!!Музыка 5 - 8. Протокол Приказ от от Рабочая программа курса
Скачать 144.87 Kb.
|
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”. “Музыка и литература”. Урок 1. Что роднит музыку с литературой. Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно - образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» . Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» . Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою». Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны» Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта. Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении. Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Отечественные композиторы - песенники ХХ столетия. Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Зарубежные композиторы ХХ столетия. Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература”. Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирических). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Урок 25. Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Урок 27. Застывшая музыка. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 28. Полифония в музыке и живописи. Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Урок 29. Музыка на мольберте. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Урок 31. О подвигах, о доблести и славе... Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием. Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия Урок 33. Мир композитора. Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. Урок 34. С веком наравне. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки. Урок 35. Обобщающий урок учебного года. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. |