история педагогики 1. Происхождение воспитания и его развитие 9
Скачать 1.92 Mb.
|
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции 51 3 Воспитание и педагогическая мысль в античном мире Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпоху античности, греко-римской древности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли. Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским миром, христианством и породил эпоху средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков — от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии. На островах Эгейского моря, преж- де всего на Крите, и на материко- и педагогическая » г-> <-> мыс!ь в Древней вои территории Греции в 3-2-м Греции тысячелетиях до н.э. сложился осо- бый тип культуры, во многом схожий с древними восточными цивилизациями, многими нитями, и экономическими и культурными, связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией, Междуречьем. В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысячелетии до н.э. на Крите зародился вид письменности, восходивший к пиктографическим знакам, к протошумерсгой письменности и отражавший потребности храмов и дворцовых хозяйств. В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе получает распространение слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. В критском письме уже появились знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, другие признаки постепенного перехода к алфавитному письму. Подобно древневосточным цивилизациям, первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специальное помещение для служителей-писцов и их учеников. Критские писцы установили твердые правила письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейской письменной культуры последующих веков. Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было задержано вторжением с Балкан в XII—XI вв. до н.э. дорийских племен, воинственных обитателей периферии греческого мира. Воспитание и обучение юношества в Греции в IX—VIII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых по античной традиции приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было большим. Сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый». Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грек архаической эпохи должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру,—достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем i юкогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись традиционные приемы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой — пресекающие нежелательное. 11одросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников». 11а рубеже VIII—VII вв. до н.э. традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме «Труды и дни» 52 >а 3. ВОСПИТАНИЕИПЕДАГОГИЧЕСКАЯМЫСЛЬВАНТИЧНОМ Воспитаниеи педагогическая мысль в Древней Греции 53 Гесиода. Здесь в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время на зидания юношеству. Можно сказать, что Гесиод положив начало дидактической поэзии "вложил В период расцвета Эллады, в VI-IV вв. до н.э., ведущую роль среди составлявших ее мелких государств-полисов^? г 1Л В АТШК1 С РеспУбл*канским строем правление и Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями власти которых существенно ограничивалась Советом старейшин - герусиеи. Эти два полярных полиса, города-государства дали два различных образца организации воспитания в древне™ ческом мире. мр^лсцд; В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образование. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи приведенной Фукидидом в его «Истории»: «. .я утверждаю' что все наше государство - центр просвещения ЭлладьГка?-' дыи человек может, мне кажется, приспособиться^ 'насГк многочисленным родам деятельности » Воспитание полноправных граждан Спарты было целиком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществлен один из первых известных человечеству опытов огосударствления личности. Благодаря подробным описаниям воспитания спартиатов, которые приведены Ксенофонтом Плутархом Павсанием, можно восстановить его достаточно целостно. В Спарте целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования человека Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев» привел ле генду о том, как законодатель Ликург убедил в необходимос ти воспитания народное собрание. Он показал старейшинам двух собак, одна из которых, охотничьей породы, была ппи учена к лакомой пище, а другая, сторожевой породы -'к псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили зайца, то каждая устремилась к чему была приучена И вывод «воспитание для выработки добрых качеств значит больше чем природа», всем необходимо в течение всей жизни учить ся доблести. у1 Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденного осмат- ривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам. Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы, ценились зо всей Греции. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; приучали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и предупреждать капризы детей. С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и дели-ли на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состояли из илов, более мелких подразделений. В этих товариществах ровесники жили вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называл агелы «школой послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. готовиться быть послушными гражданами, исполнителями воли властей. Грамоту же спартанцы изучали только ради «потребности жизни». С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитыва-пись, по словам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой представителей старшего поколения, которых ученики беспрекословно слушались, считая их своими ■отцами, учителями и наставниками». В этих государственных учреждениях подростков упражняли в военном искусстве, они участвовали в учебных сражениях и походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Такого рода беседы должны были приучить подростков к краткости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность». Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям, «агонам», которые подразделялись на гимнастические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде все-i < > состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. По словам того же Плутарха, «в песнях восхва-пнии доблести, свойственные каждому возрасту». Состязания в терпении и выносливости проводились, в частности, в форме сечения подростков у алтаря Артемиды «)|)гии. Плутарх в «Изречениях спартанцев» рисует следующую картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте пороли бичом... в н'чсиие целого дня, и они нередко погибали под ударами. Воспитание и педагогическая мысль вДревней Греции 55 54 Глава 3. ВОСПИТАНИЕИПЕДАГОГИЧЕСКАЯМЫСЛЬВАНТИЧНОММИРЕ Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым». Формированию у молодых спартиатов качеств воина-рабовладельца служило такое государственное установление, как криптия, своего рода военный поход молодежи, во время которого они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабощенного населения — илотов. Такую практику сам Плутарх считал чрезмерно жестокой. Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши-спартиаты становились полноправными гражданами. В демократических Афинах до 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. По достижении 7-летнего возраста для части афинских детей начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях попечение о маленьких школьниках возлагалось на раба-воспитателя, педагога. Слово «педагог» буквально означало «дето-водитель». Это был более или менее развитый домашний раб, который сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома. Постепенно из обычного раба педагог превращался в домашнего воспитателя. Афинские учебные учреждения — «дидаскалейоны» — первые учебные заведения эпохи классического периода — были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа школ — мусические и гимнастические — палестры. В мусической школе обучали детей учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь дети должны были научиться искусству читать и писать, а также счету, используя для этого специальное счетное приспособление — абак, некоторое подобие наших счетов. Обучение грамоте велось буквослагательным методом. Для этого использовались навощенные дощечки — «церы», на которых ученики «стилями» — заостренными палочками — наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. Эти элементы техники школьного обучения свидетельствуют о связях древнегреческой культуры с близкой к ней исторически культурой Древнего Востока. Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры," которые находились под покровительством муз, по греческой мифологии — дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество н целом. В мусических школах дети заучивали отрывки из клас- Древнегреческий гимнасий (реконструкция) «.-ической литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Гнрипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно свя-1лны, что обучать им мог один учитель, параллельно обучая цстсй игре на кифаре, музыкальном инструменте щипково-|ч) типа. Игре на флейте в афинских школах не обучали, по-\ кольку, по мнению афинян, она не сочеталась с устной речью, а тем самым с интеллектуальным развитием детей. В i и псстрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыж-i .i\, метании диска и копья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях. Юноши из благородных семей, завершившие курс обучении и мусических школах и палестрах, в возрасте от 16 до IК ист продолжали совершенствоваться в государственных уч-|м (кдсииях — гимнасиях. В Афинах V—IV вв. до н.э. было три 1ИМПЛСИЯ — Академия, Ликей, Киносарг, где выдающиеся пригори и поэты вели с юношами наставительные беседы. i p. Mi скос слово «схола», нынешнее школа, обозначало до-i yi, miii.14 от труда, способствующий физическому и духовному < опершеиству. I имнасий Академия располагался у священной рощи и \\щм\\ негеидарпого афинского героя Академа. ВсадахАкаде- • II i ниши жертвенники музам и Прометею, согласно леген- м« , момнрпшпему людям письменность. Именно здесь Пла- niiiipitn (iituix учеников. Гимнасий Ликей находился возле 56 Глава 3. ВОСПИТАНИЕИПЕДАГОГИЧЕСКАЯМЫСЛЬВАНТИЧНОММИР1 храма мифического Аполлона Ликейского, в котором учил Аристотель. В гимнасии Киносарг, где могли обучаться юноши не только из среды полноправных афинян, занимался со своими учениками Антисфен, основатель философской школы киников. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Геракла, легендарного полубога-труженика, который являлся как бы патроном-покровителем этой школы. С 18-летнего возраста афинские юноши должны были состоять в эфебии, государственной организации для подготовки свободнорожденных молодых людей к военной и гражданской службе. Здесь юноши проходили 2-годичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После первого года обучения они приносили клятву на верность Афинскому государству. В Афинах и других городах Эллады в конце V — начале IV в. до н.э. свои школы имели и странствующие учителя мудрости — софисты, обучавшие прежде всего красноречию и логике. Надо отметить, что в то время в греческих полисах важную роль играли политики и ораторы. Красноречие, искусство убеждать и отстаивать свои взгляды, стало делом политиков. Потребность в подготовке такого рода людей и удовлетворяли софисты. Их называли учителями мудрости, «словесной борьбы», «гимнастики ума». Условно говоря, обучение такой деятельности преследовало вполне прагматическую задачу: научить будущих общественных деятелей обосновывать и доказывать необходимую точку зрения в ходе словесных состязаний, остро сформулированных вопросов и ответов, выступлений. Важно отметить, что софисты положили начало развитию риторики и логики, понимаемых как искусство речи, включающее использование поэтических, художественных и научных сочинений. Развивая риторику, софисты способствовали повышению общего уровня образования юношей, приучая их мыслить, правильно говорить, следовать образцам поведения великих людей. Способы обучения были весьма разнообразны: рассказ, развернутое доказательство, беседа, дискуссия. Софисты профессионально занимались и проблемами вое питания. Например, Исократ (436—338 до н.э.), афински/1 оратор и руководитель школы, в принципе противник демок ратии, в речи «О значении Ареопага» высказал мысль, чт<> руководить воспитанием и образованием молодежи должны самые мудрые афиняне. Он ставил воспитание выше госудвр ственных законов, полагая, что хорошо воспитанные граждп не даже при дурно составленных законах могут оставаться м пределах законного. |