Главная страница
Навигация по странице:

  • Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  • Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий

  • Рабочая программа

  • Процесс

  • В работе с хоровым коллективом

  • Особенности возрастной группы учащихся которым адресована программа.

  • Результаты освоения учебного предмета

  • Метапредметные результаты

  • Выпускник получит возможность научиться

  • Прогнозируемые результаты и способы их проверки

  • ктпп. ктпЗадорные нотки. Рабочая программа кружка Задорные нотки


    Скачать 59.03 Kb.
    НазваниеРабочая программа кружка Задорные нотки
    Дата10.04.2023
    Размер59.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлактпЗадорные нотки.docx
    ТипРабочая программа
    #1050968
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Содержание внеурочной деятельности «Весёлые нотки»

    Содержание внеурочной деятельности «Весёлые нотки»

    6 класс(34 часа)

    1 .Вокально-хоровая работа (20 ч.)

    Прослушивание голосов-1 ч.; Распевание -1 ч.; Пение учебно-тренировочного материала-2 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 4ч.; Индивидуальная вокальная работа-3 ч.; Плясовые народные песни-4ч.; Двухголосие-4 ч. ; Дикция-2 ч.; Звуковедение-2 ч.

    2 Музыкально-теоретическая подготовка (8 ч.)

    Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.

    3 Теоретико –аналитическая работа (2 ч.)

    Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве композиторов-классиков-1 ч.

    4 Концертно-исполнительская деятельность (2 ч.)

    Отчетный концерт- 2 ч.

    Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

    В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; экскурсии; организация фотовыставок; концертная деятельность.

    Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

    - словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);

    - наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);

    - стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);

    - метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);

    - объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);

    - репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

    - исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

    - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

    Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.

    Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:

    1.Детские музыкальное оборудование:

    2.Микрофоны

    3.Компьютер

    3.Мультемедийный проектор

    4.Электронные носители с фонограммами (+ и -)

    Рабочая программа

    кружка «Задорныеые нотки»

    Срок реализации – 1 год.

    Возраст учащихся 11-12лет.

    Руководитель

    Учитель русского языка и литературы Семис-оол Софья танмааевна.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа кружка разработана на основе типовых программ М.И. Белоусенко

    « Постановка певческого голоса», Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально–певческое воспитание детей». Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.

    Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

    Основные задачи в работе кружка:

    - Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

    - Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

    - Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

    Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

    Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

    Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

    Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

    Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

    1. Певческая установка

    0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

    2. Дыхание

    Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

    1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

    2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

    3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

    С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

    К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье сберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

    3.Артикуляционные задачи.

    Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.

    При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым.

    В работе над гласными следует:

    а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

    б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

    в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

    г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

    Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

    4. Выработка подвижности голоса.

    Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

    5. Расширение певческого диапазона детей.

    Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

    6. Развитие чувства метроритма.

    Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

    7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

    Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

    Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

    8. Работа над чистотой интонирования.

    В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

    9. Формирование чувства ансамбля.

    В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

    10. Формирование сценической культуры.

    Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

    Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    В работе с хоровым коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

    1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

    2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

    3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

    4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

    5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

    6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

    Особенности возрастной группы учащихся которым адресована программа.

    Возраст детей 7-10 лет. Это учащиеся 1, 2, 3, 4 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.

    Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

    Режим занятий.

    Общее количество часов в год – 68 часа.

    Количество часов в неделю – 2 часа.

    Периодичность в неделю – 2 раза.

    Продолжительность занятия – 1 час
    Результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Вокально - хоровое пение»:

       - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

       - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур  и религий;

       - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию;

      -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

     -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

      -коммуникативная  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

      -участие  в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

       -эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

    Метапредметные  результаты  :

    -умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

       - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

       - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

       - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

       - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

    Предметные результаты:

       - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе  осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества.

       -развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

       - сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,  драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

       -воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

          -овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

       -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

       -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

    Выпускник научится:

    • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально- творческой деятельности;

    • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

    • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

    • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

    • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

    • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

    • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм

    • построения музыки;

    • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Выпускник получит возможность научиться: • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

    • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

    • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

    Выпускник научится:

    • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

    • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

    • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит возможность научиться:

    • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально- поэтического творчества народов мира;

    • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки

    Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах конкурсах и фестивалях.

    В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

    Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

    Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта