Главная страница
Навигация по странице:

  • Формальный и интерпритация рисунка

  • 2. аспекты рисунка

  • Содержательный и интерпритация рисунка: 1. смысловая фигуры (голова или ее заместители).

  • 2. Несущая, часть (ноги, лапы и пр.).

  • 3. Части, над фигуры

  • 7. возможности.

  • 8. Название.

  • Курс Наталья. Психологопедагогический практикум


    Скачать 129 Kb.
    НазваниеПсихологопедагогический практикум
    Дата15.05.2023
    Размер129 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурс Наталья.docx
    ТипПрактикум
    #1130651
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Приложение 1



    Проективная «Тест животное»

    (автор: Дукаревич М.З.)
    Методика “Рисунок животного” (РНЖ) к проективных и не на стандартизации, на закономерностей канала невербальной коммуникации.

    Цель: РНЖ может быть либо в обследование, либо как вспомогательный диагностический в групповой психокоррекции. Он быть использован как для обсуждения в пациентов либо в диалоге - с выяснения и черт личности, проблем и установок. В индивидуального РНЖ может в эвристической для беседы.

    Чтобы человеквыполнять РНЖ, соблюдать два правила: 1) его рисование не оцениваться, не стремления стереотипы; 2) для должно смысл.

    Материал: 1) простой карандаш твердости, отточенный (ручкой, рисовать нельзя), т.к. карандаш моторику руки (нажим, дрожание, прерывистость и т.д.), что важно при анализе; 2) лист стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. должна быть ориентирована вертикально.

    Инструкция: “Придумайте и несуществующее и его названием.” Далее уточнить, что брать из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; животные тоже не подходят.

    Формальный и интерпритация рисунка:

    К формальному относятся:

    1) семантика расположения в пространстве;

    2) графологические признаки.

    1. пространства рисунка.

    Как свидетельствует практика и исследования, рисунка семантически неоднородно. Оно с окраской и временным периодом - настоящим, и будущим, а с и идеальным. Пространство, сзади и от субъекта, с и бездеятельностью (т.е. с активной между замыслом, планированием и его осуществлением), а впереди и - с периодом и активностью. Лист является проекцией этого пространства.

    На листе левая и низ связаны с окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. сторона (соответственно доминантной руке) и верх - с окрашенными эмоциями, энергией, активностью, действий.

    В норме рисунок по линии (или левее) и чуть выше середины листа бумаги. рисунка к краю (чем больше, тем выраженнее) как самооценка, собственным положением в и признанием окружающих, на продвижение, к самоутверждению, в признании. Повышение положения на бумаги со к эмоциональному принятию со окружения, со соответствовать высокому социальному стандарту. рисунка связано с фиксации на к ситуативных потребностей.

    Положение в нижней листа - показатель: в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, в своем социальном положении, стремления быть окружением, склонность к на к ситуативных потребностей.

    Правая и левая листа противоположную по оппозициям “пассивность - деятельность”, “внутреннее - внешнее”, “прошлое - будущее”. Соответственно местоположение рисунка и от линии листа, а ориентация и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение символизирует направленность в сторону достижения тех или иных в указанных оппозиций.

    Голова, направленная вправо, - тенденция к действию: все, что обдумывается и планируется, или, по мере, начинает осуществляться (если даже и не до конца). настроен на реализацию намерений и установок.

    Голова, направленная влево, - к рефлексии, к размышлению, “не человек действия”. Лишь часть реализуется или хотя бы начинает реализовываться. это - нерешительность, перед активными действиями (вариант: ли к или активности - следует дополнительно). Это может быть с отсутствием притязаний на в внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием к доминированию, с на какой-либо в прошлом.

    Положение “анфас”, т.е. голова, на рисовавшего, трактоваться как эгоцентризм. положение бывает по в отношении описанных уровня с влево. оно трактуется как прямота, бескомпромиссность, как на глубинное чувство незащищенности.

    Сдвиг вправо рисунка свидетельствовать об будущего, черт характера, к над ситуацией, на окружающих, экстраверсии. сдвиг наблюдается редко и быть связан с “бунтарством”, неподчинением. выявили связь между вправо и показателей теста С.Розенцвейга. Соответственно, удельный вес реакций с целью эгозащиты, количество вовне и агрессивности. Связь отстаивания правоты со вправо хорошо иллюстрирует рисунка с метафорой.

    Сдвиг рисунка имеет значение. Это прошлого, нежелание в ситуации, к вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия. интропунитивные реакции, снижается внешне-направленной и реактивности.

    Двух (и более)-головные и “тяни-толкай” как выражение противоречивых тенденций.

    Необходимо также осторожно подходить к интерпретации рисунков, более 2/3 листа бумаги; а также к рисункам, за срез листа: они не указанным семантическим закономерностям.

    Особую категорию также рисунки, в верхнем углу листа. Этот тип часто о тревожности, склонности к поведению и (желание из ситуации, уход в либо в фантазию), новых переживаний. Возможна выраженная между и притязаний (актуальным и идеальным “Я”). Эти также не общим семантическим закономерностям.

    Обобщая, можно сказать, что пространство является всех возможных пространств, с которых быть метафорически охарактеризованы и индивида. Чаще оно символизирует социальную в ее (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, и т.д.). В интерпретации эти аспекты роль рамок, многозначность образа.

    К ряду интерпретационных работы с относится внимания на ощущения, рисунком (например, - устойчивость, что относится к в социуме, и пр.). попытаться представить, куда животное, если “открепить” его от (вправо, влево, вверх, вниз), или оно на месте. попытаться определить, насколько или рисунок животного (например, одна фигуры в направлении, а этому препятствует, либо в направлении).

    2. аспекты рисунка (два аспекта).

    2.1. Уровень наличных средств образа в (анализ характеристик идеомоторного акта). К аспекту относится линии.

    Для нормы характерна линия со равномерным и четкими соединениями.

    Колеблющаяся, прерывающаяся линия, “островки” друг линий, несоединенные углы, “запачканные” говорят о напряженности, уровне тревожности, что невротикам. рисунка могут быть размытыми, “волосатыми”, во всем может чувствоваться неуверенность, неловкость. (Рисункам невротиков также бывает свойственно отклонение от вертикали, “касающиеся рисунки”, конечности, или непомерное кистей и стоп).

    Характер линии одним из общей энергии. паутинообразная линия (“возит по бумаге”, не на него) признаком экономии энергии, астенизации, общего тонуса. (При фоне настроения встречается редко и с линии и деталей).

    Обратный характер не полярным: это не энергия, а увеличения тонуса в с тревожностью. следует внимание на резко линии, с стороны (судорожный, высокий тонус руки) - генерализованная тревожность. обращать внимание на то, деталь, символ с нажима, т.е. к чему тревога (например, “шип”). О тревожности также наличие внутри фигуры и деталей.

    2.2. Пространственно-символический аспект. В этом анализируется направление и характер контура.

    “Падающие линии” и направление вниз свидетельствует о быстро усилии, тонусе, депрессии. “Поднимающиеся линии”, движения вверх говорят о хорошем энергетическом движения, к энергии, агрессивности.

    Контур фигуры трактуется как Я и социума, символизируемого окружающим пространством. круга, ничем не заполненного, символизирует к сокрытию, замкнутость, своего внутреннего мира, сообщать о себе окружающим, подвергаться тестированию. рисунки дают ограниченное информации об испытуемом.

    Контур фигуры по или выступов типа шипов, панцирей, игл, или линии контура. Это - от окружающих: агрессия, если они в углах; и тревога, если место затемнение, “запачкивание” контура; и подозрительность, если поставлены “щиты”, заслоны, удвоена.

    Направленность такой определяется пространственному положению. Верхний контур - вышестоящих, лиц, имеющих наложить запрет, ограничение, принуждение, т.е. старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. контур - против насмешек, авторитета, т.е. нижестоящих, младших, подчиненных, боязнь осуждения. контуры - опасливость, готовность к любого и в разных ситуациях. О том же элементы защиты, не по контуру, а контура, на корпусе животного. - защита в процессе деятельности, - защита мыслей, убеждений, вкусов.

    Степень агрессивности количеством, и острых в рисунке, от их с той или иной деталью. весомыми в этом являются символы - когти, клювы, зубы.

    Контур также может как “оболочка”, контроля со “Я” за собственной аффективностью, ее вовне.

    Укрупненные рисунки могут о аффекта, эгоцентризме, придавании повышенного своей персоне. При этом учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, - мальчиков. рисунки - наличие депрессии, подавленность, угнетенность, самоконтроль.

    Уверенные, хорошо линии, пластичность является показателем хорошего аффективности. В повышенной возбудимости, плохой контролируемости проявлений по появляются увеличенные рисунки с пристыкованными, перерывы, но линиями контура, впечатление “разрывания” изнутри наружу. Ощущение ригидности, оболочки при теплоты в впечатлении от рисунка может признаком подавляемой эмоциональности, либо нивелирования, эмоциональной сферы.

    Содержательный и интерпритация рисунка:

    1. смысловая фигуры (голова или ее заместители).расположенных на голове деталей, органам чувств.

    Уши - заинтересованность в и мнения о себе.

    Рот. Приоткрытый рот в с - при прорисовки губ - трактуется как речевая (болтливость); в с прорисовкой губ - чувственность, - и то, и вместе. Открытый рот без прорисовки и губ, зачерченный, как возникновения опасений, страха, недоверия. Рот с - вербальная агрессия, в случаев - защитная (“огрызается”, в на к нему отрицательного содержания, или порицания).

    Особое значение глазам как присущего переживания страха. Это особо резкой радужки.

    Ресницы - истероидно-демонстративные в поведении, для - черты характера (с зрачков редко). свидетельствуют также о в окружающими красотой и манерой одеваться, большого внешности.

    На голове бывают дополнительные детали:

    - рога: защита или (определяется в с признаками - когтями, щетиной, и пр.; этой - или защитно-ответный);

    - перья: тенденция к и самооправданию, демонстративность;

    - грива, шерсть, прически: чувственность, женщинами пола, иногда - на свою роль.

    2. Несущая, часть (ноги, лапы и пр.).“основательность” этой по к всей фигуры и по форме.

    Основательность - обдуманность, в решений, в суждениях, опора на положения. В случае - суждений, легкомыслие в выводах, суждений; - в принятии решения, при или отсутствии ног. Следует обратить на соединения ног (лап) с корпусом: точно, тщательно, небрежно, слабо, не вовсе - это контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

    Однотипность и однонаправленность, формы “ног”, лап, элементов опорной части - суждений и установок, их стандартность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей - установок, суждений, самостоятельность, небанальность, (соответственно формы) - творческое или инакомыслие.

    3. Части, над фигуры (могут быть или украшением).

    Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, завитушки, и пр. Первые - охвата областей человеческой деятельности, в себе, “самораспространение” с неделикатным, утеснением окружающих, либо любознательность, “соучастие” как в количестве мероприятий, себе “места под солнцем”, своей деятельностью, предприятий (соответственно детали-символа: или щупальца). - демонстративность, к на себя внимания, манерность.

    Хвосты отражают к действиям и решениям, размышлениям, выводам, к своей продукции, судя по тому, ли эти вправо или влево. - по своих и (поведение), - по поводу мыслей, решений, момента, нерешительности. Положительная или оценка отношения в направлении хвоста: (уверенно, положительно, бодро) или движением вниз (недовольство собой, подавленность, сожаление, по поводу, раскаяние и т.п.). следует внимание на хвосты, из нескольких, повторяющихся звеньев, пышные, длинные, разветвленные.

    4. энергия. Оценивается деталей рисунка:

    - просто примитивный абрис;

    - только необходимое деталей, дать о животном (тело, голова, конечности, и т.д.);

    - с заполненным контуром;

    - имеет место не необходимых, но и конструкцию дополнительных деталей.

    Соответственно чем составных и (помимо необходимых), тем выше энергия. Если - энергии, астенизированность.

    5. аспект.

    Тематически животные на угрожающих, и нейтральных. Это и к собственной персоне, к “Я”, о положении в мире. Сюда же представление о - беззащитности, опекать - в заботе, - и т.д.

    Об инфантилизме и незрелости уподобление рисуемого животного человеку, с животного в прямохождения (на две лапы четырех), в одежду и кончая похожестью на лицо, на ноги и руки. этого с аллегорическим животных и их в и притчах. Но это не путать с животного и человеческих взаимоотношений себе подобными, что, напротив, одним из признаков неформального к и, следовательно, проекцией.

    Следует обратить на признаков пола - вымени, груди (при человекоподобной фигуре). Это к полу, до на сексуальных проблемах. одноименного с пола признаком хорошей со сексуальной ролью; в случае - может сигнализировать об здесь нарушениях.

    6. детали.и необычно на себя вмонтирование частей в ткань животного: животного на постамент; гусеницы; прикрепление к пропеллера; в тело проводов, и т.п.

    Это наблюдается образом у шизофренией и шизоидов (если не продиктовано на оригинальность).

    7. возможности.

    Выражены обычно сочетания фигуры. Банальность, отсутствие творческого принимает “готового”, животного, к которому лишь также “готовые детали” - существующее животное несуществующим. выражается в построения фигуры из элементов, а не из “заготовок”.

    8. Название.

    Может выражать содержание частей (“летающий заяц”, “бегакот”, “мухожор”). вариант - с “книжно-научным”, с латинским или (“реталетус”, “наплиолярия”). - рациональность, установка при и адаптации. - демонстративность, направленная, образом, на своего разума, эрудиции. названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (“грягэкр”, “лалио”), легкомысленность к окружающему, учитывать опасности, аффективных критериев в мышления, эстетических над рациональными. Иронически-юмористические (“риночурка”, “пельмеш”) при соответственно иронически-снисходительном к окружающим. Инфантильные названия имеют элементы (“тру-тру”, “кус-кус”). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) непомерно названиями.

    Беседа.

    Рисование животного беседой-опросом. происхождение, пол, возраст, габариты животного, предназначение органов, а также органов, агрессивный характер. способ пищи (плотоядное или нет), с и само таковых, способ потомством (брачные отношения), и поведения в ситуациях, с или жертвами.

    Таблица 7 - Симптомокомплексы для агрессивности по методике «Несуществующее животное»

    Симптомо-комплекс

    Симптом




    Балл

    1

    Сильная, линия рисунка

    0

    1

    2

    2

    Неаккуратность рисунка

    0

    1

    2

    3

    Большое острых углов

    0

    1

    2

    4

    Верхнее углов

    0

    1

    2

    5

    Крупное изображение

    0

    1

    2

    6

    Голова вправо или анфас

    0

    1

    2

    7

    Хвост вверх, пышный

    0

    1

    2

    8

    Угрожающее выражение

    0

    1

    2

    9

    Угрожающая поза

    0

    1

    2

    10

    Наличие нападения (зубы, рога, когти)

    0

    1

    2

    11

    Хищник

    0

    1

    2

    12

    Вожак или одинокий

    0

    1

    2

    13

    При дерется способом

    0

    1

    2

    14

    Ночное животное

    0

    1

    2

    15

    Другие признаки

    0

    1

    2


    Для количественной обработки баллы, выраженность того или параметра: 0 - не выражено, 1 - выражено, 2 - выражено.

    Высокая - 21 - 42 баллов; средняя - 11 - 21 баллов; низкая - 1 - 11 баллов.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта