ист пи nihpi.iHiM иоадухе, поддеревьями. Основной

    I i ...ц hiiMihiu нпии in обучение была помощь учеников

    nil. HI НИ НО ИНН 1ВУ

    ll ИМИ и. (чти и in юрии древнеиндийского воспитания

    iitii и и и 11 ренине I in тысячелетия до н.э., когда наме-

    MiB I минные изменения в древнеиндийском обще-

    . мм I.mm,!, i во шикповспием повой религии — буддиз-

    3 6 Глава 2- ВОСПИТАНИЕИОБУЧЕНИЕВДРЕВНЕЙШИХГОСУДАРСТВАХ

    ма, идеи которой отразились и на воспитании. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды (в Индии — Шакья-Муни) (623—544 до н.э.)- В религии буддизма он — существо, достиг­шее состояния высшего совершенства, выступавшее против монополизации религиозного культа брахманами и за урав­нение каст в сфере религиозной жизни и воспитания. Он про­поведовал непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана». По преданию, свою про­светительскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ города Бенареса. Вокруг него, учителя-отшельника, со­бирались группы добровольных учеников, которым он про­поведовал свое учение. Буддизм уделял особое внимание от­дельной личности, подвергая сомнению незыблемость прин­ципа неравенства каст и признавая равенство людей от рождения. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты.

    Согласно буддизму главной задачей воспитания было внут­реннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В процессе поиска знания буддисты различали стадии сосредоточенного внимательного усвоения и закрепления. Важнейшим его результатом считалось по­знание ранее не познанного.

    В буддийский период стали складываться и новые пред­ставления о содержании образования. В обучении главное вни­мание уделялось грамматике санскрита, литературно обрабо­танной форме древнеиндийского языка, ставшего в I в. до н.э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит — брахми.

    КIII в. до н.э. в Древней Индии уже выработались различ­ные варианты алфавитно-слогового письма, что отразилось и на распространении грамотности. В буддийский период началь­ное обучение осуществлялось в религиозных «школах Вед» и в светских школах. Оба типа школ существовали автономно. Учи­тель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержа­ние обучения в «школах Вед» (Веды — гимны религиозного содержания) отражало их кастовый характер и имело религи­озную направленность. В светские школы учеников принима­ли независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер. В содержание обучения в школах при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

    В начале нашей эры в Индии начали изменяться взгляды на конечные задачи воспитания: оно должно было не только


    37

    ВоспитаниеишколавДревнейИндии

    помогать человеку научиться различать сущностное и прехо­дящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать су­етное и бренное, но и добиваться реальных результатов в жизни. Это привело к тому, что в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала склады­ваться двухступенчатая система образования: начальные шко-лы («толь») и школы полного образования («аграхар»). Пос­ледние были как бы сообществами ученых и их учеников. 11 рограмма обучения в «аграхар» в процессе их развития ста­новилась постепенно менее абстрактной, учитывающей по­требности практической жизни. Был расширен доступ к об­разованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математи­ки, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам.

    В Древней Индии постепенно сложился ряд крупных цент­ров образования. Наибольшую известность среди них получи-ии школы, остатки которых были обнаружены археологами в ра и .липах близ города Бхуванешвар. Можно предположить, что приблизительно за пять столетий до новой эры на этой территории сложилось сообщество ученых, которые вместе i о своими учениками обсуждали философские вопросы, уча­щиеся получали сведения из медицины, искусства, астроно­мии, естествознания, торговли. Этот своего рода научно-учеб-iii.iil центр поддерживал связи с тогдашним цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком.

    Мс менее широкую известность как центры культуры и прем нгшепни приобрели школы при некоторых буддистских Миши lupux in MM in т пи нишей эры. II них учащиеся изучали шипит и Пу/пимм, мошку, Иглы, медицину, филологию, мини прими tu грпномию и другие науки.

    Ib'ini.i к нюху европейского средневековья, в духов­ном им) m (mil п.(ролов Индии по прежнему важное место ипшмими идеи, которые оказали влияние на развитие миро­вой педагогической культуры.

    i рецц различных религиозно-философских учений, в рамках которых формировались отдельные направления пе-ituioi из!■( кой мысли Индии, можно выделить три основных: Црмчмапизм, буддизм и исламизм, преобладавший в пери-ш| i релпевсковья. Вследствие этого в Индии сложились и ipn ( in темы воспитания: брахманская, буддийская, мусуль­ман! к ли Брахманская и буддийская системы постепенно i пплт I. и образовали так называемую индуистскую систе­му щи питания. Брахманизм, идеология которого основыва-



    39
    3 8 Глава 2. ВОСПИТАНИЕИОБУЧЕНИЕВДРЕВНЕЙШИХГОСУДАРСТВА}

    лась на признании фатальной неизбежности кастового рас­слоения общества, освященного Богом, по-прежнему де­лил людей на брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вай­шья (земледельцев, ремесленников) и шудры (слуг). Пер­вые три касты провозглашались высшими, их дети по достижении юношеского возраста проходили свой обряд по­священия (второго рождения), что давало им право учить­ся дальше, постигать суть священных гимнов, создание ко­торых относится еще к XI в. до н.э.

    Сущность жизни с точки зрения брахманизма состояла в том, чтобы отречься от земного мира, познать высшую силу и приобрести бессмертие в «высшем мире»; смысл челове­ческого бытия определялся как «самопознание».

    Из содержания ведических гимнов следует, что вначале бо­гатые семьи держали дома людей, которые читали их детям гимны из Вед. В П—I вв. до н.э. стали открываться школы, дос­тупные трем высшим кастам, где с 8 лет начинали обучаться брахманы, с 12 лет — кшатрии и вайшья.

    Содержание образования в этих школах в основном носи­ло религиозный характер, но вместе с тем отличалось изве­стной разносторонностью: наряду с заучиванием Вед оно предполагало также изучение элементов математики, исто­рии, этики, астрономии, грамматики, философии. Курс обу­чения предусматривал, кроме того, разнообразные физичес­кие упражнения. Обучение осуществлялось преимуществен­но в устной форме. Для брахманов оно длилось, как правило, 8 лет и состояло в заучивании гимнов и других религиозных текстов.

    Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который лич­ным примером воспитывал у него честность, верность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекос­ловно подчиняться своему гуру.

    Общественный статус наставника — гуру был очень высоким. Ученик должен был почитать учителя больше, чем своих роди­телей. Профессия учителя-воспитателя считалась самой почет­ной в сравнении с другими профессиями.

    Кастовая система построения общества на протяжении многих столетий приводила к ограничению доступа к обра­зованию широких масс населения. Даже среди трех высших каст главенствующее положение занимала каста брахманов. Именно их дети готовились быть священнослужителями, которые выполняли и главные педагогические функции. Для кшатриев и вайшья изучение Вед не имело такого значения, как для брахманов, которые готовились к мистической трак­товке ведических текстов и их разъяснению всем верующим.

    Воспитаниеи школа в Древней Индии

    Нужно обратить внимание на практическую направленность образования и воспитания детей из каст кшатриев и вайшья: в отличие от брахманского воспитания вайшья должен был научиться сеять и различать хорошие и плохие поля, он дол­жен был быть знаком с измерением веса, площади, объема и т.п. Для того чтобы приобрести эти знания, вайшья наряду с сельским хозяйством знакомились с основами географии, изучали иностранные языки, а также получали опыт участия в торговых операциях. Начальные знания по своей профессии они приобретали обычно у своих родителей, помогая им в ведении хозяйства и торговле. Практические навыки в каждой касте передавались от родителей детям.

    Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. господствующей в Индии была идеология буддизма. Буддийская система обра-ювания по сравнению с брахманской была более демокра­тичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она от­крывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола.

    I >уддизм расширил роль школ при монастырях, в которых
    пеги обучались на протяжении 10—12 лет под руководством
    Ьуддийских монахов. Здесь от учеников требовалось полное по-
    i пушапис, в случае нарушения дисциплины ученика исключа-
    III! из школы. Содержание воспитания было преимущественно
    |н-1шп1о31 ю-философским; позднее было введено обучение грам­
    матике, лексике, медицине. Оценивая систему образования того
    кроме ни, следует подчеркнуть, что образование было в основ­
    ном религиозным, с которым уживалось сообщение специаль­
    ный шаппй, Общепринятые догмы религии распространялись
    но множеству кпншюи но всех слоях общества, достигая самых
    ми инин При ж>м обрнюниние было всеобщим достоянием.

    II жоху европейскою средневековья в Индии возникла и
    н||\((И1 < in и ми мПри юн.шин мусульманская. По исламской
    iс < >ними у м\-( уш.мпн Индии существовало два типа учеб­
    ны'; шводений мектебы и медресе. Обучение в мектебах
    mi мш i, п.i и паках фарси и арабском, в медресе — только на

    1|щГн ком МекгсОы создавались при мечетях и были анало-мгшы индуистским элементарным школам. Медресе были повышенными учебными заведениями, которые готовили мо-иоаых июлей к профессии учителя, священнослужителя, су-

    ii.il, врача и т.п.

    Оригинальные идеи по вопросам воспитания высказали (пни рагор из династии Великих МоголовАкбар (1542—1605) и i m ближайший сподвижник Абул Фазл Аллами, которые in и.hi (носи деятельности считали улучшение человечества, i |мм выступали против грубого деспотизма в семье, против



    40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта