Главная страница
Навигация по странице:

  • Миф, религия, философия как мировоззренческие системы

  • Искусство и философия. О структуре курса «философия»

  • Истоки размышлений о бытии

  • История поисков решения проблемы бытия как онтологического основания

  • Движение, пространство и время как системные качества мира

  • Критерии оценки

  • Количество баллов

  • Наименование

  • Оценка

  • Рпд. Протокол от 2021 г. Заведующий кафедрой С. А. Рябая 2021 г. Согласовано количество часов рабочей программы и формируемые компетенции соответству ют учебному плану направления 38. 03. 01. Экономика


    Скачать 1.42 Mb.
    НазваниеПротокол от 2021 г. Заведующий кафедрой С. А. Рябая 2021 г. Согласовано количество часов рабочей программы и формируемые компетенции соответству ют учебному плану направления 38. 03. 01. Экономика
    Дата16.09.2022
    Размер1.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаrpd_877c0764e7f6e7110db03c825bd34348.pdf
    ТипПротокол
    #680190
    страница3 из 3
    1   2   3
    Соотношение науки и философии как систем знания
    1. Философия является:
    1) самостоятельным видом теоретического знания, отдельным от науки;
    2) чем-то большим, чем наука;
    3) чем-то подчиненным научному знанию;
    4) просто одной из наук;
    5) знанием, не имеющим с наукой ничего общего.
    2. Древнегреческий философ Аристотель считал, что философия начинается с:

    21 1) освоения мифов;
    2) размышления;
    3) удивления;
    4) мудрости;
    5) иронии.
    3. Системность знания – это:
    1) обязательный признак научного знания, отличающий его от религиозного и философского типов знания;
    2) характеристика любого типа знаний: любое знание упорядочено по тем или иным признакам;
    3) обязательный признак любого теоретического знания;
    4) характеристика философского знания;
    5) однозначного ответа – какой тип знания обладает качеством системности – дать нельзя.
    4. Совокупность знаний называется теорией в том случае, если:
    1) это обязательно совокупность знаний, относящаяся к какой-либо науке;
    2) это совокупность знаний, образующих целостное, внутренне взаимосвязанное учение;
    3) это такая совокупность знаний, которая делает человека мудрым;
    4) это совокупность знаний относительно смысла событий, вещей, явлений и процессов, окру- жающих нас в повседневной жизни, который неочевиден для обыденного сознания;
    5) это система знаний, истинность которых доказана.
    5. Эта совокупность знаний – плод коллективного труда, т.е. она лишена конкретного авторст- ва, и если бы эти знания не были добыты данными конкретными людьми, их бы добыли другие люди. Речь идет о такой совокупности знаний, как:
    1) миф;
    2) наука;
    3) религия;
    4) искусство;
    5) философия.
    Миф, религия, философия как мировоззренческие системы,
    определяющие культурное разнообразие общества
    1. В структуре любого мировоззрения можно выделить пять основных компонент. Укажите лишний элемент в списке, т.е. то. что к этим компонентам не относится:
    1) ритуально-культовая компонента;
    2) познавательная компонента;
    3) эмоционально-ценностная компонента;
    4) практическая компонента;
    5) знание о мире;
    6) знание о человеке.
    2. Исторический тип мировоззрения – это:
    1) система философских представлений о мире, свойственная определенной эпохе;
    2) система личных убеждений индивида той или иной эпохи;
    3) тип мировоззрения, который когда-то возник и, возможно, исчезнет, сменившись новым;
    4) система принятых общественных норм поведения индивида, характерная для эпохи;
    5) система представлений об истории учений о человеке, мире и их взаимоотношениях.
    3. Как соотносятся мировоззрение и философия:
    1) философия является частью мировоззрения;
    2) мировоззрение является частью философии;
    3) философия является рациональной, теоретической основой любого мировоззрения;
    4) философия является типом мировоззрения;
    5) философия и мировоззрение – это разные названия одного и того же.
    4. Миропонимание, мировосприятие, мироощущение в своей совокупности образуют:
    1) картину мира;
    2) теорию;

    22 3) концепцию;
    4) миросозерцание;
    5) мировоззрение;
    6) мироотношение.
    5. Когда Клод Леви-Стросс говорил о «машине для уничтожения времени», он имел в виду:
    1) повседневное знание;
    2) искусство;
    3) науку;
    4) религию;
    5) миф;
    6) философию.
    Искусство и философия. О структуре курса «философия»
    1. Плюрализм взглядов и мнений не является недостатком и приветствуется одновременно:
    1) и в науке, и в философии;
    2) и в религии, и в философии;
    3) и в науке, и в искусстве;
    4) и в искусстве, и в философии;
    5) ни в одной сфере познания мира плюрализм мнений не считается положительной чертой.
    2. Поиск знания, пригодного для решения проблем, которые встали перед человечеством имен- но в его эпоху, характерно и для философа, и для:
    1) ученого;
    2) художника;
    3) богослова;
    4) любого мыслителя, представителя любой другой формы постижения мира;
    5) другие формы постижения мира не занимаются поиском решений актуальных для данной эпохи проблем человечества.
    3. Феномен личностного, так сказать, «внутреннего» неприятия читателями одних авторов и влечения к произведениям других характерен для:
    1) философских текстов и только их;
    2) произведений художника (например, текстов писателей) и только их;
    3) произведений и философа, и художника, и ученого;
    4) произведений как философа, так и художника;
    5) любого текста.
    4. Раздел философии, содержащий знания о том, что такое истина и ложь, что такое восприятие и представление и т.п., называется:
    1) гносеология;
    2) аксиология;
    3) футурология;
    4) праксиология;
    5) эристика.
    5. Для философии является лишней данная область знания:
    1) гносеология;
    2) валеология;
    3) аксиология;
    4) футурология;
    5) антропология.
    Истоки размышлений о бытии
    1. Это слово исключительно и своеобразно по своим лексико-семантическим, словообразова- тельным, формообразующим и синтаксическим особенностям, занимает ведущее место среди самых частотных слов, т .е. он относится к наиболее употребительным словам в самых разных языках. О каком слове идет речь:
    1) есть;

    23 2) быть;
    3) суть;
    4) сущее;
    5) бытие:
    6) истина;
    7) исток.
    2. Данное переживание (эмоция) не отделяет индивида от мира – наоборот, она позволяет инди- виду со всем миром, с миром как целым, находиться в гармонии:
    1) тоска;
    2) ужас;
    3) радость;
    4) интерес;
    5) удивление.
    3. Философское учение о бытии – это:
    1) непосредственное постижение существования человека;
    2) изучение сущности и природы человека, специфики его бытия;
    3) изучение слов и выражений языка, в которых люди выражают свое ощущение и свое пони- мание бытия;
    4) изучение природы как целостности, ее первоосновы и специфики ее бытия;
    5) изучение отдельных аспектов или видов бытия.
    4. Основной вопрос онтологии как учения о бытии:
    1) как устроен мир, т.е. сущее как целое?
    2) познаваем ли мир?
    3) что существует?
    4) каковы особенности человека как сущего?
    5) конечен или бесконечен во времени и пространстве мир?
    5. В современной философской традиции понятие «сущее» относится к:
    1) объектам, которые просто «существуют», но не осознают, что существуют;
    2) любому объекту, что есть в мире;
    3) умопостигаемым аспектам бытия;
    4) чувственно воспринимаемым видам бытия;
    5) миру как целому.
    История поисков решения проблемы бытия как онтологического основания
    межкультурного разнообразия общества
    1. Общая черта мировоззрения мыслителей XVII в., отличающая его от мировоззрения мысли- телей позднего Возрождения:
    1) рационализм;
    2) ригоризм;
    3) эмпиризм;
    4) такой черты нет, поскольку нет ничего, что объединяло бы все многообразие философских учений XVII в.;
    5) такой черты нет, поскольку между мировоззрением двух эпох нет существенной разницы.
    2. В чем Ф. Бэкон видит значение науки:
    1) наука – средство установления господства человека над природой;
    2) наука – средство преобразования общества на началах разума;
    3) наука – средство воспитания и развития человека;
    4) наука – цель сама по себе и стремится к познанию природы ради знания;
    5) наука – единственный путь постижения Бога.
    3. Признак, позволяющий учение Декарта рассматривать как продолжение «линии Парменида»:
    1) субстанциализм – поиски предельных оснований мира и человека, независящих от человека;
    2) рационализм в смысле признания наличия возможности у человека постичь бытие с помо- щью разума, а не чувств или веры;

    24 3) участие в разработке философской герменевтики (искусства и теории истолкования текстов);
    4) призыв попытаться изменить земной (неподлинный) мир по законам подлинного мира;
    5) выдвижение в качестве основы постижения бытия не разума, а чувств (эмоций).
    4. Английский философ XVIII в. Дэвид Юм является ярким представителем агностицизма. Зна- чит, он мог рассуждать именно таким образом:
    1) «Имей мужество мыслить самостоятельно!»;
    2) «… человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя»;
    3) «субстанция (она же «природа», она же «бог») существует только одна, т.е. она есть всё су- ществующее;
    4) «следует различать мир как он есть сам по себе – вещи-в-себе – и мир как он дан в явлении, т.е. в опыте»;
    5) «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный за- кон во мне».
    5. «Рациональная деятельность исследователя сводится к комбинированию материала, постав- ляемого органами чувств, и не дает принципиально нового знания» – укажите философа, кото- рый думал иначе:
    1) Ф. Бэкон;
    2) Т. Гоббс;
    3) Д. Локк;
    4) Д. Юм;
    5) Б. Спиноза.
    Проблема единства мира
    1. В чем состоит сущность философских представлений о субстанции:
    1) с помощью понятия «субстанция» объединяются три вида бытия – бог, сознание и материя;
    2) с помощью понятия «субстанция» философы отмечают изменения, происходящие в мире;
    3) понятие «субстанция» обозначает всё, что существует самостоятельно и через себя, имеет свою причину в себе;
    4) всё, что существует независимо от сознания человека, обозначается философами понятием
    «субстанция»;
    5) «субстанция» – это философское понятие, обозначающее все, что существует субъективно.
    2. Философы Нового времени (XVII-XIX вв.) разделились на два больших лагеря сообразно то- му, как отвечали они на этот вопрос, хотя многие домарксистские и немарксистские философы не считают этот вопрос основным для философии. О каком вопросе идет речь:
    1) о проблеме исходных понятий, т.е. понятий, с которых нужно начинать изучение философии;
    2) о проблеме жизни и смерти, о неминуемости конца жизни каждого человека;
    3) о вопросе по поводу взаимоотношений двух видов бытия – идеального и материального;
    4) о проблеме роли трансцендентного («потустороннего») мира в существовании нашего («по- сюстороннего») мира;
    5) о вопрос по поводу ничто в его соотнесённости с бытием.
    3. В содержание термина «деизм» входят все элементы, кроме одного – этот лишний элемент и укажите:
    1) поначалу деизм понимался как вера в единого верховного бога;
    2) бог принимает опосредованное участие в управлении «машиной» природы;
    3) со временем деизм стал пониматься как вера в бога, которая обоснована только разумом;
    4) бог является разумом, сконструировавшим целесообразную «машину» природы и давшим ей законы и движение;
    5) разум, логика и наблюдение за природой – единственные средства для познания бога и его воли.
    4. В списке вариантов ответа на основной вопрос философии будет лишним одно из учений – его и укажите:

    25 1) субъективный идеализм;
    2) объективный идеализм;
    3) деизм;
    4) теизм;
    5) дуализм;
    6) материализм.
    5. Существуют различные исходные основания (начала) бытия, утверждает:
    1)плюрализм;
    2) монизм;
    3) скептицизм;
    4) дуализм;
    5) марксизм;
    6) солипсизм.
    Движение, пространство и время как системные качества мира
    1. Понятие, с помощью которого описывается любой тип изменения и взаимодействия, – это:
    1) связь;
    2) развитие;
    3) субстанция;
    4) процесс;
    5) движение.
    2. Если человек умирает, когда мертв, то он умирает дважды, если когда жив, то ему нужно быть одновременно и живым и мертвым, следовательно, смерти нет. Данное рассуждение явля- ется разновидностью апории Зенона из Элеи, называемой:
    1) «Против множественности сущего»;
    2) «Летящая стрела»;
    3) «Дихотомия»;
    4) «Ахиллес и черепаха»;
    5) такой апории у Зенона из Элеи нет.
    3. «В любом возможном естественном событии – два основополагающих элемента: нечто ос- тающееся неизменным, а если и изменяющееся, то незначительно, и то, что по-настоящему из- меняется». Такое понимание соотношения изменчивости и неизменности характерно для:
    1) Гераклита;
    2) Парменида;
    3) Кратила;
    4) Демокрита;
    5) Аристотеля.
    4. В чем состоит сущность философского понятия «развитие»:
    1) развитие – это количественные изменения;
    2) развитие – это механическое движение, перемещение тел в пространстве;
    3) развитие – это единственный способ существования материи;
    4) развитие – это необратимые качественные изменения от старого к новому – либо от простого к сложному, либо наоборот;
    5) развитие – это повторение одного и того же, циклическое изменение.
    5. Какой процесс будет лишним в списке вариантов описания функционирования:
    1) изменение объекта при сохранении его качества, т.е. изменения в пределах «меры» данного объекта;
    2) поддержание гомеостазиса, т.е. устойчивого равновесия системы с внешней средой при усло- вии неизменности внешней среды;
    3) изменение положения объекта в пространстве;
    4) изменение объекта не по принуждению, а по собственной природе этого объекта;
    5) изменение внутренней структуры объекта с появлением новых качеств у объекта.

    26
    Итоговый тест
    1. Процесс научного познания начинается с:
    1) наблюдения и обобщения фактов;
    2) постановки проблемы;
    3) выдвижения гипотезы;
    4) построения модели изучаемого объекта;
    5) конструирования новой теории.
    2. Метод, в котором информация о факте выводится из общей посылки:
    1) дедукция;
    2) обобщение;
    3) синтез;
    4) аналогия;
    5) индукция.
    3. «В областях, которые наиболее доступны для использования в них данного приема мышле- ния (например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания». Здесь речь идет о таком приеме мышления, как:
    1) обобщение;
    2) анализ;
    3) дедукция;
    4) аналогия;
    5) синтез.
    4. Понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой приро- ды, на генетическую предопределенность развития собственно человеческих признаков и ка- честв:
    1) индивид;
    2) особь;
    3) личность;
    4) индивидуальность;
    5) человек;
    6) субъект.
    5. Наличие особенных свойств, отличающих её (его) как продукт филогенетического и онтоге- нетического развития, характеризует:
    1) субъекта;
    2) человека;
    3) вид Homo sapiens;
    4) индивида;
    5) личности;
    6) индивидуальности.
    Критерии оценки:
    Приведены в разделе 2
    2.
    Критерии и шкалы оценивания
    Для контрольных мероприятий (текущего контроля) устанавливается мини- мальное и максимальное количество баллов в соответствии с таблицей. Кон- трольное мероприятие считается пройденным успешно при условии набора коли- чества баллов не ниже минимального.
    Результат обучения по дисциплине считается достигнутым при успешном прохождении обучающимся всех контрольных мероприятий, относящихся к дан- ному результату обучения.

    27
    Количество баллов
    Разделы
    дисциплины
    Форма контроля
    min
    max
    1
    Тест № 1. Проблема метода – философия и систем- ный подход. Смысл слов «филия» и «софия» в слове
    «философия»
    5 10 1
    Тест № 2. Соотношение науки и философии как сис- тем знания
    5 10 1
    Тест № 3. Миф, религия, философия как мировоз- зренческие системы, определяющие культурное раз- нообразие общества
    5 10 1
    Тест № 4. Искусство и философия. О структуре курса
    «философия»
    5 10 2
    Тест № 5. Истоки размышлений о бытии
    5 10 2
    Тест № 6. История поисков решения проблемы бытия как онтологического основания межкультурного раз- нообразия общества
    5 10 2
    Тест № 7. Проблема единства мира
    5 10 2
    Тест № 8. Движение, пространство и время как сис- темные качества мира
    5 10 1 – 5
    Итоговый тест или устный опрос по вопросам экза- менационного билета
    10 20
    Итого
    50 100
    При оценивании результатов обучения по дисциплине в ходе текущего кон- троля успеваемости используются следующие критерии. Минимальное количест- во баллов выставляется обучающемуся при выполнении всех показателей, допус- каются несущественные неточности в изложении и оформлении материала.
    Наименование,
    обозначение
    Показатели выставления минимального количества баллов
    Тест
    Правильно решено не менее 50% тестовых заданий
    Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
    Итоговая оценка по дисциплине может быть выставлена на основе одних лишь результатов текущего контроля и итогового теста с использованием сле- дующей шкалы:
    Оценка
    Набрано баллов
    «отлично»
    85 – 100
    «хорошо»
    71 – 85
    «удовлетворительно»
    61 – 70
    «неудовлетворительно»
    50 – 60
    Если сумма набранных баллов менее 40 – обучающийся не допускается до промежуточной аттестации.

    28
    Билет к экзамену включает 3 теоретических вопроса.
    Промежуточная аттестация проводится либо на основе результатов текуще- го контроля с использованием вышеприведенной шкалы и результата итогового теста, либо на основе результатов текущего контроля с использованием вышепри- веденной шкалы и результата устного опроса по вопросам экзаменационного би- лета.
    Время на подготовку: 45 минут.
    При оценивании результатов обучения по дисциплине в ходе промежуточ- ной аттестации используются следующие критерии и шкала оценки:
    Оценка
    Критерии оценки
    «отлично»
    Обучающийся показал всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой, умение уверенно применять на их практике при решении задач (выполнении заданий), способность полно, правильно и аргументировано отвечать на вопросы и делать необходимые выводы. Свободно использует ос- новную литературу и знаком с дополнительной литературой, реко- мендованной программой
    «хорошо»
    Обучающийся показал полное знание теоретического материала, вла- дение основной литературой, рекомендованной в программе, умение самостоятельно решать задачи (выполнять задания), способность ар- гументировано отвечать на вопросы и делать необходимые выводы, допускает единичные ошибки, исправляемые после замечания препо- давателя. Способен к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной дея- тельности
    «удовлетворительно»
    Обучающийся демонстрирует неполное или фрагментарное знание основного учебного материала, допускает существенные ошибки в его изложении, испытывает затруднения и допускает ошибки при вы- полнении заданий (решении задач), выполняет задание при подсказке преподавателя, затрудняется в формулировке выводов. Владеет зна- нием основных разделов, необходимых для дальнейшего обучения, знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованной программой
    «неудовлетворительно»
    Обучающийся при ответе демонстрирует существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает грубые ошибки в формулировании основных понятий и при решении типовых задач
    (при выполнении типовых заданий), не способен ответить на наводя- щие вопросы преподавателя. Оценка ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательного учреждения без допол- нительных занятий по рассматриваемой дисциплине
    1   2   3


    написать администратору сайта