Главная страница

развитие креативного мышления. диплом триз. Протокол гиа от 2021 г. Выпускная квалификационная работа


Скачать 189.7 Kb.
НазваниеПротокол гиа от 2021 г. Выпускная квалификационная работа
Анкорразвитие креативного мышления
Дата31.08.2022
Размер189.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиплом триз.docx
ТипПротокол
#657876
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Анализ понятий :«мышление», «творческое мышление», «креативное мышление», «творчество», «творческое задание»



В практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью уже известных человечеству методов.

Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, творчески мыслить, а этому детей нужно научить.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. [1,с. 182]

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений . [4,с. 93]

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей .

Главное для творческого мышления – умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении. [13,с. 58]

Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.

Творческие способности представляют собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими . [13,с. 98]

В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежное с данным определением понятие- креативность. (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.)

В нашей стране креативность широко изучается. Несмотря на то, что тема развития креативности получила большую популярность, существует множество нераскрытых вопросов и споров в этой области. Исследования креативности в России претерпели ряд этапов и изменений. Понятие о «креативном мышлении» соответствовало своему времени, развитию психологической науки и социальным потребностям. Поэтому в разные годы понятие «креативность» трактовалось по-разному. Например, на первом этапе изучения креативности в дореволюционное время она рассматривалась с точки зрения регрессивного мыслительного процесса, но впоследствии под креативностью стали понимать высший мыслительный процесс. Сейчас основная масса исследователей утверждает, что креативность развивается в творческой деятельности. [22,с. 132]

Ученые нашей страны разработали так называемую «Рабочую концепцию креативности». Это, своего рода, единая база, содержащая в себе общую теоретическую основу для решения важнейших проблем развития креативности. На данный момент нет единого определения данного понятия, разные ученые в рамках того или иного подхода дают разные определения и выделяют разные подходы к выявлению природы и компонентов креативности. Но все существующие подходы объединяет то, что способностью креативности является способность создавать что-то новое и оригинальное. [15,с. 249]

Стоит отметить, что изучением креативности занимались и занимаются ученые из разных отраслей наук. Наибольшую популярность исследование креативности получило у отечественных педагогов и психологов.

Среди отечественных ученых, чьи исследования внесли неоценимый вклад в развитие креативности, следует выделить таких, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н.Дружинин, Д.Б.Кабалевский, Я.А.Пономарев, В.А.Сластенин, Н.В.Хазратова, Д.Б.Эльконин, В.С.Юркевич и др..

Креативность - это творческая способность человека, которая характеризуется готовностью к принятию и созданию кардинально новых идей и продуктов, которая отличается от традиционных общепринятых схем мышления и входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способна решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Рассмотрим понятие «креативность» с точки зрения отечественной педагогики. В рамках этой дисциплины, на наш взгляд, наиболее точно трактует это понятие В.А. Сластенин. Под «креативностью» он понимает способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с современными подходами к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. [20, с.345]

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

- способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

- способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

- способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

- стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

- математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

- математическая направленность ума.

Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов, как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости. [11, с 129]

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

В психолого-педагогической литературе креативность тесно переплетается с понятием «творчество». С позиции этой науки креативность

- это личностная характеристика. Многие исследователи дают определение креативности, связывая ее со свойствами и способностями. Это касается, прежде всего, отечественных исследований.

Л.С. Выготский характеризовал творчество, как необходимость развития способности создавать что-то новое, посредством творческих заданий, независимо от того, будет ли это продукт материального мира или же плод ума и воображения. [4, с.272]

Для того чтобы раскрыть сущность творческих заданий, обратимся к понятию «творчество». Т.Ф. Ефремова в толково-словообразовательном словаре русского языка раскрывает это понятие как «деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей», а также «то, что создано в результате такой деятельности». С.И. Ожегов дает похожее определение: «Творчество - это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Л.С. Выготский называет творческой деятельностью «такую деятельность человека, которая создает нечто новое». В двух последних определениях важными является именно слова «новых», «новое», ведь основной характерной чертой творчества всегда была и есть уникальность его результата, т.е. создание того, что никогда ранее не существовало. А это значит, что никто, кроме, возможно, автора этого результата, не может получить в точности такой же результат. То есть результат, а иногда и сам процесс творчества, субъективен, он отражает индивидуальные черты самого автора. И именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. [2,с. 85]

Что же такое творчество и творческие задания в педагогике? С.А. Козлова называет педагогическое творчество непременным условием современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Говоря о ребенке, она подразумевает неповторимую личность, которая требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения. А это значит, что педагог обучает не абстрактного школьника, а конкретную личность, которая обладает своими интересами, своими чертами характера, своими способностями. Еще Я.А. Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И именно творческий подход в обучении способен создать условия для такого различия. Ведь творчество не только развивает кругозор и помогает закрепить изученное, оно способно увлечь школьников, поднять самооценку и побудить к расширению знаний. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует и формирует познающую личность.

Что же касается творческого задания, Н.Д. Левитов предлагает понимать под данным понятием такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. [12,с. 45]

Полнее понимает творческую работу И.Т. Огородников, который усматривает элементы творчества учащихся, прежде всего, в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов. А Б.П. Есипов подчеркивает, что творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового, она включает в себя создание нового.

В наши дни стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. И на этой почве основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, мыслящей самостоятельно, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач. Присутствие творческого начала обусловлено самой сущностью образовательного процесса. Невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни воспитанников дошкольного учреждения, учащихся школы, колледжа. Следовательно, нельзя снабдить будущего педагога готовыми рецептами, однозначными рекомендациями. Проанализировав конкретную ситуацию, педагог должен самостоятельно принять грамотное решение, проявив быстроту мышления, инициативу, творческий подход.

Непременным условием проведения урока с творческими заданиями является положительная поддержка личности каждого ребенка. Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей. Очень важно, чтобы ученики знали, что их полет фантазии будет воспринят доброжелательно. Деятельность педагога должна быть направлена на создание положительной мотивации. Для этого надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему, постепенно воспитывая у учащихся уверенность в себе и своих возможностях.

Таким образом, мы считаем, что современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их. И в связи с этим современная педагогика предлагает использование в обучении заданий творческого характера, которые вызовут интерес учащихся, их эмоциональный отклик и желание решить поставленную задачу.

Подводя итоги теоретического анализа понятий, отметим, что множество мнений сложилось во время изучения данного процесса. В отечественной литературе существует огромное многообразие точек зрения. Суммируя все вышесказанное о взглядах отечественных педагогов и психологов на проблему развития креативного мышления, следует подчеркнуть, что креативное мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта