!!Музыка 5 - 8. Протокол Приказ от от Рабочая программа курса
Скачать 144.87 Kb.
|
Музыкальный материал. Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве; слова Н. Соловьевой.Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися,плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченьки и др., русские народные песни.Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Торные вершины. А. Рубинштейн, слона М. Лермонтова. Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.Песня венецианского гондольера (№6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод Концерт № I для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. «Проводы Масленицы». Сцена из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная сере¬нада (рондо). В.-А. Моцарт. Dопа пobis расет. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. «Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корса¬ков. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей е Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Пlелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подбе¬резского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке. «Алиса в Стране Чудес». Слова и музыка В. Высоцкого. «Песня о весёлом ветре» М.Дунаевского ( из кинофильма «Весёлые ребята». Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского, «Большой хоровод» сл. Е.Жигакина и А. Хайт, муз. Б.Савельева Литературные произведения. Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрлёнис. Листопад. И. Бунин. Из Гёте. М. Лермонтов. Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым. Музыкант-чародей. Белорусская сказка. Венецианская ночь. И. Козлов. Война колоколов. Дж. Родари. О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Снег идет. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин. Былина о Садко. Из русского народного фольклора. Миф об Орфее. Из Мифов и легенд Древней Греции. Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман. Произведения изобразительного искусства Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Го¬ловин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский. Вальсирующая пара. В. Гаузе. Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский. Произведения изобразительного искусства. Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. Полдень. В окрест¬ностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Го¬овин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский. Вальсирующая пара. В. Гаузе. Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский Музыкальный материал. «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского; «Баба –Яга» М.Мусоргского. Знаменный распев. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Романс «Островок» С. Рахманинов. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова. Фореллен-квинтет. Ф. Шуберт. «Ожившая кукла». В.Шаинский. «Мелодия». П.Чайковский; «Каприс № 24» Н.Паганини; Рапсодия на тему Паганини. С. Рахманинов. Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова. Сюита-Фантазия для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Сопcerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах. Прелюдии для фортепиано; Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрлёнис. Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»; Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии; Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси. Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев. Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова. «Песня о Туле»Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой. «Мимолётности» (фрагм.) С.С.Прокофьев». Рассвет на Москве реке. Вступление к опере хХованщина»; Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпретации). Произведения изобразительного искусства. Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Север¬ная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин. Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов. Пейзаж. Д. Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов. Формула весны. П. Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан. Фрески собора Святой Софии в Киеве. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Коненков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. Р. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо. Ника Самофракийская. Восставший раб. Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа. Православные храмы и их внутреннее убранство. Готические соборы и их внутреннее убранство. Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Соната моря. Триптих. М. Чюрлёнис. Реквием. Цикл гравюр; Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас. Впечатление. Восход солнца; Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин; Композиция. Казаки. В. Кандинский. Литературные произведения. Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова. Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей - то скрипка пела... А. Блок. Березовая роща. В. Семернин. Под орган душа тоскует... И. Бунин. Реквием. Р. Рождественский. Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт. Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер. Содержание учебного предмета, курса 6 класс. 34 ч. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов) Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Что роднит музыкальную и разговорную речь? Удивительный мир музыкальных образов. Музыка как вид искусства. Понятия: мелодия, музыкальный образ; вокальная, инструментальная музыка. Лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель». Старинный русский романс. Песня – романс. Расширять представления о жанре романса, о взаимосвязи разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Рефрен. Лирические образы. Урок 3. Два музыкальных посвящения. Шедевр вокальной музыки – романс «Я помню чудное мгновенье». Инструментальная музыка – «Вальс - фантазия». Своеобразия почерка М. Глинки. Картинная галерея. Приёмы развития музыкального образа, особенности музыкальной формы. Урок 4. Портрет в музыке и живописи. Музыкальный портрет, единство содержания и формы. Приёмы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Способы создания различных образов: музыкальный портрет. Урок 5. Уноси моё сердце в звенящую даль. Жизнь и творчество С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Жизнь и творчество Ф. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. Знакомство с понятиями: регистр, речетатив, ария, рондо. Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Усвоение новых знаний о поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) Знание особенностей народной музыки и жанры народной песни. Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Искусство прекрасного пения. Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокальным искусством (бельканто) и инструментального жанров (баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными. Урок 9. Мир старинной песни. Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта и драматическими образами баллады «Лесной царь». Освоение нового вокального жанра – баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального, изобразительного) в создании единого образа. Урок 10. Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского фольклора с жизнью человека. Особенности музыкального языка народных песен. Роль народной музыки в жизни человека, с понятием скоморохи. Народные музыкальные инструменты. Исполнители народной песни. Участие в игре на шумовых музыкальных инструментах. Урок 11. Русская духовная музыка. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Хоровой концерт. Жизнь и творчество М. Березовского Урок 12. Расширенное и углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской. Знакомство с понятиями: фреска, орнамент . Инструменты, исполняющие основные темы. Приёмы развития музыки, её формы. Интонационно-образный анализ музыки. Урок 13. Симфония – действо «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Глубокие связи композиторской музыки с народным творчеством. Хор, солист, симфония, ударные инструменты. Интонационно-образный анализ музыки. Средства музыкальной выразительности. Особенности музыкального языка жанра молитвы. Урок 14. Образы духовной музыки Западной Европы музыка. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. Мире музыки И. Баха: светском и церковном искусстве. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала. Урок 15. Образы скорби и печали. Особенности языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образцы скорби и печали в религиозной музыке (кантата Stabat mater» Дж. Перголези и «Реквием» В. Моцарта. Поиск информации ( в разных источниках) о сходстве и различии музыки и искусства (живописи и скульптуре). Урок 16. «Фортуна правит миром…» Знакомство со сценической кантатой К. Орфа «Кармина Бурана». Особенности творчества К. Орфа; понятие фортуна; ваганты. Интонационно-образный анализ музыки. Урок 17. Авторская песня: прошлое и настоящее. Музыка в современном мире: традиции и инновации. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени; о жанрах, особенностях и исполнителях авторской песни. Исполнение аккомпонемента на простейших детских инструментах. Урок 18. Джаз – искусство ХХ века. История развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки (рок-музыка и симфоджаз). Импровизация, обработка. Мир образов камерной и симфонической музыки 17 часов Урок 19. Вечные темы искусства и жизни. Расширение и углубление знаний о видах музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность). Урок 20. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена. Основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различных жанров фортепианной миниатюры. Интонационно - образный анализ музыки. Урок 21. Ночной пейзаж. Жанры камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. Сопоставление музыкального и художественного искусства. Урок 22. Инструментальный концерт. Зарождении и развитии жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программной музыки. Особенности стиля барокко Слушание: Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах. Урок 23. «Космический пейзаж». Новый «звуковой мир». Произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж» и Э. Артемьева «Мозаика». Современный электромузыкальный инструмент – синтезаторе, его возможности. «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз, Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев. Урок 24. Образы симфонической музыки. Широкие связи музыки и литературы. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г. Свиридова. Отличия главной мелодики музыки Г.В.Свиридова. Развитие певческого пения. Урок 25. Образы симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов в музыкальных иллюстрациях Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Вальс. Пастораль. Применение дирижёрского жеста для передачи музыкальных образов. Урок 26. Симфоническое развитие музыкальных образов. Расширение и углубление знаний об основном принципе музыкального развития – сходстве и различии; основном приёме симфонического развития музыки – контрасте; построении музыкальной формы (вариации, сонатная форма); жанрах симфония, сюита; чувстве стиля и мире образов композитора на примере Симфонии № 40 В. Моцарта и оркестровой сюиты № 41 («Моцартиана») П. Чайковского. Урок 27. Программная увертюра Бетховена «Эгмонт». Мир героических образов увертюры «Эгмонт» Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Бетховена «Эгмонт». Усвоение понятий увертюра, программная музыка, сонатная форма. Развитие умения определять тембры музыкальных инструментов и приёмов музыкального развития. Урок 28. Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир драматических образов увертюры-фантазии (Ромео, Джульетта и др.). Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Увертюра. Программная музыка. Сонатная форма. Урок 29. Мир музыкального театра (1) Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», мюзикле Л. Берстайна «Вестсайдская история». Нахождение информации ( в разных источниках, в том числе сети Интернет) необходимой информации по теме урока. Развитие умения слушания музыки и навыков хорового пения. Урок 30. Мир музыкального театра (2) Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: опере К. Глюка, рок-опере А. Журбина «Орфей и Эвридика». Нахождение информации ( в разных источниках, в том числе сети Интернет) необходимой информации по теме урока. Развитие умения слушания музыки и навыков хорового пения. Урок 31. Образы киномузыки. Постановка новых учебных задач. Продолжение воплощения сюжета трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке (Л. Бернстайн, Н. Рот). Осуществление поиска необходимой информации. Определение формы. Интонационно-образный анализ. Урок 32. Музыка в отечественном кино. Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа. Осуществление поиска необходимой информации. Знание интонационно-образного анализа. Определение формы. Урок 33. Мир образов вокальной и инструментальной музыки. «Исследовательский проект". Обобщение представлений об интонации в музыке и литературе. Обобщение знаний о понятии музыкальный образ. Повторение классификации музыкальных жанров. Слушание музыки, исполнение по выбору учащихся. Исследовательская деятельность. Подготовка проектов. Урок 34. Обобщение темы «Музыкальная драматургия» Слушание и исполнение по выбору учащихся. Защита проекта. Музыкальный материал для слушания: Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка. Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлов Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Жаворонок. М. Глинка / М. Балакирев. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского. Шестопсалмие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов. Русские народные инструментальные наигрыши Во кузнице; Комара женить мы будем (русские народные песни). Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония - действо (фрагменты). В. Гаврилин. Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова. Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы. В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа. Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах. Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты) К. Орф. Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора. Атланты. Слова и музыка А. Городницкого. Снег. Слова и музыка А. Городницкого. Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой. Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Бог осушит слезы. Спиричуэл. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Город Нью - Йорк. Блюз. Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации). Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского. Музыкальный материал для пения: Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского. Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина. Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы. Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского. Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Музыкальный материал для слушания: Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев. Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов. Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки. Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах. Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский. Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Ave, verum. В.-А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский. Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен. Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский. Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина. Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского. Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский. Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Музыкальный материал для пения: Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева Содержание учебного предмета, курса 7 класс. 34 ч. Особенности драматургии сценической музыки » 17 часов. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч) Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч) Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч) Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь». Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Урок 8- 9. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч) Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Урок 10-11. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч) Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 12. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч) Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии. Урок 13-14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч) Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Урок15. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч) Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов. Урок 16-17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч) Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий. |