Ответы. Психология сексуальости. Системное понимание и определение сексуальности, компоненты
Скачать 346.09 Kb.
|
Пол и гендер В российской науке получил распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а термин «гендер» представлен просто как «более современное понятие в науке». Приверженцы биологического детерминизма осознанно или неосознанно считают, что биологические особенности мужчин и женщин определяют их социальные роли, психологические характеристики и т.д. В отечественных и зарубежных руководствах подчеркивается лишь субъективное ощущение себя мужчиной или женщиной или же существом в некоторой неопределенной позиции между двумя полами.
Эссенциалистский и сексистский подходы Работы О. Вейнингера, З. Фрейда, К. Юнга и отечественных философов В. Соловьева, С.Булгакова, Н. Бердяева, В. Розанова противопоставляли психологические качества мужчин и женщин Пихологические особенности женщин рассматривались как отклонение от норм и стандартов, полученных на мужской выборке Гендерные стереотипы При анализе стереотипных гендерных представлений, в 25 странах, выяснилось, что мужчин, как правило, считают более активными, волевыми, агрессивными и властными, а женщин - пассивными, слабыми, склонными к самоуничижению и нуждающимися в заботе. Маскулинность ассоциируется с активностью, силой, независимостью, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а фемининность – с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиненностью, конформностью, эмоциональностью. До начала 70-х годов ХХ века доминировало представление о том, что психологический пол (гендер) является культурным коррелятом биологического пола, а в основании психологических качеств индивида находятся природные (анатомические) характеристики. Подобные взгляды сформировали эссенциальную модель маскулинности / феминности, наиболее четко и ясно которую описывает знаменитая фраза З. Фрейда: «Анатомия – это судьба». Сам З. Фрейд в своих работах подчеркивал, что мужчина и маскулинное эквивалентно активному, а женщина и фемининное эквивалентно пассивному, женщины по своей природе занимают подчиненное положение, страдают чувством неполноценности из-за отсутствия пениса. Фрейд характеризовал женщин как странных, скрытных, неискренних, более завистливых, недостаточно надежных, ребячливых, склонных к мазохизму, сверхэмоциональных и менее рациональных, чем мужчины, более предрасположенных к неврозам, переполненных чувством собственной неполноценности и ненависти к себе. Эссенциальный подход (природная заданность) выражался и в том, что для каждого человека (в соответствие с его полом) характерна гендерная константа, которая формируется у ребенка к пятилетнему возрасту. Дальнейшая социализация заключается лишь в обогащении базовой ролевой модели соответствующим индивидуальным опытом, благодаря чему гендерная константа воспроизводится и укрепляется. Возникшая на ее основе гендерная идентичность становится личностным атрибутом, который фиксируется и остается неизменным и неотчуждаемым, как и сам биологический пол. Теория «социального конструирования гендера» возникла в противовес утверждению, что иерархия между мужчинами и женщинами биологически обоснована. Данная теория основана на двух постулатах: гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них. Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний, то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Представление о гендере как социальном конструкте предполагает, что и пол, и гендер, и сексуальность производны от социального контекста. Множество теорий, пытающихся объяснить процесс гендерной идентификации, которые получили общее название «социальный конструктивизм», сформулировали свое определение гендера. Гендер – это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования (или конструирования) пола посредством социальной практики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе, определяющее их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании). Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли. Благодаря работам социологов гендер стал пониматься как сложная самоорганизующаяся система, включающая в себя культурные символы, выработанные обществом в процессе своего развития, нормы и законы, регулирующие жизнь человека, и общества, социальные институты, воплощающие в жизнь эти нормы, и, наконец, самоидентификацию личности, т. е. понимание человеком самого себя и своего места в обществе в неразрывной связи с полом. Гендер понимается не просто как социальный пол личности, а как система межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального, исторического, культурного порядка. Гендер выступает в качестве социокультурного конструкта, который общество надстраивает над физиологической реальностью. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Конструктивизм_и_эссенциализм'>Конструктивизм и эссенциализм биодетерминистская парадигма - эволюционная теория В.А.Геодакяна социально-конструктивистская парадигма - теория социального конструирования гендера Эссенциализм Биоэволюционные теории склонны рассматривать специфические мужские и женские проблемы как фатальные и неизбежные следствия и издержки полового диморфизма Ранняя трактовка гендерной роли/идентичности исходила из того, что мужчины и женщины имеют врожденную потребность вырабатывать специфические, часто противоположные и потому взаимодополнительные гендерные черты Конструктивизм Отрицании биологического детерминизма Гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая не только основными институтами общества, но и самими индивидами Феминистский гендерный подход Статус пола перестает быть аскриптивным (приписанным). Утверждается, что не существует ни женской, ни мужской сущности. Половые роли сконструированы; и мужчины, и женщины создаются, ими не рождаются. Гендер определяется как причина и результат повседневных взаимодействий, которые контролируются обществом. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства. Социологические предпосылки теории конструирования гендера Три социологические теории, ставшие основными источниками теории социального конструирования гендера. 1. Социально-конструктивистский подход П.Бергера и Т.Лукмана (1966) Социальная реальность является одновременно объективной и субъективной. Она отвечает требованиям объективности, поскольку независима от индивида. С другой стороны, социальную реальность можно рассматривать как субъективный мир, потому что она постоянно созидается индивидом. 2. Концептуализация проблем гендерных отношений Г.Гарфинкелем в анализе случая транссексуализма MtF Агнес (Garfinkel, 1967). После интерпретации наличия мужских гениталий как ошибки природы, Агнес полностью меняет образ жизни. Перед ней стоит жизненно важная задача - стать настоящей женщиной. Выполняя эту задачу, Агнес осуществляет постоянные действия по созданию и подтверждению новой гендерной идентичности. Предметом анализа становится стратегия становления новой идентичности. Факт «производства гендера» (“doing gender”) становится очевидным лишь в случае коммуникативного сбоя, поломки сложившихся образцов поведения. Гендерный дисплей Социологические предпосылки теории конструирования гендера 3. Драматургический интеракционизм И.Гофмана (Goffman, 1997): гендерный дисплей Гендер созидается каждый момент, здесь и сейчас. В коммуникации лицом к лицу обмен разного типа информацией сопровождаются фоновым процессом созидания гендера. Дисплей - это многообразие представления и проявления мужского и женского во взаимодействии. Гендерный дисплей как представление половой принадлежности во взаимодействии (как спектакль) столь тонок и сложен, что его исполнение не может быть сведено к определенным репликам, костюмам, гриму и антуражу и пр. Вся атмосфера - стиль, хабитус - составляют дисплей гендера. Эта виртуозная игра выучена актерами давно, она срослась с их жизнями, поэтому она выглядит естественным проявлением их сущности - выражением не гендера, но естества (биологического пола). В этом и заключается загадка конструирования гендера - каждую минуту участвуя в этом маскараде представления пола, мы делаем это таким образом, что игра кажется нам имманентно присущей и отражающей нашу сущность. Гендерный дисплей является основным механизмом создания гендера на уровне межличностного взаимодействия лицом к лицу.
«Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее/его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности» Гендерная идентичность – социальный конструкт, представляющий собой целостную, сложно-организованную, внутрипсихическую, динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность
Термин «гендерная идентичность» был впервые представлен Р. Столлером и Р. Гринсоном. Для Р. Столлера «гендерная идентичность начинается со знания и понимания, или сознательного или бессознательного, что каждый принадлежит одному полу, а не другому… гендерной роли – явное поведение, которое каждый показывает в обществе, роль, которую он играет, особенно с другими людьми». Однако достойное место в современной психологии личности понятие «гендерная идентичность личности» сумело получить сравнительно недавно благодаря влиянию теорий и исследований гендерной идентичности в области социальной психологии (социология пола), феминистских и гендерных исследований. В категориальном аппарате отечественной психологии до конца прошлого века доминировало понятие «половая идентичность». Для описания особенностей половой идентичности исследователи использовали понятия «сексуальность», «половая роль», «мужчина и женщина», «мужская и женская Я-концепция», а также «полоролевая идентичность». Как справедливо отмечает И. С. Кл.цина (2005), несмотря на кажущееся сходство категорий «половая идентичность» и «гендерная идентичность», важно отметить, что внешне похожие описания этих феноменов строятся на различных методологических основаниях. Представления о половой идентичности, разрабатываемые в 80-е годы XX столетия, опирались на биолого-эволюционную парадигму и полоролевой подход, а современные концепции гендерной идентичности опираются на социально-конструктивистскую парадигму. В феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются телесные признаки пола (эссенциальный подход), на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола. В гендерной идентичности на первый план выходят социокультурные представления о категориях «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность как представитель какого-либо пола. Существующие в обществе нормативные эталоны «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» побуждают людей оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам и в этом направлении формировать свое «Я». В настоящее время термин «половая идентичность» постепенно отходит в прошлое как показатель медицинского и эссенциального подхода к пониманию взаимосвязи биологического пола и концепции маскулинности/феминности. На его место для большинства авторов последнего десятилетия пришло понятие «гендерной идентичности». И вот в процессе широкого использования этого понятия обнаружилось, что его сугубо психологическая, даже социально-психологическая и феминистская родословная привела к неудовлетворительному для клинической психологии и медицины определению. Отечественные и зарубежные руководства по психологии и сексологии приводят определение гендерной идентичности, в котором подчеркивается лишь субъективное ощущение себя мужчиной или женщиной или же существом в некоторой неопределенной позиции между двумя полами. Как результат, в психологической литературе существует весьма стойкое убеждение, что «маскулинность», «феминность» и «андрогинность» и есть гендерная идентичность. Иллюзорная простота и очевидность гендерной идентичности существует лишь в рамках «нормативной» модели, которая скрывает ее сложную и неоднозначную структуру. Многочисленные определения, включая и приведенные выше, отражают социально-психологический взгляд, ставящий знак равенства между ролевой (гендерной) моделью и идентичностью. Фактически это означает, что в психологическом дискурсе произошла подмена идентичности гендерной ролью. Психологическое понимание идентичности как личностного измерения, которое ориентировано на собственную уникальность и в этом смысле оказывается своеобразным противопоставлением «Я» заданным социальным моделям, требует рассмотрения вклада «природных задатков» в построение гендерной идентичности. Следует вернуться к пониманию гендерной идентичности, прежде всего как результату эмоционально-чувственного опыта, которое немыслимо без желаний, потребностей и их удовлетворения, без «вместилища» этих чувств, каковым является телесное Я («гендерное тело»). Это становится возможным лишь при обращении к системной, многоуровневой модели гендерной идентичности, которая должна учитывать как индивидные (конституциональные) особенности человека, его психологические характеристики, так и особенности сексуально-эротической сферы. Предлагаемый подход позволяет утверждать, что в основе конструирования гендерной идентичности лежат три подсистемы(18): а) анатомический пол (и соответствующая ему ядерная гендерная идентичность); б) личностные особенности, определяющие как качества, традиционно описываемые категориями маскулинность/феминность, так и стилевые особенности осуществления гендерных ролей; в) чувственные предпочтения (эротическое и сексуальное влечение), включая сексуальную ориентацию. Гендерная идентичность формируется в результате гендерной социализации (усвоения существующей гендерной схемы), однако этот процесс в значительной степени зависит от природных задатков человека. Это означает, что конструирование гендерной идентичности как системного образования строится на основе соотнесения своих индивидных особенностей в рамках параметров каждой подсистемы с имеющейся в социуме гендерной схемой. В соответствии с представленной моделью, можно говорить и об этапах конструирования гендера в детско-подростковом возрасте: а) Признание принадлежности к определенному (биологическому) полу становится существенным, базисным атрибутом «Я», первичным способом самокатегоризации. Переживание половой принадлежности и опыт ее освоения решается на основе принятия (или непринятия) анатомической данности. б) Собственно гендерная социализация как усвоение конвенциальных моделей гендерного взаимодействия (гендерных ролей). С двух-трех лет ведется «примерка» гендера и становится очевидным в какой мере существующие поведенческие модели могут быть освоены и воспроизведены. в) Переосмысление себя как субъекта и объекта сексуальности (переживания, связанные с сексуально-эротической сферой) в пубертате. Относительная независимость каждой из подсистем делает возможным существование не только большого разнообразия гендерной идентичности, но и рассогласования между этими компонентами. Формальное осознание своей половой ринадлежности и идентификация с традиционной бинарной гендерной схемой, что характерно для многих людей, скорее можно отнести к понятию «преждевременной» идентичности (по A. Waterman, 1982). Гендерная схема гетеросексуальных женщин тяготеет к патриархатной модели, где «мужское» и «женское» являются альтернативными полюсами, а собственный образ соотносится с фемининной моделью. Основными идентификационными образами, в соответствии с которыми строится гендерная идентичность гетеросексуальных женщин, являются эталонные образы лиц своего пола («Большинство женщин», «Мать», «Подруга»), а также видение своей «природной» данности («Тело», «Здоровье»). Чувственность, но не сексуальность, рассматривается как важный атрибут женственности; состояние здоровья и внешняя привлекательность служат важными критериями удовлетворённости жизнью. О «достигнутой» (зрелой) гендерной идентичности можно говорить лишь тогда, когда индивид в значительной степени внутренне дистанцировался от ролевых моделей (Лукьянов О. В., 2009), рассматривает их не как свою сущность, а как социальную данность, как «правила игры», которые личность должна соблюдать для того, чтобы быть хорошо адаптированной, быть понятой и принятой в процессе межличностного взаимодействия. Чаще всего оказывается, что это становится возможным лишь в результате проблематизации одной из подсистем гендерной идентичности (прохождение через кризис идентичности). Гендерная идентичность личности всегда предполагает самоопределение и установление границ перформанса гендерных характеристик. Типов гендерной идентичности личности существует столько, сколько известно (данному индивиду) гендерных групп. Человек сам определяет, к какой гендерной группе он себя относит и по каким критериям это включение он осуществляет. Если это субъективно принимаемый образ, то он в полной мере находит воплощение в поведенческих паттернах, в социальных интеракциях. Таким образом, мы видим, что при всех различиях, свойственных столь разным группам, модель гендерной идентичности может быть описана как осознание своей половой принадлежности и обретение форм самопрезентации как субъекта сексуальности и представителя гендерной группы. |