Главная страница

внеуроч. Программа внеурочной деятельности Занимательная математика (1). Протокол от 2020 г. Согласовано Заместитель директора по ур маоу сош 2 с. Акъяр


Скачать 378.5 Kb.
НазваниеПротокол от 2020 г. Согласовано Заместитель директора по ур маоу сош 2 с. Акъяр
Анкорвнеуроч
Дата27.09.2022
Размер378.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрограмма внеурочной деятельности Занимательная математика (1).doc
ТипПротокол
#701188
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
Раздел 1 «Общие понятия» (6 ч)

  1. Классификация предметов по различным признакам. Понятия «один», «много», «право», «лево», «раньше», «позже», «потом», «после этого». Задачи-шутки, задачи-загадки. (1 ч) (внеаудит.)

  2. Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математические фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. (3 ч)

  3. Решаем уравнения с увлечением. Игра: «Какое число задумано?» Докажи утверждение, решив уравнение. Решение задач через составление уравнения.(2 ч)

Раздел 2 «Элементы истории математики» (6 ч)

  1. Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. (1 ч)

  2. Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Головоломки с домино. Ребусы. (1 ч)

  3. Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками.(1 ч)

  4. Головоломки. Кроссворды. (1 ч)

  5. Ребусы. Шарады. (1 ч)

  6. История вычислительной техники. Первый компьютер. (1 ч)

Раздел 3 «Числа и операции над ними» (6 ч)

  1. Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. (1 ч)

  2. Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Весёлые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. (1 ч)

  3. Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи-шутки, задачи-загадки. (1 ч)

  4. Задачи-шутки, задачи-загадки. (1 ч)

  5. Игра-путешествие. (1 ч) (внеаудит.)

  6. Пословицы, крылатые слова. Игра «Думай, считай, отгадывай».(1 ч)

Раздел 4 «Занимательность» (9 ч)

  1. Математические игры: «Затейные задачи», «Магические квадраты». Примеры «с дырками». Ребусы. Задачи повышенной сложности. (2 ч)

  2. Час весёлой математики. Игры «Считай – не зевай!», «Великолепный математик». Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность (3 ч)

  3. Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды. (1 ч)

  4. Клуб весёлых математиков (КВМ). (1 ч) (внеаудит.)

  5. Интеллектуальный марафон. (1 ч) (внеаудит.)

  6. Урок – праздник (1 ч) (внеаудит.)

Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины» (6 ч)

  1. Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой. Цвета радуги. Их очерёдность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами. (1 ч)

  2. Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины. (1 ч)

  3. Ломаная линия. Длина ломаной. Игра «Запутанные маршруты». Решение задач на развитие пространственных представлений. Настольные игры-соревнования. (1 ч)

  4. Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка». «Разрезные фигуры», сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. «Удивительный квадрат». (1 ч)

  5. «Разные фигуры из одних и тех же частей». Загадки о геометрических фигурах. Из истории «О названиях геометрических фигур» (1 ч)

  6. Геометрический КВН. Повторение изученного в первом классе. (1 ч) (внеаудит.)



2 класс

Раздел 1 «Общие понятия» (3 ч)

  1. Сложение и вычитание. Вычислительные приборы. Абак. Русские счёты. (2 ч)

  2. Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения. (1 ч)

Раздел 2 «Элементы истории математики» (11 ч)

  1. Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки. (3 ч)

  2. Пифагор и его школа. «Наука о числах». Задачи-шутки, задачи с двойками. (1 ч)

  3. Задачи с тройками. (1 ч)

  4. Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами. (1 ч)

  5. Задачи «Денежные расчёты» (1 ч) (внеаудит.)

  6. Задачи повышенной трудности. (1 ч)

  7. Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией. Отработка навыков управления компьютера с помощью мышки. (3 ч) (внеаудит.)

Раздел 3 «Числа и операции над ними» (8 ч)

  1. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры «с зашифрованным словом». Задания «с историческими датами». (2 ч)

  2. Свойства сложения. Игры: «Возраст друга», « Головоломки с неповторяющимися цифрами», «Математический кроссворд для ударников» (1 ч)

  3. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Задачи повышенной сложности. (2 ч)

  4. Игры: «Лабиринт», «Делится или нет», «Угадывание чисел». Решение нестандартных задач. (2 ч)

  5. Сказочные задачи (1 ч)

Раздел 4 «Занимательность» (7 ч)

  1. Математическая викторина (1 ч)

  2. В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности. (1 ч)

  3. Задачи повышенной сложности. (1 ч)

  4. Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. (2 ч)

  5. Игра «Что? Где? Когда?» (1 ч) (внеаудит.)

  6. Интеллектуальный марафон (1 ч) (внеаудит.)

Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины» (5 ч)

  1. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. Периметр треугольника. (1 ч)

  2. Многоугольник. Периметр многоугольника. (1 ч)

  3. Моделирование геометрических фигур из бумаги. (1 ч)

  4. Окружность и круг. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружности. Деление окружности на 4,6 равных частей. (1 ч)

  5. Урок-путешествие по геометрии. Повторение изученного во втором классе. (1 ч). (внеаудит.)

3 класс

Раздел 1 «Общие понятия» (5 ч)

  1. Решаем уравнения с увлечением. Задачи повышенной сложности. (2 ч)

  2. «Магические квадраты» (1 ч)

  3. Задачи повышенной сложности. (1 ч)

  4. Решение задач повышенной сложности. Затейные задачи. (1 ч)

Раздел 2 «Элементы истории математики» (5 ч)

  1. Архимед – самый гениальный учёный Древней Греции. (1 ч)

  2. Старинные задачи (1 ч)

  3. Как ценили математику наши предки. Старинные задачи (3 ч) (внеаудит.)

Раздел 3 «Числа и операции над ними» (11 ч)

  1. Сложение и вычитание многозначных чисел столбиком. Примеры «с дырками». Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами. (2 ч)

  2. Решение нестандартных задач. (1 ч)

  3. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности. (2 ч)

  4. Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Познавательные задачи (2 ч)

  5. Умножение на двузначное число. Примеры «с дырками». Игра «Быстрый счёт». Сказки и старинные истории. (2 ч)

  6. Игры «Угадывание чисел», «Познавательные математические цепочки», «Хитрые кубики» (2 ч) (внеаудит.)

Раздел 4 «Занимательность» (8 ч)

  1. В мире математических задач. Решение задач разными способами. Некоторые приёмы быстрого счёта. (2 ч)

  2. В мире математических задач. Оригинальные задачи. Познавательные задачи. (1 ч)

  3. Решение задач повышенной сложности. (1 ч)

  4. Решение логических задач. (2 ч)

  5. Клуб весёлых математиков (КВМ). (1 ч) (внеаудит.)

  6. Интеллектуальный марафон. (1 ч) (внеаудит.)

Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины» (5 ч)

  1. Построение симметричных фигур-узоров. Осевая симметрия. Поворотная симметрия. (2 ч)

  2. Время. Меры времени. Аристотель – самые древние «часы» - Солнце. Откуда появились дни, недели и месяцы. Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь - камень. (1 ч)

  3. Равенство и неравенство. Занимательные математические задачи. Изготовление наглядного математического материала. (1 ч)

  4. Театрализованная викторина по геометрии. (1 ч) (внеаудит.)

4 класс

Раздел 1 «Общие понятия» (2 ч)

  1. Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры «с дырками». (2 ч)

Раздел 2 «Элементы истории математики» (4 ч)

  1. Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи. (1 ч)

  2. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями. (3 ч)

Раздел 3 «Числа и операции над ними» (13 ч)

  1. Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. Игра «Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры так, чтобы неравенства были верны» (1 ч)

  2. Деление на двузначное число. Игра «Делимость чисел». (1 ч)

  3. Дроби. Сравнение дробей. Час весёлой математики. Игра «Затейные задачи». (1 ч) (внеаудит.)

  4. Деление и дроби. Изготовление наглядного математического материала. (1 ч)

  5. Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности. (1 ч)

  6. Задачи на части (проценты). Игра «Найди эти числа». (1 ч)

  7. Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. Игра «Познавательные математические цепочки». Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. (2 ч)

  8. Задачи на движение. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. Познавательные задачи. (3 ч) (внеаудит.)

  9. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. (1 ч)

  10. Графики движения (1 ч)

Раздел 4 «Занимательность» (10 ч)

  1. Многоцветие русской головоломки. Шарады (1 ч)

  2. Фокусы без обмана. Игры: «Угадать дату рождения», « Быстрый счёт», «Сколько мне дней?» (1 ч) (внеаудит.)

  3. Задачи повышенной сложности. (1 ч)

  4. Кросс-суммы и «магические квадраты». Как самому составить «магический квадрат» (2 ч)

  5. Задачи повышенной сложности. (1 ч)

  6. Комбинации и расположения. Игры: «Сколькими способами», «Дерево выбора», «Комбинаторика на шахматной доске», «Блуждания по лабиринтам» (2 ч)

  7. Математический Брейн – ринг. (1 ч) (внеаудит.)

  8. Интеллектуально – познавательная математическая игра «Хочу всё знать» (1 ч) (внеаудит.)

Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины» (5 ч)

  1. Задачи на разрезание и складывание фигур. Приближённое вычисление их площадей. (1 ч)

  2. Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. (1 ч)

  3. Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра «Морской бой» (1 ч)

  4. Новые единицы площади: «ар», «гектар». Геометрия на спичках. (1 ч)

  5. Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры. (1 ч)



  1. Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний о математике, как точной науке, о способах и средствах решения простых и сложных математических заданий; о пространстве взаимодействия, понимание сверстников.

Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к своим собственным знаниям, знаниям окружающих его людей, к математике в целом.

Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации математических знаний в социальном пространстве; опыт организации работы, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.

Занятия в кружке должны помочь детям:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

доказывать способ верного решения;

опровергать неправильное направление поиска;

уметь читать графическую информацию;

конструировать геометрические фигуры;

анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

уметь различать существенные и несущественные признаки.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы кружка являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим одноклассникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы кружка являются следующие умения:

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- организовывать самостоятельную деятельность;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

  1. Формы и виды контроля

Участие в математических олимпиадах различного уровня

Участие в Международной игре «Кенгуру»

Математические КВН

  1. Методические рекомендации

На современном этапе развития российского образования реализуется коипетентностый подход к обучению школьников. Внеурочная работа с учащимися является естественным дополнением к тому, чем школьники занимаются непосредственно на уроках математики. Работа по развитию способностей талантливой молодёжи является одним из направлений реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

Программа кружка «Занимательная математика» общеинтеллектуального направления включает в себя 5 разделов. Каждое занятие является звеном системы, занятий, связанных в логическую последовательность построенных друг за другом и направленных на приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни, формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Наиболее сложными темами для учащихся являются темы раздела «Геометрические фигуры и величины». Наиболее удачными формами организации образовательного процесса являются игры, соревнования.

Важным требованием программы является воспитание нравственных и волевых качеств учащихся: дисциплинированность, доброжелательность. Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических компетентностей учащихся, но и формированию надпредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний. Программа кружка нацелена на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.


1




Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры) / Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2003.

1




Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия) /Сост. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина.- Волгоград: Учитель, 2000.

1




Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

1




Узорова, О.В. Самый полный сборник контрольных тестов по математике: 1-4-й кл. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

1




Моро М.И. Вапняр Н.Ф. Карточки с математическими заданиями и играми: 1-4 кл.: Для четырёхлет. Нач. шк.: Пособие для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

1

2.

Печатные пособия




Моршнева Л.Г. Математика. 1-4 класс. Проверочные работы.- Саратов: Лицей, 2011.

17-24




Герман О.И. Математика. 2 класс. Карточки заданий.- 2-е изд.- Саратов: Лицей, 2011.

17-24




Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В. Комплексные задания к текстам. 1-4 класс.- Саратов: Лицей, 2011-2013гг.

17-24




Волкова С.И., Столярова Н.А.Тетрадь с математическими заданиями №1 для 2 класса: Курс «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики».- М.: Просвещение, 1994.

17-24

3.

Технические средства обучения




Ноутбук

Принтер лазерный

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Звуковые колонки

1

1

1

2

1

4.

Экранно – звуковые пособия




Диск - электронное приложение к учебнику математики.

Диск с математическими заданиями

1

1

5.

Игры и игрушки




Настольные игры

«Лото»

«Шашки»

«Шахматы»


1

1

1

6.

Оборудование кабинета




Магнитная доска

2




Шкафы для хранения пособий

4
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта