Главная страница

литра 9кл.. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка
Дата11.09.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлалитра 9кл..doc
ТипРабочая программа
#671814
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

83







М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: пробле­матика и образы.

1

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: пробле­матика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современ­ное общество. Система обра­зов произведения. Умственная, нравственная, духовная недо­развитость — основа живуче­сти «шариковщины», «швондерства». Смысл названия по­вести

Конспектирование лекции учителя о М. А. Булгакове. Сообщение о биографии и творчестве М. А. Булгако­ва, истории создания повести. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве М. А. Булгакова. Выразительное чтение фрагментов повести. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллектив­ном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционально­го содержания.

Практическая работа. Характеристика Шарикова и средств создания его образа, а также сопоставительная характеристика Шарикова и Швондера. Подбор цитат на тему «Средства создания комического в повести».

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника о Булгакове. Выполнение заданий практи­кума «Читаем, думаем, спорим...». Письменный ответ на вопрос «Почему повесть „Собачье сердце" направ­лена против „шариковщины"?»




84







М. А. Булгаков. «Со­бачье сердце»: поэтика по­вести.

1

М. А. Булгаков. «Со­бачье сердце»: поэтика по­вести. Поэтика Булгакова-са­тирика. Гуманистическая по­зиция автора. Приём гротеска в повести. Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире


Выразительное чтение фрагментов повести. Состав­ление лексических и историко-культурных коммента­риев. Соотнесение содержания повести с реалистиче­скими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, ил­люстрирующих понятия «гротеск», «художественная условность», «фантастика», «сатира». Обсуждение те­атральных или кинематографических версий повести.

Практическая работа. Составление цитатных та­блиц «Реальность и фантастика в повести» и «Смысл смены рассказчиков в повести».

Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов:

  1. Какова роль фантастических элементов в повести «Собачье сердце»?

  2. Зачем автор прибегает в «Собачьем сердце» к сме­не рассказчиков?

Написание отзыва (рецензии) на театральные или кинематографические версии повести. Подбор мате­риала и подготовка сообщения о биографии и твор­честве М. И. Цветаевой с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета

гротеск

Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире

85







М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий...», «Бабуш­ке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..». Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление пред­ставлений о видах рифм и спо­собах рифмовки. Стихотворе­ния и романс на стихи поэта в актёрском исполнении

Конспектирование лекции учителя о М. И. Цвета­евой. Сообщение о биографии и творчестве поэта. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения однокласс­ников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в кол­лективном диалоге. Выявление признаков лириче­ского рода в стихотворениях. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёх­сложных размеров стиха. Работа со словарём лите­ратуроведческих терминов. Поиск примеров, иллю­стрирующих понятия «рифма», «способы рифмовки». Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтиче­ский синтаксис, фоника и др.) и определение их ху­дожественной функции.

Самостоятельная работа. tКонспектирование ста­тьи учебника о М. И. Цветаевой. Подготовка к выра­зительному чтению наизусть и письменному анализу одного из стихотворений или письменный ответ на вопрос «В чём новизна поэзии М. И. Цветаевой?». Ответы на вопросы и выполнение заданий виктори­ны № 15 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»)

Углубление пред­ставлений о видах рифм и спо­собах рифмовки.

86







М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России.


1

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы родины и Москвы в лирике М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих по­исках поэта


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. за­дания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение обще­го и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта.

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Образ России в лирике Цветаевой и его фольклорные истоки».

Самостоятельная работа. Подготовка к вырази­тельному чтению наизусть и письменному анализу одного из стихотворений или письменный ответ на вопрос «Что в образе России М. И. Цветаева счита­ет главным?». Подготовка сообщения о биографии и творчестве А. А. Ахматовой с использованием ма­териалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета. Проект. Подготовка вечера, посвященного творче­ству М. И. Цветаевой




87







А. А. Ахматова. Стихотворения о родине и о любви.


1

А. А. Ахматова. Сти­хи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме...», «Я спросила у кукушки...»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Что ты бродишь неприкаянный...»). Слово о поэте. Стихотворения о родине и о любви. Трагические ин­тонации в любовной лирике. Стихотворения в актёрском ис­полнении

Конспектирование лекции учителя об А. А. Ахмато­вой. Подбор и обобщение дополнительного матери­ала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни­ков, исполнения актёров (см. задания фонохрестома­тии). Устный или письменный ответ на вопрос (с ис­пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств язы­ка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника, поэтические интонации и др.) и определение их художественной функции в стихотво­рениях (по группам).

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника об А. А. Ахматовой. Подготовка к вырази­тельному чтению наизусть и письменному анализу одного из стихотворений или письменный ответ на вопрос «Какими средствами передаются в стихотво­рениях эмоции автора?»




88







А. А. Ахматова. Стихи о поэте и поэзии.

1

Урок 87. А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пуш­кин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с ми­лым...»), из поэмы «Рекви­ем» («И упало каменное сло­во...»). Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-тре­петные, мужественные инто­нации и их причины. Особен­ности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения в актёрском исполнении.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. за­дания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэти­ческий синтаксис, фоника, поэтические интонации и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях (по группам).

Самостоятельная работа. Конспектирование ста­тьи учебника об А. А. Ахматовой. Подготовка к вы­разительному чтению наизусть и письменному ана­лизу одного из стихотворений или письменный ответ на вопрос «Как воспринимает Ахматова горе родной страны и свою собственную судьбу?». Подбор матери­ала и подготовка сообщения о биографии и творче­стве Н. А. Заболоцкого с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета




89







Н. А. Заболоцкий. Основные темы его лирики.

1

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в приро­де...», «Завещание». Слово о поэте. Тема гармонии с приро­дой, её красоты и бессмертия. Стихотворения в актёрском ис­полнении. Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в ли­рике поэта: «Где-то в поле возле Магадана...», «Мож­жевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философ­ская глубина обобщений поэта-мыслителя. Стихотворения в актёрском исполнении

Конспектирование лекции учителя о Заболоцком. Сообщение о биографии и творчестве поэта на ос­нове самостоятельного поиска материалов. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Заболоцкого. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное ре­цензирование выразительного чтения одноклассни­ков, исполнения актёров (см. задания фонохресто­матии).

Устный или письменный ответ на вопрос (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэти­ческий синтаксис, фоника, поэтические интонации и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях (по группам).

Самостоятельная работа. Подготовка к вырази­тельному чтению наизусть и письменному анали­зу одного из стихотворений о любви и смерти или письменный ответ на вопрос «В чём Заболоцкий видит красоту человека и признаки истинной люб­ви?». Подбор материала и подготовка сообщения о биографии и творчестве М.А.Шолохова с ис­пользованием материалов практикума «Читаем, ду­маем, спорим...», справочной литературы и ресур­сов Интернета. Чтение рассказа «Судьба человека»




90







М. А. Шолохов. «Судьба человека»: пробле­матика и образы.

1

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: пробле­матика и образы. Слово о писателе. Судьба человека и судьба родины. Образ главно­го героя — простого человека, воина и труженика. Тема воин­ского подвига, непобедимости человека. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении


Конспектирование лекции учителя о Шолохове. Под­бор и обобщение дополнительного материала о био­графии и творчестве М. А. Шолохова. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использо­ванием цитирования). Участие в коллективном диало­ге. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Практическая работа. Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная ха­рактеристика персонажей. Подбор цитат на тему «Стойкость человека в суровых испытаниях».

Самостоятельная работа. Конспектирование ста­тьи учебника «Михаил Александрович Шолохов». Письменный ответ на вопрос «Почему трагическое повествование о войне не вызывает у читателя чув­ства безысходности?» (по рассказу «Судьба человека»).

Проект. Подготовка электронной презентации «Рас­сказ „Судьба человека" в иллюстрациях»

Углубление по­нятия о реалистической типизации

91







М. А. Шолохов. «Судь­ба человека»: поэтика рас­сказа.


1

М. А. Шолохов. «Судь­ба человека»: поэтика рас­сказа. Особенности авторско­го повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Значение карти­ны весенней природы для рас­крытия идеи рассказа. Смысл названия рассказа. Широта ти­пизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации


Выразительное чтение фрагментов рассказа. Соот­несение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Ана­лиз различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ком­позиция», «автор», «рассказчик», «рассказ-эпопея». Обсуждение кинематографической версии рассказа.

Практическая работа. Составление цитатной таб­лицы «Образы рассказчика и автора-повествователя в рассказе „Судьба человека"». Подбор цитат на тему «Роль картин природы в раскрытии идеи рассказа».

Самостоятельная работа. Написание отзыва (ре­цензии) на кинематографическую версию рассказа или письменный ответ на вопрос «Каков смысл на­звания рассказа „Судьба человека"?». Подбор мате­риала и подготовка сообщения о биографии и творче­стве Б. Л. Пастернака с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Углубление понятия о реалистической типизации

92







Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви.

1

Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Слово о поэте. Вечные темы и современность в стихах о при­роде и любви


Конспектирование лекции учителя о Б.Л.Пастер­наке. Сообщение о биографии и творчестве поэта. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пастернака. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Фор­мулирование вопросов к стихотворениям. Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Вечные темы и образы в лирике поэта». Выявление художествен­но значимых изобразительно-выразительных средств язы­ка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический син­таксис, фоника, поэтические интонации и др.) и опре­деление их художественной функции в стихотворениях. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Борис Леонидович Пастернак». Подготов­ка к выразительному чтению наизусть и письменно­му анализу одного из стихотворений или письменный ответ на вопрос «Какие вечные темы и образы связа­ны в стихах Пастернака с современностью?»




93







Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта.



написать администратору сайта